|
|
|
|
ЗЮЗИНЫ – заводчики-предприниматели. КАРАМЫШЕВ Тимофей Филатов – мануфактурщик. Из посадских людей. В 1718 году по указу Петра I он вместе с двумя посадскими жителями Калуги – Афанасием Гончаровым и Г. И. Щепочкиным начинают осваивать полотняное производство в Калужском крае. Первая калужская полотняная мануфактура была заложена в 1718 году Т. Ф. Карамышевым на земле церковнослужителей церкви Спаса на Взгомонях в Малоярославецком уезде. 27 января 1732 года Т. Ф. Карамышев заключил контракт с А. А. Гончаровым и Г. И. Щепочкиным о совместном владении кампанией с принятием паевого взноса со стороны Гончарова 15 тыс. руб., а Щепочкина - 5 тыс. руб. Однако через несколько дней после этого Т. Ф. Карамышев скончался, а доля его капитала перешла к вдове. КОРОБОВЫ – старокалужский купеческий род. Известен с XVI века. Калужский купец Петр Коробов владел во второй половине XVIII века фабрикой по производству голландского мыла марки "Зеф" и первой в Калужской провинции сахарной фабрикой. КРАСИЛЬНИКОВ Лукьян Маркович (ум. 1746), тульский оружейник, мануфактурщик, основатель промышленной династии. По приглашению двоюродного брата И.Е. Небогатова (комиссара Казанской крепостной конторы, в 1729-1731 гг. руководителя Казанского берг-амта) вошел с братом Семеном в организованную 6 июня 1724 г. компанию с целью восстановления бездействовавшего казенного Саралинского медеплавильного завода на р.Коринке близ с.Сараль (Казанский у.). В 1725 г. компаньоны завладели еще одним бездействовавшим казенным заводом - Елабужским (восстановлен не был). Саралинский завод, пущенный в 1727 г., в 1730 г. остановили "за маловодьем". Компания распалась, заводское оборудование было поделено. В следующем году с братом Семеном пустил новый завод - Коринский (или Ново-Коринский) медеплавильный, строительство которого начал на основании указа Берг-коллегии от 3 декабря 1729 г. Был женат на дочери Н.Д. Демидова (Антюфеева). Имел сыновей Тихона (р. ок. 1714) и Петра (ок.1721 - не ран. 80-х XVIII), продолживших его дело. КРАСИЛЬНИКОВ Семен Маркович (род. 1701), тульский оружейник, мануфактурщик, основатель промышленной династии. Промышленным предпринимательством занимался совместно с братом Лукьяном. Принадлежавший ему в Туле двор в 40-х гг. XVIII в. находился в приходе церкви Георгия, что в Казенной слободе. Имел сыновей Лукьяна (р. ок. 1725) и Григория (р. ок. 1726), из которых второй продолжил дело отца. ЛАБУНСКИЙ – промышленник-предприниматель. Организовал в конце XIX века товарищество Лабунского и Цыплакова. В 1882 году в Жиздринском уезде товарищество Лабунского и Цыплакова построило Думинический чугунолитейный завод в двух верстах от станции Думиничи (Московско-Киевской ж. д.). В 1912 году на нем работало 500 рабочих. Завод выпускал чугунную, простую и эмалированную посуду, камины, водопроводные принадлежности и др. За свою продукцию Думинический чугунолитейный завод получил медаль на промышленной выставке в Париже в 1908 году. В годы первой мировой войны завод работал по заказам военного ведомства; его продукция поставлялась на фронт. В 1922 году ему было присвоено звание “Революционер”. МАЛЬЦОВЫ (Мальцевы) — русские купцы, с 1775 —дворяне, крупные заводчики и землевладельцы XVIII-XX вв. Начало промышленного строительства положено в XVIII в. Василий Мальцов основал (1724) стекольный завод в Можайском уезде; Аким и Фома Мальцевы в 60-е гг. XVIII в. являлись владельцами стекольных предприятий (в т.ч. в Гусь-Хрустальном), а также парусно-полотняных предприятий. Иван Акимович Мальцов приобрел металлургический завод в с. Людинове Калужской губернии у Демидова и организовал стекольное предприятие в с. Дятькове (ныне Брянской обл.). Это послужило основой мальцовского промышленного района (смежные уезды Орловской, Калужской и Смоленской губ.), главным образом по притоку р. Десны — Болве, площадь около 215 тыс. га. Сергей Иванович Мальцов (1801-93) превратил заводской округ в центр машиностроения. Здесь были изготовлены первые в России рельсы, паровозы, пароходы, винтовые двигатели и пр. В 1875 Мальцов организовал акционерное общество, включившее около 30 предприятий с капиталом 6 млн руб., в 1885 заводы перешли в казенное ведомство. В 1881, после смерти Мальцова фамилия его передана племяннику, Юрию Степановичу Нечаеву. Род Мальцовых внесен в дворянские родословные книги Астраханской, Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Оренбургской, Орловской, Полтавской, Саратовской, Рязанской, Симбирской, Харьковской и Ярославской губерний. МАЛЬЦОВ Сергей Иванович (1810-1893), предприниматель, создатель Малъцовского промышленного округа. Отец — Иван Акимович Мальцов (ум. в 1853), владелец «демидовских» (с 1820) чугуноплавильных и железоделательных заводов в с. Людинове и Сукремле Жиздринского уезда Калужской губернии; крупный землевладелец. Мать — Капитолина Михайловна, урождённая Вышеславцева (в первом браке была женой Василия Львовича Пушкина, литератора, дяди А.С. Пушкина). Мальцов получил домашнее образование; служил в Кавалергардском е. и. в. полку; ротмистр, адьютант принца Ольденбургского (1846). Вышел в отставку генерал-майором (1849). В 1850 вступил во владение обширным семейным хозяйством, поселился в своем имении Дятьково и посвятил себя управлению фабриками и заводами. С 1850 по 1860 увеличил состояние в несколько раз. В 1854 стал купцом 1-й гильдии. Помимо развития чугунолитейного и стекольного производства занимался машиностроением. Начало этому было положено еще с постройкой в Людинове рельсопрокатного завода (1839), в 1841 выпустившего первые русские рельсы. В Людинове изготавливались первые русские паровики, установленные на Тульском заводе и Санкт-Петербургском арсенале и первый российский винтовой двигатель для корвета “Воин”. Здесь же были построены и три первых винтовых парохода общества “Меркурий”, которые были переплавлены по водам Жиздры и Оки до самого Нижнего Новгорода. Производство Людиновского завода в 1876 году достигало 5 млн. рублей. Крупные правительственные заказы на паровозы, вагоны, платформы, принятые Мальцовым, исполнялись исключительно в Людинове. В 1875 году сын Ивана Акимовича – Сергей Иванович Мальцов превратил заводской округ в крупный центр машиностроения. Он создал Мальцевский промышленный округ, включающий около 30 металлургических предприятий с капиталом в 6 млн. рублей. Мальцевские заводы занимали район на 120 верст и располагались в Рославльском уезде Смоленской губернии, Брянском уезде Орловской губернии и Жиздринском Калужской губернии по рекам Болве и Жиздре. Из заводов этого района наиболее замечательными в Калужской губернии были Людиновский, Сукремльский и Песоченский заводы – чугунолитейные, эмалировочный и фаянсовый. Уменьшение правительственных заказов, болезнь С. И. Мальцева и отъезд его за границу привели в 1885 году к учреждению над его предприятиями казенного управления. Совокупные долги предприятий к этому времени составляли до 10 млн. рублей, в том числе казне 3 млн. рублей. За четыре года казенного управления долг казне возрос до 7 млн. рублей и заводы пришли в упадок. С 1889 года для управления заводами учреждается “Акционерное общество Мальцевских заводов”. В 1889 году был основан артельный завод для выплавки чугуна и чугунных названий “Людиновской артели кустарных мастеров”, но управление Мальцевских заводов отнеслось к этому начинанию враждебно, отказав в выдаче руды и чугуна даже за деньги. Артель скоро распалась. В конце 19 века начинается упадок производства; в 1891 году уровень производства составил 800 тыс. рублей. В 1891 году железной руды выплавлено 365 тыс. пудов; изготовлено железа 32 тыс. пудов. Чугунных изделий отлито 116 тыс. пудов, медных 1 тыс. пудов, стали мартеновской 37 тыс. пудов, рельсов 6 тыс. пудов. Деятельность Мальцевских заводов стала усиливаться с конца 19- начала 20 веков. В 1912 году на Людиновском чугунолитейном заводе работало 2.300 рабочих с производством 3,5 миллиона рублей в год. Завод в Людиново производил приборы центрального отопления (котлы, радиаторы, трубы), приборы домоустройства (печи, ванны, посуда), паровые локомобили сельскохозяйственного типа, на колесах, мощностью до 300 лошадиных сил. Количество локомобилей достигало 250 штук в год, ванн – 15 тыс. штук, литья – 1 млн. пудов. Из крупных заводов Мальцевского промышленного округа следует упомянуть Моллевский эмалировочный завод с 360 рабочими и производством в 500 тыс. рублей в год. На нем вырабатывалась 230 тыс. пудов в год эмалированной продукции, чугунно-эмалированного литья – чугунные ванны, умывальники, канализационные предметы, посуды (данные 1910 г.) (стр. 215). Мальцов устроил в округе телеграфную линию и телефонную связь, узкоколейную ж. д. Написал «Записку Комитета владельцев замосковных горных заводов» (1858), в которой высказался за освобождение крестьян без земли. В то же время отменил у себя еще в крепостническую эпоху телесные наказания, строил рабочим дома, открывал школы и церкви. После реформы 1861 постепенно отошел от авторитарного стиля управления. В 1875 учредил Мальцовское торгово-промышленное товарищество с правлением в Дятькове. После несчастного случая (1883) лечился за границей, однако был не в силах продолжать свое дело. В 1885 имущество Мальцовского торгово-промышленного товарищества перешло в ведение казны. Был женат на Анастасии Николаевне, урождённой княжне Урусовой. Последние годы жизни М.альцов провел в Крыму, в Симеизе. В 1922 году Людиновский завод переименован в машиностроительный завод им. И. И. Фокина. Здесь возобновилось производство фарфоровой эмали, ванн и умывальников, пущен новый радиаторный цех. В 1926-1927 гг. была капитально переоборудована деревянная плотина завода. В годы первой пятилетки с целью подготовки квалифицированных кадров в Людиново создана группа учащихся вечернего техникума, который в 1930 году был преобразован в машино-строительный техникум. В 1958 году Людиновский завод становится тепловозостроительным, перешел на организацию производства маневренных тепловозов. Современный Людиново – крупный промышленный центр Калужской области. В городе сосредоточено 11 промышленных предприятий, среди которых предприятия машиностроения и металлообработки, строительных материалов и легкой промышленности. Машиностроение и металлообработка представлены тепловозостроительным, чугунолитейным, агрегатным и машиностроительным заводами. Ими производятся тепловозы, санитарно-техническое оборудование, гидравлика, продукция станкостроения. Тепловозостроительный завод (ЛТЗ) принадлежит к первенцам отечественного транспортного машиностроения. С 1958-1978 гг. на ЛТЗ налажено производство 18 марок маневренных и магистральных локомотивов. Здесь впервые в России созданы тепловозы ТЭМ-7, ТЭМ-12 второго поколения. Продукция чугунолитейного завода экспортируется в 19 стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки. Агрегатный завод – крупнейшее в России предприятие по производству отечественной гидравлики. Продукцию ЛАЗа потребляют около 600 предприятий и организаций СНГ, 32 страны мира. За четверть века завод изготовил более 150 образцов новой техники, комплектующего гидрооборудования, гидроприводы для реставрации башен Московского Кремля. В последние годы завод ориентируется на выполнение программы “Уголь России” (комплектующие угольных комплексов шахт и угольных разрезов). Машиностроительный завод (до 1933 г. – литейный) ныне специализируется на выпуске технологического оборудования для заводов автомобильной промышленности, станков с электронно-програмным управлением, комплексов автоматических линий, автомобильных, гидравлических подъемников АГП-2204, топливозаправщиков.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 #
|
Текущий рейтинг темы: 1.0000 |
|