Версия для печати
- Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника //baza.vgd.ru
-- Географический список //baza.vgd.ru/index.php?f=3
--- ИМПЕРАТОРСКАЯ ГАВАНЬ //baza.vgd.ru/index.php?t=68995
-- Анна Савкевич написал 17 мая 2007 14:16
ИМПЕРАТОРСКАЯ ГАВАНЬ
Приморская область, Ольгинский уезд, Ключевская волость.
В ходе изучения берега Татарского пролива Н.К.Бошняком лейтенантом русского флота 23 мая (04 июня) 1853 года был открыт неизвестный залив, оказавшийся уникальной естественной гаванью.
Местных жителей (орочей) на тот момент было не более 50 человек.
Н.К. Бошняк произвел описание залива и объявил местным жителям о присоединении его к России. Был установлен деревянный крест с надписью: «Гавань императора Николая открыта и глазомерно описана лейтенантом Бошняком 23 мая 1853 года на туземной лодке со спутниками-казаками Семеном Парфентьевым, Киром Белохвостовым и амгинским крестьянином Иваном Мосеевым».
04 августа 1853 года в Императорской Гавани начали сооружать Константиновский пост (Военный Его Императорского Высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост). Основатель поста Г.И.Невельской, начальником поста был назначен Н.К. Бошняк.
На зимовке 1853 года в гавани остались суда «Николай I» и «Иртыш».
В 1854 г. судно "Барракута" (Barracouta) англо-французской эскадры посетило залив и, не зная об открытии его русскими, назвало залив Barracouta Harbour.
22 мая 1855 года в Императорскую Гавань пришел фрегат «Паллада» (Построен в 1832 году в Петербурге, первый командир фрегата- П.С.Нахимов. В 1852 году фрегат с дипломатической миссией вице-адмирала Е.В.Путятина на борту отправился в кругосветное плавание). Фрегат «Паллада» в последствии был затоплен у Константиновского поста (бухта Постовая) во избежание захвата англо-французской эскадрой (шла Крымская война).
В 1856 году после затопления фрегата «Паллада» военный пост был снят.
--------------------------------------------------------------
В 1906 году инженером Пюльккененом, а за тем в 1907 году англичанином Слеем (австралийская лесная концессия «Слей-Мур и Ко») была организованна разработка леса по восточному побережью около Императорской Гавани.
В Императорской Гавани на заводе Слея были установлены две рамы финского завода, а так же паровой котел, который был приобретен с судна. Сведений о производительности завода не имеется. Контора концессии находилась в двухэтажном доме, рубленном из лиственницы, находившемся между мысом Зеленый и речкой Окоча (немного выше современного городского пирса). Тут же были два склада, лавка, собственно сама лесопика, а так же пять домов служащих и два барака для рабочих. Рабочие концессии были сезонными, однако многие из них по окончании договора оставались жить в гавани. Лес вырубали в верховьях рек, сплавляли к бухте, а уже здесь грузили на пароходы. Лес отправлялся на экспорт в Австралию. По данным на 1911 год – вывезено было уже 100000 бревен, но дальше дело затормозилось из-за увеличения ввозных пошлин в Австралии.
Необходимость приема все большего числа судов, привела к постройке небольшого пирса и организации пограничной таможни.
В 1907 году в Императорской Гавани было организовано Русское Тумнинское золотопромышленное акционерное общество. Резиденция прииска располагалась недалеко от побережья Татарского пролива в поселке Датта. В поселке так же находились склады и строились кунгусы, на которых, к прииску по реке Тумнин доставлялись грузы.
Промывка золота до 1908 года осуществлялась артелями старателей кустарными способами, позже появились промывочные машины (самые простые). Общество доставило в Датту оборудование для установки драги, но оно утонуло при транспортировке к прииску на реке Тумнин. С началом Первой мировой войны прииск был закрыт.
После появления в гавани русских поселков, рыбопромышленники открывают тут свои рыбалки: рыбалка братьев Красильниковых, рыбалки Садовникова, Ардеашвили, Рыбкина, Костылева и других. Так же, как и лесная концессия, рыбопромышленники завозили наемных рабочих. Вылавливали сельдь, кету, горбушу. Рыбу солили и отправляли во Владивосток и за границу.
Число жителей постепенно увеличивается. В гавани оседают отбывшие срок политические заключенные, беглецы с сахалинской каторги, ссыльные поселенцы. Среди поселившихся здесь больших семей, приехавших в поисках заработка фамилии Кустрича, Курикши, Алферова, Нигаль и другие. В 1910 году в Императорской Гавани насчитывалось около тысячи русских.
В 1912 году в гавани был открыт полицейский участок.
В 1913 году на средства лесной концессии в Императорской Гавани были построены больница и начальная школа.
В 1913 году по побережью Татарского пролива протянута телеграфная линия, были организованы опорные почтово-телеграфные пункты. В том числе в селе Знаменском (образовано в 1912 году из поселков концессии в бухтах Маячной и Японской) , Дате, бухте Сизиман.
--------------------------------------------------------------
В 1922 году после установления на Дальнем Востоке советской власти Гавань императора Николая была переименована в Советскую Гавань.
См. Советская Гавань.
-------------------------------------------------------------
Подробнее о горде на сайте:
http://sovgavan.ru/ (http://sovgavan.ru/)
-- Ветер перемен написал 18 декабря 2009 14:34
Материалы о истории города и побережья:
http://bereg.in/forum/37-548-1 (http://bereg.in/forum/37-548-1)
-- Ветер перемен написал 20 апреля 2012 13:36
Интересные статьи из старых газет и журналов о городе и его людях
http://www.sov-gavan.ru/viewtopic.php?f=17&t=18 (http://www.sov-gavan.ru/viewtopic.php?f=17&t=18)
http://www.sov-gavan.ru/viewto...p;start=80 (http://www.sov-gavan.ru/viewtopic.php?f=17&t=18&start=80)
2003-2015, Всероссийское генеалогическое древо
Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2010, 4X_Pro http://xxxxpro.ru