ТВЕРИТИНОВ ДМИТРИЙ ЕВДОКИМОВИЧ 1667 - не ранее
1741. Московский еретик, родом из Твери; был сначала стрельцом (и
назывался Дерюшкиным), потом перешел в чернослободцы. Около 1692 пришел
в Москву и, чтобы снискивать себе пропитание, служил у иноземцев разных
религий. Когда в Немецкой слободе в 1700 открыта была первая частная аптека
Грегори, туда он поступил "искать науки у дохтуров и лекарей". Учась лекарскому
искусству, усвоил многие из протестантских воззрений и впоследствии к ним
прибавил свои домыслы. Отрицал авторитет церковного предания, отвергал
значение церкви с ее иерархией, соборами и св. отцами, говоря: "я де сам
церковь, во Христе все — цари и иереи"; признавая единственным ходатаем
Иисуса Христа, отрицал всякое посредничество между человеком и Богом, ходатайство
ангелов, Богоматери и святых, отвергал почитание их, равно как и молитву
за умерших; отрицал таинства, под крещением разумея только крещение Духом,
под евхаристией — только воспоминание о жертве Спасителя; отрицал чудеса,
обряды, почитание икон, креста, мощей, посты, монашество и другие установления
церкви. От протестантизма его учение существенно отличалось тем, что он
не принял основного догмата протестантов - об оправдании одною верою, а
напротив, говорил, что человек спасается единственно по своим делам и заслугам.
В переднем углу его квартиры вместо иконы находился лист с начертанными
на нем двумя первыми заповедями. В особых тетрадях он собрал до 500 библейских
текстов, разделив их на группы в доказательство отдельных протестантских
мнений и каждую группу отметив особыми надписями вроде следующих: "о идолех
языческих" — против иконопочитания, "о тлении человеческого естества" —
против чествования св. мощей и др. Эти тетради вместе с переведенным на
русский язык Лютеровым катехизисом он давал читать и списывать. Многие
принимали его учение и в свою очередь распространяли его. В течение 10
лет он приобрел не одну тысячу единомышленников в Москве, Серпухове и других
местах. Наиболее ревностными из них были его двоюродный брат цирюльник
Фома Иванов и фискал Михайло Андреев Косой. С 1713 началось следственное
дело о московских еретиках. Петр Вел., удовольствовавшись отречением их
от еретических мнений, поручил Стефану Яворскому присоединить их к церкви
без дальней проволочки. Вопреки царской воле Стефан заключил обвиняемых
в монастыри, продолжал следственное дело и обнародовал "увещание к православным",
приглашая всех, кто знает что-нибудь о Тверитинове и его единомышленниках,
объявлять о том "освященному собору". Сильно повредил своим товарищам Фома
Иванов, находившийся на покаянии в Чудовом монастыре: он рассек косарем
в церкви образ св. Алексея-чудотворца. В 1714 московский собор предал еретиков
проклятию и отдал их гражданскому суду. 30 ноября 1714 Фома Иванов по царскому
указу сожжен был в срубе на Красной площади. Прежде чем гражданский суд
произнес свой приговор над Тверитиновым и его "богопротивной компанией",
дело о нем опять потребовано было в С. - Петербург; самого Стефана Яворского
звали "к ответу о бывшем соборе". В 1718 Тверитинов был освобожден на поруки
и впоследствии, раскаявшись в своих заблуждениях, ходатайствовал о полном
прощении. Св. Синод в 1723 определил разрешить его от церковного проклятия,
и он был принят в церковное общение.