|
|
|
|
Предки Тукая Деревня Барда (Кажмакты) являлась родиной Зиннатуллы Амирова, деда по матери классика татарской литературы великого Габдуллы Тукая. О своей родословной Зиннатулла оставил в своих записях следующее: 64 РГАДА. Ф. 342. Оп. 1. Д. 109. Ч. XI. Л. 211-233; Кулбахтин Н. М. Указ. соч. С. 38-61. 65МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 335-338. По материалам VIII, IX, X ревизий 1834, 1850, 1859 гг. можно подтвердить его родословную с большей информацией. Его дед Амирхан Амиров (1770—1836 гг.), его бабушка Базиха, 1775 г. Единственный сын Амирхана Зайнулбашар (1803—1853). Сыновья Зайнулбашара Хайрулбашар, 1825 года рождения (его дети Сайдуабрар, 1852 г., Ярулла, 1854 г.)г дед Габдуллы Тукая Зиннатулла, 1830 г. (хотя сам указывал 1829, во всех трех ревизиях он показан рожденным именно в 1830 г.: в 1834 г. ему исполнилось 4, в 1850 г. — 20, в 1859 г. — 29 лет). Зиннатулла Зайнулбашарович имел жену Камилю и дочь Мамдуду (1864—1894), от которой и родился Габдулла Тукай. Амирхан Амиров, его сын Зайнулбашар, внуки, правнуки были башкирами-вотчинниками Гайнинской волости. Они были владельцами волостных общинных земель, а не пользователями. Об этом когда-то писали и на страницах журнала «Казан утлары», в районных и республиканских газетах. Несмотря на очевидные документальные материалы о башкирском происхождении жителей д. Барда, в частности, Амирхана Амирова, автор книги «Тайнинский край» А. Фатыхов «переселяет» его в Пермский край из центральных регионов Казанского ханства якобы из-за преследований колонизаторов России, насильственной христианизации. Как будто в годы жизни Амирхана Амирова, в 1770—1836 гг., еще существовало давно завоеванное Иваном Грозным Казанское ханство. 1.2. Татары. Татаро-башкирское население, проживавшее в районе современной Перми, впервые переписал в 1579 г. писец И. Яхонтов, однако его писцовые книги считаются утерянными. Территориально башкиры-гайнинцы были расселены главным образом в Уфимском уезде (с 1781 г. Осинском, частично — в Пермском), в то время как татары занимали земли, относящиеся к Кунгурскому уезду Пермской губернии, по pp. Сылва и Ирень. В документе под названием "О начале и происхождении разных племен иноверцев", составленном в 1784 г. (Госархив Пермской области, Ф. 316, on. I.) приводится легенда о происхождении жителей "в Пермском округе деревень Кояновой, Култаевой и Янычевой" (ныне Верхне-Муллинский и Пермский районы Пермской области): предки их "от поколения были Тарханова, перешли и заселились они в сих местах из давних лет по собственным их преданиям издревле. Потом под Российскую державу покорены они по взятии царем Ив. Васильевичем Казани. А до покорения находились в управлении или подданстве у державца своего нагайского хана" (Там же, л. 41). Далее описывается их образ жизни: "Житие их в их деревнях немалым числом домов выстроенных по обыкновению, как у деревенских жителей избах, однако у них всюду белые вообще с клетями и горницами и живут каждой с семейством своим особыми домами пожитки имеют, посредственных пашенных и сенокосных земель имеют для себя достаточно и упражняются каждый по достоинству своему в скотоводстве..." (Там же, л. 45). Эти сообщения свидетельствуют об их оседлости и о наличии у них развитого для того времени земледелия. Предки нынешних пермских татар в XVIII в. указывали, ссылаясь на писцовые книги М. Кайсарова, что их отцы и деды назывались остяками: татары деревни Басино на реке Ирени в своей челобитной, поданной в 1798 г. в Пермское губернское правление, писали: "...за предками их, именуемыми остяками Байсою Албашевым и Ураметом Таисиным и братом его Батырем...". Видимо, этот же факт приведен и А. А. Преображенским "...в середине XVIII в. при межевании земель в деревне Басине Кунгурского уезда местные татары заявили, что их деды и прадеды владели землями по писцовым книгам М. Кайсарова, в которых были записаны остяками, "ныне де в той деревне называются татарами". То же самое пишет и В. Шишонко: "жили тогда (т. е. в 1578-1579 гг.) остяки, ныне называются татарами" (Шишонко, I, 1881). По преданиям, записанным в 1794 г. в деревнях Кояново и Култаево, их предками являются два юрта ясачных татар и башкир, которые переселились после падения Казанского ханства сюда, на маленькую речку, которую назвали Муловкой (Шишонко В.Н., 1882, с. 126-127). Глава рода, татарский князь Маметкул, был имамом или муллой. Его старший сын, Урак-бей Маметкулов, жил на Верхней Мулянке, а младший, Сиюндюк-бей Маметкулов — на Нижней Мулянке. Отсюда и произошли названия этих рек, а также расположенных на них сел Верхние Муллы и Нижние Муллы. Основываясь на шежере гайнинцев, Н.М и С.Н. Кулбахтины пишут, что именно этот Урак бей/ бий ездил в Чердынь и получил жалованную грамоту на земли гайнинцев. Согласно работе Шишонко, князья Урак-бей и Сиюндук-бей Маметкуловы упоминаются в 1622 году. Остяцкий старшина (князь) Зевендук упоминается и в «Житии св. Трифона Вятского», в котором описывается быт муллинских, сылвенских татар и остяков. Поскольку Трифон Вятский проводил миссионерскую работу в Прикамье после 1580 г. и умер в 1612 г., возможно, речь идет о Сиюндук- бее. Дамир Исхаков, ссылаясь на Марселя Ахметзянова, пишет, что «недавно удалось выяснить, что «мулла» Маметкул и его потомки по племенной принадлежности были буркутами, т.е. золотоордынского происхождения. Согласно Масуду ибн Усману Кухистани, в состав Ак-Орды среди прочих входило и племя буркут. В 1428-29 гг., когда Абу-л-Хайр хан совершил поход на г. Туру (до 1446 г. столица государства Шайбанидов, позже - Тюменского ханства), «хакимами» там были Адад-бек буркут и Кибек-ходжа-бий буркут. Но буркуты известны и в Приуралье. Так, в родословной, записанной среди татар Бирского уезда Уфимской губернии, сказано: «Буркет би - Алманчык би - Урдэк би - Сунчэли би - Сондык би - Кара щау - Турбай - Истэк ...» Далее в шеджере говорится о том, что Буркыт би жил во времена Чингиз-хана и приводятся сведения об атрибутах этого племени. Нам удалось доказать связь рассмотренной родословной с пермскими татарами. Этноним «буркут» упоминается и в шеджере татар из д.Уразаево Актанышского р-на Татарстана. В родословной, найденной в татарской деревне Старое Тураево (Дюртилинский р-н Башкортостана), во главе предков башкир рода «шамшадин» указывается Тарагай-би, а его отцом называется Буркат-би. Тарагай-би «прибыл из Крыма и переселился в земли по Агидели». Боркыт-би назван и в числе беков, которые жили во времена Чингиз-хана, в известном татарском историческом сочинении XVII в. «Дефтер-и-Чингиз-наме». Верхние Муллы, из которых постепенно вытеснили коренное население и заселили русскими, переименовали в Никольское (по названию церкви). Оно известно под этим именем в русских источниках с 1623 года. В XVII-XIX вв. это был важный административный и хозяйственный центр Строгановской вотчины. Жители деревень Кояново, Башкултаево и Янычи называются сейчас муллинскими татарами. Согласно Н.М. и С.Н.Кулбахтиным, кояновцы ведут свой род от Сиюндук- бея Маметкулова, а култаевцы от Урак-бея. 2 Основание Кояново Существует предположение, что предком кояновцев был Уразмет (по Кайсарову Урмамет) Тайсин. В писцовых книгах 7131 и 7132 гг. (1622 и 1623 гг.) за братьями Уразметом и Батыром Тайсиными числилось два юрта с вотчинными землями. У Уразмета была также мельница. По мельнице Тайсимовой (Тайсиновой) стала называться и деревня Тайсинова (Тайсимова, Тасимка). В писцовых книгах братья Тайсины числились остяками (ханты).
Тамга Уразмета Тайсина называется «ворота» и считается кипчакской. Кстати, у гайнинца Тасима Маметева была похожая тамга.
Притеснения Строгановых вынудили гайнинцев поселиться еще южнее. Здесь возникла их д. Кояново, или Тасимово по имени Тасима Маметева (в 1736 г. он был еще жив). По непроверенным данным Тасим Маметев был потомком Урак-бия, главы башкирского рода Гайна. Его прадедом был Култай Шигиров, дедом Шигир Култаев. Поселение упоминается в письменных источниках с 1689 г. Другие наименования Тасимки, Тасимова. 5 августа 1700 г. житель д. Тасимово (Кояново) Тасим Маметев «с товарыщи» получил владенную грамоту на вотчинные земли Гайнинской волости. С тех угодий казне платили 276 куниц. Владенная грамота царя Петра Алексеевича башкирам Гайнинской волости Осинской дороги Уфимского уезда от... февраля 1701 г., полученная вотчинником деревни Кояново Тасимом Маметевым Копия с копии Список великого государя з грамоты От великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца на Уфу столнику нашему и воеводе Ефиму Панкратывичу Зыбину. В прошлом 1700-м году августа в 5 день бил челом великому государю Уфимского уезда Осинской дороги Гаинской волости деревни Куяновы башкирцы Тосимко Маметев с товарищи: изстари де прадедов, дедов и отцов их владенья вотчина по рекам от Камы реки с усть по Муле и до вершины по обе стороны... на той же их вотчинной земле прадеды и деды и отцы их и оными юртами поселились и пашни распахали и сена косили и городбами проча вечнаго себе владения разгородились и с тех де своих угодей платили они ясаку и ныне платят по двести по семидесят по шти куниц по вся годы без доимки. ... пашенные земли и сенные покосы и всякие угодьи владения истари деревни Куяновы башкирцов, а на тоя де земле русские люди прежде сего не живали... и генваря в 27 день бил челом нам, великому государю, башкирец Тасимко Маметев с товарыщи, чтоб нам великому государю пожаловать не велеть тому недельному их спросу поверить, а велеть бы им теми вышеписанными урочищи владеть от мельницы вниз по речке Мулянке по правую стороною до мосту, а левою стороною до речки Буртымы, да левою ж стороною до речки Чюзю, а по речке Чюзю левою ж стороною пашнями и сенными покосы и всякими угодьи по-прежнему, а тем руским людям отказать и впредь этою землею не владеть, а в разорении и грабеже и в бою и в увечье указ учинить о том к тебе дать им нашу великого государя владенную грамоту... у них башкирцов лесные свои угодьи и теми де своими башкирскими старинными вотчинами, угодья изстари владели прежния их старинныя владения Терберденко Алеев из ясашного платежа, а ныне де по тому ж старинному владению из тех ясаку они Тасимко с товарищи платят з деревнею Куяновою, Нижней Муллы деревни Култаевой и волости Тулвы башкирцы вместе. И как к тебе сия наша великого государя грамота придет и ты б тем башкирцам Тасимку Маметеву с товарыщи вышеписанными их старинными вотчинными угодьи, бортным и лесным и звериным всяким угодьем велел владеть по речкам от Камы реки с устья по Мулле и до вершины по обе стороны, а с усть Буртымы речки по обеим же сторонам до вершины и по Чюзю речке по-прежнему, а именитого Григорья Дмитриевича Строганова крестьянам ево впредь тою их башкирскою землею владеть и селиться на той земле не велел ...для того выписку с крепостей ево каков подал у розыску человек ево Савелей прочесть сию нашу великого государю грамоту и, списав бы с нее список оставить на Уфе в приказной избе, а подлинную грамоту, отдав ему, башкирцу Тасимку Маметеву, с роспискою впредь для владения. Писан на Москве 1701-го году февраля в ... день. Подлинная великого государя грамота за прописью дьяка Дмитрея Неупокова, справа — подьячего Исая Карцева, а подлинная великого государя владенная грамота отдана челобитчику Тасимку Маметеву и во взятье тое великого государя грамоты знамя свое приложил тако: r¥l , а у отдачи толмачил и переводил толмач Володимер Живнин.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|