Версия для печати

-   Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника //baza.vgd.ru
--  Развернутая хронология //baza.vgd.ru/index.php?f=7
--- 1654 //baza.vgd.ru/index.php?t=55231




-- Ne administrator написал 8 мая 2006 16:27
Переяславская рада, принявшая решение о воссоединении Украины с Россией.
Верховным органом до 1654, т. е. до воссоединения Украины с Россией была сечевая рада, избиравшая войсковую старшину во главе с кошевым атаманом. Войско делилось на курени во главе с куренными атаманами. Запорожская Сечь состояла из 38 куреней. Сначала в курень объединялись только казаки, которые жили в одной местности, но позднее в него стали принимать и казаков из других районов. Женщины и дети на Сечь не допускались.
После воссоединения Украины с Россией в 1654 на Украине сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом, продолжал действовать местный порядок судопроизводства. Украина даже сохранила внешнеполитическую самостоятельность: могла вести самостоятельные контакты со всеми странами, кроме Польши и Турции.

1654-67 - Русско-польская война.
Присоединение Малороссии к России, в январе 1654 г., послужило поводом к войне с Польшей при Алексее Михайловиче. 18-го мая 1654 г. сам царь выступил в поход, съездив помолиться к Троице и в Саввин монастырь. Отряды Алексия Трубецкого, Шеина и Хованского отбросили польско-литовские отряды и заняли с боя Рославль, Мстиславль, Белый, Невель, Полоцк; передовые отряды главных сил взяли Дорогобуж, а затем царь подошел к Смоленску и приступил к его осаде. В это же время были заняты Дисна и Друя; в Мстиславском воеводстве Трубецкой отбросил неприятеля за Днепр, а в августе Золотаренко занял Гомель, Черск, Пропойск и у Нового Быхова стал на Днепре. Литовский гетман Радзивил был разбит у Гомеля и у Орши. Среди белорусского населения начало явно обнаруживаться тяготение к Москве, выразившееся в добровольной сдаче Могилева и в формировании особого отряда из жителей Могилева для совместных действий с русскими войсками. К этому времени сдался, после трехмесячной осады, Смоленск и был занят Витебск. После сдачи Смоленска 23 сентября царь возвратился в Вязьму. Дальнейшее наступление русских войск в глубь Белоруссии приостановилось, главным образом, вследствие отъезда из армии Алексея Михайловича и несогласий среди воевод. Хмельницкий, со своей стороны, действовал медленно и несогласно с царскими воеводами; обнаружились даже сношения высшего малороссийского духовенства с польским правительством.

В 1654 г. в царских палатах был собран в присутствии царя и патриарха церковный собор из русских святителей и духовенства. Никон, указав им на ошибки в книгах, просил благословения на их исправление. Собор единогласно отвечал: "достойно и праведно исправити (книги) противу старых харатейных и греческих"; но когда дело дошло до подписи под постановлением собора, то некоторые, говорят, отказались; и действительно, нет подписей: одного епископа (Павла Коломенского), двух архимандритов, одного игумена и двух протопопов. Затем Никон отправил к константинопольскому патриарху Паисию 26 вопросов относительно обрядов и ошибок, вкравшихся в богослужебные книги; Паисий вполне одобрил мысль Никона и постановления московского собора. Никон , между прочим, спрашивал, как поступить с ослушниками. Паисий известил, что ослушники подлежат отлучению, а также высказался за троеперстие.
Снова был послан на Восток Арсений Суханов с богатой милостыней; он должен был, не щадя издержек, заботиться о приобретении греческих рукописей. Суханов вывез до 500 рукописных книг, между которыми одному евангелию считали тогда до 1050 лет; восточные патриархи также прислали не менее 200 рукописных древних книг.
Есть известие, что в 1654 г. царь, по настоянию Никона, разослал воеводам выписки из номоканона с предписанием судить по ним уголовные дела), которому он еще больше ставит в вину подчинение духовенства светскому суду. В обширной патриаршей области Никон являлся полновластным распорядителем: он был изъят, со всеми своими служащими, монастырями и крестьянами, из ведения монастырского приказа. Вопреки Уложению, воспрещавшему патриарху и вообще духовенству приобретать недвижимые имения посредством покупки, царь дозволил Никону покупать новые земли и вотчины как на его собственное имя, так и для трех новых, основанных Никоном монастырей — Нового Иерусaлима (Воскресенский близ Москвы, основ. в 1655 г.), Иверского (близ Валдая, основ. в 1652 г.) и Крестного (близ Онеги, основ. в 1656 г.), — вотчины которых составляли, отдельно от патриарших, обширную область, всецело подчиненную лично Никону. Монастыри эти скоро превзошли даже древнейшие обители, между прочим, благодаря тому, что государь, по просьбе Никона, приписал к ним 14 монастырей, находившихся в епархиях других архиереев. В ведение Никона перешли и все приходские церкви, числом до 500, находившиеся в его вотчинах и приписанных к ним м-рей, с чем соединялось право суда, а также известные пошлины и дани. Получив значительные пожалования, Никон, однако, вменяет их ни во что: "И мы за милостыню царскую не будем кланятися... так как приимет (царь) за то сторицею и живот вечный наследит", — пишет он. Крупным материальным средствам соответствовала и необычайная пышность, окружавшая Никона как в его церковно-служебной обстановки, так и в его домашней жизни. В административных делах он был строг и неумолим. Число запрещенных попов при Никоне было настолько велико, что местами некому было совершать требы. Для наблюдения за духовенством он имел своих подьячих и стрельцов; низшее духовенство жаловалось на тяжесть своей экономической зависимости, усиливавшейся от притязательных исполнителей воли патpиарха. Наконец, своим высокомерием и властолюбием, своим беспрестанным вмешательством в мирские дела он вооружил против себя и бояр. Образа фряжского (латинского) письма он подвергал публичному осмеянию, польские костюмы у иных он прямо отбирал, у других (напр. боярина Романова) выманивал хитростью и сжигал.
Любя Никона и уважая патриарший сан, царь предложил своему "собинному другу" принять титул "великого государя" (по словам Никона — в 1654 г., но титул встречается уже в деянии собора о присоединении Малороссии в 1653 г.); некогда этот титул носил патриарх Филарет, но как отец царя. В предисловии к Служебнику 1655 г. о царе Алексее и о патриархе H. говорится как о "богоизбранной и богомудрой двоице, за которую "вси живущие под державою их, .. и под единем их государским повелением... утешительными песньми славити имут воздвигшего их истинного Бога нашего". В 1654 г., уезжая в поход, царь поручил Никону надзор за управлением и заботу о царском семействе, которое вместе с Никоном переехало, по случаю моровой язвы, из Москвы в Вязьму. Это также вызвало народное неудовольствие.

Указом от 30 апр. 1654 г. запрещено было взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп и велено было зачислить в рублевые пошлины, взимаемые в таможнях.
Движение по дорогам сильно затруднялось многочисленными проезжими пошлинами, они были уничтожены тем же указом. Сохранили только мостовщину и перевозы, взимавшиеся или в пользу казны, или в пользу частных лиц, содержавших мосты и переправы.

Первым делом предводителя калмыков Шукур-Дайчина по возвращении его из Тибета (1654) было нападение на русские земли.

Тубинцы — отатарившееся самоедское племя, жившее в ХVI ст. в долине р. Тубы. Как тубинцы, так и соседние родственные им племена — джесары и моторы, — обитавшие по р. Тубе и ее притокам, составляли один народец. Перед приходом русских на Тубу они платили дань и Алтын-хану монгольскому, и киргизам, и отчасти бурятам. Ясачных тубинцев было всего 500 д. муж. п. Впервые русские объясачили их в 1609 г., но еще в 1630 г. атаман Злобин ходил на них войной из Красноярска. В 1640 г. тубинцы под предводительством своего князька Унгура разорили Канский острог. В 1643 г. их усмирил Ив. Кобыльский из Красноярска. Окончательно покорились тубинцы в 1654 г., когда часть их ушла в китайские пределы, другая переселилась за Енисей на Абакан, а прежние места их заняли русские.


-- Ne administrator написал 7 октября 2006 14:38
В 1654 новый пожар уничтожил и часы, и колокола Спасской башни в Москве, которые, падая, разрушили два свода башни.


-- Gennik написал 15 декабря 2006 14:16
Первые письменные упоминания о Щаповых\r\nПервая, самая многочисленная и интересная, группа упоминаний содержится в ростовских переписных книгах ХУII в. Так, в переписи торговых рядов 1691 г., в сапожном ряду, по правой стороне от церкви Рождества Христова, значится “дана соколья помытчика Киприяна Щапова”, КОТОРЫЙ владеет ею по купчей 157 (=1649) г., написаннОЙ на имя посадского человека Богдана Щапова”13. \r\nВ москательном и калачном ряду упомянуты “две полулавки” ТОГО же “соколья помытчика Киприана Щапова с племянники: с Микитою да с Феодором”, которые владеют ими по купчей с 164 (=1656) г. В том же ряду названы “пол-лавки соколья помытчика Микиты Щапова”, который владеет ею по кунчей того же 1656 г. В том же ряду названы “пол-лыжи с получетвертью” (те. 5/8 лавки) “соколья помытчика Микиты Щапова”, владеющего этой недвижимостью по купчей 151 (=1643) г., которая “писана на имя Богдана Масленникова”14. \r\nВ солодяном Ряду названа “лавка на вымле15 Сергиевские жены Щапова, вдовы Дарьи”, которая владеет ею по купчей 154 (=1654) г., писанной “на имя Киприяна Щапова”16. Напротив рядов, где “стоят лавки, и шалаши, и полки, и скамьи, и сундуки” располагались “пол-лавки” Алексея Дьяконова, который владел этой половиной по купчей 154 (=1646) г., “а купчая писана на имя Богдана Щапова”, а “оброк платил по государево грамоте 136 (=1628) года”7. Там же упомянуты скамьи Микиты Щапова”, который владеет ими по купчей с 177 (=1669) г, и лавка “соколья помытчика Киприана Щапова”, который владеет ею по купчей “племянника Степана Латышева”, а прежде это место дано было в 1637 г. крестьянину Вогоявленского монастыря Василию Пугвишникову19. \r\nТаким образом, по переписи 1691 г. Щаповы владели лавками в различных рядах городского посада, причем, несомненно, их родство между собой. Указания на имена покупателей лавок (владельцев купчих) первой половины и середины ХУII в. позволяют установить наследственные связи с ними владельцев конца века. документы 1628, 1643, 1646 и 1649 гг. связаны с именем посадского человека Богдана Масленникова-Щапова, по его купчим владели лавками в 1691 г. Киприян Щапов, Никита Щапов и Алексей дьяконов, несомненно бывшие потомками последнего. \r\nПо купчей Киприяна Щапова 1654 г. владела лавкой Дарья Щапова, вдова Сергея, скорее всего — сноха Киприяна. По купчей своего племянника Степана Латышева владел лавкой Киприян Щапов. \r\nВероятно, по собственным купчим владели лавками с 1656 г. Киприян Щапов с племянниками Никитой и Федором, по купчей того же года тот же Никита, по купчей 1669 г. — вновь Никита Щапов. \r\nДругая группа сведений относится не к торговым предприятиям, а к жилым дворам Щаповых. В Переписных книгах 1678 г. \r\nгорода на выморочных дворовых и огородных местах на посадских и тяглых землях” значатся ростовских сокольих помытчиков; в прошлых годех отцы их и они, сокольи помытчики, и их дворы были посадцкие тяглые, а ныне они с тех дворов в Земскую избу податей никаких не платят”.В москательном и калачном ряду упомянуты “две полулавки” ТОГО же “соколья помытчика Киприана Щапова с племянники: с Микитою да с Феодором”, которые владеют ими по купчей с 164 (=1656) г. В том же ряду названы “пол-лавки соколья помытчика Микиты Щапова”, который владеет ею по кунчей того же 1656 г. В том же ряду названы “пол-лыжи с получетвертью” (те. 5/8 лавки) “соколья помытчика Микиты Щапова”, владеющего этой недвижимостью по купчей 151 (=1643) г., которая “писана на имя Богдана Масленникова”. \r\nТаким образом, по переписи 1691 г. Щаповы владели лавками в различных рядах городского посада, причем несомненно их родство между собой. Указания на имена покупателей лавок (владельцев купчих) первой половины и середины ХУII в. позволяют установить наследственные связи с ними владельцев конца века. документы 1628, 1643, 1646 и 1649 гг. связаны с именем посадского человека Богдана Масленникова-Щапова, по его купчим владели лавками в 1691 г. Киприян Щапов, Никита Щапов и Алексей дьяконов, несомненно бывшие потомками последнего. \r\nПо купчей Киприяна Щапова 1654 г. владела лавкой Дарья Щапова, вдова Сергея, скорее всего — сноха Киприяна. По купчей своего племянника Степана Латышева владел лавкой Киприян Щапов. \r\nВероятно, по собственным купчим владели лавками с 1656 г. Киприян Щапов с племянниками Никитой и Федором, по купчей того же года тот же Никита, по купчей 1669 г. — вновь Никита Щапов. \r\nдругая группа сведений относится не к торговым предприятиям, а к жилым дворам Щаповых. В Переписных книгах 1678 г. \r\nгорода на выморочных дворовых и огородных местах на посадских и тяглых землях” значатся ростовских сокольих помытчиков; в прошлых годех отцы их и они, сокольи помытчики, и их дворы были посадцкие тяглые, а ныне они с тех дворов в Земскую избу податей никаких не платят”. \r\n\r\n\r\n


-- написал 18 декабря 2006 14:14
К данной теме присоединена тема "Ранняя генеология Щаповых"


2003-2015, Всероссийское генеалогическое древо
Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2010, 4X_Pro http://xxxxpro.ru