Версия для печати

-   Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника //baza.vgd.ru
--  Персональный список //baza.vgd.ru/index.php?f=1
--- ВИЛИНСКИЙ //baza.vgd.ru/index.php?t=41240




-- Ne administrator написал 24 мая 2005 22:26
ВИЛИНСКАЯ
(по мужу [word=МАРКОВИЧ АФАНАСИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ 1822-1867]МАРКОВИЧ[/word])
МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (МАРКО ВОВЧОК) 10 декабря 1833, Екатериновка с., Елецкого
у. Орловской губ. - 28 июля 1907, Нальчик. Прозаик.



-- georgev написал 26 июля 2007 1:25
Вилинский (Вілінський) Николай Николаевич (20 апреля (2 Мая) 1888, пос. Голта, Херсонской губернии — 7 Сентября 1956, Киев)* известный украинский композитор и выдающийся педагог, засл. деятель исскуств Украины (1951). Из рода потомственных дворян, отец Вилинский Николай Александрович, мать Вилинская (урожд. Черкунова) Валентина Никифоровна. Двоюродный брат и . Начал серьезно заниматься музыкой самостоятельно в годы обучения в Ананьевской гимназии, дирижировал церковным хором. В его начальное музыкальное становление внесла свою лепту его мать, бывшая пристойной пианисткой. Однако, по настоянию своего отца Вилинский после окончания гимназии в 1906 году поступает на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе, который он успешно окончил в 1912 году.
Выпускник Одесской консерватории (1919), по классу композиции занимался у Витольда Осиповича Малишевского (см. , также Witold Maliszewski), ученика Н.А.Римского-Корсакова. Отношения профессора и студента быстро переросли в большую дружбу, Малишевский очень ценил Вилинского и выделял его среди своих учеников. Сохранились воспоминания о том, что Малишевский, навсегда покидая Одессу опасаясь репрессий, пытался забрать своего любимого ученика Николая Вилинского вместе с семьей в эмиграцию.
С 1920 года Вилинский преподавал в Одесской консерватории, утвержден в звании профессора (1926). Возглавлял Одесскую областную организацию Союза композиторов Украины. В 1930-е годы у него учились по классу специальной гармонии Эмиль и Лиза Гилельс, Давид Ойстрах, Яков Зак и ряд других выдающихся музыкантов. В частности, Яков Зак написал в своих воспоминаниях: "Свободное посещение занятий давало возможность полную меру сил уделять своей специльности. Несмотря на "вольную волю", мы рвались на лекции любимых профессоров - Б.Тюнеева, А.Павленко, Н.Вилинского, В.Золотарева, приводили с собой друзей и родственников" (См. Яков Зак, Статьи, материалы, воспоминания, М., Советский Композитор, 1980, стр. 125). С 1941 профессор Ташкентской консерватории, с 1944 профессор, заведующий кафедры Теории Музыки Киевской консерватории. Автор симфонических сюит, кантат, вокально-хоровых обработок украинских, русских и молдавских народных песен, романсов, камерно-инструментальных сочинений, а также ряда теоретических работ и статей.
В 20-е годы композитор создал "Балладу в форме вариация на украинскую народную тему" op. 5, пьесы "Мечты" и "Раздумья" op. 7 (1925), "Элегическую сюиту" op.8 (1914-1925), "Детский альбом" - восемь пьес в четыре руки op. 11 (1925).
К юношеским произведениям композитора принадлежат миниатюры без опуса: "Грустная песенка", "Траурный марш", "Две мазурки", "Элегия", "Вальс", "Марш" (1905-1909), "Прелюдии No.1 и No. 2" (1909, заново отредактированы в 1949 и 1925 годах). "Прелюдия для левой руки", "Фуга" си-бемоль минор, "Русские вариации в эпическом стиле на оригинальную тему" op. 3 (1913-1914).
Позднее Н.Вилинский пишет "Образцовые вариации" op.29 (как пособие по курсу гармонии для студентов-композиторов - 1947), "Вариации No 1 и No 2." op. 33 (1949), "Четыре миниатюры памяти А.Лядова" op. 40 (1956).
В 20-30 х. гг. Н. Вилинский сыграл большую роль в развитии национальной музыкальной культуры Молдавии. Он много ездил по самым глухим ее районам и собирал народные песни и танцевальные мелодии. В результате многолетней кропотливой работы было издано большое их количество, кроме того, появились 3 сюиты для симфонического оркестра на молдавские народные темы и кантата «Молдавия» для хора, солистов и симфонического оркестра op.21 (1937-1939). Н. Вилинского называли «отцом молдавской музыки». Н. Вилинский причастен к созданию консерватории в Кишиневе, он сыграл большую роль в создании молдавской капеллы «Дойна». В Молдавии стали работать его ученики: Л. Гуров, ставший директором Кишиневской консерватории, Д. Гершфельд, возглавлявший в те годы Союз композиторов Молдавии и др.
Н.Н.Вилинский участвовал в издании собрания сочинений Н.В.Лысенко. Он редактировал ХIII и XIV тома, причем часть неизданных произведений он восстановил по черновикам и наброскам, а незаконченные работы композитора по поручению редакционной коллегии закончил.
Фортепианные произведения Н.Вилинского отличаются разнообразием фактуры, чистотой и ясностью голосоведения. Образное содержание его сочинений близко музыке его любимых композиторов - Лядова, Скрябина и отчасти Шопена. Вместе с Косенко, Лятошинским, Ревуцким, и другими украинскими мастерами Вилинский способствовал процессу кристализации национальных черт в украинской фортепианной культуре. Его «Баллада в форме вариаций на украинскую народную тему» — одно из выдающихся произведений первой половины 20-х годов, не потерявшее художественной ценности и в наши дни.
Ученики: , , Л.Гуров, С.Орфеев, , В.Фемилиди, и др. Награжден орденами Ленина и Знак Почета.
Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Лит:
1. Н.Н. Михайлов, Н.Н.Вилинский (на украинском языке). Советский Композитор, Киев 1962.
2. Энциклопедический Музыкальный Словарь. Сост. Б.С.Штейнпресс и И.М.Ямпольский. Издание второе исправленное и дополненное. Издательство
"Советская Энциклопедия", Москва 1966.
3. Н.Вилинский, От редакции, в Н.Лысенко, Собрание сочинений в двадцати томах, Сочинения для фортепиано, Том XIII, Музыкальная редакция Н.Н.Вилинского, "Мыстецтво", Киев 1952
4. Украинская Советская Фортепианная Музыка. Хрестоматия. Том 1, часть 2 . Музычна Украина, Киев 1975.
5. А.Билаш "Незабываемое. Дань уважения художнику". Вечерний Киев, 4 Мая 1988г.
6. В. Сергеев "Жив в учениках". Журн."Сов.культура", 1988г. 21.05., стр.12)


См. также

*Примечание: В ряде изданий и последующих перепечатках на Интернете даты указаны неправильно. Источником неверной информации послужила статья с грубыми ошибками (авт. Сидоренко) в Музыкальной энциклопедии, т.1, 1973, ред.Ю.В.Келдыш.
Разрешаю использовать этот текст на условиях лицензии GFDL.



-- georgev написал 19 ноября 2007 15:04
ВИЛИНСКАЯ (ВІЛІНСЬКА) ИРИНА НИКОЛАЕВНА (7 сентября 1920 Одесса, 31 августа 1986 Киев) - известный педагог вокалист, певица (сопрано) и композитор, Из рода потомственных дворян, дочь композитора Николая Николаевича Вилинского, мать Вилинская (урожд. Митрович, ударение на первом слоге) Елена Петровна. В раннем детстве продемонстрировала выдающиеся музыкальные способности. Начала обучаться музыке с пятилетнего возраста, когда ее отец заметил, что после посещения с родителями Одесского Оперного театра дочь подошла к фортепиано и стала подбирать услышанные мелодии. Природа щедро одарила Ирину Вилинскую, она обладала абсолютным музыкальным слухом, красивым голосом (сопрано) и прекрасными пианистическими данными, в дальнейшем она проявила себя и как композитор. Музыкальный слух Ирины Вилинской был настолько точен, что двумя десятилетиями позднее, уже в Киеве Н.Н.Вилинский водил свою дочь в научно-исследователький институт АН УССР, где она демонстрировала свои способности. В первую очередь именно своему отцу Вилинская обязана своей любовью к искусству, необыкновенной музыкальной культурой и вкусом.

В детстве и юности наряду с музыкой Вилинская проявила весьма разносторонние способности, ей нравилась математика, она занималась спортом, успешно выступала на соревнованиях по плаванию. После начальной школы, закончила строительный рабфак (1938). Училась в Одесском строительном институте (1938-1939), однако увлечение музыкой взяло свое и в 1939 году Вилинская успешно поступает в Одесское музыкальное училище, где одновременно училась на двух факультетах - по вокалу (педагог Е.М. Менер-Каневская) и на историко-теоретическом. В 1941 году она поступила на историко-теоретический и композиторский факультеты Одесской консерватории.
Перед талантливой девушкой была открыта карьера композитора, однако она предпочла пение. Повидимому, определенную роль в этом решении сыграла ее двоюродная тетка по отцу - знаменитая певица, солистка Большого Театра . Также этому послужил и курьезный даже по тем временам конфликт с отцом, который, будучи членом приемной комиссии композиторского факультета, предьявлял к дочери крайне завышенные по сравнению с другими абитуриентами требования.
После начала Великой Отечественной войны Вилинская вместе с родителями эвакуировалась в Ташкент, где по классу вокала занималась у профессора Д.Л.Аспелунда в Ташкентской консерватории (1941-1944), а затем (1944) продолжила обучение у профессора Д.Г.Евтушенко в Киеве, закончила аспирантуру Киевской консерватории. Работала на кафедре сольного пения Киевской консерватории, преподаватель (1949), старший преподаватель, утвержена в звании доцента (1964), затем и.о.профессора (1974).

Вилинская рассматривала певческий голос как уникальный музыкальный инструмент, который без надлежащей подготовки можно повредить сложным репертуаром. Поэтому в своей вокальной школе Вилинская проповедовала бережное и постепенное развитие природных данных певцов с использованием тщательно подобранного репертуара, вокализов и специальных распевок (многие из которых были оригинальными, которые Вилинская разработала для конкретных типов голосов), тем самым одновременно обеспечивая высокое профессиональное мастерство и творческое долголетие своих студентов. Вилинская умела исправлять и улучшать тембральные качества голоса, увеличивать диапазон и развивать музыкальность певца. К сожалению, она далеко не всегда получала талантливых студентов, но очевидная заслуга педагога заключается в том, что все выпускники Вилинской отличались весьма солидной профессиональной подготовкой. Уроки Вилинской начинались как правило с упражнений-распевок, причем педагог сама садилась за инструмент, чтобы проверить состояние голоса певца и точно и правильно подготовить студента к занятию. Обладая совершенной пианистической техникой она нередко аккомпанировала своим студентам. Так по воспоминаниям Народного артиста Украины А.Маняченко, Вилинская несколько раз исполняла партию фортепиано, когда он записывался для передач на Украинском Радио.

Вилинская является автором сборников вокализов, обработок украинских и русских народных песен и романсов. Вилинской принадлежат ряд теоретических работ, посвященных вокальной педагогике, а также тщательно разработанные вокальные репертуарные сборники. Уникальное сочетание вокальных, композиторских и пианистических данных, а также многолетний опыт педагога вокалиста позволили ей создать известную серию сборников вокализов для разных голосов. Следует отметить, что выдающийся украинский композитор был одним из первых рецензентов вокализов, в 1950 г. он весьма тепло отозвавался о сочинениях И.Н.Вилинской и рекомендовал их к публикации.

Вокализы Вилинской нашли широкое признание и на протяжении десятилетий применяются для подготовки певцов в консерваториях, музыкальных училищах России, Украины и зарубежом. См., например, Vilinskaia в каталоге библиотеки Университета Торонто, Канада(). Невзирая на очевидную популярность работ И.Вилинской среди преподавателей и певцов, она постоянна имела проблемы с публикацией своих вокализов в связи с ее исключительной скромностью и деликатностью. Последний сборник вокализов (издан в 1989г.) был опубликован с большой задержкой уже посмертно. Несмотря на экономическое положение в Украине в конце 1980-начале 1990х, весь тираж этих вокализов был быстро раскуплен.
Ученики: А.Пономаренко, А.Маняченко, В.Титкин, А.Макаров, С.Бондаренко, В.Мищенко и др.
Похоронена на Байковом кладбище в Киеве.

Избранные труды.

1. Вокализы для высокого голоса с фортепиано. "Мыстецтво", Киев, 1952
2. Вокализы для среднего голоса с фортепиано. Государственное издательство изобразительного
искусства и музыкальной литературы УССР. Киев, 1961.
3. Вокализы для низкого голоса с фортепиано. Государственное издательство изобразительного
искусства и музыкальной литературы УССР. Киев, 1962.
4. Украинские народные песни для баса в сопровождении фортепиано. Обработки
И.Вилинской. "Музычна Украина", Киев, 1967.
5. Значение репертуара в воспитании певца. В сб. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск третий. Издательство "Музыка", Москва, 1967, стр. 49-90.
6. Вокализы для высокого голоса с фортепиано. Издательство Музыка, Москва, 1969.
7. Педагогический репертуар начинающего певца. 5 сборников для: а)тенора; б)меццо-сопрано; в)сопрано; г)баса; д)баритона. "Музычна Украина", Киев, 1969.
8. Вокализы для начинающего певца. "Музычна Украина", Киев, 1971.
9. Вокализы для среднего голоса, "Музычна Украина", Киев 1989

Лит:
1.Т. Михайлова Воспитание певцов в Киевской консерватории. "Музычна Украина", Киев
1970 (укр.)
2.В.Титкин, Слово об авторе, в сборнике И.Вилинская, Вокализы для среднего голоса, "Музычна
Украина", Киев 1989

Разрешаю использовать этот текст на условиях лицензии GFDL.



2003-2015, Всероссийское генеалогическое древо
Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2010, 4X_Pro http://xxxxpro.ru