Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Сказания Дома Языковых


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   ЯЗЫКОВЫ »   Сказания Дома Языковых
RSS

Автор статьи: Ю.А.Захваткин (Языков), Е.Р.Герцева
Первоисточник: РДС, Москва, 2006




Со времени выхода первого варианта данной монографии в 1997 году, написанной одним из нас, были собраны новые сведения, позволяющие и пополнить, и исправить представленные ранее версии. Более того, наши изыскания, проводимые параллельно и независимо друг от друга, естественным образом объединились и окрепли во взаимной поддержке.
Авторы.


Писарская скоропись XVI века (РГАДА; фонд 286, опись 1, лист 122, книга 259).

В ревнивом сопоставлении с состоянием собственного дома мы наблюдали расцвет и упадок знаменитых дворянских фамилий, но не пришли к сколько-нибудь явным суждениям. Отдельные рода благоденствуют несмотря ни на что и, ввергнутые в поток событий, легко уносятся его струями в благодатное лоно заводей. Другие же, вынесенные на стремнину, распадаются и, не умея противостоять ходу времени, теряются в его глубинах. Обычно, судьба благоволит стойким, способным выдержать ее удары, но все же некоторые семьи преследуются ею с какой-то трагичной неотвратимостью. Испытывая вечные злоключения, они пытаются выстоять, стремятся к сплочению и передают от поколения к поколению тяготеющее заклятие.
Род Языковых - типичен для российской реальности. Выходцы из Золотой Орды вплелись в живую плоть Московского государства, став естественным элементом его духовного ландшафта, быть может, и менее ярким, чем Рюриковичи и Гедиминовичи, но не менее характерным. Шесть веков принимала земля наших предков; в нашей картотеке уже около полутора тысяч лиц, но сегодня на наш зов откликнутся едва ли 15 - 20 сородичей.

В наиболее полной поколенной росписи рода (более 500 персон), составленной В.В.Руммелем (1887), наряду с основной, восходящей к 1387 году, представлены еще одиннадцать ветвей, начала которых теряются в XVI и XVII веках. Имеющиеся версии различны в трактовке истоков и хода отдельных ветвей рода, но нередко дополняют друг друга, и едины в том, что его основателем был Мурза Енгулей (Ингулай), прозываемый Языком...
Пришло время пополнить родословие славных предков не только за счет новых поколений, но и тех, о ком свидетельствуют не учтенные ранее архивные материалы. Десять лет назад, в 1993 году, была найдена копия со "Справки (№ 124) Разрядного архива, "учиненной по прошении генерал-майора и ордена Святые Анна кавалера Николая Даниловича Языкова, и противу представленной от него поколенной росписи о службах и о родословной росписи фамилии Языковых". Подлинность копии удостоверяется "Ея Императорского Величества канцелярии Правительствующего Сената" печатью и личной подписью генерал-прокурора Лопухина от декабря 20 дня 1792 года" (Московский ГОА: Фонд 4, опись 12, № 225). Представленная родословная роспись датирована 1686 годом (194 майя в 23 день), причем "на обороте и во окончании подлинной родословной росписи в рукоприкладстве пишут тако:

к сей росписи стольник Авдоким Языков руку приложил...
к сей росписи вместо отца своего и брата Федор Языков
руку приложил...
к сей росписи стольник Сергей Языков руку приложил...".

О существовании и тщетных поисках этой росписи писал В.В.Руммель в "Родословном сборнике русских дворянских фамилий" (СПб,1887), а её авторы - Авдоким, Фёдор и Сергей, известные своей службой, были включены им в общий список лиц, не вошедших ни в одну роспись. Теперь мы располагаем подлинной копией этого документа, переписанного 7 дня мая 1791 года Алексеем Молчановым:
"Выехал к великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому в лето 7895 году (1387 г. от Р.Х.) знатныя особы из Золотой Орды Мурза Енгулей по прозванию Язык, и во крещении имя ему Алексей, а у него дети Захарей прозвища ему Сунгур, а Захарьев сын Никита, а Никитин сын Иван, а от Ивана детей сын Дмитрий да Игнатий прозвища Хомяк - Языков, да Афонасий, от Дмитрия дети Александр, а у Александра детей Михайло убит на бою, да Савва да Фёдор, а у Саввы дети большой сын Авдоким, Семён убит на Кримском бою под Севским, да Сергей, а у Сергея детей Василей, Фёдор, Данило, а у Фёдора Александрова сына детей Семён да Иван, Емельян, а у Семёна дети Фёдор да Иван, а у Ивана дети Фёдор да Степан, а у Емельяна сын Иван, а от Игнатия Никитина сына Хомякова - Языкова сын Иван, а от Ивана дети Пётр да Яков, а от Петра сын Иван, от Якова сын Василий, Пётр да Василий убит в Саколе, а от Ивана Петрова сына Хомякова Языкова сын Михайло Иванов сын..." (Полный текст копии вынесен в Приложение 1).

Между тем в Центральном Государственном Архиве Древних Актов был найден и оригинал этого документа (РГАДА, Фонд 286, книга 282, лист 75). Здесь уместно обратиться к мнению И.П.Сахарова (1850): "Поколенная роспись дома дворян Языковых, составленная в конце XVI -XVII и представленная в Разрядный приказ... хранилась еще в XVIII веке под № 39. Она далеко не полна и составлена с большими пропусками, не заключает в себе никаких исторических событий и состоит из одного перечня имен. Все дворяне Языковы, составлявшие эту роспись, руководствовались вполне семейными преданиями". Многих из них Иван Петрович знал лично, был близким другом их семей и к тому же располагал навыками незаурядного палеографа и родословца.


Роспись рода Языковых, представленная Авдокимом, Фёдором и Сергеем "7194 (1686 год) мая в 23 день" и выданная в копии Николаю Даниловичу Языкову:

I
1. Мурза Енгулей, прозываемый Языком и в святом крещении Алексей Языков отец Сунгура Мурзы.
II
2. Сунгур Мурза, в святом крещении Захарий Алексеевич. 1.

III
3. Никита Захарьевич, сын Захария Алексеевича, отец Никиты. 2.

IV
4. Иван Никитич, прозываемый Мещерином сын Никиты Захарьевича, отец Дмитрия, Афонасия и Игнатия, прозываемого Хомяком. 3.

V
5. Дмитрий Иванович, отец Александра. 6. Афонасий Иванович.
7. Игнатий Иванович Хомяков - Языков, отец Ивана. 4.

VI
8. Александр Дмитриевич, отец Михаила, Саввы и Фёдора. 5.
9. Иван Игнатьевич, отец Петра и Якова. 7.

VII
10. Михаил Александрович. 11. Савва Александрович, отец
Авдокима, Семёна и Сергея. 12. Фёдор Александрович, отец
Емельяна, Семёна и Ивана. 8.
13. Пётр Иванович, отец Ивана. 14. Яков Иванович, отец Василия. 9.
VIII
15. Авдоким Саввич. 16. Семён Саввич. 17. Сергей Саввич, отец
Василия, Фёдора и Данилы. 11.
18. Емельян Фёдорович, отец Ивана. 19. Семён Фёдорович, отец
Фёдора и Ивана. 20. Иван Фёдорович, отец Фёдора и Степана. 12.
21. Иван Петрович, отец Михаила. 13.
22. Василий Яковлевич. 14.

IX
23. Василий Сергеевич. 24. Фёдор Сергеевич. 25. Данила Сергеевич. 17.
26. Иван Емельянович. 18.
27. Фёдор Семёнович. 28. Иван Семёнович. 19.
29. Михаил Иванович. 21.

X
30. Фёдор Иванович. 31. Степан Иванович. 28.

Представленные в росписи сведения позволяют сделать некоторые дополнения и коррективы к выполненному В.В.Руммелем исследованию:

1. У Ивана Никитича Языкова (№ 6 Основной росписи Руммеля, далее 0:6) - правнука Алексея Языкова (Мурзы Енгулея, 0:1), наряду с Афанасием (0:8), Игнатием Хомяком (0:9) и Андреем (0:10) был сын Дмитрий, среди потомков которого не вошедшие в роспись Савва Александрович и Евдоким (Авдоким) Саввич.
2. У сына Игнатия Хомяка - Ивана (0:15), помимо Сидора (0:21), было, по меньшей мере, ещё два сына - Яков и Пётр, причем последний из рода Хомякова - Михаил (0:42) был внуком не Сидора, а Петра.
3. Приведенная в росписи 1686 года фраза: "великий князь Иван Васильевич всеа России пожаловал Ивана Никитина сына Языкова своим великого государя жалованием волость Медуши, а тому свидетельствует жалованная грамота, которую объявил в росписи брата нашего Авдокимова и Сергеева боярина и оружейничего Ивана Максимовича Языкова сын его Семён, да брата же нашего окольничего Павла Петровича Языкова сын его Фёдор в росписи...", обнаруживает существование двух неизвестных нам родословий, составленных сыновьями Ивана Максимовича (Семёном Ивановичем) и Павла Петровича (Фёдором Павловичем большим или Федором Павловичем меньшим). И тот, и другой названы братьями Авдокима и Сергея, имея, видимо, общий корень в лице Ивана Никитича - прозванного Мещерином правнука Мурзы Енгулея. Одно из этих родословий, а именно от Семена Ивановича, было найдено позднее (РГАДА, Фонд 286, опись 1, кн.282, с.с.62, 74, 75). Его мы представим в связи с Афонасием Ивановичем, еще одним сыном Мещерина, среди потомков которого был и его автор.
4. Обращаясь к собственной версии "генерал-майора и ордена Святые Анны кавалера" Николая Даниловича Языкова (0:95), мы видим (см. Приложение 1), что она в большинстве позиций совпадает с росписью В.В.Руммеля, в других - несколько дополняет и видоизменяет её. У сына Ивана Никитича (0:6) - Афанасия (0:8), помимо Григория (0:14), было еще двое сыновей - Никита и Фёдор. Никита Афанасьевич, в свою очередь, имел сына и двух внуков - Никиту и Григория. Сын последнего - Дорофей был отцом Петра и Николая, женатого на Федосье Мясоедовой. Кроме того, внук Григория Афанасьевича (0:14) - Алексей Моисеевич (0:26), по версии Николая Даниловича имел еще одного сына - Данилу, не учтенного в росписи В.В.Руммеля отца самого Николая Даниловича, который выводится В.В.Руммелем через Данилу Степановича (0:68) и Степана Семёновича (0:49). Таким образом, Николай Данилович, родившийся в 1740 году, был сыном либо Данилы Алексеевича (IX поколение от Мурзы Енгулея), либо Данилы Степановича (XI поколение), ставшего в 1729 году полковником. Отметим, что Данила Алексеевич должен быть по обсуждаемой версии братом Семёна, Ивана и Григория, деятельных с 1667 по 1692 годы, то есть, вероятнее всего, сам служил во II половине и в конце XVII столетия. Странно, что Николай Данилович не указал имени своего деда и отчества отца (Степанович или Алексеевич), и представленная им роспись не была принята Герольдией, поскольку не совпадала с фактами, позднее учтенными В.В.Руммелем.

Разумеется, не пришлось бы нам прибегать к разного рода домыслам и расчётам, если бы сохранились прямые свидетельства - Разрядные Книги, сожжённые в 1681 году по "Соборному деянию об отставке отеческих случаев и местничества", подписанного, кстати сказать, и тремя уже известными нам Языковыми - боярином Иваном Максимовичем, окольничим Павлом Петровичем и стольником Семёном Ивановичем. Представленные вместо них списки - "скаски родовитых людей о происхождении их родов и фамилий", записанные со слов и по памяти, изобилуют "искажениями имён и географических названий при всевозможных анахронизмах, очень понятных и даже необходимых у людей, ничего не знавших и ничего не подозревавших при своём неведении, - каковы были московские приказные в конце XVII века" (Петров, 1886). Сказалось и то, что вместо разрядных и случных книг" велено было завести особую книгу для тех знатных родов, которые бывали на царской службе, начиная с царствования Иоанна Васильевича. Некоторые откладывали всё это "на потом", а когда их внуки и правнуки, получив вольность, вынуждены были обосновывать свои претензии на дворянство, многое уже стерлось в памяти поколений. Эта книга, составленная в 1687 году, включала "Государев родословец", родословные материалы II половины XVI-XVII веков и стала известна под названием "Бархатной".В ней повествуется, что "Языковы выехали из Золотой Орды. Название получили от выехавшем, который назывался Енгулей-Язык. Родословная их под № 39. В той же росписи написаны Хомяковы...". Именно такого рода материалы, наряду с хранимыми в семьях преданиями, фрагментами родословий и свидетельствами отдельных персон, дают опору нашему дерзновению - собрать род свой и призвать детей наших к продолжению этого богоугодного дела.



Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта