Familie Beckel Павел Яковлевич Бекель и его сыновья Павел и АлександрДеятели, автомобилизма Петербурга, способствующие его становлению и развитию в России в начале 1900-х годов. Автор С.В.Кирилец
Бекель Павел Яковлевич (Paul Beckel) сын выходцa из Германии, основавшего в 1860-х годах семейную торговую фирму по продаже каменного угля в Санкт-Петербурге. В 1899 году фирма была преобразована в акционерное «Торговое товарищество Павел Бекель» (B.О. 2-я линия дом 33). В 1914 году в правлениe товариществa входили сам Павел Яковлевич и его сын Павел Павлович Бекель. Павел Яковлевич (Конногвардейский бульвар 17, Тучкова наб. 4 (1910) – коммерческий советник, почетный гражданин Санкт-Петербурга был действительным членoм Российского Автомобильного Общества (РАО) .
Основную роль в семье в развитии автомобилизма играл старший сын Павла Яковлевича - Павел Павлович (Моховая 14, Мытнинская наб. 3 (1910) - потомственный почетный гражданин, статский советник. Директор-распорядитель углепромышленного и торгового общества Павел Бекель, директор общества «Орион» (производство ламп и фонарей). С начала 1900-х годов Павел Павлович активно участвовал в соревнованиях «моторов». В Михайловском манеже Санкт-Петербурга 13 марта 1902 года на французском автомобиле «Гоброн-Брийе» (Gobron-Brillié) oн получил приз, участвуя в конкурсе на мастерство вождения. П.Н. Беляев и П.Я. Бекель на автомобиле Gobron-Brillié 30 CV, 1911 год. П.П. Бекель был одним из учредителей Санкт-Петербургского Автомобиль-клуба (СПАК) и активно вел организационную работу по созданию РАО, став одним из его основателей 15 мая 1903 года. Являлся первым секретарем этой организации, а в дальнейшем - член технической комиссии. В 1904 году он ездил в Париж на международный съезд автомобильных клубов, тем самым став инициатором международного сотрудничества РАО с европейскими автоклубами. В 1909 году PAO, получив Высочайшее покровительство, было переименовано в Императорское Российское Автомобильное Общество (ИРАО), а после Февральской революции 1917 года в Всероссийское Автомобильное Общество (ВАО). В ИРАО и ВАО Павел Павлович Бекель был вице-президентом. В 1910 году на английском автомобиле «Вальвелес» 22 л.с. (Valveless 22 HP) Павел Бекель стартовал в пробеге на Приз Императора Николая II (Киевский автопробег), но по техническим причинам не закончил его, сойдя с трассы из-за поломки машины. П.П. Бекель oрганизатор и участник многих соревнований по автоспорту. Участвовал в военных маневрах 10-13 августа 1910 года близ Красного Села, способствуя распространению автомобилей в армии. П.П. Бекель на автомобиле Valveless 22 HP, Киев, 1910 г. Особой заслугой Павла Павловича была организационная работа по проведению Первой международной автомобильной выставки в Санкт-Петербурге в 1907 году. По инициативе ведущей французской автомобильной газеты L’Auto к тому времени были уже организованы регулярные международные автомобильные выставки во многих городах Европы. Настала очередь и России. Французские журналисты обратились с предложением о проведении первого автосалона на Российской земле к своим петербургским коллегам, редакции журнала «Автомобиль». Предложение французов было принято в столице с большим энтузиазмом и нашло поддержку в РАО. 21 января 1907 года на заседании РАО было принято решение «идею проведения выставки автомобилей поддержать». Для организации автосалона (Salon De L’Automobile Russe) был создан распорядительный комитет под председательством первого секретаря РАО П.П. Бекеля, превосходно справившегося со своей задачей. 4 июня 1907 в день закрытия выставки корресподенты «Петербургской газеты» беседовали с комиссаром выставки Бекелем: - Довольны Bы результатами выставки? - Результаты превзошли все наши ожидания. Публика дарила нас вниманием охотно. Экспоненты усиленно просят комитет повторить выставку в будущем году. Устроенная нами гонка Москва – Петербург, по отзывам иностранцев, их поразила. До сих пор за границей считали, что русские дороги не годятся для гонок. Теперь представители фирм нашли, что нигде, ни в Европе, ни в Америке, нельзя найти более удобного гоночного пути. Дело в том что за границей дороги извилисты и идут все время с горы на гору. А у нас на 645 верст прямая ровная дорога. Иностранцы подумывают войти с нами в соглашение, чтобы заняться кое-каким исправлением тракта. Года в три, при некоторых затратах, можно достичь идеальных результатов. И тогда в России будет, так сказать, постоянный международный гоночный путь, на котором по нескольку раз в сезон будут происходить состязания. В 1908 году международная гонка, независимо от выставки, будет устроена в мае месяце. Второй сын Павла Яковлевича - Бекель Александр Павлович - потомственный почетный гражданин, кандидат в члены правления акционерного общества «Павел Бекель», директор «Андреевского нефтепромышленного общества». В активном автомобилизме А.П. Бекель замечен не был. Судьба семьи Бекель после революции 1917 года, к сожаленью, пока еще не выяснена. Углепромышленное и торговое “Акционерное общество Павел Бекель" играло заметную роль в популяризации автомобилизма в Российской Империи. Eго “Tехнический отдел“ являлся представителем легковых и грузовых автомобилей, тракторов, дорожных катков таких фирм, как Commer, AEC, Austin, Valveless, Wolseley (Англия), Best, (США), Turcat-Mery, Gobron-Brillié, Motobloc (Франция), Podeus (Германия).
По данным «Aвтомобильного справочника С.П.Б. 1913-14 гг.» инженера А. М. Пашкевича на имя П.Я. Бекеля (В.О. Набережная Тучкова 4) было зарегистрировано два автомобиля - «Опель» (рег. номер 439) и «Остин» (рег. номер 1921), оба с кузовом ландоле. По адресу Мытнинская набережная 3, на имя П.П. Бекеля числились автомобили «Гоброн-Брийе» лимузин (номер 313) и «Тюрка-Мери» торпедо (номер 754), a три грузовика «Коммер» (номера 952, 953 и 954) были зарегистрированы на его имя по aдресу «AO Павел Бекель» на 2-й линии Васильевского острова, дом 33.
Павел Павлович Бекель А.П. Бекель владел машиной «Тюрка-Мери» лимузин, зарегистрированной по адресу B. О. Кадетская набережная 31 под номером 1901.
Павел Яковлевич Бекель с сыновьями (в первом ряду в середине) на собрании акционеров «AO Павел. Бекель». С. Петербург, 1910 год.
Автор выражает глубокую благодарность соратникам – Ю.А. Мелентьеву и В.М. Маслову.
|