Версия для печати
- Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника //baza.vgd.ru
-- Персональный список //baza.vgd.ru/index.php?f=1
--- ШАЛФЕЕВ //baza.vgd.ru/index.php?t=37075
-- Ne administrator написал 21 марта 2005 23:01
ШАЛФЕЕВ
ВАСИЛИЙ. Родился около 1840 г.- ? Никаких объективных данных о нем нет
кроме того, что он Жил в Латвии и у него было двое детей Александра и Николай (#ШАЛФЕЕВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Около 1870).
Со слов Георгия Тайлова, знавшего Николая, сына Василия Шалфеева, тот ,
вероятно, тоже был священником. Это косвенно подтверждается и тем, что
его сын знал немецкий и латышский языки, знал и любил музыку. То есть,
можно предположить, что он происходил из культурного, вероятней всего духовного
сословия.
-- Ne administrator написал 21 марта 2005 23:01
ШАЛФЕЕВ
НИКОЛАЙ Около
1870 г.- 28.12.1944 г. Дата рождения точно не установлена. Место рождения
не установлено, но вероятнее всего, что в Латвии. Умер в сане Митрофорного
протоиерея, в должности настоятеля Рижской Иоановской церкви в Латвии
28 декабря 1944 года через два дня после того, как его выпустили из гестапо
и похоронен на кладбище при той же церкви. О родителях ничего не известно,
но у него была младшая сестра Александра, которая умерла позже НВ, похоронена,
вероятнее всего, на том же кладбище, но не место, ни какие другие данные
о ней не известны. НВ был женат на [word=ПАССИТ ЗИНАИДА ГРИГОРЬЕВНА]Пассит[/word]
Зинаиде Григорьевне и у них было четверо детей: Владимир, был зарублен
на войне совсем молодым, Борис, журналист, «рижский Гиляровский», описывавший
быт и нравы Риги начала и середины 20-ого века, похоронен справа от могилы
отца, Людмила, умерла от гриппа в возрасте 24 лет, сразу после свадьбы
с польским посланником в Латвии ещё до 1917 года,
род. в 1897 году, жила в Москве, была замужем за Межеричером Л.П.
По свидетельству протоиерея Георгия Тайлова,
НВ был родом с Рижского взморья, окончил Рижскую духовную семинарию и слыл
хорошим проповедником. Свою службу священником начинал в большой каменной
церкви в Гулбенском районе Латвии в Стамериене (Стамерзее) и, вероятно,
был полковым священником в Русско-японскую войну. На фотографии видны на
груди НВ протоиерейский крест и знаки Рижского духовного училища и Рижской
духовной семинарии. Так же видны на Фотографии военные медали, но происхождение
их пока не установлено.
Из достоверных сведений сохранились документы
Петропавловского братства, из которых следует, что он служил в Куймецкой
церкви, затем был направлен постоянным священником в Дуббельнскую Свято-Владимирскую
церковь, а с 1906 г. он ещё и настоятель Эдинбургской церкви во имя Казанской
божьей матери в Дзинтари. Дзинтарская Казанская церковь, закрытая и разрушенная
в 1962 году, была главной церковью Рижского взморья (Юрмалы), при которой
жил священник, весь год обслуживавший и другие церкви этого курорта: Дубултскую
Владимирскую и Петро-Павловскую Кемерскую церкви. Где-то между 1907 и 1910
годами НВ был переведён в Ригу настоятелем Казанской церкви на Иоановском
кладбище.Эта церковь была деревянной и маленькой. Приход где он служил,
обслуживал район где жили рабочие фарфорового завода Кузнецова. НВ стал
собирать пожертвования среди населения для строительства новой каменной
церкви. Сам Кузнецов сделал крупное пожертвование, и в 1911 году строительство началось.
Эту церковь, проектировал архитектор Лунский, а НВ надзирал над строительством,
ведя ежедневные записи в специальной книге, по виду как амбарная. Эта книга
велась им до самого конца строительства, и, по рассказам, во время войны
хранилась у настоятельницы Рижского женского монастыря матери Евгении Постоцкой.
Уже в послевоенные годы его внуку, Межеричеру И.Л. эту книгу показывал
настоятель Иоановской церкви о. Глеб Трубицин. Сейчас место её нахождения
неизвестно. В 1927 году строительство храма было закончено, оставалось
только повесить колокола. Но в этом была своя сложность. Дело в том, что
колокола почти всех латвийских православных церквей в 1915 году были сняты
и вывезены в Россию. Синод Латвийской Православной Церкви посылает делегацию
священников с НВ во главе в Москву с ходатайством о возвращении латвийским
церквям колоколов. Л.П.Межеричер (см), зять НВ, был партийным работником
в Москве и помог ему в этом деле.Часть
колоколов в 1929 году была реэвакуирована в Латвию. В результате этого
удалось получить и повесить колокола и на колокольню Иоановской Церкви.
Началась Вторая Мировая война и в 1941 году Рига была оккупирована немецко-фашисткими
войсками. При отступлении из города были подбиты несколько советских танков,
а танкисты убиты. Отцу Николаю, хорошо говорившему по-немецки, удалось
получить разрешение у германского начальства Риги похоронить их. В конце
июня 1941 года по семейным преданиями и свидетельству очевидцев (см. Журнал
«Вера и жизнь» №1 1995 г.) о. Николай Шалфеев и о. Николай Торопогрицкий
похоронили танкистов в братской могиле у вторых ворот православного кладбища
на улице Лиела Калну 21.
НВ был настоятелем Иоановской церкви до самой
смерти, обстоятельства которой трагичны. О. Николай Шалфеев и тот
же о. Алексей Торопогрицкий, настоятель соседнего прихода, были арестованы
гестапо, а когда их выпустили, то они оба умерли в течении трех дней: о.
Алексей Торопогрицкий 27-ого, а о. Николай Шалфеев 28-ого декабря. Мой
отец, Межеричер И.Л., освобождал Ригу и занимал в ней один из административных
постов время войны. Он рассказывал, что во время немецкой оккупации на
территории, вплотную прилегающей к приходам обоих священников, было гетто.
О. Николай и о. Алексей помогали евреям тайно покинуть гетто и Ригу. В
этой их тайной деятельности принимала участие и мать Евгения Постовская,
настоятель монастыря. Беженцы, в основном еврейские дети, переправлялись
через Иоановскую церковь и монастырь прочь из города. Об этом ему рассказывала
З.Г.Шалфеева.
Во время службы в Риге НВ жил на углу Московской
(нечетной ее стороне) и Малой Горной улиц, недалеко от церкви в одноэтажном
деревянном доме. Он был фигурой заметной в рижском как духовном, так и
светском обществе того времени. Он был настоятелем одного из самых крупных
приходов Риги, был председателем Петропавловского братства и был пожалован
митрой. В обществе отличался от прочих православных священников хорошим
знанием латышского и тем, что был страшным театралом. Именно его приглашал
Рижский русский театр служить молебен в начале сезона.
-- Ne administrator написал 21 марта 2005 23:01
ШАЛФЕЕВА
ОЛЬГА 12.04.1898
– ??.??.1966, Москва. Ольга Николаевна (ОН) родилась 12 апреля 1898 года
в городе Эдинбурге под Ригой в Латвии в семье рижского православного священника,
Митрофорного протоиерея Иоановского собора Риги Шалфеева Николая Васильевича
и его жены Шалфеевой Зинаиды Григорьевны, урожденной Пассит. У ОН было
двое братьев Александр и Борис и сестра Людмила. В юности она состояла
в Общине Рижского женского монастыря и была сестрой милосердия в Первую
Мировую войну. В 1919 году ОН училась в Москве на Высших Женских курсах.
Она жила на Водоотводной набережной д.6, Протопопова, кв.15. В это же время
ОН познакомилась с [word=МЕЖЕРИЧЕР ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ 25.10.1898]Межеричером[/word]
Леонидом Петровичем и вышла за него замуж 31 июля 1919 года. ОН была общительной
и образованной девушкой. Она знала немецкий и английский языки, много читала,
разбиралась в литературе. В компании ее звали «Рижанка», она играла в теннис,
хорошо танцевала, любила велосипедные прогулки, пользовалась духами Lor
Coty. После замужества ОН поселилась с мужем, который был партийным работником,
в Москве в Третьем доме Советов ВЦИК, кв. 36 и работала сотрудником редакционно-издательского
отдела ВСНХ. У ОН были очень нежные отношения с мужем, он писал ей стихи
и письма полные любви вплоть до своей смерти. 15 сентября 1921 года родился
сын Игорь , а 1 марта 1924 года дочь Людмила. В это время ОН работала научным
сотрудником Института В И Ленина. Людмила была музыкально-одаренным ребенком,
хорошо играла на фортепиано, еще ребенком писала музыку сама, кроме того
она успешно занималась фигурным катанием и любила ездить на велосипеде.
Но, к сожалению, она была очень больным человеком и в ее жизни не сложилось
ни карьеры, ни семьи. Она помогала ОН с корректурой и редактированием,
а своей работы не имела. После смерти матери Людмила съехалась со старым
другом семьи Приклонским Анатолием Александровичем, который умер в 80-х
годах 20 века. Сейчас она живет на небольшую пенсию в Москве.
ОН работала редактором газеты «На рельсах», затем
зам. Главного редактора газеты «Гудок», каждое лето отдыхала в ведомственных
домах отдыха в Хосте и Кисловодске. После ареста мужа 13 июня 1937 ОН была
вынуждена уйти с работы и съехать с ведомственной квартиры в Божедомском
переулке. Она устроилась работать корректором в Издательстве Академии наук
СССР и поселилась в двух комнатах в общей квартире на Старой площади. ОН
чудом осталась и членом КПСС и во время Великой Отечественной войны хранила
партийный архив Академии наук СССР.
У ОН примерно с 1918 года болела нога, которая,
несмотря на лечение со временем стала на 4 см короче другой и ОН всю жизнь
хромала и использовала ортопедическую обувь. У ОН всегда были кошки.
Последнюю из них, которую я помню, звали Ласка. В их доме всегда был рояль,
на котором ОН и Людмила музицировали. В семье были в почете интелектуальные
игры: буриме, словарь Даля.
От памяти мужа ОН не отреклась и хранила до последних
своих дней письма, рисунки и его личные вещи. По ее ходатайству он был
реабилитирован и восстановлено его доброе имя. Благодаря ей и ее дочери
Людмиле в архиве есть важные и интересные документы и фотографии, которые
во многом помогли восстановить на бумаге их судьбу и судьбу их близких.
2003-2015, Всероссийское генеалогическое древо
Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2010, 4X_Pro http://xxxxpro.ru