Автор статьи: Ю. А. Мелентьев и С. В. Кирилец 17.10.2008
Первоисточник:
vgd
Впервые о бароне Николае Карловиче фон Мекк я услышала лет 50 назад на уроке музыкальной литературы. Моя любимая учительница Инна Михайловна Образцова (Ур. Лотман) с таким уважением, с такой, не побоюсь сказать, любовью рассказывала об этом человеке, что у меня на всю жизнь в памяти остался его образ, образ человека, которому во многом обязан один из гениальных, всем известных композиторов - Пётр Ильич Чайковский. Инна Михайловна была преподавателем музыкальной литературы в школе взрослых им. Римского-Корсакова в Ленинграде, которую я кончала. Пользуюсь случаем рассказать здесь, каким уникальным Учителем была Инна Михайловна… Такой глубины и широты познания я не встречала ни у кого. Все, наверное, слышали лекции её брата Юрия Михайловича Лотмана о русской культуре… Так вот уроки его сестры о деятелях музыкальной культуры ЧЕЛОВЕЧЕСТВА были столь же насыщены яркой, эмоционально изложенной информацией, столь же свободны и нетривиальны. Инна Михайловна – интересный композитор. Несколько раз меня приглашали слушать её новые произведения. Нас, учеников собственным примером она учила выражать свои мысли… и вслух и на бумаге. Пользуюсь случаем выразить огромную благодарность лучшему в моей жизни педагогу, чудному Человеку, которого буду помнить до самой смерти. Хочется надеяться, что она жива и здорова… хотя Инна Михайловна, примерно, в возрасте моей матери, которой было бы сейчас 97 лет… Я бывала в доме Лотманов в Ленинграде… Поражало полное небрежение к бытовым благам, уникальная скромность бытия и огромное количество литературы… СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ, дорогие Учителя… Инна Михайловна и Юрий Михайлович, лекции которого по телевидению я всегда старалась не пропустить. Большое Вам СПАСИБО!!!И.М.Яковлева Барон Николай Карлович фон Мекк 1863 — 22.05.1929 «... энергичный и вечно деятельный...» Авторы статьи: Юрий Александрович Мелентьев и Станислав Васильевич Кирилец «...Какой очaровательный человек этот добрый Коля...» — писал в своем дневнике композитор П.И. Чайковский в 1886 году о Николaе Карловиче фон Мекке, муже своей племянницы Анны. Барон Николай Карлович фон Мекк (Nikolaus von Meck) — oдин из активных пионеров автомобилизма и автоспорта России, организатор и участник многих автомобильных соревнований, «... Энергичный и вечно деятельный...», как писал о нем А.П. Нагель в своем журнале «Автомобиль» № 2 1914 г., жизнь которого трагически оборвалась при советском режиме. Родился он в Москве, окончил училище правоведения. Его отец Карл Федорович фон Мекк (Karl Otton Georg von Meck, 1821-1876) был железнодорожным инженером, совладельцем ряда российских железных дорог. Его мать Надежда Филаретовна (1831-1894) была почитательницей музыки и меценаткой композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893), на племяннице которого, Анне Львовне Давыдовой, женился Николай Карлович. Барон Н.К. фон Мекк pано увлекся автомобилизмом и стал одним из учредителей 20.03.1900 первого в России действующего автоклуба — Московского клуба автомобилистов, правление которого находилось по адресу: Москва, Новинский бульвар, дом Князевой, квартира председателя фон Мекка Н.К. Член РАО и ИРАО, входил в состав комитетов и технических комиссий. Входил также в группу старшин и в состав гоночной комиссии «Первого русского автомобильного клуба в Москве». Свой первый автомобиль Барон фон Мекк приобрел в марте 1899 года, это был немецкий «Даймлер». В период 1906 — 1913 годов Н.К. фон Мекк владел 10 автомобилями и двумя автобусами, все они были марки «Мерседес» производства фирмы «Даймлер». Он был вице-командором Киевского автопробега на приз Императора Николая II 16-30 июня 1910 года и командором Севастопольского пробега на приз Императора 7-16 сентября 1911 г. Планировался быть командором Варшавского Императорского автопробега в 1912 г., но помешали неотложные служебные дела — Николай Карлович был председателем правления Московско-Казанской железной дороги до 1917 года. Тем не менее, для участников Варшавского автопробега oн предоставил свое имение Рожище по Брест-Житомирскому шоссе для отдыха и заправки. Его сын, Марк Николаевич фон Мекк успешно выступил в пробеге на Приз Императора 1911 годa, пройдя 2500 км от Петербурга до Севастополя на «Мерседесе» без штрафных очков и получил I приз в категории IV. 23.09.1911 года Марк Николаевич занял 2-е место заключительной верстовой гонке Кавказского пробега под Гаграми, достигнув скорости 96,0 км/ч. Oн также yчаствовал в качестве механика (управлял его машиной гонщик Тейеркауф) в 100 верстовой гонке под Москвой 19.06.1911 года. В скоростных заездах на 1 версту на Волхонском шоссе под Петербургом 06.05.1912 Марк фон Мекк занял 3-е место, показав скорость 122,3 км/ч. B первом автокроссе в Москве на 2 версты 29.09.1913 он занял также 3-е место. Для осмотра строящегося участка Московско-Казанской железной дороги, в конце августа 1913 г., Николай Карлович фон Мекк организовал автопробег из сослуживцев на дистанцию более 1000 км, в котором был командором на своём «Мерседесе». В этом пробеге снова отличился Марк фон Мекк, a в 1914 году в зимнем пробеге по Казанской Губерне он занял первое место и взял Приз ИРАО. Офицер Преображенского полка, Марк Николаевич фон Мекк, ветеран Первой Мировой Войны был растрелян большевиками в Омскe в 1918 году. Дочь Николая Карловича, Баронесса Галина Николаевна фон Мекк тоже была известной автомобилисткой, одной из первых женщин-автомобилисток в России, об этом она писала позже в своих мемуарах: „...We dashed about the country in our Mercedes-motorcars...Apart from music, which was our greatest joy, one of our greatest passion was the motor car... I had a car of my own and was one of the first women in Russia to drive one...“ После революции 1917 г. Н. К. фон Мекк остался служить на железной дороге. Был членом Совета технического комитета и консультантом финансово-экономического управления Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). Неоднократно подвергался преследованием властей за «буржуазное» происхождение. Первый раз арестован 3.05.1919, но через три дня освобожден под поручительство Коллегии НКПС. Повторно был арестован 1.03.1921 по обвинению в «контрреволюционных выступлениях против советского строя», но через неделю, 8 марта, освобожден по постановлению Президиума ВЧК. Вновь был арестован 30.03.1921 по обвинению в «технической контрреволюции», но освобожден из-под стражи при «условии невыезда из Москвы» по заключению Транспортного отдела ВЧК от 24.05.1921. По постановлению заседания Коллегии ГПУ от 23.05.1922 дело в отношении Н.К. Мекка было временно прекращено. В 1923 г. Николай Карлович входил в состав редколлегии журнала «Мотор». Будучи технически грамотным и добросовестным человеком, Барон фон Мекк все силы отдавал восстановлению железнодорожного транспорта после разрухи Гражданской войны и его дальнейшему развитию. Тем не менее в 1929 г. oн был арестован как участник «контрреволюционной вредительской организации НКПС и на железных дорогах СССР». По постановлению судебного заседания Коллегии ОГПУ от 22.05.1929 Николай Карлович был расстрелян. Реабилитирован в 1991 г. Захоронен на Ваганьковском кладбище. Трагична и характерна судьба этого человека, как и многих русских интеллигентов и инженеров в советское время. Вот что написано об этом в известной книге Солженицина А. «Архипелаг ГУЛАГ»: «И какие же изощрённые злодеи были эти старые инженеры, как же по разному сатанински умели они вредить! Николай Карлович фон Мекк в Наркоматe пути притворялся очень преданным строительству новой экономики, мог подолгу с оживлением говорить об экономических проблемах строительства социализма и любил давать советы. Один такой самый вредный совет был: увеличить товарные составы, не бояться тяжело гружёных (поездов). Посредством ГПУ фон Мекк был разоблачён и расстрелян; он хотел добиться износа путей, вагонов и паровозов и оставить республику на случай интервенции без железных дорог! Когда же малое время спустя, новый нарком пути тов. Каганович распорядился пускать именно тяжело груженые составы, и даже вдвое и втрое сверхтяжёлые (и за это открытие он и другие руководители получили орден Ленина), то злостные инженеры выступили теперь в виде предельщиков — они вопили, что это слишком, что это губительно изнашивает подвижной состав, и были справедливо расстреляны за неверие в возможности социалистического транспорта». Н.К. фон Мекк за рулем автомобиля Mercedes 38/70. М.Н фон Мекк на Mercedes 18/34. Организаторы и участники «Пробега на приз Императора», 1911. Крайний справа Н.К. фон Мекк. Московская 100-верстовая гонка 1911 года, автомобиль Mercedes 90/120. Слева гонщик г-н Тейеркауф, справа Марк Николаевич фон Мекк. Литература: «Prinz Heinrich – Fahrt und Bilder aus dem Sportleben 1911». Hannover. 1912 „Zum 25 jaehrigen Bestehen der Daimler-Motoren-Gesellschaft“. Untertuerkheim. 1915 G. von Meck. «As I remember them». London. 1973 A. Dupouy. «L» Automobile en Russie jusqu» en 1917». Grenoble. 1989 Ю.А. Мелентьев. «Автомотострасти Российской Империи». С. Петербург. 2005 Л.М. Шугуров. «Старая любовь не ржавеет». Москва. 2005. Иллюстрации издательства Continental Pneumatik, (Германия), из журналов «Автомобиль» (С.П.Б.) и «Автомобилист» (Москва) и из коллекции С. Кирильца. © Melentjew & Kiriletz Уже поместив на форум материал о бароне фон Мекке, спросила я (И.М.Я.) автора, Станислава Кирильца, , кто же написал портрет барона... Вот что он мне ответил: "Портрет Н.К. фон Мекка написан Борисом Кустодиевым, мне известно два портрета фон Мекка работы Кустодиева, видимо они были дружны." Вот второй Кустодиевский портрет: Ну и, конечно же я, поскольку не владею английским, попросила прислать мне что же именно написала в своих мемуарах дочка Николая Карловича фон Мекк. Станислав Васильевич выполнил мою просьбу. Вот этот кусочек текста из статьи: "Дочь Николая Карловича, Баронесса Галина Николаевна фон Мекк тоже была известной автомобилисткой, одной из первых женщин-автомобилисток в России, об этом она писала позже в своих мемуарах: „...We dashed about the country in our Mercedes-motorcars...Apart from music, which was our greatest joy, one of our greatest passion was the motor car... I had a car of my own and was one of the first women in Russia to drive one...” Перевод цитаты Галины фон Мекк: "Мы мчались по стране в наших автомобилях "Мерседес"... Кроме музыки, которая была нашей самой большой радостью, такой же страстью были автомобили... У меня была собственная машина, я была одной из первых женщин в России, водивших автомобиль."
|