УМАНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ
УМАНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ Родился 17 октября 1923 года в поселке Горбуновка (ныне в черте г. Барнаула) в многодетной крестьянской семье. С молодости его судьба тесно переплетена со всеми перипетиями истории нашего общества.
Его отец, Павел Николаевич Уманский, как наиболее грамотный среди крестьян человек, после падения режима Колчака был избран председателем сельсовета в с. Гоньба, а впоследствии стал одним из организаторов и первым председателем Горбуновской коммуны "Ответ Тереку," а потом сельхозартели "Пробуждение." За агитацию в пользу колхозов он подвергался угрозам, а дом, где родился будущий историк, и надворные постройки были сожжены противниками коллективизации.
Однако уже в 1933 году активного приверженца новых форм хозяйствования на селе арестовали и вскоре выслали в административном порядке на 5 лет в Нарымский край... за агитацию против колхозного строя. Семья Павла Николаевича скиталась по сараям и баракам (все имущество было конфисковано), а затем переехала к нему в Кол- пашево. Несмотря на житейские невзгоды и частую смену школ, Алексей Уманский учился прекрасно: почти все годы обучения в школе его награждали похвальными грамотами, и среднюю школу он закончил в 1941 году с аттестатом отличника.
Больше всего будущий ученый-историк, мастер искрометных стихотворных экспромтов любил историю и литературу. С 6-го класса заметки и стихи даровитого школьника печатали детская газета Запсибкрая "Юный ленинец" (г. Новосибирск) и местная газета "Советский Север."
С самого начала Великой Отечественной войны А.П. Уманский несколько раз пытался попасть в Действующую армию или поступить в военное училище, но мандатная комиссия, невзирая на подходящий возраст, образование и нормальное здоровье, неизменно возвращала документы добровольца: сказывалась принадлежность к семье "врага народа".
Между тем, отца Алексея Павловича после отбытия срока ссылки в 1938 году снова арестовали осенью 1941 года по страшному обвинению...в шпионаже в пользу фашистской Германии и приговорили к расстрелу, который, хотя и был заманен длительным сроком (10 лет) заключения в тюремных лагерях, но не уберег от гибели в 1943 г. (Все обвинения против отца были сняты в 1968 и 1992 гг. после длительных хлопот семьи репрессированного и, прежде всего, самого Алексея Павловича о восстановлении справедливости и доброго имени отца).
Семейная трагедия не парализовала волю будущего историка: лишенный возможности защищать Родину, он поступает на исторический факультет Новосибирского пединститута, который на время войны был переведен в г. Колпашево. Учеба была прервана в 1942 году незаконной мобилизацией в трудовую армию: работал на строительстве алюминиевого завода в г. Сталинске (Новокузнецк).
Наконец, в сентябре 1943 г. последовал долгожданный призыв в Действующую армию. Правда, с мечтой об авиации из-за анкетных данных пришлось расстаться, А.П. Уманский становится танкистом. После кратковременного обучения он был отправлен на фронт, воевал за освобождение Украины, Польши, Чехословакии, Германии. Участвовал в штурме Берлина и освобождении Праги. В боях за западно-украинский город Самбор его танк был подбит. Оставшиеся в живых члены экипажа с трудом выбрались из объятой огнем и дымом машины и девять суток скрывались раненые и голодные на чердаке здания до прихода подмоги. За проявленное мужество Алексей Павлович награжден двумя орденами Отечественной войны второй степени, медалью "За отвагу" и другими медалями и знаками отличия.
"Во время службы в армии, на фронте, - вспоминает ветеран войны, - я сочинял лирические стихи, которые потом друзья тиражировали и посылали своим девушкам, писал информации и очерки о товарищах-танкистах в армейскую и фронтовую газеты; написал даже небольшую поэму о боях за город Каменец-Подольский, которую читал на собраниях и митингах в этом городе, куда в октябре 1944 г. приезжал в составе делегации полка с Сандомирского плацдарма."
В январе 1946 г. А.П. Уманский был демобилизован и кружным путем через Среднюю Азию возвращался домой в Колпашево. В ожидании вскрытия Оби (в Колпашево можно было ехать только на пароходе) сделал остановку в Барнауле, где и поступил на работу лаборантом в Барнаульский пединститут и оформился на экстернат заочного отделения. Через год с небольшим Алексей Павлович с отличием закончил экстерном исторический факультет и был оставлен в качестве заведующего кабинетом истории, преподавателя и одновременно учителя истории базовой школы БГПИ. С этого времени судьба Алексея Павловича тесно связана с историей старейшего в крае высшего учебного заведения.
Здесь он прошел путь от ассистента до профессора, заведующего кафедрой. Здесь он вырос в крупного ученого и на всю жизнь "заболел" археологией. Произошло это в 1949 г., когда А.П. Уманский с группой студентов по просьбе крупнейшего археолога М.П. Грязнова был направлен на раскопки знаменитого комплекса археологических памятников у села Большая Речка. Далее последовала более чем тридцатилетняя эпопея открытия и исследования памятников края. Среди них некрополи андроновской культуры (Кытманово, Нижняя Суетка, Степной Чумыш и др.), поздней бронзы (Новоильинка, Ильинка, Плотинная, Новотроицкое), раннежелезного (ур. Раздумье, Камень П, Масляха, Новотроицкое) и тюркского времени (Зайцево, Иня и др.). В Эрмитаже в Особой кладовой хранятся вещи уникального захоронения эпохи "великого переселения народов" близ Тугозвоново, которые были спасены для науки благодаря усилиям Алексея Павловича, а также большая коллекция (больше 110 предметов) ювелирных украшений, найденных А.П. Уманским в могилах поздней бронзы (Кытманово) и в курганах раннежелезного века (ур. Раздумье).
В Институте истории и археологии Сибирского отделения Российской Академии наук сосредоточены каменные изделия из местонахождения "Улалинка" (в черте г. Горно-Алтайска), которые своей древностью произвели в 70-х гг. настоящую сенсацию в научном мире. Открыл этот памятник академик А.П. Окладников, а раскапывал его в течение двух сезонов соратник академика по археологии А.П. Уманский. Между двумя Алексеями Павловичами установилось многолетнее сотрудничество, переросший в крепкую дружбу и взаимную поддержку.
А.П. Уманский составил первую археологическую карту Алтайского края. Выпущенная им в 1959 г. книга "Памятники культуры Алтая" содержала первый обстоятельный обзор археологических и исторических памятников нашего края. Материалы из раскопок Алексея Павловича хранятся в Алтайском краевом, Бийском, Каменском, Родинском и других краеведческих музеях края. Они составляют основную часть экспозиции историко-краеведческого музея Барнаульского педуниверситета. Самые ценные и интересные из них были представлены в 1994 г. на международной выставке в г. Сеуле (Южная Корея) и опубликованы в ее каталоге.
Археологией, однако, не ограничивается сфера научных интересов ученого. По совету М.П. Грязнова, он в качестве темы для кандидатской диссертации избрал историю алтайских телеутов в XVII-XVIII веках. Выявив и проанализировав огромный документальный архивный материал, а также этнографические, археологические, картографические и лингвистические источники, А.П. Уманский воссоздал исторически достоверную картину развития телеутского общества, обрисовав его хозяйство, раскрыв внутреннюю его структуру, проанализировав взаимосвязи с Российской державой, Джунгарским ханством и другими государственными и племенными образованиями в XVII- XVIII веках. Итогом всей этой огромной работы стали обобщающие монографии "Телеуты и русские в XVII-XVIII веках" (Новосибирск, 1980) и "Телеуты и их соседи в XVII - первой четверти XVIII века" в 2 т. (Барнаул, 1995). Первую из этих работ Алексей Павлович защитил в 1983 году в качестве докторской диссертации.
Всего А.П. Уманским опубликовано более 250 научных и научно-популярных работ по различным проблемам археологии, истории и этнографии Сибири и Алтая. Положительные отзывы на эти исследования содержатся не только в российской, но и зарубежной научной печати. Так, в 1988 г. на семинаре сибиреведов британских университетов в г. Глазго английский профессор Д. Коллинз выступил со специальным докладом, в котором проанализировал научные труды трех, по его мнению, "превосходных сибирских исследователей постсталинской эпохи," в том числе которых он называет А.П. Уманского. Д. Коллинз отмечает тщательность, с которой А.П. Уманский воссоздает историю, экономику, общество и дипломатию алтайских телеутов XVII-XVIII вв., скрупулезное изучение им источников, взвешенность его выводов, лишенных показной сенсационности. По мнению Д. Коллинза, исследования А.П. Уманского проясняют многие пятна в сибирской истории, в частности в отношениях между аборигенами Сибири и русскими. Д. Коллинз считает, что в Сибири мало коренных народов, об истории которых ныне есть так много сведений, как о телеутах, благодаря работам А.П. Уманского; он утверждает, что труды А.П. Уманского по истории телеутов "закладывают новые основы многих направлений изучения сибирской истории" и представляют современную сибирскую историографию "в наилучшем виде".