Красавица Лорелей Автор статьи: Станислав Кирилец
С автором статей по истории автомобилизма в России Станиславом Кирильцем, я в дружеской переписке уже довольно давно. Пора и познакомить моих читателей с ним поближе. Вот как рассказывает о нём сайт Автомобильного клуба, где тоже публикуются его очерки: Родился 21.11.59 в Ленинграде, в прошлом профессиональный водитель, с детства увлекается историей автомобилизма с основным направлением "автомобили в Российской Империи", коллекционер. С 1991 года живет в Германии, владелец маленькой фирмы по продаже российских моделей масштабных автомобилей, публицист. Статьи публиковались в журналах "Автомобильный Моделизм" (Москва), Oldtimer-Markt, MBMC-Journal, Mercedes-Benz Classic (Германия), "Грузовик-Пресс" и "Проблеммы местного самоуправления". На фотографии слева Станислав Васильевич Кирилец забрался в бронзовый памятник всем автомобильным гонщикам. У него на это полное право. Всю свою жизнь он изучает автомобильную историю. А памятник, который на фотографии находится в Штуттгарте около музея Мерседес-Бенц. Изображён гоночный автомобиль Мерседес-Бенц и аргентинский гонщик Хуан Мануель Фахнио, он в 50-х годах был 5-кратным чемпионом мира в кольцевых автогонках.
КРАСАВИЦА ЛОРЕЛЕЙ Автор статьи: Кирилец Станислав, Германия (Stanislav KIRILETZ, Germany)
Ich weiB nicht was soll es bedeuten, Dass ich so traurig bin; Ein Marchen aus alten Zeiten, Das kommt mir nicht aus dem Sinn.
Heinrich Heine, "Loreley".
Старинная германская легенда рассказывает о красивой девушке по имени Лорелей, она сидела на скалистом берегу Рейна и пела так прекрасно, что гребцы проплывавших мимо кораблей забывали обо всем на свете. Заслушавшись песнями Лорелей они бросали весла, потерявшие управление корабли неслись по тeчению и разбивались о прибрежные скалы. Этa печальная легенда постоянно вдохновляла поэтов и художников. Великий поэт Генрих Гейне написал свою знаменитую поэму «Лорелей». Древняя сказка очаровала и некотрых автомобилистов. После смерти в 1901 году промышленника Рудольфа Лея, владельца основанной в 1856 году в городе Арнштадт (Тюрингия) машиностроительной фабрики (Rud. Ley Maschinenfabrik), делопроизводство на фирме "Р. Лей" взяли в свои руки его сыновья - Альфред, Гуго, Роберт и Герман. Они производили оборудование для обувной и электротехнической промышленности. Старший из братьев Лей, Альфред, с 1902 года начал работы по созданию автомобильных двигателей и автомобилей. Ряд его ранних проектов 2-х и 4-х цилиндровых моторов не оправдал надежд, но последняя кoнструкция лекого 4-х цилиндровго мотора была удачной. В 1905 году на фабрике "Р. Лей" был построен первый автомобиль конструкции Альфреда Лея.
С 1906 года в Арнштадте началось серийное производство маленьких автомобилей с мотором мощностью 6/10 л.с. под маркой "Лорелей". Имя сказочной рейнской красавицы созвучно с фамилией фабрикантов и оно было выбрано для марки автомобилей не случайно, идею связать богатую традициями династию промышленников с древней легендой можно считать оригинальным рекламным решением. В августе и сентябре 1906 года Альфред Лей успешно выступил на своем автомобиле в автомобильных гонках. На проводившейся в Берлине с 1 по 12 ноября 1906 г. Международной Автомобильной Выставке "Лорелей" был впервые представлен широкой публике. Фирма «Лей» в своем "производственном отделении III" концeнтрировала усилия в основном на автомобилях малого класса, дешевых и доступных, но со временем мощность их двигателей росла, на машинах "Лорелей" в конце 1907 - начале 1908 годa нашли применение 6-и цилиндровые моторы - для автомобилей малого класса, очевидно, впервые в мире. Автомобили "Лорелей" были настолько удачны и популярны, что уже в 1910/11 годах специально для их производства был построен новый завод. К 1912 году фирма "Лей" стала крупнейшим работодателем в Арнштадте, на ней было занято 1200 человек рабочих и служащих. По окончанию Первой Мировой войны, c 1919 года машины фирмы уже назывались просто «Лей», c 1925 года "Лей" начал производство грузовиков, а с 1928 и автобусов, в это же время прекратилось производство лековых автомобилей. Мировой промышленный кризис конца 20-х годов не обошел стороной и фирму "Лей", в связи с финансовыми трудностями, сбыт автомобилей "Лей" в 1930 году перешел к концерну МАН, при этом легкие грузовики "Лей" дополнили программу тяжелх грузовых автомобилей фирмы МАН. Однако к 1933 году производство автомобилей в Арнштадте поностью прекратилось, а в 1935 году автомобильная фабрика была продана и переквалифицированa в ремонтные мастерские. На основном заводе "Лей" до 1945 года изготовлялись еще автомобильные части, станки для обувной промышленности и электротехника. После национализации в 1947 годy практически всей промышленности Восточной Германии фирма "Лей" прекратила свое существование. Эта короткая история относительно маленькой автомобильной фабрики, каких было множество, могла бы остаться безызвестной, если бы не ее замечательные успехи на спортивной арене не только в Германии, но и за рубежом. Особого интереса заслуживает слава «Лорелей» в Российской Империи. Первая машина "Лорелей" из серии первого года выпуска попала в Россию в 1906 году, ее купил москвич Дмитрий Шлихт, директор московского отделения петербурского машиностроительного завода "Людвиг Нобель". Гeнеральное представительство фирмы «Лей» взяла на себя основанная в 1817 году московская фирма «Братья Крыловы», известная как производитель экипажей, автомобильных кузовов и импортер легковых автомобилей. Позже открылись в России и другие представительства, торговый дом «E. E. Смирнов» в Москве предлагал с 1913 года также машины «Лорелей». Недорогие маленькие немецкие автомобили были в России популярны, особенно в Москве и регионе Центральной России. На 1-е июня 1909 года в Москве было зарегистрировано 9 автомобилей марки «Лорелей», это не так уж мало, учитывая, что всего в спиcке Москвы было тогда 264 машины, включая грузовые, специальные и мотоциклы. В 1910 году по Москве ездили тоже 9 машин «Лорелей» из 518, а на 1-е августа 1911 года уже 23 из 826. В Санкт-Петербурге «Лорелей» такой популярности не имел, в 1910/11 годах там не было ни одной машины этой марки, а в 1913/14 всего один «Лорелей» из зарегистрированных 2364 автомобилей ездил по питерским улицам. Pусские спортсмены удачно выступали на автомобилях «Лорелей» в различных состязаниях, в том числе и в международных. Машины этой марки вели на гонкак такие известные спортсмены, как Д. Шлихт, А. Новиков, братья Б. и Н. Крыловы, Ф. Шорыгин, И. Четвериков. Многие россияне покупали эти надежные легковушки, владельцем «Лорелей» был великий русский композитор Сергей Рахманинов. Наградной список «Лорелей» в Российской Империи довольно внушительный: • Диплом Императорского Российского Охотничьего Общества. Гонки Москва - Петербург 1907, Д. Шлихт. • Диплом Российского Автомобильного Общества (PAO). Гонки Петербург - Москва, IV Категория. 1908, Д. Шлихт. • I Приз Императорского Российского Автомобильного Общества (ИРАО) в категории II на Императорских гонках. 1910, А. Новиков. • Серебряная плакетка на гонках Москва - Нижний. 1910, А. Новиков. • Почетные плакетки за гонки Москва - Орел 1911, Б. Крылов, А. Новиков и еще один гонщик, чье имя неизвестно. • I Приз категории I в скоростном заезде, Орел. 1911, Б. Крылов. • Золотая медаль Московского Автомобильного Общества (МАО) и Почетный Приз Рижского Автомобильного Клуба (РАК) в гонках Москва – Рига. 1911, Н. Крылов. • I Приз в категории IV на Императорских гонках. 1911, Н. Крылов. • I Приз в категории IV на Императорских гонках. 1912, Ф. Шорыгин • Главный Приз Его Величества Императора Николая II в общем зачете на Императорских гонках. 1912, Ф. Шорыгин • Главный Приз города Киева на этапе Императорских гонок. 1912. Ф. Шорыгин. • Главный Приз Балтийского Атомобиль-Клуба (БАК) на рижских скоростных заездах Императорских гонок. 1912, Ф. Шорыгин. • Главный Приз Московского Автомобильного Общства (МАО). Пробег Москва-Харьков. 1913, И. Четвериков. Самого значительного успеха на автомобиле «Лорелей» добился московский спортсмен Федор Шорыгин - это победа в общем зачете в международных гонках на Приз Николая II в 1912 году («Варшавский Пробег»). В этом состязании только трое гонщиков остались без штрафных очков, маленький «Лорелей» Шорыгина, имевший мотор всего в 8 налоговых сил, оставил позади себя такие именитые марки как «Остин», «Итала», «Воксхол», «Лянча», «Испано-Сюиза», «Бедфорд», «Рекс-Симплекс», «Металлуржик», «Комник», «Даррак», «Лаурин и Клемент», «Кейс», «Бьюик». Фирма «Лей» заслуженно гордилась своими спортивными успехами в России. До 1914 года к каталогам и прейскурантам фабрики прилагалась брошюра, с описанием пробегов по российским дорогам. В рекламных объявлениях фирмы постоянно упоминалось о ее победах в русских ралли. В германской автомобильной прессе печатались благoдарные письма довольных клиентов из России и поздравительные телеграммы, посланные русскими гонщиками-победителями в дирекцию компании. Все эти документы бережно хранятся в германскихх архивах, музеях и в личных архивах наследникoв Рудольфа Лея и ныне. История маленькой автомобильной фирмы начала ХХ века с красивым легендарным названием «Лорелей» давно ушла в небытие. Но в автомобильной истории России это имя оставило славный след! Иоахим Альтхауз, внук одного из владельцев фирмы "Лей" Гуго Лея рассказал интересные детали - его мать получила при рождении имя Лоре. Гуго Лей не упустил случая еще теснее связать автомобильную марку "Лорелей" с героиней германской мифологии, окрестив свою дочь именем рейнской красавицы.
Некотрые автомобильные историки ошибочно считают, что в честь дочери Г. Лея автомобили из Арнштадта были названы "Лорелей", но эта версия не верна. Лоре Лей родилась в 1911 году, к тому времени автомобили "Лорелей" выпускались уже 5 лет. Фрау Лоре Лей прожила долгую жизнь, скончавшись в почтенном возрасте в 2005 году. Фотографии
1. Дмитрий Шлихт на трассе гонки С.П.Б. - Москва 1908, Loreley J 6/14.
2. Александр Новиков, гонки Москва - Нижний 1910, Loreley L 6/16.
3. Б. Крылов, пробег Москва - Орел 1911, Loreley L 6/18.
4. Федор Шорыгин, победитель гонок на на Приз Императора 1912, Loreley L4 8/24.
5. Сергей Рахманинов за рулем своего Loreley K6A 10/28.
6. Сергей Рахманинов на своем Loreley K6A 10/28.
7. Дипломы ИРОО и ИРАО 1907-1908.
8. Александр Новиков на Loreley 6/16 во время пробного пробега Москва-Рига, 1909 год.
9. «Серебряный Щит» Новикова 1910.
10., 11. «Призы Императора» - высшие спортивные достижения фирмы «Лей».
12. Обложка рекламной брошюры с отчетом о гонках на Приз Императора.
13., 14.,15. Успехи «Лорелей в России» - рекламa в Германии.
16.,17.,18.,19.,20. Рекламные объявления «Братьев Крыловых».
21., 22. Реклама «Е. Е. Смирнов с Cыновьями».
23. Лоре Лей за рулем автомобиля "Лорелей". Снимок 2002 года.
Некотрые автомобильные историки ошибочно считают, что в честь дочери Г. Лея автомобили из Арнштадта были названы "Лорелей", но эта версия не верна. Лоре Лей родилась в 1911 году, к тому времени автомобили "Лорелей" выпускались уже 5 лет. Фрау Лоре Лей прожила долгую жизнь, скончавшись в почтенном возрасте в 2005 году.
Большое спасибо за предоставленные материалы Иоахиму Альтхаузу (Германия) Литература: «Ежегодник Автомобилиста. Москва 1909 г.». А.М. Пашкевич. «Автомобильный справочник С.П.Б. 1913-14 гг.». С. Петербург. 1914 Ю.А. Мелентьев. «Автомотострасти Российской Империи». С. Петербург. 2005 Л.М. Шугуров. «Автомобильная Москва». Москва. 2004 К.В. Шляхтинский. «Автомобиль в России». Москва. 1993 А.Д. Рубец. «История автомобильного транспорта России». Москва. 2003 P. Gränz, P. Kirchberg. «Ahnen unserer Autos». Berlin (Ost). 1975 А. Busch. «Die Geschichte des Thüringer Automobilbaus 1894-1945». Bad Langensalza. 2001 H. Schrader. «Deutsche Autos 1885-1920». Stuttgart. 2002 W.H. Gebhardt. «Geschichte des deutschen LKW-Baus». Stuttgart/Augsburg. 1994 A. Dupouy. «L' Automobile en Russie jusqu' en 1917». Grenoble. 1989 J. Althaus. « Ley-Archiv». www.ley-automobile.de © S.Kiriletz |