Версия для печати
- Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника //baza.vgd.ru
-- Развернутая хронология //baza.vgd.ru/index.php?f=7
--- 1721 //baza.vgd.ru/index.php?t=55262
-- Ne administrator написал 8 мая 2006 19:27
В 1721 г. Сенат и Синод в ознаменование Ништадского мира определили просить Петра I принять наименование Императора, Великого и Отца Отечества. Этот акт, ставивший русского царя наряду с единственным тогда императором "Священно-Римской империи германского народа", вызвал протест со стороны многих европейских держав. Первыми признали новый титул русских государей Пруссия, Нидерланды и Швеция, за ними последовали Турция (1739), Англия (Английская королева Елизавета величала Иоанна Грозного Императором - Еmреrоur) и Германская империя (1742), Франция и Испания (1745), последние две державы не без оговорок, устраненных декларацией Екатерины II (1762); наконец и Польша признала новый титул русских государей (1764).
"Духовный регламент" утвержден правящими архиереями и настоятелями монастырей. Патриархов больше у церкви нет.
Осенью 1721 г., более чем через полгода после открытия действий синода, Духовный регламент был напечатан под заглавием "Регламент или устав духовныя коллегии, по которому оная знать долженства своя и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оные управлению духовному подлежат, и притом в отправлении дел своих поступать имеет" (см. П. С. З., т. VI, № 5718, где Д. регламент помещен под датой 25 января 1721 г.). Автор Регламента разделил его на 3 части: в 1-ой он дает общее определение нового устройства церковного управления посредством духовного коллегиума и доказывает его законность и необходимость, во второй определяет круг ведения синода, в третьей — обязанности отдельных духовных лиц, обращая при этом особенное внимание на епископов. Духовный регламент ставил церковное управление в строгую подчиненность верховной власти. Мысль о супрематии государя в церковных делах, свойственная Петру I и Феофану Прокоповичу, нашла себе выражение не только в мотивах закона, но и в самом содержании его, так как члены синода в приносимой ими присяге обязаны были клятвенно "исповедывать крайнего судью духовные сея коллегии быти самого всероссийского монарха". По своей форме новое управление было согласовано с гражданскою администрацией, так что Духовный регламент и не определяет порядка действий синода, прямо ссылаясь в этом отношении на генеральный регламент. Будучи по существу своему законодательным актом, Духовный регламент в иных частях своих приближается скорее к политическому трактату. Его автор не ограничился ни описанием нового порядка, ни указанием его преимуществ, а присоединил ко всему этому еще язвительные нападки на старинные порядки управления и жизни духовенства и намеки на ту или другую личность из числа противников реформы; особенно богата ими глава "о проповедниках слова Божия", в которой рядом с наставлениями о том, как надо говорить проповеди, яркими, нередко переходящими в карикатуру чертами нарисован тип проповедника старой схоластической школы и имеется целый ряд злобных выходок по адресу Яворского. Эта оригинальная черта Духовного регламента помешала ему всецело войти в жизнь и приобрести значение закона. Он охватывал притом только отдельные стороны жизни духовенства, не определял всецело отношения новых церковных учреждений к общей администрации. Посвященный преимущественно церковной иерархии, Духовный регламент лишь вскользь говорил о белом духовенстве и не содержал почти никаких постановлений о монашестве. Синод тотчас же после своего учреждения нашел нужным исправить этот недостаток, тем более важный, по его мнению, что жизнь низшего духовенства, как белого, так и черного, сильно "развратилась", и выработал "прибавление к регламенту о правилах причта церковного и чина монашеского". Прибавление это было пущено в продажу вместе с Духовным регламентом, но затем было изъято из нее по распоряжению Петра, которому оно не было предварительно представлено на рассмотрение. Просмотрев и исправив его, Петр вновь издал его в 1722 г. (см. в П. С. З., № 4022). Здесь подробно определялись условия и порядок вступления в священнический сан, обязанности священника по отношению к прихожанам, духовному начальству и светской власти, порядок поступления в монашество, правила монастырской жизни.
Тиунская палата или контора — была учреждена в Петербурге в 1721 г. Первоначально Св. Синод нередко переселялся из Петербурга в Москву на более или менее продолжительный срок, иногда оставляя дела неоконченными; для окончания их и предназначалась тиунская палата. Кроме того, она сосредоточивала в себе епархиальные дела Петербургской области. Тиунская палата состояла в непосредственном подчинении Синоду и в заведовании его члена — одного из асессоров; наиболее важные дела представлялись ею на рассмотрение Синода. Когда Синод окончательно упрочил свое местопребывание в Петербурге, тиунская палата была упразднена, в 1727 г.
Ништадтский мирный договор (России со Швецией).
Города разделялись по числу жителей на 5 классов; граждане каждого города - на два основных класса: граждан регулярных и нерегулярных. Регулярные граждане делились на две гильдии: к первой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Они хотя и платили налоги, но были избавлены от обязательной рекрутской повинности; в 1722 Петр снял с них и личную службу по казенным надобностям. Наконец, горожане получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами или заводчиками. Вторую гильдию составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи.
Нерегулярными гражданами были "подлые", т.е. низкого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, поденщики).
Лица иных сословий (духовные, дворяне, крестьяне), живущие постоянно в городе, в число граждан не входили, только "числились в гражданстве" и не участвовали в городском самоуправлении.
Городом управляла выборная коллегия - магистрат. Ее избирали из своей среды только регулярные граждане. Подлые же люди избирали своих старост, представлявших их интересы в магистрате. Магистрат, подчиненный Главному Магистрату, ведал хозяйство города, смотрел за порядком. Главной его целью было развитие торговли и промыслов.
Классификация сословий городского населения была сделана Регламентом, или Уставом Главного Магистрата, утвержденным в 1721, где в главе 3 было предписано вести “подробное описание всем жителям в городах, и кто какой промысел имеет, а именно : купеческие люди, шхиперы (или судовщики), художники или ремесленные люди и прочие по приложенному формуляру”.
Петр Великий основал при каждом полку гарнизонную школу на 50 человек солдатских сыновей. В школах обучались грамоте, письмоводству, ремеслам, музыке и пению. Из их числа в подразделения поступали цирюльники, лекари, музыканты, писаря, сапожники, шорники, портные, кузнецы, ковали и др. специалисты.
Унтер-офицерами комплектовали армию за счет производства в унтер-офицерские чины наиболее способных и расторопных солдат. Позднее много унтер-офицеров давали школы кантонистов.
В 1721 г. была учреждена в Москве полициймейстерская канцелярия под начальством обер-полициймейстера.
В московскую эпоху служилым сословием заведовал Разрядный приказ. При учреждении Сената приказ этот был упразднен и в составе сенатской канцелярии открыт был особый Разрядный стол. Сенат "писал в чины", вел списки служилому сословию, вызывал на смотры взрослых и недорослей, следил, чтобы никто не уклонялся от службы. Но с этой важной функцией Сенат, заваленный делами, справлялся неудовлетворительно: списки велись не совсем в порядке, о многих дворянах, в особенности живущих по поместьям, сведений не имелось. Отсюда указ 30 июля 1721 г., которым ближнему стольнику Колычеву повелено произвести, с помощью учрежденной при нем Разборной канцелярии, общую ревизию служилого сословия. С этого, собственно, момента и должно считать начало Герольдии: герольдмейстерские книги начинаются с ревизии Колычева.
-- Ne administrator написал 8 июля 2007 13:19
Петр Великий указом 16 мая 1721 г. приказал считать день коронации праздничным, наравне с царскими днями рождения и тезоименитства
-- Ne administrator написал 4 ноября 2007 19:32
В 1721 году мезенец Григорий Черепанов обнаружил в районе Ухты на лесной речке нефтяной ключ. Об этом было доложено Петру Первому, который дал распоряжение «освидетельствовать и учинить пробу».
2003-2015, Всероссийское генеалогическое древо
Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2010, 4X_Pro http://xxxxpro.ru