Версия для печати

-   Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника //baza.vgd.ru
--  Географический список //baza.vgd.ru/index.php?f=3
--- убеи (упи) //baza.vgd.ru/index.php?t=81375




-- тимер-лашман написал 2 января 2013 17:02
Ҫӗнӗ Уби ялӗ ҫинчен*.

Ҫӗнӗ Уби ялӗ, Кивӗ Уби ялӗнчен куҫа килсе пулса кайнӑ. Кивӗ Уби хай куҫа кильнӗ вӑрман леш енчи Убирен . Кивӗ Убирен куҫса килнӗ чухне Кивӗ Убие 7 килӗ юлнӑ, 12 килӗ Ҫӗнӗ Убие килсе икӗ ҫырма хушшине, Ҫут текен ҫӗре килсе ларнӑ. Ку пулнӑ 190-200 ҫулсем каялла (1960 г.)
150 ҫул каялла мӗнпур чӑваш халӑхне шыва (крестит тунӑ) кӳртнӗ, ҫавантан вара весем православныйсем пулса кайнӑ. Мӗн пур ял ҫыннисене иреклесе ҫырма ене хӑваласа шыва кӳртнӗ.
Вӑл вӑхӑтра пирен тавра пӗчӗк вӑрмансем те пулкаланӑ. Хурӑнвар ҫырми леш енче ҫӑка тата хурӑн хӑвӑс вӑрманӗ пулнӑ. Шур патенче хӑвалахра юҫлех пулнӑ.
Пер ҫӗрутмӑл (160) ҫул каялла Ҫутран пирвай Кулькасине , каярахпа Анаткасса, Тукасса куҫа ларнӑ. Ҫапла Ҫӗнӗ Уби паянхи куна ҫитсе 270 киле тарана ҫитрӗ.
Ваттисем ӗлӗкхи ҫынсем каласа хӑварнӑ тӑрӑх эпир пурӑнакан таврари ҫерҫене пилӗк ҫын пирвай килсе ҫавӑрса касса кайнӑ. Вӑсем ҫавсем; Тунай , унӑн арӑмӗ Чани; Чурик, унӑн арӑмӗ Акчури тата Камалсӑр.

* Ҫырнӑ Лашманов Антон Ефимович , Ярухина Агреппина Егоровна, Попов Андрей Ефимович каланисем тӑрӑх.



-- тимер-лашман написал 2 января 2013 17:05
ВЪДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ
Троицкой церкви, Казанской, состоящись въ сель Убеяхъ, Буинского уъезда, и священно-церковно-служателяхъ за 1896 годъ.

1. Церковь въ сель Убеяхъ сущесьтвуетъ съ 1729 года, настоящая же Троицкая , вмьста первой упраздненной за ветхостью церкови, построено въ 1847 году, страниемъ прихожанъ, холодная.
2.Зданимъ деревнная на каменномъ фундаметь , снаруши и внутри обита тесомь и украшен сия разными красками.
3.Теплая Казанская церковь устроена въ 1881 года, стараниемъ прихожанъ.
4.Зданиемъ деревянная на каменомь фундаменть, снаружи обита тесом и окражена разными красками.
5.Престоловъ два; одинь въ настоящей холодной церкви, во имя Живопольной Троицы, а другой въ теплой во имя Казанской Божье Материи.
6.В двора достаточно.
7. Причту положено по штату; два священника, одинь дьяконь и два псаломщика.
8.Земли при сей церкви 33 десятинь сажень и межевой книги на оную же имеется узоьваютъ свято-церковно служителями сья.
9.Дома священно-церковно –служителями состаны на обывательской земель.
10Въ содержании свемь священно-церковного служителям пользуются доброхотным дояниемъ за требоиспрвления и вместье хлебныхъ сборовь- жалованиемь отъ прихожанъ; по 90 копъекь съ ревизской души; итого священники получаютъ за богослужение изъ Буинского уъездна земства по 35 рублей, каждый годъ. Священник же Федоръ Добромысловъ, за нахождение должности Законоучителя въ Цбеевскомъ сельскомъ училищъ получаетъ награждение отъ Буинского земтсва 40 рублей и отъ общества 90 рублей и дьяконь устанавлившийся более 6 ,1/2 льтъ въ Стародувановском въ сельскомъ училищь безвыездось 1-го января1895 года получаетъ вознограждение за таковую же должность ( за какого учитель) оть Буинского земства по 69 рублевъ годъ..Содержание причта посредственно.
11.Зданий принадлежащихъ церкви ньто.
12.Разстояниемъ церкви отъ Канситотори въ 65-ти , а отъ миьстного Благочинного въ 40 верстахъ.
13.Ближайшая къ сей церкви. Никольская въ Чепкасахъ въ 10-ти верстахъ .Храмъ Старождественная въ сель Шемурша въ 15-ти верстахъ



-- тимер-лашман написал 2 января 2013 17:07
Родоначальником рода Ярухиных был человек под имением Филипп ( по чувашский Хелеп) . Он родился в 1795 году В то время село Новый Уби состояло из 7 дворов и распологалось на земле похожем на треугольник, под названием Сют(Ҫут), образованным вместе слиянием двух речушек. На левой рукаве двуречья был знаменитывй ключ с идеально чистой водой, сохранившейся до начала Великой Отчественной война Советского Союза (1941-1945 г .г. ).Люди села туда ходили за водой для чая.
Существует версия , что первые жители переехали из села Уби, что находится в одном из районов Чувашской АССР. Надо признать , что наши предки , были сильные и славные, решительные и волевые люди, которые решились переехать в район по сосеству с татарами и русским. Татарское население относилась к чувашам с презрением и враждебно. В таких условиях конечно, удержаться на занятой земле и расширять осваивать новые участки земли по силу было предприимчивым и выносливым людям . Не зря в селе Церковный Уби к чувашам переехало и русское население. Церковный Уби , или Базарный Уби являлось важным торговым центром , а затем и политика – административным центром . Уби был в одно время контоном , а затем волостью. Про Убеевский базар знают в округе 200-250 км.
Итак , у Филиппа родился сын Емельян ( по прозвищу Кузьма) в 1815 году.
Емельян уже имел четырех сыновей и дочь, сыновья Андрей (1840г.р) , Михаил (1845 г), Александр (1878), Василий (1870).
Таким образом , это были люди предприимчивые , которые поднялись с насиженных теплых мест, оставили освоенные земли и поехали в неизвестные места для освоения целинных земель.
Емельян Филиппович уже жил на месте , где живут сейчас Трофимовы ( Шатаксем). Это как раз на их тыльной стороне на противоположной стороне реки находился знаменитый водный источник- ключевой родник . Вода из этого родника была очень мягкая , поэтому использовали ее для чая. Чай очень хорошо заваривался , был густой и повышался его аромат и вкус .
Летом эти речки запрудались , где дети и врозлые оюди , с удовольствием купались. Купали и лошадей. Зимой , когда вода замерзала на льду катались на коньках , санях. Также катались дети с горки , задорный смех и шум слышны были далеко за пределами…
Также осенью, в сентябре месяце , длилась Убеевская ярмарка, где карусель собирал вокруг себя много народу.
В селе Новый Уби , до 1930 года не было школы. Первую школу открыли 1 сентября 1930 года , которая расположилась на участке , где наша река спадает в реку Цильна.
По преданиям на р. Цильна , на ее берегу , раньше располагался кирпичный завод, где выпускали каленный кирпич.
На дед по линии отца Александр Емельянович Ярухин был образованным человеком своего времени. В армии кончил он юнкерскую школу, затем служил в отряде охраны царя. Но во время Февральской революции 1917 г. их отряд полностью перешло на сторону восставшего народа . Он был очень высоким, ниже ростом императора Петра Великого на 4 см. ( дед 2м., а Петр1 -2 м.4см.)
Бабушка по линии - Агреппина Егоровна ( Чекеҫ) , вышла из семьи Карсаковых , что жили на улице Озерной, от нас через 3 дома. Бабушка прожила долгую жизнь(1876-1966г.г.)
Дети их; Михаил (1898-1976), Пантелеймон (1901г.р) Мавра(….) , Нина, (1908), Евгения(…..) Матвей (….)), Иван (1918-1941), Василий (1920-1943).
Дед по линии материи Лашманов Антон Ефимович (1865-1951) человек был очень сильный, волевой и решительный . Он был в молодые годы ямщиком , обслуживал линию Уби-Буинск. Здесь он научился русскому языку .До глубокой старости он трудился в колхозе сторожем, в дневное время помогал дома по хозяйству , ухаживал за скотом , а также иногда в колхозе выполнял отдельные работы. Он спиртное много не употреблял-не больше 100 граммов…
написал Перт Понтелеймонович Ярухин 1922гр



-- тимер-лашман написал 2 января 2013 17:08
Деревня Малые Убеи ( Турхан)
Иван Борисов деревни Малые Убеи , мордвин
Мой дед родился в 1905 году . Когда ему исполнилось 5 лет ,его отец Степан был убит, кем и как я непомню . Его мать Одя (Евдокия) из за бедности отдала его на воспитание брату покойного мужа Батманову Владимиру Степановичу . Через какое то время вышла вновь замуж за Киселева Михаила. 10 лет мой дед воспитывался в коренной малоубеевской ,мордовской семье,в которая занималась земледелием и скотоводством . У них был хороший пай земли , но далеко располагался от села. Деда с детства дядя приобщал к труду
За трудолюбие и за силу с детства дядя очень любил его , а своих 2 сыновей часто наказывал за лень.
показывала где был тот пай - Это в 3 км от Вазана на восток, или если ехать от Малоубеевского тока в сторону Чепкасс, сразу за прудом .Как то летом, когда деду было 7 лети все взрослые убирали рожь , отчим отправил деда домой одного , показав неправильную дорогую . 2 дня семилетний мальчонка блудил по полевым дорогам. Как его не съели волки ? Нашел его татарин около Цильны . По разговору он понял , что перед ним мордовский мальчик. Привез в Малые Убеи а там разобрались чье это дите . Больше дядя не отпускал от себя деда . Когда деду исполнилось 15 лет ,его мать через суд отобрала к себе. Дед работал наравне со взрослыми. Ростом он был под 2 метра , был очень силен.
Как то раз он на спор, свалил лошадьс ног, взяв ее за голову. Когда мне было 30 лет ( полный расцвет сил) я попытался свалить коня , минут 5 мучился , крутил ему голову , пиннал по ногам, толкал ...Конь смотрел на меня не понимая что происходит... Ничего не получилось , конь очень сильное животное . Даже представить трудно ,какая сила была у деда.
В 18 лет он женился на Баскаковой Анне Андреевне, раскулаченной в 20 годах . У нее был громадный дом , который коммунисты разобрали и увезли в Алгаши ,из него построили сельский клуб, В 1975 году наша бабушка побывала там и поцеловала углы этого клуба, Мне хочется узнать цел ли он сейчас ? Много горя повидала бабушка после раскулачивания : отняли дом, землю около 100 га , лес 200 га в Шемурше и мельницу , где не помню, стадо коней 50 шт, коров.овец не помню .Ее мать умерла ,когда ей было 8 лет, Отец умер на нервной почве сразу после раскулачивания. Кстати он был офицером гусарского полка , получал в Какерли военную пенсию. До 1920 года все Убеи относились к Какерлянской волости .
Жили они после раскулачивания в домике , построенном из своей же конюшни, рядом с Французовыми. А не отослали в сибирь из за того что у ее брата Баскакова Ивана Андреевича ( Онщто бодяй) было 7 детей. Как жить: работы нет ( кохозов еще не было) земли нет, скота нет и клочок земли выделенный для житья 5 соток , там дальше начинаются овраги . Советская власть говорила : вам еще повезло , что не расстреляли! Спасло их от голодной смерти - умение валять валенки.Вся мордва владела этим ремеслом , и тем кормилась .Привозили овечью шерсть для валенок со всех деревень в округе. Чесальный цех (шерсть пропускают через ряд барабанов с гребнями, после чего она становится как вата без скатышей) находился в Новых Убеях и мордва ночью с мешками на спине ( днем шерсть отбирали власти) ходила прячась по берегам нашей речушки. Свадьба была веселая , бабушку люди стали уважать уже не бывшее богатство , а за мастерство. Они с дедом бодро взялись за валку валенок. Уже через 2 года у них был свой дом, корова,огород. Кто то из односельчан, позавидовав молодым, донес властям что у Баскаковой осталось золото, а это достояние республики. Пришли с обыском, следователь из Буинска ( район стал Буинским ) татарин ,пистолетом стучал по столу , душил бабушку за горло , принуждая к добровольной сдаче. Их с дедом увезли в Буинск , корову, овец. свинью и патефон конфисковали . Слава богу остались живы.
Никакого золота не нашли .Отпустили их через неделю , в ту пору никакого транспорта . кроме гужевого не было (началась весенняя распутица ) пришли домой пешком ( 30км) . Дома все разворочено, полы вскрывали , в подполе рыли, даже на чердаке всю землю перелопатили. А посуду , инвентарь , одежду порастащили люди. Какое душевное потрясение пережили мои дед с бабушкой , трудно передать. Где они взяли силы , чтобы все поправить,- наверное в молодости. В Малых Убеях улицы расположены не менее 200 метров между собой, и приусадебные участки большие 40-50 соток. Земля спасла от голода, бабуля засадила каждый сантиметр. Дед пошел работать по найму- плотничать. Все лето дед с бригадой строил дома представителям новой Советской власти. Я не знаю сколько стоила корова в те времена . но дед за лето заработал на нее и осенью они купили корову. В те времена семьи имеющие коров считались середняками. В 1925 году в нашей округе началась коллективизация...



-- тимер-лашман написал 2 января 2013 17:12
Я хочу рассказать легенду . рассказанную мне в детстве моим дедом Батмановым Федором Степановичем. В давние времена , когда берега реки Цильна были окружены дремучими лесами,а воды полными, что с трудом переплывешь пришли в эти места 3 брата мордвина. С большим трудом они расчистили небольшую поляну , где построили первую избу. Видимо поблизости мордовских сел не было и поженились они на чувашках. Пошли дети, внуки- язык изменился. Лексикон Малоубеевской мордвы отличается от коренного мордовского языка. Дед говорил: "Встречаясь на базаре В Базарных Убеях с чистокровными мордвинами и общаясь с ними я не понимаю половину слов". В Малых Убеях все перемешано, да и вокруг тоже, чистокровного мордвина не найти.
Теперь о названи нашего села! С давних пор наше село называется Турхан Уби. Есть мордовская легенда . Во времена татарско-монгольского нашествия ,все селения нашей местности платили дань. Когда услышали весть о том , что русичи победили орду, а весть принес русский , промышлявший чем то в этих краях , в аборигенах закипело чуство мести. В этих местах свирепствовал Тур Хан и его баскаки . Где была его ставка неизвестно. Народное ополчение собралось за 3 дня, Гнев переполнял сердца чуваш , мордвы, с ними сражался и тот урус.
Сражение произошло на большом поле за селом Малые Убеи. Дед показывал это место. До сей поры там люди находят человеческие кости. Дед показывал нам наконечник копья , который он нашел, еще будучи мальчиком. В той битве Тур Хан и его окружение были убиты. А поселение с той поры стали назавать Турхан Уби. Прошло много столетий с того сражения , но даже при большевиках это место не запахивалось.Видимо люди чтили память, или неосознано боялись потревожить побежденное зло.
У меня был очень интересный дед . Он сажал нас в кружок и рассказывал такие истории и сказки , которые я больше никогда не слышал. В 70 годах я в библиотеке села Малые Убеи нашел затертую книгу Легенды о Тор Хане , Видимо читали ее многие. В легендах говорилось что Тор Хан пришел на защиту откуда то издалека. А защищал он бедных и слабых . Когда я деду показал эту книгу , он нам сказал что ее сочинили комуняки. И сам рассказал о Тур Хане , как появилось название Турхан Уби .....
Найти бы ту книгу ? да почитать внимательно! По словам деда Тур Хан потомок татаро- монголов . И видимо в наших местах была его ставка , ну а жители чуваши и мордва платили ему дань . Когда Иван Грозный победил Казанское Ханство, татары беспредельно властвовавшие в этих местах , еще удерживали нашу волость в рабстве. Какой то русский промышленник или торговец не помню , принес радостную весть о падении Казанского Ханства . Местные жители воодушевленные словами русского , собрали ополчение и вместе с ним плечо к плечу убили Тур Хана и его воинов . Баскаки лизавшие задницу Хану - разбежались. Кстати они и собирали дань . Русский в радости обнимался с местными богатырями , кричал Убили Тур Хана . Ну а те в почтении стали называть это поселение Тур Хан Уби . Кстати большие Убеи , когда-то назывались Урус Уби .
Самое обидное что предки со стороны маминой бабушки , носили и носят фамилию Баскаков
Эту легенду написал наш земляк Иван Борисов...



-- написал 6 января 2013 9:38
К данной теме присоединена тема "Убеи(Упи)"


-- написал 6 января 2013 9:39
К данной теме присоединена тема "убеи (упи)"


2003-2015, Всероссийское генеалогическое древо
Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2010, 4X_Pro http://xxxxpro.ru