|
|
|
|
Еврейское древо
О своих предках по материнской линии, до революций и войн живших в Бобруйске и Гомеле, я знала совсем немного. Чтобы выяснить больше, несколько лет назад я обратилась с запросом в Белорусский национальный исторический архив, где содержится информация до 1917 года. По истечении полутора лет я получила данные по генеалогическому исследованию семьи Шехтмейстер, они же Шахмейстер и Цехтмейстер, за период с 1877 по 1915 год. Первая запись представляет собой данные переписи населения Российской империи, год точно не указан. Семейство Шехтимейстеров проходит под номером 136: «Гомельский мещанин Файбиш Мордухов Шехтимейстер в возрасте 35 лет и его сыновья Симон пяти лет и Абрам-Исаак трех лет». Файбиш Мордухов – мой прапрадед. Напротив возраста детей стоит пометка «по наружному виду». Перепись населения в то время проводили полицейские приставы, возраст мальчиков они определяли на глаз. Девочек и женщин в списки не включали. Все остальные данные из архива – это записи из синагогальных книг об обрезаниях и бракосочетаниях. Удивил меня достаточно поздний возраст вступающих в брак: минимальный возраст девушки – 19 лет, а юноши – 22 года. Попадаются и брачующиеся в 23-24 года. Вот так выглядит запись о свадьбе моих прабабки и прадеда: «20 февраля 1908 года бракосочетались старобелицкий мещанин Гомельского уезда Лиокум Мееров-Файбышев Шехтмейстер 22 лет с девицею Хаей-Дыней Лейбовой Завелевич 20 лет. Свидетелями выступали Л.Симоновский и Л.Кисин. Кесуба на 75 рублей». В Советское время прадед стал Лиокумом Мееровичем, а имя прабабки уменьшилось до Дины. Кесуба, или ктуба в современном иврите, – это сумма, которую муж должен был уплатить жене при разводе. 75 рублей – стандартная кесуба для мещанского сословия. Считалось, что этих денег достаточно для жизни в течение одного года. Через год женщине уже вновь полагалось выйти замуж. Мещане в царской России представляли собой низшее сословие городских жителей. В основном, они были ремесленниками и торговцами, владевшими недвижимостью – домами, складами. Все лица, указанные в архивных данных, относятся к мещанскому сословию. Единственное исключение – это отставной рядовой Абрам Шехтмайстер, чей сын Мордух был обрезан в 1888 году. Евреи в то время подлежали призыву, и рекруты служили в царской армии солдатами в течение семи лет. Я узнала, что у моей бабки был брат Симон 1912 года рождения. Его имя никто никогда не упоминал. То ли это была смерть во младенчестве, то ли позже его подкосили эпидемии и революция. В заключение хочу отметить, что, несмотря на войны, революции, переделы границ и оккупацию, Национальные исторические архивы в бывшей черте оседлости хранят массу данных по еврейскому населению царской России.
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|