Автор статьи: Станислав Кирилец
Недавно я опубликовала здесь статью о дедушке моего мужа, об одном из первых автомобилистов России - Петре Михайловиче Пузанове. Это была работа, сделанная мной совместно с одним из авторов, пишущих для сайта Царскосельского клуба Российских автомобилистов Станиславом Кирильцем. Он – большой энтузиаст своего дела, систематически работает над восстановлением и сохранением исторической справедливости, рассказывая на своём сайте о наиболее ярких представителях Российского автомобилизма на рубеже XIX – XX веков. Сегодня он прислал мне очередную свою статью. По-моему, интересный материал. Предлагаю Вам посмотреть.
Водитель-инструктор Древицкий Яков Иванович (1881-1942)
Автор статьи: Кирилец Станислав, Германия (Stanislav KIRILETZ, Germany)
Один из первых российских водителей-инструкторов, открывший в Москве в 1909 году "Курсы шофферов", Яков Иванович Древицкий родился в 1881 году. Его отец, Иван Яковлевич, был купцом первой гильдии, потомственным почётным гражданином, основателем Азово-Черноморского пароходства.
* *
Cеднее образование Яков Иванович Древицкий получил в гимназии города Мариуполя и в 1901 году поступил на естественный факультет Новороссийского (ныне Одесского) университета. В 1902 году он женился на Софье Михайловне Ротенберг. Позднее он перевелся в Петербургский университет и окончил его в 1907 году, получив профессию химика-техника. В Петербурге Я.И. Древицкий выучился и на шофера-механика. Переехав в 1909 году Москву, Яков Иванович задумал строительство завода по производству кислорода, но неожиданно увлекся автомобилизмом. Новое увлечение коренным образом изменило все планы Древицкого; в том же году он вступил в Московский клуб автомобилистов (МКА - один из старейших русских автоклубов, реорганизованный в 1911 году в Первый русский автомобильный клуб в Москве - ПРАК) и открыл в Москве школу для подготовки водителей-механиков под названием "Курсы шофферов Древицкаго". Поначалу скромная автошкола Древицкого уже через два года стала одной из самых известных в Москве. В декабре 1911 года московский журнал "Автомобилист" (№ 24) рапортовал:
"11 декабря открылось новое помещение автомобильных курсов Древицкого, на Садовой в собственном доме. Открытию предшествовал молебн, после которого инж. А.Н. Судаковым был прочитан доклад о современном автомобиле и его применении, демонстрируемый диапозитивами на экране. Затем был сделан доклад о деятельности курсов за предыдущие годы, после которого были показаны синематографом несколько спортивных картин. Шоферские курсы Древицкого имеют в своем распоряжении, кроме нескольких автомобилей, целый ряд двигателей и автомобильных приборов. За время своего существования курсы выпустили более 200 шоферов и постоянное увеличение числа желающих поступить на курсы, заставило учредителя значительно расширить помещение и выстроить гараж, в котором, помимо лекций, производятся учениками практические работы по сборке и ремонту автомобилей". В 1911 году в Москве был основан Торговый дом "Фалькевич и Древицкий". Компаньоны взяли на себя генеральное представительство в России германского автозавода Norddeutsche Automobil-Werke (NAW или по-русски НАВ), основанного в 1907 году в небольшом городке Хамельн на севере Германии и выпускавшего легковые машины малого класса под маркой "Колибри" (Colibri), а с 1912 года под маркой "Спербер" (Sperber, что в переводе с немецкого означает "Ястреб").
Рекламное объявление Торгового дома "Фалькевич и Древицкий", 1911 год.
Это было смелое начинание. Автомобильный рынок Российской Империи к тому времени находился в жёсткой конкурентной борьбе; только в Москве эксплуатировались машины более 80 марок. Поэтому новый, доселе неизвестный в России автомобиль, нуждался в рекламе, а лучшая реклама автомобиля - безусловно, успешные выступления в автомобильных соревнованиях. Яков Иванович Древицкий решил выступить в автомобильных гонках.
Я.И. Древицкий около своего автомобиля Sperber F4 6/20 PS, 1913 г.
9 сентября 1912 года ПРАК организовал 100-километровую гонку на Петербургском шоссе со стартом и финишем у деревни Еленино (33 км от Москвы) и поворотным пунктом в предместьях Клина. Из записавшихся 13 участников, членов ПРАК, на старт вышли 12. Эта гонка, в которой дебютировал Древицкий, была омрачена трагическим событием - гибелью известного московского спортсмена А.Н. Коншина. Не справившись с управлением своего мощного 100-сильного "Опеля", Коншин за 8,5 км до финиша перевернул машину и разбился.
У Древицкого на 20-сильном "Спербере" не было шансов на победу, поскольку победитель гонки Шпарман выступал на 150-сильном гоночном "Бенце" и смог пройти дистанцию со средней скоростью 110,3 км/час (другие участники выступали также на мощных машинах - немецких "Мерседес", "Опель", бельгийских "Эксцельсиор", "Жермен", австрийском "Лаурин-Клемент"); Тем не менее Яков Иванович достойно выступил в этой гонке, пройдя дистанцию за 1 час, 49 минут и 48 секунд со средней скоростью 54,6 км/час и занял седьмое место.
Реклама автомобилей марки Sperber производства фирмы NAW.
Через год, 29.09.1913, Яков Иванович Древицкий принял участие в первом в России "состязании по бездорожью", организованном Московским автомобильным обществом (МАО) для обычных легковых автомобилей с 4-местными кузовами без подразделения на категории. Состав участников был примерно ровным, все выступали на серийных машинах малого и среднего класса. Спортсмены должны были пройти около двух километров по заранее неизвестному маршруту по пересеченной местности. Маршрут был обозначен за городом, в 4 км от Серпуховской заставы и включал в себя многочисленные препятствия. Со старта начинался лесной проселок, за ним овраг, а после выезда из оврага предстояло преодолеть речушку, с резким поворотом подняться в горку, вновь спуститься в речку, проехать по её руслу и затем забраться на крутой глинистый берег. Участники этого "автокросса" стартовали в порядке жеребьевки с интервалом в 10 мин. Уже после первых стартов трасса сильно пострадала. Многие участники воспользовались вспомогательными средствами - цепями и канатами, надетыми на ведущие колеса машин, а некоторые даже везли с собой доски и бревна. Я.И. Древицкий прошёл дистанцию за 5 мин. 27 сек. со средней скоростью 23,4 км/час, занял седьмое место. Стартовало в этом состязании 14 автомобилей, победу одержал Тефферсфельд на машине "Форд Т", пройдя маршрут за 4 мин. 42 сек. при средней скорости 27,2 км/час.
Логотип Sperber.
Торговый дом "Фалькевич и Древицкий" не мог похвастаться большими продажами автомобилей "Спербер", эти машины в России популярности не получили. Но автомобильная школа Древицкого по-прежнему работала успешно. В 1914 году началась Великая война. Якова Древицкого мобилизовали в Русскую Императорскую армию, где быстрыми темпами организовывались автомобильные войска, и возникла острая необходимость в первоклассных специалистах автомобильного дела. Древицкий был направлен во 2-ю Запасную автомобильную роту, где в чине унтер-офицера получил должность лектора. Позже с 32-ым Санитарным отрядом Яков Иванович ушёл на Двинский фронт, где до 1917 года руководил авторемонтной мастерской и служил водителем. После революции 1917 года, в смутное время Гражданской войны, Древицкий жил на принадлежавшем ему хуторе недалеко от Таганрога и вернулся в Москву только в начале 20-х годов. Автомобилизмом он больше не занимался. В 1927 году Яков Иванович Древицкий был арестован органами ОГПУ. Его необоснованно обвинили в том, что он "находился у белых (у гетмана Скоропадского) до конца ликвидации таковых, имел связь с заграницей, поддерживал знакомства с иностранцами, собирал и допускал у себя на квартире сборища, сопровождаемые антисоветскими выпадами". (Из справки по уголовному делу № 49400 Управления КГБ РСФСР по Москве и Московской области от 29 октября 1991 года).
Постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ в сентябре 1927 Яков Иванович был освобожден с лишением права проживания в Москве и еще в пяти городах. Местом ссылки он избрал Саратов, где несколько лет проработал госповерителем в Областной палате мер и весов. Осенью 1938 года его снова арестовали и весной 1939 года "за антисоветскую агитацию" осудили на 5 лет лишения свободы.
На верхнем снимке Я.И. Древицкий на службе во 2-й запасной автомобилъной роте. Нижний снимок Якова Ивановича взят из дела ОГПУ.
В конце 1942 года, находясь в заключении, на 61-ом году жизни Яков Иванович Древицкий умер. Реабилитирован он был Верховным судом РСФСР уже во время "перестройки", 29.07.87 года (Архивное уголовное дело № ОФ-8721).
Иллюстрации из семейного архива И.В. Домарадского и коллекции автора.
Большое спасибо за предоставленные материалы и активное участие в написании этой статьи внуку Якова Ивановича Древицкого - доктору медицинских и биологических наук, профессору, академику РАМН и РАЕН Игорю Валериановичу Домарадскому!
|