Версия для печати
- Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника //baza.vgd.ru
-- Развернутая хронология //baza.vgd.ru/index.php?f=7
--- 1699 //baza.vgd.ru/index.php?t=55248
-- Ne administrator написал 8 мая 2006 16:58
Начало новому городовому устройству положено Петром Великим, учреждением в 1699 г. в Москве бурмистровой палаты (вскоре переименованной в ратушу), а в прочих городах — земских изб и выборных бурмистров. Преобразование это имело целью, как говорится в самом указе, освободить гостей, купецких, промышленных людей и чернослободцев от ведомства приказных и иных чиновных людей в отношении суда и расправы торговых дел, служб и поборов, подчинив их ведомству своих бурмистров. Ежегодный выбор бурмистров предоставлялся самим горожанам, "кого и поскольку человек они захотят", причем выбор производился из гостей, гостиной сотни, из всех сотен и слобод, добрых и правдивых людей. В том же 1699 г. повелено, чтобы во всех городах бояре, воеводы и приказные люди не ведали торговых и промышленных людей в отношении суда, расправы и разных сборов с них, а ведали бы их выборные бурмистры. Выборные бурмистры получили название земских; во всех делах, касавшихся их должности, они не подлежали ведомству воеводы, а подчинялись ратуше.
Указом Петра I от 17 ноября 1699 началось создание регулярной Русской Армии. Армия солдатами комплектовалась на смешанной основе. "Вольница"- прием в армию лично свободных людей. "Даточные" - принудительное направление в армию крепостных крестьян, принадлежащих помещикам, монастырям. Было установлено - по 2 рекрута с каждых 500 человек "даточных". Можно было заменить одного рекрута денежным взносом в 11 рублей. В солдаты принимали в возрасте от 15 до 35 лет. Однако первый набор показал, что "вольницы" явно недостаточно, а помещики предпочитают вместо поставки рекрутов платить деньги.
Царь решил было (в 1699 г.) отправить девятилетнего сына Алексея в Дрезден для обучения наукам, но вскоре (быть может, под влиянием смерти генерала Карловича, которому предполагалось поручить это обучение) изменил свое решение. В наставники царевичу приглашен был саксонец Нейгебауер, бывший студент Лейпцигского университета. Он не сумел привязать к себе царевича, ссорился с прежними его учителями и досаждал Меньшикову, а поэтому в июле 1702 г. потерял должность.
-- Ne administrator написал 30 мая 2006 16:36
В России Гербовая бумага введена при Петре I указом 23 января 1699 г. по мысли Курбатова, дворецкого графа Шереметева, бывавшего за границей. Бумага под орлом, клейменая, или орленая, была сначала трех сортов: 1) под большим орлом — для крепостей; 2) под гербом величиной против золотого — для крепостей на сумму ниже 50 руб. и для челобитных мировых, и 3) за печатью в половину золотого — для челобитных и выписок в приказах. Крепости, писанные не за вышеозначенными клеймами, объявлены недействительными, а с тех, у кого такие крепости окажутся, велено взимать пошлину вдвое. Печатание и продажа этой бумаги поручены были Оружейной палате, в которой бумага клеймена была таким образом, что на листе находились два клейма, по одному на каждом столбце (т. е. полулисте), с означением слов в большом гербе — 10 копеек, в среднем — 1 коп. (копеечные клейма, по-видимому, были двух образцов: с драконом под гербом и без дракона), в меньшем — 1 деньга.
-- Ne administrator написал 29 августа 2006 22:14
Ношение Б. и уважение к ней особенно сильно было у славянских народов. У них как в языческую эпоху, так и после принятия христианства боги и святые непременно изображались с Б. У языческих богов она обыкновенно была или черная, или красная (золотая). Она же служила при заклинаниях не только самых славян, но и их богов. В языческую эпоху, по свидетельству арабских писателей Ибн-Хаукаля (X в.) и Идризи (XI), славяне заплетали Б. и украшали ее лентами и металлическими вещами. От той же эпохи ведет свое начало у западных славян и у нас в России во многих губерниях — обычай завивания Б. из последних колосьев на поле мифическому богу Волосу, а затем и Илье, св. Николаю и даже И. Христу. Прямым продолжением и как бы закреплением того уважения к Б., которое сложилось у славян во времена язычества, служила, едва ли не преимущественно перед другими народами, и вся последующая жизнь русских. По "Русской Правде" за лишение Б. была положена пеня в 12 гривен, а за увечье — 3 гривны. Со времени татарского ига у нас стали нередки случаи стрижки и бритья Б. Известно, что даже сам Василий Иоаннович, чтобы казаться моложе перед своею новою супругою — Еленой Глинской, брил себе Б.; а его примеру следовали и некоторые из бояр. Но на них и русский люд и церковь православная смотрела как на отступников от старых обычаев и православия. На Стоглавом соборе (1550) всех бреющих Б. было постановлено проклинать и отлучать от церкви. Во время Казанского похода Иоанна IV свияжское войско много страдало от физических болезней и недугов нравственных, и между последними-то царственная книга на первом месте ставит возникший там обычай брить Б. и затем уже указывает на "растлевающий и всеобщий блуд". Сам Иоанн Грозный в своем споре с Антонием Поссевином указывает ему как на отступление в деле религии на то, что у него "борода подсечена". Едва ли не самым неприятным новшеством для русских людей был пример Бориса Годунова брить Б., который, конечно, после его смерти никакой силы иметь не мог, так что уже в следующем году (1606) москвичи в свое оправдание по поводу убиения Лжедмитрия и его приверженцев приводят то обстоятельство, между прочим, что они брили и стригли свои Б. Также продолжало расти поддерживаемое верховною властью уважение к Б., ставшей даже предметом гордости, особенно у бояр, и до самого конца XVII в., когда в 1699 г. вышел первый указ Петра о брадобритии. Понятно, что он был встречен крайне недружелюбно и послужил для многих простых людей предлогом к отступничеству от православия и возмущениям, число которых увеличивалось тем более, чем настойчивее и резче требовал Преобразователь его выполнения.
-- Ne administrator написал 26 мая 2007 11:54
Позднейшие указы XVII в. расширяют применение кнута до крайних пределов, назначая его за работу в воскресные дни (1668), за нищенство (1691), за выбрасывание на улицу или накопление против дворов (в Москве) навоза и всякого помета (указы 1686, 1688 и 1699 гг.).
"Брокгауз и Ефрон"
-- Ne administrator написал 4 июля 2007 12:43
Корб (Johann-Georg Korb) — секретарь цесарского посольства, отправленного имп. Леопольдом I в Москву к Петру I в 1698 г. Во главе этого посольства стояли Игнатий Христофор, де-Гвариента и Ралль. Посольство пробыло в Москве с 29 апреля 1698 года по 23 июля 1699 г.; в это время происходил кровавый стрелецкий розыск. К. в своем дневнике, который он вел с 11 января 1698 г. по 27 сентября следующего года, подробно описывает этот розыск, равно как и другие происшествия того времени. Он знал многое, так как успел близко познакомиться со многими сподвижниками Петра: Голицыным, Нарышкиным, Меньшиковым, Ромодановским и др. Дневник К., озаглавленный: "Diarium itineris in Moscoviam", был издан в Вене, без обозначения года, и вскоре после выхода своего в свет уничтожен, по требованию русского правительства, так что уцелевшие экземпляры его сделались библиографической редкостью. По-русски дневник К. издан в " Чтениях Общества Истории и Древностей" (1866, VI; 1867, I и III, и отдельно). О К. см. у В. В. Бауера, "Франц Лефорт", в "Журн. М-ва Народн. Проcв." (1867, I) и у Adelung'a, в его "Uebersicht der Reisenden in Russland" (т. II). Донесения Гвариента напечатаны у Устрялова: "История царствования Петра Великого" (т. I.) .
2003-2015, Всероссийское генеалогическое древо
Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2010, 4X_Pro http://xxxxpro.ru