Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

ГЕНЕАЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   ГЕНЕАЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
RSS

Автор статьи: О.Мосин
Первоисточник: Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 #



Социальная организация первобытного общества
Ранними формами организации первобытного общества являлись материнский род и патриархат, как это имеет место в некоторых племенах Австралии и Полинейзии, находящихся на ранних стадиях общественного развития, для которых распространен групповой брак 53. Дальнейшее развитие родовых отношений могло быть связано с возникновением системы, состоящей из двух связанных взаимными брачными отношениями родов - дуально-родовой организации, поскольку в силу экзогамии род не мог существовать в связи с другим родом. В результате наряду с групповым браком (многобрачие) возник парный и вместе с ним - парная семья. С поселением супругов вместе первобытное общество перестало совпадать с родом, но имея в своем составе людей, принадлежавших к нескольким родам, каждая община имела в своей основе один определенный род и в этом смысле оставалась родовой. Род мог быть материнским, но в определенных условиях наряду с материнским мог возникнуть и отцовский род (например, у австралийцев) 54. Роды могли объединятья в племена.
Племенная организация является типом этнической общности и формой социальной организации первобытного общества, характерной чертой которой является существование кровнородственных связей между его членами, деление на роды и фратрии 55. Среди признаков племененной организации выделяют наличие племенной территории, определенная экономическая общность соплеменников, единый племенной язык, племенное самосознание, племенная эндогамия, а у развитого племени - также племенное самоуправление, состоящего из племенного вождя, военноначальников. По одной из существующих ныне теорий, племя в зачаточном виде возникло одновременно с родом (по другой - несколько поздже его), поскольку экзогамность рола предполагает постоянные связи (брачные, а также хозяйственные и культурные) как минимум между двумя родовыми коллективами 56. Примерами ранней стадии развития племенной организации могут служить племена австралийстких аборигенов, более поздней - племена северо-американских индейцев. Племенная организация обычно существует до перехода к государству: дальнейшей эволюции племени предшествуют развитие имущественного расслоения, появления племенной знати, возникновении союзов племен и др 57. Следует подчеркнуть, что в остаточных формах племенные организации могут сохраняться и позже, на рубежах рабовладельческих, феодальных и капиталистических государств (племена кочевников-арабов, курдов, афганцев и др.).

Потестарная власть и управление.
Управление в первобытном обществе, вероятно, было равноправным: все наиболее важные вопросы жизнедеятельности рода решались общим собранием его членов с правом каждого взрослого мужчины на участвие в обсуждении и принятии решения. Для осуществления оперативного управления родом избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность старейшины была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный, наделенный большими организационными и умственными способностями, он заменял старейшину. Можно предположить, что противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя и своих интересов от рода, а с другой - должность старейшины предполагала определенную ответственность, заботу о роде и др. Таким образом, власть старейшины основывалась не только на его физической силе, но и на моральных качествах - его личном авторитете, уважении и др.
Позднее родовое управление осуществлялось советом старейшин, представляющих соответствующие роды, совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала специальных привилегий. Союз племен, в свою очередь, управлял советом племенных вождей, который избирал вождя союза и военного вождя.
С развитием общества постепенно осознавалась важность управления и руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществлявшие управление, накапливали соответствующий необходимый опыт, постепенно привело к пожизненному отправлению общественных должностей.
Власть в первобытном обществе принадлежала вождям, совету старейшин и опиралась на авторитет вождя и его силу (потестарная власть от лат. potestas -мощь, сила) 58. Эта власть распространялась на эгалитарное общество, члены которого были равны. Политическая власть, как известно, предполагает неравенство, т. е. деление на управляющих и управляемых. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике не знало такого деления; в родовом обществе существовала потестарная власть и половозрастное распределение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

Нормативное регулирование.
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы закрепили на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени, отношения людей, формы их поведения, отношения между полами, культовые и религиозные отправления, определенную соподчиненность в обществе. Их общей особенностью являлась их "мононормность"; они в большинстве не отделяли прав от обязанностей, поскольку права индивида сливались с обязанностями 59. Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали в основном обычаи, традиции, ритуалы, обряды, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Смысловое содержание мононормы составляли различного рода табу - запреты совершать недозволенные действия и тотемы - обязанности почитать и сохранять определенных животных. Социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно в силу привычки, подражания и понимания их полезности. К нарушителям применялись потестарные санкции, заключающиеся в изгнании из общины, что приводило к гибели отвергнутого племенем.
Следует подчеркнуть, что изменения в обществе, усложнение социальной структуры приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.
Таким образом, основными определяющими характеристиками первобытного общества являются экономика, основанная на общестенной собственности, родо-племенная организация, потестарная власть, наличие элементарных социальных норм (тотемы, табу). Именно эти характеристики являются важнейшими признаками отнесения того или иного общества к обществу первобытного (родового) типа.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Период поздней первобытной общины характеризовался существенными качественными и количественными изменениями, способствующими дальнейшей эволюции первобытного общества в государственное образование. Этот период, по-видимому начался еще в раннюю эпоху неолита около 10 -15 тыс. лет назад, но прочная материально-техническая база была подведена лишь с разделением земледелия от скотоводства. Переход к этой форме хозяйства являлся важным этапом в развитии производительных сил и организации трудовой деятельности, что требовало развития новых технических навыков ведения хозяйства. Так, если человек раньше лишь присваивал при помощи созданных им орудий пищу, которую он находил в природе в готовом виде, то теперь, впервые поставив под свой контроль некоторые природные процессы, он начал ее производить, что создало условия для сравнительно быстрого роста доли общественного продукта и как следствие этого населения. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем неизбежным установление социального неравенства и государства.
Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития первобытного общества, на смену которой пришла эпоха перехода от общины к формированию государственных структур, так называемая эпоха "протогосударста" (вместо старого термина "предклассовое общество") 60. Развитие этой формы было длительным и противоречивым процессом. В этот период завершается трансформация первобытной общины в систему все более обособленных хозяйств, т. е. ее эволюция из первобытной в сельскую общину. При этом парная семья трансформировалась в моногамную. Чаще всего этот процесс был опосредован возникновением большой, патриархальной семьи. Началось выделение ремесел, что способствовало развитию товарообмена. Также углубилось имущественное и социальное неравенство, формируется частная собственность на средства производства. Появились различные формы эксплуатации, в результате этих факторов свободное население все в большей степени расслаивалось на меньшинство и зависимую от него массу рядовых общинников. Наряду с указанными факторами процесс формирования государства могли ускорить внешние территориальные конфликты и войны. В результате этих суммарных факторов увеличивались размеры социальных образований; общины все в большей степени из самостоятельных социальных единиц превращались в составные части формирующихся государств.
Согласно современным данным, впервые процесс формирования первых государств завершился в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и египетская цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э. в энеолите (медно-каменном веке). Возникновение государств в Эгеаде (включая Зап. М. Азию), в долинах Инда и Хуанхэ относится к более позднему бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономической структуре первых государств относится к числу спорных. Согласно современной классификации эти государства относятся к государствам "восточного типа".
Таким образом, в конце неолита в основном завершилось эволюционое развитие общества от низшей формы организации (первобытное стадо) к более высшей (государство), характеризующейся более высоким уровнем социальной организации и общественного сознания, уровнем развития экономики и производительных сил, наличием власти, подчинения и нормативного регулирования. В теории права и государства различают два основных концептуальных подхода относительно причин возникновения государства и права - классовый и экономический. Сторонники классового подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс и их сторонники) видят причину возникновения государства и права в расколе общества на классы, возникшего в результате социально-экономического развития общества и разделения труда, в то время как сторонники экономического подхода (А. В. Венгеров и др.) считают, что государство и право сформировались в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (ок. 4-3 тыс. до н. э.). Так или иначе, государство явилось высшим уровнем эволюционного развития первобытного общества и социального сознания человека.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта