Версия для печати

-   Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника //baza.vgd.ru
--  Географический список //baza.vgd.ru/index.php?f=3
--- НОВОРОССИЙСК //baza.vgd.ru/index.php?t=51163




-- Ne administrator написал 17 декабря 2005 21:29
НОВОРОССИЙСК, город в Краснодарском крае, в 136 км к юго-западу от Краснодара. Город-герой. Расположен на берегу незамерзающей глубоководной Цемесской (Новороссийской) бухты Чёрного моря окаймлённой с северо-востока горами Маркотхского хребта (западные отроги Большого Кавказа, высота до 700 м). Крупнейший порт России на Чёрном море. Железнодорожная станция. Узел автомобильных дорог. Аэропорт. Население 203,3 тыс. человек (1996).
Основан в 1838 как военное укрепление на западном берегу Суджукской (ныне Цемесской) бухты; с 1839 называется Н. В период Крымской войны 1853—56 Н. был разрушен артиллерией англо-французской эскадры; в 1860 упразднён, в 1866 учреждён вновь. С 1866 Н. — центр Черноморского (Новороссийского) округа (отдела) Кубанской области, в 1896—1920 — Черноморской губернии.
Архивный отдел администрации города Новороссийска
Ф.И.О. и должность руководителя:
Залетилов Леонид Васильевич, начальник
Почтовый адрес:
просп. Ленина, 63, г. Новороссийск, Краснодарский край, 353900
Телефон: (8617) 71-17-82
Архивохранилище документов по личному составу (г. Новороссийск)
Ф.И.О. и должность руководителя:
Киреева Тамара Александровна, главный специалист
Почтовый адрес:
просп. Ленина, 63, г. Новороссийск, Краснодарский край, 353900
Телефон: (8617) 25-20-64

В 1879 близ Н. были обнаружены богатейшие залежи мергелей, в 1882 Черноморским обществом «Портландцемент» построен первый в Н. цементный завод «Звезда» (ныне — завод «Пролетарий»). В 1883 обществом «Русский стандарт» введён в строй нефтеперегонный завод. Развитие города ускорило проведение в 1888 железной дороги Екатеринодар — Н. При станции Н. были открыты железнодорожная мастерская и депо. В 1896 акционерным обществом Владикавказской железной дороги было завершено строительство морской порта (2 мола, 8 пристаней, восточный пирс, элеватор и др.). Новороссийский порт становится крупнейшим на северном Кавказе центром российского экспорта зерна и семян масличных культур, а также нефти и нефтепродуктов, цемента. В 1898 в Н. построен цементный завод «Цепь» (ныне завод «Октябрь»).
Во время Гражданской войны по приказу В. И. Ленина 18 июня 1918 в Цемесской бухте Н. была затоплена часть кораблей русского Черноморского флота (1 линкор, 10 эсминцев и др. суда). В ходе войны Н. был ареной жестоких боёв.
Во время Великой Отечественной войны в ночь на 4 февраля 1943 южнее Н., в районе посёлка Станичка, высадился десант моряков, захвативших плацдарм (впоследствии — «Малая Земля»), который удерживался 225 дней. Город был почти полностью разрушен. Отстроен заново лишь к середине 1960?х гг.
Морской торговый порт современного Н. располагает причалами, у которых производятся погрузка и выгрузка океанских судов. Н. — крупнейший в России порт по вывозу нефтяных грузов и цемента. В Цемесской бухте — пассажирский причал с Морским вокзалом, лесной и специализированный рыбный порты. Н. остаётся крупным центром цементный промышленности (4 цементных завода), машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия; заводы — «Молот», «Красный двигатель», «Пищемаш», судоремонтные и др. Производство стройматериалов (шифер, железобетонные конструкции), деревообрабатывающие (в том числе мебельный), пищевкусовая (мукомольно-элеваторный комбинат, молочный, пивоваренный заводы, рыбозавод) промышленность. Новороссийская Морская академия, общетехнический факультет Краснодарского политехнического института. Исторический музей-заповедник: экспозиция, посвящённая природе и истории города, Выставочный зал и Литературно-мемориальный музей Н. А. Островского (жил в Н.); Музей истории цемента.
"Брокгауз и Ефрон":
Новороссийск — губернский город вновь учрежденной в 1895 г. [word=ЧЕРНОМОРСКАЯ ГУБЕРНИЯ]Черноморской губернии[/word], при бухте Черного моря. В 1722 г. здесь была построена турецкая крепость Суджук-Кале, в 1812 г. взорванная русскими войсками. С 1838 г. тут уже укрепленный русский город Н. Жителей к 1 янв. 1896 г. 22319 (12833 мжч. И 9486 жнщ.): дворян 182, духовн. сосл. 86, почетных граждан и купцов 570, мещан 11755, крестьян 7389, военных сословий 1468, иностранных подданных 815, проч. сосл. 94; православных 20785, раскольников 34, католиков 422. армяно-григориан 184, протестантов 123, евреев 496, магометан 49, проч. исповеданий 226. Православная церковь. Домов каменных 1365, деревянных 14. Нежилых зданий каменных 157, деревянных 182. Мужская прогимназия (100 учен.), женская прогимназия (62 учен.), 3 начальных училища (275 учен.), 2 частных училища (34 учен.). Городских доходов в 1894 г. 91150 р., расходов 87198 р. (в том числе 18835 р. на мужскую прогимназию и 1000 р. на женскую). В 1894 г. выдано торговых свидетельств 1761 годовых и 164 полугодовых. Фабрик и заводов 11, с производством на 58000 руб.: 1 мыльный, 1 кожевенный, 1 пивоваренный, 7 бондарных, 1 мукомольня паровая. Близ города цементный завод; оборот его более 300000 р., при 450 раб. В 1887 г. Н. отпускал ничтожное количество хлебных грузов; он представлял лишь благоприятные условия для развития гавани, но не имел никаких к тому приспособлений. Число заходивших сюда судов было ничтожно. Резкий поворот в истории Н. начинается с половины 1888 г., когда была окончена постройка Владикавказской желез. дороги. Отпускная хлебная торговля развилась. В 1887 г. отпущено было 7500 пд. хлеба, а в 1895 г. — до 37276347 пд. По жел. дор. прибыло хлебных грузов в 1895 г. — 36172474 пд. Благодаря развитию нефтяной промышленности, сначала близ Ильской станицы в 100 в. от Н., а — 1894 г., близ Грозного, в Н. доставляется много нефти; около него образовался целый городок, приспособленный для приема и отправки нефтяных продуктов. В 1888 г. было в Н. пароходов дальнего плавания 20, парусных судов дальнего плавания 6 и каботажных пароходов и судов 36, а в 1895 г. было первых 336, вторых 26 и третьих 324. В 1892 г. из прибывших в Новороссийск 362 пароходов было английских 241, французских 37, греческих 36, турецких 15, итальянских 11, датских 10, голландских 3, бельгийских и германских по 2 и по 1 — норвежских, американских, русских и австрийских. Отпущено в 1895 г. на пароходах дальнего плавания зерновых продуктов и масличных семян в Голландию 104069000, в Англию 10395827, Францию 3562552, Италию 3377780 пд. Железной дорогой устроено для хранения хлеба 14 каменных амбаров. вместимостью на 4760 тыс. пд., с 8 элеваторными башнями; в 1894 г. открыт еще большой амбар-элеватор на 3 млн. пд. Для приведения и движение механических приспособлений, элеваторных башен и транспортеров устроена центральная электрическая станция, с 4 паровыми машинами по 250 сил каждая. Новороссийская бухта имеет глубины на всем ее протяжении от 12 до 15 саж. и не замерзает. Все эти условия способствуют развитию Н. как первоклассного порта. Владикавказская жел. дорога устроила 4 пристани и приобрела спасательный пароход. Устроенное дорогой коммерческое агентство выдало с 1888 по 1895 г. ссуд на 2608119 р., продало хлеба, по поручению, 6706858 пд. Установлены срочные пароходные рейсы в порта морей Черного и Средиземного. С Балтийским и Северным морями раз в месяц правильное пароходное сообщение на датских пароходах. Станция жел. дор. и устроенные ею портовые сооружения находятся на сев. и отчасти на вост. берегу Новороссийской бухты и до 1896 г. не входили в состав города, находящегося на зап. берегу бухты. Собственно старое городское поселение отделяется от нового, железнодорожного и портового, болотистым низовьем рч. Цемеса, очень нездоровым. Таможня; консул турецкий, вице-консулы великобританский, греческий, датский и персидский, консульский французский агент. Отделения и агентства нескольких банков, 3 сберегательные кассы.
Ср. "Кубанская справочная книжка" (1891—94); "Кавказский календарь" (1894, 95, 96); "Отчет попечителя кавказского учебного округа за 1895 г."; "Портовые устройства общества Владикавказской железной дороги" и "Обзор коммерческой деятельности в Новороссийске" (1891; 2 изд., 1896).
Новороссийский округ. 23 мая 1896 г. образована новая Черноморская губ., которая разделена на 3 округа: Н., Сочинский и Туапсинский. Открытие губернского и окружных управлений состоялось в конце 1896 г. По случаю недавнего образования округа нельзя сообщить подробных статистических данных о нем. Жит. в округе (без города) 5989 (3128 мжч. и 2861 жнщ.). До образования губернии существовал Н. отдел Кубанской обл., вошедший в состав нового округа; в нем было селений 15, жит. 3401 (1156 греков, 668 чехов, 1582 русских). Округ разделяется на 2 участка. В судебном отношении он подчиняется екатеринодарскому окружному суду и отдельному мировому судье.


-- Ne administrator написал 17 июня 2007 17:15
Новороссийский край — До середины XI в. в нем жили бужане, угличи, тиверцы, торки, печенеги, хазары. До середины XIII в. господствующим населением были здесь половцы; позже юго-западную часть заняли литовцы, а в остальной кочевали татары, способствовавшие обращению страны в степь. С началом XVI в, появляются в сев.-зап. части запорожцы, а остальное все огромное пространство Черноморья от р. Синюхи до Днепра, и затем до Азовского моря было необитаемой обширной степью еще в 1740-х годах. Запорожцы считали весь край, до донских станиц, своим, и эта мысль, с присоединением Малороссии к России, перешла к русским государям. В 1705 г. собравшиеся на верховьях Буга комиссары: русский — Емельян Украинцев и турецкий — Кочь-Мегмет-паша провели границу между Россией и Турцией от польских владений по Бугу до Ташлыка, далее степью до Днепра при впадении в него р. Каменки. Эта же граница, с небольшими изменениями у польских пределов, была принята и в 1740 г. Началом заселения края можно считать небольшие поселки, образовавшиеся около 1745 г. из малороссийских казаков и русских беглецов на границе Малороссии и Польши. В 1752 г. образовалось и первое военно-земледельческое поселение австрийских сербов и венгров, приведенных полковником Иваном Хорватом, под названием "Новой Сербии" (в нынешней Херсонской губернии). За ним последовали болгары, сербы, волохи и др. Правительство русское охотно принимало их, предоставляя различные пособия и льготы и устраняя только поляков. В 1753 г. с довольно большой дружиной пришли сербские полковники Иоанн Шевич и Райко Прерадович; они были поселены между pp. Луганью и Бахмутом, по пр. берегу Сев. Донца. С приходом их, а также и других поселенцев, заселенный край был разделен на две части:
1) Новая Сербия (от Днепра до Синюхи), граничившая к СЗ с польскими землями, к Ю с турецко-татарской степью, г. Новомиргородом;
2) Славяносербия, к В от Днепра, вдоль Украинской линии, до станиц донских казаков, с гл. г. Бахмутом и крепостью Булевской (нын. Константиноград).
Управление краем было в руках ген. Глебова и вышеназванных полковников. Около 1760 г. население края превышало 26000 душ, селений было 122, "дач для поселений" 135 и церквей 31. Первые поселенцы завели в крае и торговлю с Турцией и Крымом, отпуская туда изделия чугунной и железной посуды, гвозди, канат, холст, масло и рогатый скот и получая взамен овечью шерсть, хлопчатую бумагу, ладан, фрукты, вина и оружие. В 1754 г. была установлена в крепости св. Елизаветы первая ярмарка. В 1764 г. новосербский корпус (все мужское поколение поселенцев было записано в гycapские полки) был преобразован в Новороссийскую губернию, а Славяносербия, с Украинской линией — в Екатерининскую провинции, подчиненную Новороссийской губ.; при этом украинская линия была уничтожена и вместо нее устроены две крепости: Богородицк и Луганск. Все пространство Новосербии (1421000 д.) разделено на 7 округов, по 100 участков в каждом (52 участка для военнослужащих). В следующем году губерния состояла из трех провинций: Елизаветинской, Екатерининской и Бахмутской. Число поселенцев, простиравшееся в 1764 г. до 38000, с приездом новых колонистов и с дозволением селиться раскольникам, через 4 года возросло до 52000 чел., не считая чиновников, дворян, духовных и военных чинов, несущих постоянную службу в гусарских и пикинерных полках; всего же было ок. 100000 чел. Начиная с первой турецкой войны (1768—74), колонисты принимали деятельное участие во всех войнах России XVIII и нач. XIX вв. В 1769 г., после взятия Азова и Таганрога, здесь были организованы из поселенцев и русских Воронежской и Белгородской губ. особые казачьи полки, а в следующем году устроена для отделения Новороссийской губ. от татарских владений новая Днепровская линия крепостей (св. Петра, Захарьевская, Алексеевская, Кирилловская, Григорьевская, Никитинская и Александровская). В 1774 г., по кучук-кайнарджийскому миру, границы Н. края значительно расширились на юге; к нему в 1775 г. было присоединено и Запорожье. Бывший в это время новороссийским генерал-губернатором Потемкин разделил Н. край на две губернии: Азовскую, с провинциями Азовской, или южной, и Бахмутской, или северной (в 1776 г. прибавлена Славянская провинция), и Новороссийскую, к которой отошло и Запорожье, с провинциями Елизаветинской и Херсонской. Границей между губерниями был Днепр. В 1775 г. учреждена самостоятельная славянская и херсонская архиепископия, потом — екатеринославская и херсонес-таврическая. В 1775 г. разрешено было селиться в Новороссии грекам; в 1776 г. образовано 15 новых полков, так что Новороссия, в случае войны, могла выставить более 10000 конницы; в 1778 г. основаны Екатеринославль и Херсон. В 1783 г. Н. край был наименован Екатеринославским наместничеством. С 1784 г. пределы Новороссии расширились с присоединением Крыма, из которого была образована Таврическая область. B 1787 г., когда край посетила Екатерина II, жителей в нем было более 700000. Потемкин много заботился о развитии в стране садоводства, скотоводства, земледелия, торговли и просвещения. Уже после его смерти, по ясскому договору (1791), к Новороссии отошла Очаковская область (преобразованная в 1795 г. в Вознесенскую губ.). Генерал-губернатор Каховский, много сделавший для края, возвел ряд крепостей Днестровской линии, от р. Мокрого Ягарлыка до Очакова. В 1794 г., когда уже была основана Одесса, Екатеринославское наместничество, несмотря на наплыв немецких колонистов, едва имело 500000 жит. муж. пола, разделившихся на платящих подати, льготных и вовсе освобожденных от платежа. Павел I уничтожил Екатеринославское наместничество и образовал Н. губернию, отделив все присоединенное к ней от Малороссии, Польши и донских казаков; новая губерния, по сведениям 1797 г., имела 834959 жит. В 1812 г. Новороссия заключала в себе градоначальства — Одесское (1803), Таганрогское (1803). и Феодосийское (Керчь-Еникальское было образовано в 1823 г.), губернии — Херсонскую, Екатеринославскую и Таврическую, Бессарабскую область, приобретенную по бухарестскому миру, иностранные колонии (до 120 сел.), новое кавалерийское поселение и города и села морского ведомства. Жителей было всего 1 млн. Устроителями Новороссийского края после Потемкина являются герцог Ришелье, Ланжерон и кн. Воронцов.
Ср. Скальковский, "Историко-статистический очерк Н. края" (1837) и Г. (Гавриил) А. (архиепископ) Т. и К. (тверской и кашинский), "Очерк повествования о Н. крае, из оригинальных источников почерпнутый" (Тверь, 1857).
"Брокгауз и Ефрон"


2003-2015, Всероссийское генеалогическое древо
Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2010, 4X_Pro http://xxxxpro.ru