Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Кояновские хроники. Книга для Тайсиных и др.


Это история нашей земли, рода Гайна и д. Кояново Пермского края, начиная с Волжской Булгарии.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Кояновские хроники. Книга для Тайсиных и др.
RSS

Автор статьи: Алия Тайсина
Первоисточник: здесь
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 #


Б.А.Азнабаев утверждает, что грамота, жалованная башкирам племени гайна, хранится в фондах РГАДА: “На сегодняшний день известна только одна выписка из жалованной грамоты 1557 года, которая была дана башкирам рода гайна”.
Башкиры-гайнинцы во главе с Урак-бием добровольно приняли русское подданство. Правительство не раз подтверждало их вотчинное (владельческое) право на населяемые ими земли. Ни у одного башкирского племени не известно столь много царских грамот, полученных в 1557, 1632, 1672 и 1701 гг., об их поземельных правах.
Если учесть, что башкиры северо-западных родов (байляр, буляр, еней, гайна, иректе и уран) находились под властью Казанского ханства, то вполне возможно их участие как в защите Казани от русских и в сопротивлении русским завоевателям в 1554—1557 г.г., так и обращение их представителей к Ивану IV с челобитьем о признании над собой власти московского царя.
В 1557 г. на вотчинных землях племени гайна, относившихся к Арской дороге, было устроено русское поселение – Ново-Никольская слобода, которая позднее превратилась в Осинскую крепость. Сохранились документальные свидетельства о посылке жителям слободы иконы лично Иваном Грозным. Скорее всего, одинокая русская крепость у реки Камы оказалась уничтоженной летом 1572 г. участниками нового антирусского восстания народов Поволжья и Прикамья, среди которых были и башкиры. По-видимому, именно тогда гайнинцы утеряли, а, скорее всего, уничтожили грамоту Ивана Грозного, как свидетельство их зависимости от русского царя. В 1596 г. они обратились к новому самодержцу – Федору Ивановичу – с просьбой подтвердить старую грамоту, что и было им сделано: Килейко Акзкильдин привез подтверждение старой жалованной грамоты для гайнинской волости, которая тогда еще называлась Ульвинской (Тулвинской), Гайна тож. В дальнейшем, этноним „гайнинцы“ закрепился лишь за той частью пермских жителей, в состав которых были припущены Килейко Акзкильдин с товарищами.
Но уже в 1597 году Строгановы получили от царского правительства приуральские земли, включая и башкирские, по реке Каме до устья Ошапа. С этого времени начался их многовековой конфликт с гайнинцами, которые отстаивали свои вотчины от посягательств со стороны русских и участвовали почти во всех башкирских восстаниях XVII—XVIII вв.
Натиск Строгановых вынудил гайнинского мурзу Култая Шигирева, (который согласно шежере жителей с. Баш-Култаева, составленному краеведом Фаилем Каримовичем Сайдашевым, был из рода Сиюндукова) переселиться вместе со своим юртом в верховья Нижней Мулянки и основать там поселение Култаево Поле, известное в русских источниках с 1623-24 годов как деревня «Польская» (от слова «поле»). Годом основания деревни считается 1592 г. Сын Култая Шигирева, Шигир Култаев, ездил в царствование Михаила Федоровича в 1632 г. в Москву и привез оттуда оберегательную грамоту. В ней говорилось, что земли по рекам Нижние и Верхние Муллы, Юг, Нытва и Очер принадлежат башкирам Гайнинской волости Шигирю «с товарыщи», а крестьянам Строгановых владеть этой территорией не велено.
В связи с переселением «разных людей» на вотчинные земли гайнинской волости, которые «чинят де башкирцам насильства», представитель гайнинцев Теребердей Алеев, потомок Килейки Акзгильдина (Аккильдина), получившего царскую жалованную грамоту в 1596 г., добился в 1672 г. получения сберегательной памяти, чтобы «насильства и налог нихто им не чинили».
С 1870 года Култаево Поле стало именоваться селом Култаево. Село башкирское, поэтому в XIX- XX вв.оно называется Башкирское Култаево (Башкултаево).
Сохранились также грамота Петра I от 1695 года с ограждением вотчинных прав башкир всех дорог Уфимского уезда от покушений на них пришлых людей . В ней мы читаем: «… Били челом нам Уфимского уезду Осинской … дороги башкирцы тарханы ( тархан -вотчинник, освобожденный от ясачного платежа)… Тлевка Бегеняшев, Кармайка Бекбов, Ишека Ишкильдиев, Керчерка Кильмяков» и владенная грамота Петра I от февраля 1701 года башкирам Гайнинской волости Тасиму Маметеву с товарищи. В тексте владенной грамоты Петра Алексеевича башкирам Гайнинской волости от февраля 1701 года мы читаем: «От великого государя царя … Петра Алексеевича … бил челом деревни Куяново Тасимко Маметев, … а теми землями исстари владели … Терберденко Алиев...»

1.1.2 Гайнинская волость
С основанием города Уфа в 1586 г. территория гайнинцев вошла в состав Уфимского уезда, охватившего весь Исторический Башкортостан. С 1708 г Уфимский уезд назывался Уфимской провинцией, с 1744 г. — Оренбургской губернией. До вхождения в Пермский уезд в 1781 году наша родовая деревня называлась деревня Кояново Уфимского уезда Гайнинской волости Осинской дороги. Гайнинская волость состояла из 4 тюб (родов): Мул-гайна, Тул-гайна, Тур-гайна, Бисер-гайна, проживавших в бассейнах pек Мулла (Мулянка), Тулва, Тор, Бисер.
Согласно дозорным книгам 1630—1631 годов, в Тулвинском поречье существовали башкирские деревни Барда, Елпачиха, Красный Яр, а по данным кунгурского бургомистра Юхнёва, в 1725—1726 годах в Гайнинской волости насчитывалось 600 дворов.
В 1739 году северные башкиры проживали в 5 волостях, расположенных в бассейне Тулвы и по верховьям Буя. В Гайнинской волости башкиры имели 214 дворов. Согласно П. И. Рычкову, в 1740 году в Гайнинской волости находилось 562 двора.
В Первой русской энциклопедии, написанной в 1744-1746 гг. историком и государственным деятелем В. Н. Татищевым, говорится:
„Гайнинская волость, в Башкирии, великая, на границе Кунгурской и Осинской, которая во время последняго бунта большею частию разорена, ибо из оной около 2000 побито, казнено и в Русь вывезено».
Территориально Гайнинская волость в 1781 г. вошла в состав Пермской губернии, 28—30 баширских деревень вошли в Осинский уезд и 2 деревни, в т.ч. Кояново, в Пермский уезд Пермской губернии.
10 апреля 1798 года правительство создало Башкиро-мещерякское войско и кантонную систему управления. С 1798 по 1865 гг. башкиры Гайнинской волости находились, как и все башкиры других губерний, в военно-казачьем сословии. На территории Прикамья был образован 1-й кантон Башкирского войска, состоявший из 9 юрт, объединявших 36 деревень. Центром кантона стала деревня Елпачиха. В 1855—1863 гг. эти земли находились в составе 12-го кантона, а в 1863—1865 гг. — 5-го башкирского кантона.
По военным делам гайнинцы подчинялись Оренбургскому военному губернатору, под ведомством которого находился их кантонный начальник, по гражданским делам — Пермскому гражданскому губернатору.
Гайнинцы занимались главным образом земледелием, имели развитое животноводство, не отказывались и от различных промыслов. В тайнинских селах имелись свои мечети, при которых непременно создавались конфессиональные школы. Из широко известных таковых средних учебных заведений — Султанаевское и Таныповское медресе.

1.1.3 Гайнинский род мул: малоизученные аспекты борьбы гайнинцев со Строгановыми
Основной удар Строгановых пришелся на гайнинский род мул, представители которого проживали в стороне от основного массива соплеменников – по речкам Верхние и Нижние Муллы (Мулянки), левым притокам Камы. Еще в 70-е гг. XVI в. Строгановы направили сюда своего человека – монаха Трифона, позднее широко известного под именем святого Трифона Вятского (1543-1613), который должен был спровоцировать башкир (остяков) на выступление, что позволило бы Строгановым занять силой их земли. Но осуществлению этого плана помешало восстание 1572 г.
Во время восстания в 1681—1684 гг. башкиры осадили город Кунгур и Кишерский острожек Строгановых. Башкиры Осинской дороги подверглись агрессии со стороны калмыков, участвовавших в подавлении восстания.
К 20-м гг. XVII в. вотчины башкир по речкам Мулянкам (кроме их верховий) были заселены строгановскими крестьянами. В ходе длительных территориальных споров Строгановы сумели, опираясь на имевшиеся в их распоряжении документы, убедить власти в том, что башкиры появились на речках Мулянках позднее русских. В сентябре 1712 г. жителям деревень Кояновой (8 дворов) и Култаевой (6 дворов) объявили царский указ о переселении их в течение двух лет на реку Тулву в Гайнинскую волость. Однако выполнению указа помешало новое башкирское восстание.
Особенно драматично развивались события в ходе башкирского восстания 1735–1740 гг. В июле 1736 г. строгановские люди в ночное время дотла сожгли деревню Култаеву (Кичи-Мул), а бежавших башкир (более 100 человек) предали смерти. Участь деревни Култаевой разделила деревня Кояново, но ее жители успели укрыться в Кунгуре. В свою очередь тулвинские башкиры в 1736 и 1737 гг. сожгли расположенное на их землях строгановское село Крылово, убив при этом 126 и уведя в плен 132 крестьянина.
По данным, собранным кунгурским бургомистром Юхнёвым, в 1725 – 1726 гг. в Гайнинской волости насчитывалось 600 дворов. Восстание 1735 – 1740 гг., сопровождавшееся большими человеческими жертвами со стороны башкир, сократило число их дворов к 1739 г. до 214 , т. е. в 3 раза. Правда, надо признать: перепись 1739 г. была не завершена и охватила не всё башкирское население.
Постоянное участие гайнинцев в башкирских восстаниях не способствовало росту их численности. К 1775 г. они проживали в 795 дворах, т. е. за 50 лет, прошедших со времени переписи Юхнёва, количество дворов увеличилось лишь на 195.
Ценой больших человеческих жертв и неимоверных лишений башкирам удалось добиться от центральных властей существенных уступок. По указу от 16 марта 1754 г. с них сняли денежный ясак. Вместо этого они обязаны были покупать у казны по установленной цене соль, содержать на своей территории ямы (почтовые станции) и выполнять подводную повинность – предоставлять для государственных и местных нужд средства перевозки. Подводы предоставлялись для перевозки воинов, чиновников, арестантов, казённых грузов (строительных материалов, продовольствия, в т.ч. соли, товаров и т.п.) без оплаты. Одновременно на башкир возлагалось несение сторожевой службы на пограничных линиях (сначала – на Оренбургской, затем – на Сибирской). Для данной цели гайнинцы ежегодно снаряжали до 300 человек.
10 апреля 1798 г., когда правительство создало Башкиро-мещерякское войско и кантонную систему управления башкирами, на смену Гайнинской волости пришел 1-й кантон с центром в деревне Елпачиха.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта