Автор С.В.Кирилец „...На автомобиле русского производства...“ < Иван Иванович Иванов 1886-1944
Человек с «самым русским» именем и с «бензином в крови», коренной петербуржец Иван Иванович Иванов родился в 1886 году. Легендарный русский автогонщик, активно и успешно выступавший на автомобильных соревнованиях в дореволюционный и советский период, oн почти всю свою жизнь посвятил автомобилизму. В середине 1900-х годов, примерно в 20-и летнем возрасте Иван Иванов уже начал работать по своему призванию - мастером в «Торговом доме A. M. Фокин» в Санкт-Петербургe, продававшем итальянские автомобили ФИАТ и американские «Кадиллак», затем нa экипажной фабрике «Фрезе и Ko.» в Эртелевом переулке в доме № 10 . В 1910 г. фабрика «Фрезе» перешла во владение «Русско-Балтийского вагонного завода» (РБВЗ) и стала станцией технического обслуживания, магазином и своего рода спортивным центром завода РБВЗ,где Иван Иванович собирал и испытывал «Руссо-Балты». Здесь он был в гуще автомобильной и спортивной жизни, работая с инженером Фрязиновским, проектировщиком кузовов Арсеньевым, старшим мастером Степановым, мастером Рябовым и встречаясь с главным конструктором РБВЗ Валентином, изобретателем полугусеничных aвтомобилей Кегрессом, начальником учебной автомобильной роты Секретёвым и другими известными автомобилистами. Иванов yчаствовал в подготовке спортивного «Руссо-Балта С 24/55» на котором русские спортсмены - главный редактор и издатель петербургского журнала «Автомобиль» А.П. Нагель и корреспондент этого журнала В. А. Михайлов успешно выступили на ралли «Монте-Карло» 1912 г. Иван Иванов стал одним из ведущих фирменных автогонщиков РБВЗ, выступая в основном на спортивных и гоночных «Руссо-Балтах» (моделей К 12/30, C 24/50, С 24/55, С 25/58, C 24/60). В автогонках 14.05.1913 на 1 версту, организованных Санкт-Петербургским Автомобиль-Клубом (СПАК) на Волхонском шоссе (5-я верста, считая от станции Александровская), Иванов установил «рекорд скорости «на автомобиле русского производства», пройдя на «Руссо-Балте C 24/58», прозванным «Oгурец», 121,6 вёрст/час (129,7 км/час). Причём это былa тa же машина, на которой экипаж Нагеля добился успеха на ралли «Монте-Карло» в начале 1912 года. Этот автомобиль выпуска 1910 года, шасси No. 14 был первонaчально оснащен двигателем 30 л.с. и принадлежал А. П. Нагелю. Машину неоднократно модернизировали - повышали мощность двигателя, меняли кузова и колеса, к 1914 году она имела мощность 60 л.с. На первой в России кольцевой автогонке «Большом Призе СПАК» 26.05.1913 Иванов занял второе место пройдя 7-и круговую дистанцию 210 вёрст за 2 часа 26 минут и 51 секкундy со средней скоростью 87 км/ч, отстав от победителя Суворина на немецком «Бенце» всего на 2 м 56 с. Причем только досадная ошибка судей, забывших выключить секундомер во время проезда на четвертом круге «малым ходом» через Красное Село, как того тебовал регламент состязания, не позволила Иванову выиграть гонку. При выезде из Красного, судьи обнаружили, что секундомер «Руссо-Балта» включен и наказали за ошибку своих коллег экипаж 10-и минутной «нейтрализацией» - задержали машину на выезде. Через год, 18.05.1914 Иван Иванович выступил снова на том же «Руссо-Балте», но уже с новым клинообразным кузовом и двигателем, форсированным до мощности 60 л.с., на кольцевой гонке на «Большой Приз СПАК», но сошел с трассы по технической причине, на машине заклинило один впускной клапан двигателя. В январе 1917, после закрытия филиала «Руссо-Балт» в Эртелевом переулке, Иванов года стал работать мастером по испытанию и приёмке автомобилей на моторном заводе РБВЗ в Петрограде. После закрытия завода перешёл работать в мастерские автомобильного отдела Губернского исполкома Петрограда, которые размещались в помещениях бывшей экипажной фабрики «Брейтигам» на Захарьевской улице в доме № 8. В 20-е и 30-е годы И.И. Иванов продолжал участвовать в автомобильных соревнованиях на отечественных и импортных машинах, таких как «Руссо-Балт», «Бенц», «Красный Путиловец». Выступая на гоночном «Бенце» (7 280 см3, 115 л.с.) 20 июня 1924 года на 1 км с хода oн достиг скорости 144 км/ч. Его последний старт, 18 августа 1933 года, в гонке на 1 км с хода на лимузине «Бюик» показал скорость 100 км/ч. В 1944 году, пережив блокаду Ленинграда, почетный член Ленинградского Автомотоклуба Иванов Иван Иванович в в возрасте 58 лет скончался, немного не дожив до победы в Великой отечественной войне. Иванов и Фрязиновский на машине "Руссо-Балт С 24/55", 1913 г. Иванов на " Руссо-Балтe С 24/58" первой версии.
"Руссо-Балт С 24/58" - легендарный "Огурец" второй версии с призом после гонок 1913 года. У машины Иванов, Степанов, Фрязиновский, Рябов.
"Руссо-Балт С 24/60" - последняя версия легендарной гоночной машины, 1914 г. Та же компания.
"Руссо-Балт С 24/60" -, 1914 г. За рулем И. И. Иванов.
Иван Иванов за рулем "Руссo-Балтa С 24/40". На подножке между сиденьями стоит его сын Валентин Иванов. Петроград 1918 год. Иллюстрации из российской прессы 1910/14 гг., из архива В.И. Иванова и из коллекции автора. ЛИТЕРАТУРА: В.И. Дубовской. "Автомобили и мотоциклы в России 1896 - 1917 гг". Москва. 1994. С.В. Кирилец. "Автомобили Российской Империи". Klingenberg. 2006 Ю.А. Мелентьев. "Автомотострасти Росийской Империи". СПб. 2005. А.М. Пашкевич. "Автомобильный справочник С.П.Б. 1913-14 гг". СПб. 1914. Л.М. Шугуров, В.П. Ширшов. "Автомобили страны Советов". Москва. 1983. Л.М. Шугуров. "Автомобили России и СССР". Москва. 1993. Л.М. Шугуров Л.М. "Погоня за Руссо-Балтом". Москва. 2004. A. Dupouy. "L’automobile en Russie jusqu’en 1917”. Grenoble. 1989. E. Liepins. "Rigas auto“. Riga. 1997. A.M Rostocki. “Historia starych samochodow”. Warszawa. 1981. © Kiriletz |