Версия для печати
- Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника //baza.vgd.ru
-- Географический список //baza.vgd.ru/index.php?f=3
--- ДУХОВСКОЕ //baza.vgd.ru/index.php?t=51956
-- Ne administrator написал 3 января 2006 14:40
ДУХОВСКОЕ Приморский край, Пограничный район
ДУХОВСКОЕ Приморский край, Спасский район
История образования села Духовского Спасского района Приморского края.
Справка по истории административно-территориального деления Приморья в дореволюционный период.
В 1860 году к России по Пекинскому договору отошел Южно-Уссурийский край, включенный в состав Приморской области.(1)
В конце 50-х годов 19 века край представлял собою дикую пустынную страну; лишь по речным долинам бродили разрозненные инородцы, да богатство края пушниной и золотом привлекало из соседнего Китая отдельных искателей легкой наживы. Теперь, среди прежде пустынных пространств, появились сотни сел, возникли 4 крупных города и ряд торговых центров. К 1910 году в Приморской области было свыше семисот поселений, а население ее, не считая численности расположенных в ней войсковых частей, превышает половину миллиона. Национальность: великороссы и малороссы. По вероисповеданию – православные. По губерниям выхода переселенцев – Черниговская, Полтавская, Харьковская, Киевская (больше всего), Волынская, Каменец-Подольская, Минская, Курская и др. Переселялись в основном из-за малоземелья на бывшей родине.(3)
В 1868 году Южно-Уссурийский край был разделен на Ханкайский, Сучанский, Аввакумовский, Уссурийский округа и округ Уссурийского пешего казачьего батальона.
В 1880 году из Ханкайского, Сучанского, Аввакумовского и Уссурийского округов была создана одна Южно-Уссурийская округа.
В 1902 году округи были преобразованы в уезды, окружные должностные лица переименовывались в уездные.
В 1909 году Южно-Уссурийский уезд был разделен на 3 уезда: Никольск-Уссурийский, Иманский, Ольгинский.
К 1917 году территория Приморской области делилась на:
1. Никольск-Уссурийский уезд – центр г. Никольск-Уссурийск;
2. Иманский уезд – пос. Иман;
3. Ольгинский уезд – с. Владимиро-Александровское;
4. Территория Уссурийского казачьего войска – г. Владивосток;
5. Хабаровский уезд – г. Хабаровск.(1)
Иманский уезд: поселок Иман, Введенская волость, Зеньковская волость, Лутковская волость, Марьяновская волость, Ново-Покровская волость, Успенская волость, Ракитнинская волость, Саровская волость, Спасская волость, Тихоновская волость, Хвалынская волость, Чугуевская волость.(2)
Зеньковская волость: деревня Александровка, село Белая Церковь, деревня Васильевка, село Духовское, село Комаровка, деревня Кронштадка.(2)
Зеньковская волость с селом Духовское относилась к Четвертой Земледельческой зоне. Зона охватывает всю Приханкайскую низменность, бассейн левых притоков реки Уссури, пространство от озера Ханка до водораздела с рекой Даубихе и далее до селений, тяготеющих к городу Никольск-Уссурийску. На запад и юго-запад зона простирается до китайской границы.(3)
Четвертая Земледельческая зона состояла из 3000 тыс. десятин площади, из которых 600 тыс. десятин – пересеченная местность и 2400 тыс. десятин – равнина; в процентах: пересеченная – 20%, равнинная – 80%. (Десятина, основная дометрическая русская мера площади = 2400 кв. саженей (1,09 га, т.н. казенная). В 18 – 19 вв. употреблялась Десятина владельческая (хозяйственная) = 3200 кв. саженей (1,45 га).(4)
Климат. Несмотря на близость громадного океана, нельзя назвать типично морским. Сухая осень, сухая весна, суровая и бесснежная зима не напоминают о близости моря; и только лето – влажное, туманное и дождливое, такое же, как в странах с морским климатом.(3)
Описание села.
Село Духовское Зеньковской волости Иманского уезда образовано в 1897 году. В нем состоит душ: мужского пола – 400, женского – 372, всего 782.(3)
За 1891-1895 годы в селе поселилось 3 семьи, 1896 – 1900 годы поселилось 109 семей, за 1901-1905 годы 5 семей. В 1906-1910 году – 3 семьи.(3)
По состоянию на 1910 год в селе была:
а) церковь, построенная в 1903-1906 годах - священник Коваль Митрофан, и.о. псаломщика – Кольцов Иван.(2) На постройку церкви отпущено бесплатно из казенной дачи 1070 бревен и пособие в 4370 рублей. Кроме того, общество дало в первый раз 3000 руб., во второй раз 1500 руб. на иконостас; работой на вывозке из лесу бревен и подвозке других строительных материалов около 9000 руб. Стоимость церкви в настоящее время (1910 год) определена в 20000 руб.(3)
б) церковно-приходская школа – учитель Артюхин Михаил.(2) Существует с 1901 года. Выстроена на общественные средства с пособием от епархиального начальства в 500 руб.; стоимость ее в настоящее время определяется в 2500 руб.; на ее содержание общество ежегодно дает около 300 рублей, включая мелкий ремонт. Учащихся в ней: мальчиков – 43, девочек – 14.(3)
В селе проходили ярмарки: 2 февраля, 19 июля, 18 октября и 9 мая (по три дня).(2)
Население занималось земледелием, извозом, охотой. Были ремесленники: плотники – 2, кузнецы – 4, кровельщики, слесари, сапожники – 2 семьи. Служба на жаловании – 5 семей, прислуга - 55 семей. Паровая мельница – 1, ветряная мельница – 1, маслобойка – 1, лавки – 3 (овощная, бакалейная - 2, вино – 1).(2)
Жилых деревянных построек в селе было 207, из них крытых железом – 46. Лошадей рабочих было 160, коров дойных 174, свиней 202 головы, пчелиных пасек 33, мед собирали с колоды 111, 2 пудов.(2) (Пуд – русская мера массы (веса) = 40 фунтам = 16, 38 кг).(4) На посевных площадях выращивали: пшеницу, рожь и ярицу, ячмень, овес, гречиху, просо, мак, горох, бобы.(2)
Общие сведения о селении. (3)
Село Духовское находится на расстоянии от:
а) ближайшего города Никольск-Уссурийского – 150 верст;
б) волостного правления, врачебного и фельдшерского пунктов в селе Зеньковка в 10 верстах;
в) сплавной реки Уссури – в 45 верстах;
г) станции ж. д. Свиягино – в 8 верстах;
д) границ своего надела: ближних – 1,5, дальних – 8 верстах. (Верста – 1,0668 км. До 20 века существовала межевая верста 2,1336 км, употреблявшаяся для межевания и определения расстояний между населенными пунктами).(4)
Село Духовское расположено на увалах. Реки и озера в наделах нет, а есть коротенькая протока из озера Сороки в двух верстах от селения, на наделе Ново-Русановского казачьего поселка. Воду берут круглый год из колодцев, которых имеется только 6 с водой и сухих безводных около 30. Сообщение с наделом для 1/3 домохозяев удобно, а остальным нет, вследствие того, что их земли находятся за сопками и болотами.
Через село проходят 2 проселочных дороги из села Зеньковка в селение Антоновка и Никитовку. На Никитовку дорога выстроена казной, а на Антоновку – самими крестьянами. Обе ремонтируются ежегодно на средства общества в пределах своего участка. В дождливую погоду состояние дорог плохое, а в сухое – хорошее.
История образования селения. Место избрано по указанию бывшего Начальника Переселенческого Управления господина Введенского. В 1897 году поселилось 44 семьи, в 1898 – 21, в 1899 – 26. Летом 1897 года прибывшие первые переселенцы устроили для жилья шалаши и занялись заготовкой строительных материалов для постройки домов, которых к зиме построили 19, где и провели зиму по 2-4 семьи. Лес для построек рубили на своем наделе. Необходимые хозяйственные принадлежности и инвентарь многими были привезены с родины, а некоторыми покупались в ближайших старожильческих селениях, здесь же покупали и скот. Ушли из селения в 1898 году 13 семей, в 1899 -2 семьи, в 1900 – 1. Последняя на родину в Киевскую губернию, а остальные в другие селения вследствие того, что им не понравилась местность, а главным образом, по причине отсутствия воды. С 1907 по 1910 годы включительно в июле и августе в селении свирепствовала скарлатина и дифтерит.
В 1907 году умерло 45 детей, 1908 – около 20, с 1909 по 1910 годы тоже примерно по 20 человек обоего пола с 1 по 10-летний возраст. В 1907 и 1908 годах врачебную помощь получали от врача из села Лутковки, в 1909 и 1910 годах из с.со. Спасского и Зеньковки. Летом 1898 и 1899 годов страдали отсутствием воды, причем кое-как продовольствовались дождевой водой из вырытых для накопления ее в котлованах в центре селения. Скот на водопой гоняли за линию ж.д. 4-5 верст в болото и поили из котлована около ж.д. Зимой брали чистый снег с улицы и огородов. Приносили лед в мешках из котлованов близ линии ж.д., таяли их на плитах в чугунках и пользовались этой водой для пищи. В 1908 году вырыли первый колодезь, в котором воды достает почти для всех домохозяев. Наводнений никогда не было.
Землепользование. В селении ощущается недостаток в пахотных землях, сенокосе и строительных лесах. Крестьяне желают размежеваться по-дворно, причем оставить в общем пользовании только выгон, а остальные все угодья поделить.
Усадебные земли. Селятся по плану, размеры усадеб по одной десятине. Новые усадебные участки отводят по приговору общества из свободных выгонных земель. На огородах сеют овощи и всякие полевые растения.
Пахотные земли. При занятии участка, китайских или корейских поселений не было. Отдельные крестьяне не сдают им земли в аренду. В 1910 году общество сдало одну десятину целинной земли корейцу под распашку бесплатно, но с условием, что через 3 года построенная корейцем на арендованной земле фанза и пашня должны перейти в пользование обществу. Степные и лесные целинные земли занимались под распашку самовольно каждым хозяином по своему выбору. Позднее прибывающие переселенцы наделялись обществом только усадебными местами, а места для распашки выбирали сами и занимали их без всякого участия общества. При семейных разделах, выделяющийся, получает пашню от главы семьи из общей семейной распашки. Земли захватываются степные и лесные, более возвышенные и удобные для распашки. Размер захвата определяется потребностью хозяйства и условием местности. Общество признает право захватчика на всю захваченную им землю.
Земледелие. Система полеводства однопольная, из-за недостатка пахотной земли, при чем определенного посева хлеба не существует, и пашни засеваются беспрерывно 12 лет и более. На нови сеют овес, рожь, но большей частью гречиху. К посеву последней возвращаются через 5-9 лет. (Гречиха подавляет рост сорняков). В залежи поля не оставляются. Семена покупаются в своем селении, в селе Зеньковка (на базаре) и в других селениях. С родины были привезены семена следующих растений: лука, капусты, арбуза, огурцов, тыквы, дыни, картофеля, овса и проч. Из них в посеве не удержались овес и просо, а остальные принялись хорошо. Для вспашки поля употребляют плуги Сакка, в которые запрягают при подъеме нови 4-6 лошадей или волов, а для мягкой – 2-4. Сенокосы не предоставляются, и каждый хозяин пользуется ранее захваченной площадью. Покосы ухудшаются по причине
появления осоки.
Огородничество и садоводство. В огородах возделываются различные овощи для себя и на продажу. Продают здесь на местах подрядчикам по следующим ценам: картофель по 15-20 копеек, капусту свежую – 25, кислую -40-50 коп. за пуд, огурцы по 20-30 коп. за мешок. Размеры посевов овощей увеличиваются. В усадьбах имеются следующие садовые растения: желтые японские сливы, дикие яблони и груши, малина, смородина. С родины привезли вишни, яблони, груши и абрикосы, но они все вымерзли. Плоды садовых никуда не сбываются, так как их урожай мал.
Выгоны. Специально отведенной площади под выгон нет, а скот пасется вокруг села по болотам и кустарникам, при чем самое дальнее расстояние пастбища от селения – 4 версты. Поскотиной городьбы не существует, а скот ходит за пастухом, которому платят по 70 копеек с головы рогатого скота, крупного и мелкого. На пастуха полагается 100-120 голов. По сенокосным местам пасут до мая месяца.
Лес. На земельном наделе есть около 4000 десятин леса следующих пород: дуб, ясень, береста, осина, береза, клен, липа и бархат. Лес старый примерно 200 летнего возраста, только 1/20 часть хорошего качества, пригодного для построек. Остальной лес сухой и гнилой, пригодный только на дрова. На продажу лесом не пользуются, а только для себя, бесплатно и без разрешения общества. Лес не охраняется.
Скотоводство. Скот ходит на пастьбу в двух стадах. Одно состоит из быков и волов, а другое из коров, бычков и телок до 2-3-х лет. Начало пастьбы 23 апреля, а конец первого октября. Скот пасется за селом близ пашен, иногда заходит на последние, портя хлеб. Особенно вредят в этом отношении лошади, которые пасутся в основном ночью и без пастуха. Коров гоняют пастись за 4 версты от селения. В начале пастьбы подкармливают весь скот. Летом во время полевых работ лошадей кормят овсом, сеном и свежей травой. Сена у некоторых хозяев до нового урожая не хватает, что вынуждает их снимать в аренду сенокосы в соседнем казенном участке по 1 руб. 50 коп. за десятину. Молодые лошади поступают в работу с 3-4-х летнего возраста. В мирском стаде ходит 5-6 бугаев, принадлежащих местным домохозяевам. Крестьяне желают приобрести жеребцов из Воронежской губернии и быков холмогорской породы.
Пчеловодство. Пчел купили в 1898 году в селе Зеньковка, а первый рамочный улей в 1907 году сделали сами по образцу, виденному там же. Пасеки ставят в лесу на своем наделе и по заимкам на открытых местах. (Заимка – название поселения, обычно однодворного и земельного участка, занятого кем - либо по праву первого владения, вдали от основных территорий)(4). Пчеловодство уменьшается. В 1908-1910 годах были весенние холода, липа и гречиха цвели плохо и шли частые дожди. Роений было мало и пчелы умирали с голоду. Мед продают в город Хабаровск разным торговцам по 4-5 рублей, а воск – в Саяно-Троицкий монастырь по 18-20 рублей за пуд. (3).
Из введения. (3). «Чтобы заниматься сельским хозяйство, необходима привычка к систематическому труду, познание места, где он живет, познание погоды, с которой он должен считаться и проч. Это достигается, главным образом, долговременным занятием делом, переходящим по наследству. Но, несмотря на очевидную его невыгодность сравнительно с другими занятиями, несмотря на его хлопотливость и беспрерывные работы в течение целого года, - сельское хозяйство имеет и важное преимущество. Это единственное занятие, дающее человеку наибольшую свободу и независимость, вместе с наибольшей нравственной цельностью и устойчивостью. В сельском хозяйстве человек имеет дело с Богом и природой, здесь менее места людской зависти и людским козням. Вот почему человечество и ценит сельское хозяйство, вот почему из всех народов и во всех странах люди занимаются им, несмотря на меньшую выгодность».(3)
Литература:
1.Обзор фонда «Приморское областное правление» (фонд №1), изд. г. Томск, 1990 год, Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока (ЦГА РСФСР ДВ).
2. В помощь исследователю, работающему с документами второй половины 19 века. Справочник. Изд. г. Владивосток, 2002 год. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ).
3. Материалы по обследованию крестьянских хозяйств Приморской области. «Старожилы стодесятинники», том 1,2,3,4, составил А. Меньщиков. Переселенческое управление главного управления землеустройства и земледелия. Изд. г. Саратов, 1911, 1912 г.г.
4.Советский энциклопедический словарь, под редакцией А.М. Прохорова, Москва, 1990 год.
Лисянская О.
г. Владивосток, 2004 год
-- Абориген написал 29 сентября 2008 17:14
Мои родственники по отцу:
Дед - Воловик Степан Викторович 1895 г.р.
Бабушка -Воловик (Лыско) Евдокия Кондратьевна 1900 г.р.
Переехали в село Духовское в 1939-40 году из села Жихово Сумской области
по маме:
Дед - Корниенко Тихон Андреевич
Бабушка - Корниенко (Галушко) Мария Степановна ( Её мать -Галушко (Пензарь) Соломония (Соломея) перехала в село Духовское с первыми переселенцами из Днепропетровской области)
2003-2015, Всероссийское генеалогическое древо
Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2010, 4X_Pro http://xxxxpro.ru