Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Кояновские хроники. Книга для Тайсиных и др.


Это история нашей земли, рода Гайна и д. Кояново Пермского края, начиная с Волжской Булгарии.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Кояновские хроники. Книга для Тайсиных и др.
RSS

Автор статьи: Алия Тайсина
Первоисточник: здесь
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 #


6. Казак Муфтахутдин Муксинов Тайсинов, 50 лет, д.Кояново
7. Казак Гумар Махмутов Иманаев, 48 лет, д.Кояново
8. Казак Габдулвахит Габдулмазитов Тайсинов, 48 лет, д.Кояново
9. Казак Габдулвахит Шамсутдинов Тютнев, 43 лет, д.Кояново
10. Казак Габдулкарип Галин Собольков, 52 лет, д.Култаево
Каждый из его воинов был награжден серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года».

6. XIX век.
В 1820 году власти в очередной раз хотели переселить жителей деревень Кояново и Култаево. На этот раз в Оренбургскую губернию, а на их место поселить заводских крестьян. От лица кояновцев выступил в 1821 году Мухаметрахим Тасимов и выиграл тяжбу с генерал-прокурором Правительствующего Сената и Пермским губернским правлением.

В начале 19 в. царское правительство в очередной раз обмануло коренных жителей Западного Урала. Свидетельством тому является прошение населения д. Култаево, поданное в 1850 г. управляющему 9-м юртом первого
башкирского кантона зауряд-есаулу Тюймесеву, в котором просило вернуть им право владения землями, пожалованными им грамотой от 1592 г. (это право было признано недействительным в 1810 г.). В прошении жители деревни подписались башкирцами.
До революции кояновцы занимались сельским хозяйством, торговлей и извозом. Кояново, наряду с деревней Татарский Таз Кунгурского уезда, стало в XIX веке центром изготовления ювелирных украшений. Обязательной частью праздничных украшений были браслеты в виде изогнутой широкой серебряной пластины белэзек, которые покупались на ярмарках. Браслеты могли украшаться также цветными камнями в оправе, серебряными монетами, прикрепленными к браслету.
Мечети в Кояново
В Кояново действовали две мечети: соборная и пятивременная. (Пятивременная мечеть в царской России – мечеть, в которой мулла избирался из наиболее авторитетных прихожан, но не получил указ на духовное звание от Полицейского Управления, и не был согласован с Центральным Духовным Управлением мусульман). Соборная мечеть была построена на частные пожертвования в середине XVIII в., была рассчитана на 300 прихожан. По данным списка мусульманских приходов Пермской губернии за 1826 г., при ней служили 2 имама (Ярий Якубов и Ибатулла Зайняшев) и азанчи. В
1870–1908 гг. имам-хатыбом соборной мечети Кояново служил Кудьбульгарифин Тайсинов (р. 10.10.1841), имамом-мугалимом с 1882 г. – Замалетдин Музафаров Хасанов (р. 19.11.1841). В 1908 г. к соборной мечети были приписаны 441 мужчина и 535 женщин. Пятивременная мечеть , построенная на средства Акбаша Бикбулатова, была рассчитана на 160 прихожан, при ней служили имам и азанчи. В 1898 г. вместо пятивременной была построена вторая соборная мечеть, к которой было приписано 510 мужчин и 431 женщина, с 1885 по 1908 г. имам-хатыбом при ней служил Ахматзян Гайдул-Лаупов Бактиков (р. 20.08.1840). В Кояново также проживал ахун Габдул-Кариб Сабитов-Романов, в чьем ведении находилось несколько мечетей Пермского и Осинского уездов.
Недовольство мусульманских масс духовенством содействовало развитию внемечетских форм религиозности, в частности, возникновению новых сект, хотя в силу ряда обстоятельств сектантское движение не получило сильного развития. В районах распространения ислама бродили странники, дервиши, проповедники, предсказывавшие скорое наступление страшного суда, объявлявшие о пришествии махди. В 80-х и 90-х годах XIX в. сюда доносились отголоски махдистских событий в Судане. Иногда объявлялись и свои махди. В 1888 г. в Уфе объявился в качестве такового башкир А. Чувашев и в роли его апостола башкир же Ф. Абдалов из деревни Кояново Пермской губернии. Они предсказывали скорое рождение в России самого махди, в ожидании которого мусульмане должны радикально изменить весь свой образ жизни. Суд над проповедниками признал, что они страдают психическим расстройством в форме меланхолии и оправдал их.
В 1909 г. в Кояново Мусульманским культурно-экономическим и благотв. обществом Перми была открыта ремесленная учебно-показательная школа, в которой дети мусульман обучались столярному мастерству.
26.10.1926 г. в Кояново были зарегистрированы два религиозных общества мусульман при 1-й и 2-й соборных мечетях. При первой имамом служил Хайрзаман Кутдулгарифин Тайсин, муэдзином – Габдульхай Хафизович Мурсалимов. При второй мечети имамом был Ахмет Бактиков, муэдзином – Салимзян Бактиков. В конце 1930-х гг. служители культа были репрессированы, а мечети закрыты.
Здание первой соборной мечети не сохранилось до наших дней. Не согласные с этим жители Кояново в 1940 г. написали письмо И.В. Сталину, в котором требовали наказать председателя сельсовета К. Имайкина за то, что он не разрешал мусульманам собираться во второй соборной мечети во время месяца рамадан. В итоге мечеть не только не была возвращена, но и само религиозное общество было распущено решением Пермского облисполко-
ма от 16.05.1940 г.
Во время Великой Отечественной войны, чтобы не реквизировали мечеть под нужды школы, женщины Кояново своими руками вырубили лес и построили школу. Тем самым мечеть была сохранена. После завершения войны в 1947 г. жители Кояново подали заявление на открытие своей мечети, здание которой было занято военными. Заявление было удовлетворено, а мусульманское общество и вторая соборная мечеть Кояново официально зарегистрированы 11.06.1948 г. на основании распоряжения Совета Министров СССР от 14.04.1948 г. 15.11.1948 г. имамом был назначен Хасан Габдулханов (р. 1883). Это была первая мечеть в области, открытая в послевоенные годы. Она обслуживала деревни Янычи, Башкултаева и отчасти г. Молотов (Пермь). Мечеть работала на протяжении всего советского времени. Имам-хатыб мечети К. Х. Харисов в 1994 г. стал первым муфтием ДУМ Пермской обл.
В 2007 г. в мечети Кояново прошел межрегиональный семинар «Исламское образование», в котором приняли участие муфтии Пермского края М. Хузин, Ямала Ф.С. Хайдаров, Свердловской обл. С.С. Сайдуллин. На нем об-
суждалась история исламского образования и просвещения в Прикамье в XIX – нач. XX вв. и современное положение исламского образования в России. В 2008 г. прошли торжества по случаю 110-летнего юбилея второй соборной мечети.
7. 20-й век
В «Списке населенных мест» на с. 247 от 1904 года в Кояновской волости Пермского уезда Пермской губернии указаны Кояновское общество: Коянова, д., Култаевское общество: Култаева, д. В 1908 году Мусульманское общество в Перми поставило вопрос об организации ремесленной школы в д. Кояново (Тасимки). В тот момент основным источником существования кояновцев являлся извоз по Кунгурскому тракту и перевозка казенной почты. Но должна была открыться новая железнодорожная линия и они остались бы без работы. Пэтому открытие школы было бы очень выгодно для них, т.к. они могли бы тогда заняться изготовлением мебели.
Ремесленная учебно-показательная школа с. Кояново была открыта 6.01.1909 г. на средства Мусульманского культурно-экономического и благотворительного общества Перми для обучения детей мусульман столярному делу. Размещалась она в помещении бывшей полуэтапной тюрьмы, пожертвованной пермским уездным земством. Стоимость движимого имущества школы оценивалась в 41 руб. 70 коп., инструментов – в 399 руб., материалов – в 278 руб. 52 коп. По данным на 1910 г., в школе обучалось 18 мусульман из Пермской и Вятской губерний, из них 15 чел. в возрасте 12–17 лет, и трое взрослых, получавших пособие в размере 5 руб. в месяц. Учащиеся проходили трехлетний курс обучения. Учебный год длился с 1 сентября по 1 мая. Обучение было бесплатным. Преподавал столярное дело мастер-столяр Е.Г. Барашков. Практические работы в мастерской длились по 8 часов в день. Все изделия, изготовленные учащимися, реализовывались. В 1909 г. было продано изделий на 192 руб., в 1910 г. – на 254 руб. 45 коп. Вырученные средства шли на развитие школы, а также на другие благотворительные проекты общества. Изделия, изготавливаемые учащимися, включали табуретки, канцелярские, кухонные и обеденные столы, комоды, буфеты, подзеркальники, шкафы, этажерки, ширмы, тумбочки под граммофоны, книжные полки, оконные рамы, лестницы и пр. С осени 1911 г. было введено обучение корзиночному делу. «Это ремесло будет выгодно как для школы, так и для обучающихся, – отмечали земские. – Корзиночным ремеслом, как известно, в Вятской губернии существуют целые деревни, равным образом и здесь это занятие со временем может стать особенно выгодным». Экзамены проходили в мае в присутствии председателя и членов благотворительного общества, а также кустарей и экспертов-экзаменаторов. Выдержавший экзамен получал свидетельство о познании в ремесле. Школа должна была стать инструментом интеграции и социально-экономической адаптации детей из мусульманских деревень в окружающее общество.
В списке учеников ремесленной школы – два представителя из деревни Кояново, родственники известного предпринимателя и мецената нашего времени Андрея Равелевича Кузяева: Кузяевы Мулахмет и Фасахутдин.

8.1. Революция, гражданская война, коллективизация
Революция 1917 года внесла существенные изменения в жизнь села.
В годы гражданской войны, начавшейся в 1918 году, вокруг Башкултаевского волостного правления, состоящего из одноименной деревни и трех хуторов, воевали колчаковские войска с Красной Армией.
В этот период наиболее зажиточные и богатые жители Кояново покинули страну. Это были крупные и средние торговцы, всего 7 семей. Коллективизация сельского хозяйства, создание колхозов сопровождались ликвидацией единоличных хозяйств, раскулачиванием состоятельных крестьян. Из Кояново с семьями были высланы Фатхула Касимов, Габдурахман Кузяев, Мусабих Тайсин с конфискацией всего имущества
Мировая и гражданская войны, «изъятия излишков» в период военного коммунизма нанесли хозяйству села значительный урон. Перепись населения 1920 г. зафиксировала в Коянове 2 219 жителей и 499 хозяйств. В среднем на одно хозяйство приходилось 0,7 лошади, 0,9 коровы, 0,1 овцы и барана. Жители села были обложены продразверсткой, хлебная разверстка в 1920 г. составляла примерно 16,6 % от урожая. Продовольственная политика советской власти, основанная на принудительном изъятии продуктов у крестьян, вела к сокращению посевов. Так, проведенный в 1921 г. анализ посевной площади Пермского уезда выявил сокращение посевов почти на 30 % по сравнению с 1916 г. В среднем сбор хлеба на одного едока в уезде составил 3,6 пуда, тогда как минимальная, «голодная», норма была в то время 9 пудов хлеба на едока. Несмотря на это народ, особенно молодежь, с надеждой смотрел в будущее, искренне верил в правильность пути, по которому шла страна. До 1929 года жизнь была более или менее стабильной. В Кояново, по данным на 1926 год, проживало 2238 человек. Были созданы два товарищества по совместной обработке земли. Недалеко от села образовались два хутора: Верхняя Мулянка (3 двора) и Сосновое Болото (4 двора). А всего хозяйств в самом селе было 533. Активно работали комитет крестьянской общественной взаимопомощи, потребительская кооперация, сельскохозяйственное кредитное товарищество, а также пять гужевых артелей . В 1929 году на базе двух ТОЗов создается колхоз «Передовик», а в конце 1934 года – второй колхоз – «VII съезд Советов». В 20-х гг. 20 в. (до 1924 г.) в селе существовал детский дом. В селе много внимания уделялось культурно-просветительной работе. Здесь имелась своя библиотека. В 1922 году она располагала 345 экземплярами книг на татарском языке. Население выписывало 140 экземпляров газеты «Игенчеляр» («Хлеборобы») и 158 экземпляров журнала «Коммунист» на татарском языке. Работал клуб , назывался он «Народный дом», открылся красный уголок. При них создали кружки. Например, 41 человек занимался в кружке военных знаний, 32 – в сельскохозяйственном, 9 – в селькоровском, 30 – в кружке кройки и шитья. Активно проявляли себя драматический, хоровой, музыкальный кружки. Они ставили спектакли, давали концерты. Сборы с них шли в пользу семей красноармейцев (дети концерты и спектакли смотрели бесплатно). В 1930 1940-х гг. здесь работала артель «Мебельщик». С 19 февраля 1936 по 1958 г. в селе находилась контора Кояновской МТС.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта