|
|
|
|
За границей Петр Алексеевич Кропоткин написал свои основные произведения: «Речи бунтовщика» (1885 г.), «В русских и французских тюрьмах» (1887 г.), «Хлеб и воля» (1892 г.), «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1902 г.), «Записки революционера» (1902 г.), «Идеалы и действительность в русской литературе» (1905 г.), «Великая французская революция 1789 - 1793» (1909 г.), «Современная наука и анархия» (1913 г.) и другие. Там же за границей он заявил о себе как крупнейший теоретик анархизма, став после смерти М. А. Бакунина в 1876 году главным идеологом теории анархо-коммунизма. В Россию П. А. Кропоткин вернулся в июне 1917 года. На вокзале в Петрограде, несмотря на поздний час, его встречали тысячи людей, члены Временного правительства во главе с А. Ф. Керенским, министры, почетный караул, корреспонденты. Временное правительство надеялось использовать в своих целях всемирно известного ученого и революционера. В июле 1917 года А. Ф. Керенский предложил Петру Алексеевичу войти в состав его правительства, на что тот, верный анархистскому идеалу, ответил, что считает ремесло чистильщика сапог более честным и полезным, чем участие в государственной власти. Послефевральская Россия была далека от идеалов Кропоткина. Князь-революционер не мог не видеть, как идеи всей его жизни перечеркивались случайными, подчас уголовного типа людьми, прикрывавшимися анархистскими лозунгами. Тяжелое впечатление произвела на него встреча с питерскими анархистами. При посещении их штаба он увидел грубых, развязных, бряцавших оружием молодцев. Такие люди действительно понимали свободу как вседозволенность. «И для этого я всю жизнь работал над теорией анархизма!» -с горечью воскликнул старый революционер при встрече с Г. В. Плехановым, тоже вернувшимся из эмиграции. С не меньшей болью первый русский марксист ответил ему: «Я в таком же положении. Мог ли я думать, что моя проповедь научного социализма приведет ко всему тому, что говорят и делают сейчас...». Октябрьскую революцию Петр Алексеевич встретил с большим воодушевлением, видя в ней путь к реализации своего идеала. Об этом он заявил в своем обращении к рабочим и передовым кругам общественности Западной Европы в 1920 году, осудив вооруженное вмешательство империалистических кругов Запада в дела Советской России. Но он увидел также и огромную опасность, которую таило в себе установление диктатуры пролетариата. В письмах к В. И. Ленину П. А. Кропоткин осудил красный террор и особенно потрясшее его, старого революционера, введение большевиками практики заложничества. Подобные акции он назвал недостойными руководителей революции. В 1919-1920 гг. П. А. Кропоткин трижды встречался с В. И. Лениным. В их беседах Кропоткин высказывал свое видение происходившего в стране, говорил о непорядках на местах, защищал интересы кооператоров, страстно отстаивал идеалы «безгосударственного» коммунизма. Князь-революционер оказывал определенное воздействие на В. И. Ленина, ему иногда удавалось смягчить жесткость принимаемых решений. Вероятно поэтому В. И. Ленин под влиянием П. А. Кропоткина отменил данное в ноябре 1918 года местным отделам ЧК разрешение проводить расстрелы без суда и следствия, что спасло жизнь многим людям. В голодной разоренной стране Петру Алексеевичу жилось трудно. Сказывался возраст и подорванное тюрьмами здоровье. Продукты питания, топливо, элементарные условия для научной работы - все было проблемой. Но он мужественно переносил все лишения, с благодарностью интеллигентного человека принимал проявления внимания к себе со стороны руководства страны. На приглашение своих почитателей из Швеции переехать на жительство в их страну ответил отказом, посчитав, что в такой ответственный момент его место здесь, в России. Насколько позволяло здоровье, Петр Алексеевич принимал участие в общественной жизни: выступал на учительском съезде РСФСР и съезде кооператоров, поддерживал идею создания местного краеведческого музея. Все остававшиеся силы ученый отдавал завершению одной из лучших своих книг - «Этика». Оптимист по жизни, он утверждал в ней идеалы добра, веру в величие человека, духовную красоту, мудрость и гуманизм русского народа. Завершить эту грандиозную работу ему не удалось. В феврале 1921 года Петра Алексеевича не стало. Похоронен князь-революционер в некрополе Новодевичьего монастыря в Москве.
Олег МОСИН, Светлана МОСИНА
Страницы: 1 2 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|