Версия для печати

-   Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника //baza.vgd.ru
--  Географический список //baza.vgd.ru/index.php?f=3
--- КОЙСУГ //baza.vgd.ru/index.php?t=71438




-- ppp194 написал 13 октября 2007 12:13
Койсуг — село Ростовского округа, Области Войска Донского при речке Койсуге, в 10 верстах к юго-западу от Ростова-на-Дону. Дворов 1020, жителей 7612 (1894 г.). Православный храм, одноклассное училище.


Ойконим Койсуг образован от хорошо известного гидронима, название которого восходит к татарскому кой-су - "овечий поток" [1]. Название село не меняло, если не брать во внимание фонетические и морфологические варианты: Койсуг - Койсюг, Койсугское - Койсюгское. Нелишне отметить любопытную деталь: исторически Койсуг состоит из двух частей - Полуденки и Доломановки. Полуденкой называют наиболее старую часть села: сюда в 1780 г. в массовом порядке переселились жители слободы Полуденной, которая находилась примерно в двух верстах к востоку от крепости Дм. Ростовского и была передана переселившимся сюда из Крыма армянам, назвавшим это место Нахичеванью. В 1824 г. решением магистрата г. Ростова-на-Дону слобода Доломановская была включена в состав города, а ее жителям предложено было записаться в мещанское сословие. Тогда свыше 300 жителей слободы, не пожелавших переходить в мещанство, перебрались в Койсуг, образовав здесь новую Доломановку как часть селения Койсуг, которая и поныне считается слободой.


СЕЛО КОЙСУГЪ.
Село Койсугъ, на югъ—отъ Ростова, въ 12-ти верстахъ отъ него, многолюдное, торговое и промышленное, съ населеніемъ состоя-тельнымъ и зажиточнымъ, находится въ Ростовскомъ уезде и при-надлежитъ къ составу 1-го благочинническаго округа.
"Койсугъ" по уверенію знатоковъ,—старинное татарское названіе речки, означающее "овечій потокъ",—ясно даетъ разуметь, что здесь когда-то кочевали татары съ своими стадами. И точно, даже въ 1769 году всю эту местность свободно занимали Турки и Татары, Нагайцы и Черкесы. По занятіи въ 1769 году русскими войсками Азова и Таганрога, запорожцы и малороссійскіе "бурлаки" немедленно поя-вились на давно знакомыхъ и памятныхъ имъ местностяхъ Койсуга и Батайска, прогнали отсюда уже на всегда всякую погапь - татарву и нагая и своими зимовниками крепко уселись тутъ; изъ Полудепокъ и Доломановки, отъ Богатаго Колодезя и Темерницкаго Порта скоро явилось къ нимъ множество охотииковъ; все они, общими силами, дружно и успешно очищали отъ "иехристей" знакомую запорожцамъ дорогу на Ейскій Редутъ и на Кубань. Въ этихъ видахъ и целяхъ Кой-сугъ избранъ былъ главнымъ опорнымъ пунктомъ. Въ 1773 году, въ Койсугъ прибыло и поселилось несколько душъ семейнаго и осед-лаго малороссійскаго народа, изъ людей вольныхъ и свободныхъ. Въ 1776 году, обозревая свою новооткрытую Азовскую губернію, по-сѣтилъ Койсугъ губернаторъ ея В. А. Чертковъ, одобрилъ выборъ места для поселенія здесь народа и приказалъ земскому коммисару поскорее заселить эти богатыя и плодородныя степи семейнымъ малороссійскимъ народомъ, частію для того, чтобы развить и уси-лить здесь земледеліе во всехъ видахъ и отрасляхъ его, а частію для того, чтобы чрезъ Койсугъ проложить удобнейшую дорогу изъ Россіи на Кубань. Во исполненіе приказанія губернатора Черткова, Земское Коммисарское Правленіе поместило несколько семействъ малороссійскаго народа въ Койсуге, а въ іюле 1780 года перевело туда съ "Полуденокъ" целую малороссійскую слободу, уступивъ место ея на Полуденкахъ пришедшимъ изъ Крыма въ Россію на постоянное жительство армянамъ.
Въ начале 1782 года жители слободы Койсуга признали нужнымъ строить у себя церковь и открыть въ слободѣ своей самостоятельный приходъ. По общему согласію и желанію, избравъ ктиторами будущей церкви изъ своихъ слобожанъ Макарія Кіяшева и Илью Житникова и давъ имъ въ помощь благонадежныхъ стариковъ—Захарія Воловика, Осипа Твердохлѣбова, Михаила Шпиталенка и др., слобожане все труды и заботы по устройству церкви въ Койсуге возложили на нихъ. Приступивъ къ дѣлу, выборные отъ общества, уполномоченные его немедленно сдѣлали въ слободе денежный сборъ, отмежевали для причта будущей церкви 120 десятинъ удобной земли, составили и дали отъ себя письменное обязательство въ томъ, что какъ они сами, такъ и дѣти ихъ, все преемники и потомки ихъ, по устройстве въ слободе ихъ церкви. всеми мерами будутъ благоукрашать и поддерживать ее, принимаютъ на себя долгъ содержать, продовольствовать и причтъ церковный безбедно; все эти бумаги, при прошеніи въ августе 1782 года препроводили въ Азовскую губернскую Канцелярію и просили ее исходатайствовать имъ у преосвященнаго Никифора, архіепископа Славенскаго и Херсонскаго, разрешеніе и благословеніе устроить въ слободе Койсуг церковь во имя Успенія Божіей Матери, а Губернская Канцелярія отправила ихъ къ Преосвященному, съ своей стороны прося его дозволить постройку церкви въ Койсуге. Въ прошеніи выборные отъ Койсугскаго общества писали: "Прошлаго 1780 года, по указу Азовской губернской Канцеляріи переведены мы, нижайшіе, изъ прежняго нашего места, состоящаго близъ крепости Ростовской, на место Койсугское, где уже и поселилось 170 дворовъ, въ оныхъ обоего пола душъ более 800; но по неименію еще въ той нашей слободе церкви претерпеваемъ всекрайнейшую, въ хожденіи для слушанія божественнаго славословія и въ преподаяніи намъ христіанскихъ требъ, нужду, ибо крепости Ростовской, къ которой мы принадлежимъ приходомъ, 15-ть, а до города Азова 30 верстъ въ близ-шемъ же къ нашей слободе разстояніи церквей нетъ, и во время осеннее и весняное за разлитіемъ полыхъ водъ, и за далекимъ отъ церквей разстояніемъ, раждающіеся младенцы безъ крещенія, а престарелые безъ исповеди и пріобщенія святыхъ Таинъ часто умираютъ, въ призыве священника болыпую терпимъ нужду. По таковымъ обстоятельствамъ и намерены мы въ той нашей Койсугской слободе, во имя Успенія Пресвятыя Богородицы, построить деревянную церковь, на построеніе которой заготовлено уже на подвалины, камня и дерева сосноваго довольное число; денегъ наличныхъ 1500 руб., имеется; майстеръ уконтрактованъ, и въ случае какого-либо въ чемъ недостатка, обязуемся вспомоществовать сами безъ всякаго доброхотнаго подаянія; земли для священноцерковнослужителей изъ дачи нашей слободы 120 десятинъ отъ Азовской губернской Канцеляріи велено отмежевать, на которую землю и два плана сочиненные и данная отъ насъ о платеже подлежащихъ въ казну за те 120 десятинъ земли денегъ и о сооруженіи церкви со всеми ея утварьми въ должномъ благолепіи какъ нами, такъ и наследниками нашими, подписка, при сообщеніи Азовской губернской Канцеляріи къ Вашему Преосвя-щенству представлены; того ради Вашего Преосвященства всенижай-ше просимъ о дозволеніи построить въ томъ нашемъ Койсугскомъ селе вновь во именованіе Успенія Пресвятыя Богородицы деревянную церковь по прописанной необходимой нужде учинить высокомилостивое архипастырское разсмотреніе".
По разсмотреніи всехъ этихъ бумагъ и относящихся къ делу справокъ, Славенская духовная Консисторія постановила дозволить въ слободе Койсуге устроить церковь во имя Успенія Бо-жіей Матери. 20-го августа 1782 года выдана была храмозданная благословительная грамота на закладку и основаніе церкви: а 30-го апреля 1783 года Новоростовскій протоіерей Іоаннъ Андре-евъ соборне, по церковному чиноположенію, въ Койсуге освятилъ место подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе
оной. Доношеніемъ отъ 13-го сентября 1783 года Новоростовское духовное Правленіе представляло преосвященному Никифору, что заложенная къ сооруженію въ слободе Койсуге новая церковь производствомъ работъ совершенно окончена, утварьми и облаченіями, книгами и колоколами снабжена достаточно и всеми потребностями къ освященію вполне приготовлена; а потому Правленіе просило Преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освященіе церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій. На основаніи сего доношенія, 26-го октября 1783 года выданы были святительская благословительная грамота и святый антиминсъ, а 30-го декабря 1783 года присутствующій Новоростовскаго духовнаго Правленія священникъ Петръ Стефановъ соборне, по церковному чиноположенію, въ слободе Койсуге освятилъ новоустроенную Успенскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодействіе.



-- Ne administrator написал 31 октября 2007 15:57
КОЙСУГ, с. (Койсюг, Койсюгское). На одноименной речке, "на юг от Ростова, в 12 верстах от него", поселение государственных крестьян. Датой основания считается 1769 г., когда весной русские войска взяли Азов, а донские казаки, переправившись через Дон, захватили татарское становище Батай. Вблизи от него, в 4 км к западу, вскоре возникло селение Койсуг, которое по решению губернатора В.А.Черткова было избрано главным опорным пунктом, в заселении края. Исторически село состоит из двух частей - Полуденки и Доломановки; в этом отразилось своеобразие становления села. В 1780 г. расположенная вблизи крепости Дмитрия Ростовского слобода Полуденная распоряжением Екатерины II была отдана переселившимся из Крыма армянам, а ее жителям предписано было проживать в так называемом Солдатском форштадте у крепости (район примерно нынешнего Старого базара). Однако многие из них предпочли переселиться в Койсуг - так появилась здесь своя Полуденка. Этому событию придавалось настолько важное значение, что его признавали как факт основания села. В 1823-1824 гг. городской магистрат Ростова решил включить в состав города слободу Доломановскую, располагавшуюся у р. Темерник, а ее жителям предложено было зачислиться в мещанское сословие. Свыше трехсот человек из них, привыкшие к хлебопашеству, не захотели становиться мещанами и перебрались в Койсуг, населив здесь слободу, названную соответственно Доломановкой.
На протяжении нескольких десятилетий в Койсуг шел нескончаемый поток переселенцев - из Украины и центральных губерний России: беглые крестьяне, бывшие запорожцы, воинские обыватели, т.е. бывшие жители военных крепостей, монастырские крестьяне и др.
Земля Койсугу генерально обмежевана в 1780 г. Простиралась она широкой полосой от поймы Дона до р. Кагальник и заключала в себе свыше 20 тыс. дес. Со временем койсужане заняли прилегающие с запада резервные участки "пустопорозжей" земли (№7 и Средний Гусарский Брод), доведя размер надела до 28 тыс.дес.
Переселенцы частью оседали в самом селе, а частью селились на хуторах по речкам Кагальник и Азовке; из этих хуторов и возникли нынешние населенные пункты САМАРСКОЕ, КОЧЕВАНЧИК, НОВОНИКОЛАЕВКА, ВЫСОЧИНО, КУЛЕШОВКА (см.). Однако несколько десятков лет хутора не имели самостоятельного значения, а считались неотъемлемой частью Койсуга, что отчасти порождает трудности в датировке их появления. Документально отделение хуторов от Койсуга произошло осенью 1834 г. (после постройки церкви в х. Кирбыта, переименованном по сему случаю в селение Николаевское), а правительственный указ, закрепивший это отделение, последовал в 1836 г. Обретшие "независимость" хутора быстро увеличивались в размерах - за счет постоянного притока новых переселенцев, и к 70-м. гг. XIX в. стал ощущаться недостаток земли. К тому же обнаружилось, что при размежевании в 1834 г. землемер несправедливо оставил за койсужанами излишек земли в тысячу десятин. В I879-I883 гг. обделенные хуторяне пытались восстановить справедливость, но безуспешно, поскольку койсужане откровенно саботировали рассмотрение этого вопроса.
В истории Койсуга был важный эпизод. В 1798-1803 гг. по инициативе атамана М.И.Платова казачье правительство вело активную борьбу за присоединение Батайска и Койсуга к Области Войска Донского и даже добилось указа об этом Павла I, однако в силу серьезного противодействия со стороны местного уездного и губернского дворянства и нежелания самих жителей записываться в казаки эта борьба не увенчалась успехом и указ Павла I не был выполнен.
Первая церковь, деревянная, Успенская, построена в 1783 г., в 1861 г. заменена каменной. В 1873 г. построена вторая церковь - Вознесенская (в Доломановке), деревянная, на кирпичном цоколе, колокольня при ней - кирпичная. Успенская церковь в советское время полностью разрушена, от Вознесенской сохранились остатки колокольни.
Первая школа открыта в 1884 г.
Достопримечательности: вблизи села остатки крепости Скопина (ХVII в.), археологический комплекс - курганный могильник Пять Братьев, известный уникальными находками ранне-сарматской культуры.
Ныне Койсуг входит в черту г. [word=БАТАЙСК]БАТАЙСКА[/word] (Батайск-Западный).
Название села - гидроним; восходит к тюркскому кой-су - "овечий поток" (речка, ручей).



2003-2015, Всероссийское генеалогическое древо
Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2010, 4X_Pro http://xxxxpro.ru