|
|
|
|
Автор статьи: Зибиров М.Р., Зибиров Р.К.
Первоисточник:
автор
Страницы: 1 2 3 4 #
Всем доброго дня. Этой статьей, посвященной истории школы с.Дракино Карсунского уезда (а ныне Инзенского района), мы хотели начать цикл статей, посвященных селу, из которого когда-то вышли наши предки. Материалы, публикуемые здесь, носят ознакомительный характер. Любое копирование, цитирование возможно только с разрешения авторов.
#1. Школа
Русско-татарские школы в Симбирской губернии получили широкое распространение, особенно в Карсунском уезде. В1884 году в Дракино, по данным «Списка населенных мест Симбирской губернии за 1884г», существовала 1 татарская школа. В конце XИX в. в Карсунском уезде подобные школы были в деревнях Дракино, Нагаево, Шлемасс, Горенки. К началу 1894 г. в перечисленных школах обучалось 77 татарских мальчиков (и даже одна русская девочка). Все ученики были крестьянскими детьми. Среди населения было стремление обучаться и на родном языке. Инспектор народных училищ Карсунского уезда А.Червяковский писал инспектору народных училищ губернии 30 августа 1908 г.: «...среди татарского населения наблюдается стремление иметь чисто национальные татарские школы, где обучение велось бы исключительно на национальном языке. Наиболее это стремление обнаруживается в татарских деревнях Горенках, Дракино, Нагаево, где татарские общества с 1907 г. прекратили отпуск на содержание русско-татарских школ средств». В одном из документов о состоянии школ губернии в начале XX века говорилось: «...из отдельных учебных заведений самыми слабыми финансовыми средствами располагают: Дракинское, Нагаевское, Шлемассовское, Калдинское и Старотимошкинское». После революции и до1927 года в селе не было здания школы, уроки велись в отдельных домах. В 1927 году начато строительство деревянного здания школы. Учащихся было немного. Грамоте учили, используя арабский алфавит. В 1931-1932гг. перешли на латинский алфавит, в 1938-1939 – на кириллицу. После 1917 г. до начала 20-х годов в школе д.Дракино Карсунского уезда Симбирской губернии учительствовал Ханяфи Валиуллович Алимбеков - представитель известной династии педагогов Симбирской губернии. Первые учителя в новой школе: Алимбек Халим и его жена Фатыйма, Алимбек Мухаметша, Алимбек Амине. Старшие братья Амины работали в Гурьевской школе Акчуриных. Амине удалось с помощью старших братьев-учителей и Акчуриных закончить Симбирскую женскую гимназию в 1913 году. Впоследствии она учительствовала в Буинске и Дракино. В Дракинской школе учились дети из Шлемасса, Новосурска, Ногаева, Стрельникова, Аксу. После открытия пятого класса директором школы была назначена Хава Алимбек. В 1937г. состоялся первый выпуск 7-летней школы. В 1939 открыта средняя школа. До войны в школе преподавало много приезжих учителей: Абраров Бари (Шлемасс), Аляветдинов Мухаммет (Аксу), Аляветдинов Бари (Аксу), Усманов Сулейман (Нагаево), Муратшин Адрам (Нагаево), Вахитова Фахрия, Загафарова Кариме (Ульяновск), Гафарова Амине Каримовна (Ульяновск), Соколов Петр Леонидович (Инза), Алашеева Валентина Васильевна (Инза), Маматова Вера Владимировна (Инза), Петров Василий Андреевич, Милюткина Александра Петровна (Барыш), Раимов Файзи Идрисович, Мухаррямова Рабига (Ульяновск), Усманова Халиме (Нагаево), Хайров Махмут Ахметжанович (Кузнецк), Хайрова Роза Каюмовна (Кузнецк), Яфуняев Аллям Абдульмянович (Уразовка), Яфуняева Кадыча Фахретдиновна (Уразовка), Аглетдинов Хисам Саяхетдинович, Гарифуллин Назит (Кировская область), Гафуров Някип (Аксу). Учителя-дракинцы: Алимбеков Валиулла, Алимбеков Хузя Гафурович, Подмарев Усман, Алимбеков Ханяфи Ахметсафинович, Мальтеев Ханяфи Хусаинович, Мальтеева Нюрсене Шамшетдиновна, Мальтеева Диляфруз Абдулловна, Долматова Азизе Уздиновна, Долматова Сафия Латыповна, Долматова Айсулу Латыповна, Байгузина Сафия Арифулловна, Байгузина Шамшенюр Арифуловна, Зимуков ХаняфиИсмаилович, Муракаев Ряхим Исмаилович, Камаев Бари Ибрагимович, Камаева Саджия Ибрагимовна, Долматов Султан Латыпович, Маматуллина Раисе Ахметовна, Музафярова Райхана Сафиулловна, СяпкаеваШамшенюр Аллямовна, Тимашева Хадыча Халиловна, Яфуняева Сания Аллямовна, Мальтеев Хайдар Юсупович, Долматов Сабир Минибаевич, Музафяров Губейдулла Сибятуллович, Рускаева Шагиде Сенетулловна, Нагина Мавия Жалялетдиновна, Нагина Разия Шамшетдиновна, Шарафеева Диляфруз Сибятулловна, Бадамшин Ряхим Хусаинович, Бадамшина Зегре Сенетулловна, Зимукова Румия Сенетулловна, Рахманкулова Мегфура Абдерахмановна, Алимбекова Сара Исмаиловна. В годы войны большинство учителей-мужчин были призваны в армию. Да и не все дети посещали школу, т.к. обеспечение питанием, одеждой и обувью было недостаточным. После окончания войны, количество детей в классах достигало 35-40 человек. Все из первых семи классов были параллельными. Обучавшиеся в одном классе дети зачастую были разновозрастными. В послевоенные годы количество учащихся резко увеличилось за счет возвратившихся в село семей, уехавших в голодные времена в более хлебные районы (например, в Сасово РМ). Да и рождаемость в послевоенные годы также возросла. Здание Тау-школы не могло вместить всех учащихся. Поэтому два класса учились в деревянном доме на улице «Зур урам». На месте этой школы в настоящее время находится магазин «Товары повседневного спроса». Так же один класс учился в здании кирпичной мечети на улице «Яна урам». Позже здание этой мечети было разрушено по указанию одного из председателей колхоза (его имя не называем по этическим соображениям). В основном здании, построенном в 1927 году, дети учились в две смены, т.к. первые семь классов все были параллельными. Со временем школа стала восьмилеткой. Отдельные выпускники продолжали учебу в с.Ломаты, некоторые продолжали учебу в техникумах, школах механизаторов, а чуть позже многие стали учиться в Коржевской средней школе. В 1962 году в школу вернулся выпускник 1953 года Бадамшин Ряхим Хусаинович, закончивший Мелекесский пединститут. По его инициативе, школа была открыта в здании кирпичной мечети на улице «Зур урам». Шли годы. Молодежь уезжала из села в поисках лучшей жизни. Население старело. Количество детей школьного возраста уменьшалось и школа была закрыта. Здание «Тау школы» было перевезено в с.Коржевку и переделано в детский сад. Позже и он был закрыт.
#2. Промыслы.
Основным занятием жителей села Дракино, как и жителей большинства сел Карсунского уезда, было земледелие. Из зерновых хлебов и сельскохозяйственных растений повсеместно сеяли рожь, реже овес и пшеницу, кроме того, горох, картофель, лен, подсолнечник и др. Широкое распространение в уезде в целом получили, так называемые, кустарные промыслы, в частности, разные виды древодельных промыслов - производство телег, повозок, саней, колес, колесных ступиц, гнутье дуг, ободьев и полозьев, выделка деревянной посуды, лопат, лукошек, колод и корыт, плетение лаптей, тканье рогож и заготовка кулей. Вот что пишет М Скрябин в своей работе «Матеріалы для географіи и статистики Россіи: Симбирская губернія» (Том 2, стр.307): «…Главный рынок Карсунского кулья и рогожь есть село Коржевка на суре, куда зимой на каждый базар по пятницам привозят до 15000 штук кулья, рогожь и цыновок…. Важнейшую и первостепенную роль в кулевом производстве губернии занимает Карсунский уезд. Здесь есть целые селения, издавна занимающиеся деланием кулья, цыновок и рогож. Из сел этого уезда более замечательны по кулевому и рогожному производствам: Юлово, Аксаур, Труслейка, Сосновка, Коноплянка, Коржевка, Дракино, Шлемасс, Челдаево, Уразовка и Стрельниково…» Кроме того, за пределами своего села были известны и кузнецы. В той же работе М.Скрябина отмечается: «…Важным пунктом по кузнечному делу представляется г.Симбирск; в окрестных селах его, кузнечное и слесарное ремесла значительно развиты. ….В других местах губернии кузнечное ремесло нигде не достигает такого совершенства в выработке произведений, как в Сызране, но, тем не менее, во многих местах, кузнецы составляют заметно выдающийся разряд промышленников. Более замечательные в этом отношении селения:Буинского уезда Ивашевка, Никольское, Васильевка; Ардатовского: Скрыпино, Ломаты, Кайбичево; Сенгилеевского: Чириково и Белое озеро; Карсунского: сс. Дракино, Проломиха и Нагаево….. Однако наиболее ярким и «легендарным» видом деятельности, характерным для жителей с.Дракино, можно назвать «Коновальство». Пожалуй, основная причина того, что Дракино стало одним из центров коновальского промысла в Симбирской губернии, состояла в неудовлетворительных местных условиях для развития сельского хозяйства. С одной стороны, количество пахотных, пригодных для сельского хозяйства земель было незначительно. С другой стороны, плодородность этих земель была невысока. Трудно установить, когда появилось коновальство как ремесло. Одно из первых упоминаний слова «коновал» и «коновальство» можно встретить в работе Ф.Поликарпова, изданной в 1704, «Лексикон треязычный, сиречь речений славенских, еллиногреческих и латинских сокровище. Из различных древних и новых книг собранное и по славенскому алфавиту в чин разположенное», что говорит о существовании коновальства уже в конце XVII века. Коновал — лекарь, как правило, самоучка, занимавшийся лечением домашней скотины в деревнях. В те времена коновалы фактически заменяли ветеринарных врачей. Кстати, необходимо отметить, что до 1869г. так же называли обученных ветеринарному искусству нижние чины в кавалерийских и артиллерийских частях; для подготовки которых существовала коновальная артиллерийская школа. В 1869 г. коновалы были переименованы в ветеринарные фельдшеры. Одной из основных обязанностей коновала было охолащивание (кастрация) самцов домашней скотины. С этой обязанностью связано и происхождение самого названия коновал — для осуществления кастрации животных (в частности, коня) было необходимо повалить на землю. Коновальство получило характер отхожего промысла, на который отправлялись почти все представители взрослого мужского населения, преимущественно осенью, весной и зимой. С помощью простых снадобий, как правило приготовленных из местных трав, некоторые коновалы очень удачно лечили болезни скота, но иногда прибегали и к заговорам, и к занятию знахарством. Из-за специфики их ремесла, связанной с противостоянием воспроизводству жизни, нередко работа коновалов обрастала мифами и небылицами мистического свойства. Вот что пишет М Скрябин: «Коновальство, в том виде как оно существует в губернии, представляет особенного рода промысел, где прямые занятия коновала (лечение лошадей, ковка и пр.) отходят иногда на второй план. При ловкости, сметливости, а часто и плутовстве, коновал, выйдя на промысел с одними коновальными инструментами, обращается вскоре в барышника; если же дела пойдут плохо, то он из барышника опять обращается в работника при кузнице или просто в батрака. Нередко коновал обращается и в торговца: у него является повозка, нагруженными разными товарами. Промышляя различным образом, коновалы заходят нередко в Сибирь и на Кавказ, и при своей предприимчивости и способности к торговым сделкам, скоро наживают деньги, которые впрочем большею частью прогуливаются на чужой стороне, ибо коновалы вообще отличаются разгулом и домашняя их обстановка невыгодна. Коновальство развито более в западной части губернии и преимущественно в следующих селениях: Ардатовского уезда в Скрыпине, Ростиславке, Меленках, Шамарулине и Ломаты; Алатырского в Княжухе и Гулюшеве, Карсуского в Дракине, Курмышского в Медяне и Буинского уезда в деревне Михайловке…» Хотелось отметить, что не всем коновалам был свойственен разгульный образ жизни, о котором говорит М.Скрябин. В большей своей части коновалы приносили домой доход, на который их семьи жили. А иногда, особенно в голодные или засушливые годы это был единственный способ прокормить семью. Например, Фазледдин Зибиров из с.Дракино в год голода в Поволжье (1921-1922гг.) привез домой на своей подводе зерно, выменянное им на соль, заработанную коновальством в соледобывающих районах. Этим он спас семью от голода. Чаще всего искусство лечения домашних животных традиционно передавалось из поколения в поколение или же от коновала его помощникам. Коновалы отправлялись в путь, как правило, в сопровождении одного или двух помощников, подбиравшихся из числа молодых людей, и находились в пути обычно в течение осени, зимы и весны. Основным видом транспорта были повозки, запряженные лошадьми. Для ухода за лошадьми с собой брали часто помощников из жителей села в возрасте 15-16 лет. Они не только помогали коновалам в работе, но и обучались основным премудростям этого промысла. Стать помощником коновала мог не каждый, приходилось проходить своего рода отбор. Например, Шабай Фаизханов из с.Дракино брал в помощники юношей, умеющих не только запрягать и управлять лошадью, но и хорошо, во всех отношениях, показавших себя за столом. В большинстве сел, в которых было развито коновальство многие выходили на промысел в ближние и дальние окрестности своего родного селения. Лесков в “Очарованном страннике” писал: “Обвешался весь бляхами и коновальскою сбруею и начал ходить с ярмарки на ярмарку, и везде бедных людей руководствую и собираю себе достаток и все магарычи пью”. Их знали в лицо местные жители. Например, в с.Валгуссы Инзенского района старожилы до сих пор помнят дракинского коновала Савельку, так они его звали, приезжавшего каждый год и лечившего домашних животных в этом селе. Однако характерной чертой дракинских коновалов было то, что они уходили далеко за пределы своих губерний, находясь в пути многие месяцы. Если дела шли удачно, возвращались раньше, но весной после посевных работ уезжали на пару месяцев на так называемый «ящ уленгә». Многие из дракинских коновалов доходили до Средней Азии. Табуны лошадей и отсутствие специалистов делали их незаменимыми специалистами в своем ремесле. Кроме того, схожесть языков одной тюркской группы и общая религия помогали обеим сторонам быстро найти общий язык, а коновалам получить аванс доверия. После завершения операций, коновалы жили в аулах несколько дней, следя за состояние своих «пациентов». После их полного выздоровления производился расчет и хозяева вручали доверительные письма – рекомендации для предоставления в других местах. О географии странствий коновалов можно найти у Г.Н.Ахмерова в одной из его работ: «…Мишарских коновалов можно видеть по всей России, кроме степей киргизских… Летом 1898 г. в Казань приезжали на учительские курсы три мишарских учителя из Карсунского уезда Симбирской губернии, из которых один привез кусок японской материи, чтобы сшить в Казани халат. Материя эта была куплена у коновалов, посещающих Японию и Китай. Оказывается, что мишарские коновалы, отправляясь в глубь Азии, попадают в Китай и Японию, откуда привозят различного рода азиатских материй и ковров, которые здесь продают как редкость за дорогие цены. Летом 1899 г. мишари Карсунского уезда Симбирской губернии, посещающие Приамурский край, просили себе у правительства доступа на остров Сахалин, но это разрешено им не было...» Кроме кастрации животных коновалы лечили и людей лекарствами, изготовленными из местных трав, цветов, плодов растений. Это параллельное ремесло давало неплохой доход. Не имея понятия о клятве Гиппократа, практически все коновалы лечили людей по принципу «не навреди», зная, что посещая годами одни и те же населенные пункты они не будут остановлены и обруганы кем-то ранее обманутым. Были случаи, когда в Дракино приезжали люди с Урала, с Донбасса специально за травами и инструкциями к знакомым коновалам. Известны случаи когда присылались посылки с гостинцами в знак благодарности за лекарственные травы. Коновалы имели свой собственный жаргон. Этот коновальский язык состоял из переделанных татарских слов и искаженного татарского счета. Сейчас трудно восстановить полностью все термины, используемые коновалами, но некоторые их них мы можем сейчас привести:
[u]Коновализм------------Смысловое значение на тат.языке---- Смысловое значение на русском языке ачы---------------------------------------армия----------------------------------------армия аткыры----------------------------------аткыры---------------------------------------христианин багана-----------------------------------мең--------------------------------------------тысяча балта йозе-----------------------------балта йөзе----------------------------------Сталин бырды-----------------------------------урлады---------------------------------------своровал бырдымзо------------------------------урлау------------------------------------------воровство вәргәз------------------------------------бүре-------------------------------------------волк зати---------------------------------------ләкше-----------------------------------------лапша елан--------------------------------------сулема----------------------------------------сулема елкы--------------------------------------ат, алаша------------------------------------лошадь исле---------------------------------------исле-------------------------------------------врач йотарга----------------------------------эчәрге-----------------------------------------пить, выпить кунак ой---------------------------------фатир-----------------------------------------квартира кәлт---------------------------------------акча--------------------------------------------деньги кёзге--------------------------------------документ-------------------------------------документ кют чапкыч-----------------------------мунча себеркесе--------------------------веник кырган-----------------------------------татар кешесе-------------------------------татарин каты бырын----------------------------дуңгыз----------------------------------------свинья кылышчы-------------------------------милиционер--------------------------------милиционер кәллә------------------------------------баш---------------------------------------------голова кәркеш----------------------------------мукшы-----------------------------------------мордвин мышкы келәте------------------------капчык----------------------------------------мешок муэдзин---------------------------------кучат, әтәч------------------------------------петух нәзек-------------------------------------аракы-----------------------------------------водка сакал биетә----------------------------ашый------------------------------------------кушает сыптыра---------------------------------урлый------------------------------------------ворует солы сывыру---------------------------джил джибәру------------------------------портить воздух сыпырта---------------------------------ашый, әчү------------------------------------ест, пьет сары тай--------------------------самавыр (бул), самовар (миш)---------------самовар суынган-----------------------------------улгән-------------------------------------------умер сугым--------------------------------------ат, алаша-------------------------------------махан таза йорт---------------------------------төрмә------------------------------------------тюрьма турайган----------------------------------улгән-------------------------------------------умер таш-----------------------------------------акча---------------------------------------------деньги тайды--------------------------------------качып китте----------------------------------удрал таякчы-------------------------------------председатель, мөдир--------------------председатель теш тамыр--------------------------------азык, икмәк---------------------------------еда, хлеб урман тавычи---------------------------урман сакчасы------------------------------лесник умыра ашыгып -------------------------ашый, күп ашый--------------------------ест ут арбасы---------------------------------машина---------------------------------------машина чепрәк баш-------------------------------хатын-кыз------------------------------------женщина чырапчакчы--------------------------------милиционер-------------------------------милиционер чече-----------------------------------------шикәр-----------------------------------------сахар чәнәргә------------------------------------ашарга----------------------------------------кушать чәкте----------------------------------------урлады---------------------------------------своровал шывыды-------------------------------------юк булды-----------------------------------спрятался, исчез юнды--------------------------------------- урлады---------------------------------------своровал ялкау---------------------------------------(лень-ялкау)---------------------------------Ленин улән-------------------------------------------чәй------------------------------------------чай урдәк сёте----------------------------------су--------------------------------------------вода урдәк-----------------------------------------чәйнек---------------------------------------чайник урта бармак--------------------------------кукиш----------------------------------------кукиш джюке келәте------------------------куш (кушил - Дракино)------------------------плетеный из лыка короб
В советское время с появлением ветврачей и веттехников потребность в услугах коновалов отпала и это ремесло постепенно сошло на нет. В последние годы мужчины села Дракино кроме работы в колхозе делали срубы для бань и домов, строили конюшни, ремонтировали дома в соседних областях, а молодежь, как правило, уезжала в промышленные города. Это впоследствии стало одной из причин вымирания села.
#3. Прозвища.
Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н.Ушакова даёт определение прозвища: «Прозвище – название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь заметную черту характера, наружности, деятельности данного лица». Как в русских так и в нерусских селах России трудно найти человека, а зачастую и семью, не имеющих прозвища. Татарские села в общем и, Дракино в частности, не стали исключением. У каждого прозвища своя история возникновения. Некоторые были даны в усмешку, другие, наоборот, в знак уважения к человеку. Какие-то характеризовали поведение носителя прозвища. Некоторые достались от родителей и дедов. Иногда прозвищем становилось сказанное родителями имя в уменьшительно-ласкательной форме (Рамазан-Рамук), но потом так стали звать детей и внуков носителя, например, Рамук Сафасы. Хочется отметить, что, несмотря на большое количество людей, проживавших когда то в селе, большое количество имен, прозвище всегда оставалось визитной карточкой человека и его потомков, назвав которое ты полностью идентифицировал себя в окружающем обществе. Когда-то будучи ребенком, я почти все каникулы проводил в селе. Естественно, Нянюк часто отправляла меня в магазин. Стоя в очереди, окруженный бабушками, отвечая на вопрос «Ты чей?», всегда называл прозвище с добавлением имени отца, и снимал все вопросы. И это, кстати, очень нравилось и мне и любопытным бабушкам. Все, приведенные ниже прозвища, собраны нами из разговоров со старожилами, все принадлежат реальным сельчанам с известными нам именами. Однако по ряду соображений, мы не будем указывать имена людей или их потомков, чьи прозвища были нами написаны. Вероятно, это будет не полный список. К читателям остается та же просьба о добавлении и корректировании. Аблай Абликай Аеп Ак куян Аллюк Ападюк Аптю Апу Апуль-шимала Апыр Ачам Бавыр Бальшак Брын Гардун Гельдер Глава Горбун Грудь Гугай Гыльди Еклый Жытьы Ибай Ибытай Йондыр Кабу Какак Камай Камбала Капас Капли Капук Карагай Кезе карак Кролик Кукук Купса Курта Кынгыр бунь Кырсак Кыска аяк Маймак Максака Мальти Менюк Милай Мутя апуль Мытяш Мэдюк Мэлек Нагалар Немец Очки Палач Пата Пипать Питэрлер Полещик Полоум Пты Пугачев Пусный Пэнэч Рамук Садя Сакалсыз Сатак Сибыкай Сипай Сыка Алявы Сэпсим Тарзан Типтэр Тлиш Туман Тырна Тычкан Тышек тубе Тэтеш Тюкай Тякась Фахруш Худжа Худя Хулиган Чаглай Чадра Чардак Чыбар Шамшук (тямтюк) Шарт-шарт Шылдыр Шыркын Шэмрэй Эмей Эрмук Эсият Эттель Этяч Ялкау Янгалчык Яхья
#4. Мечети.
Центральным органом управления мусульманской общины в дореволюционной России был сельский сход. На нем принимались и решались важнейшие вопросы, связанные с организацией религиозного быта верующих: строительство новой мечети, открытие школы, избрание духовных лиц (мулл, муэдзинов), ремонт и перестройка мечети и школы, их отопление, освещение, устранение текущих неисправностей, обеспечение духовных лиц всем необходимым. Участниками сельского схода по законам Российской империи являлись верующие, имевшие право голоса: совершеннолетние прихожане, домохозяева и без судимости(1). Но, на практике эти условия не всегда соблюдались. Как пишет А.Кобзев в «Управление мусульманской общины Среднего Поволжья во второй пол.19-нач.20вв.», в некоторых мусульманских общинах Симбирской губернии на содержание соборной мечети собирался специальный мирской сбор. Такая система самофинансирования существовала в ряде селений губернии, в том числе и в с.Дракино. Например, по приговору мусульман д. Мочалеи Буинского уезда было решено собирать по 2 рубля с каждой души мужского пола. А в д. Дракино Карсунского уезда "мечети содержались всем обществом, а не в отдельности каждым приходом…". Выборы и назначение муллы не всегда проходили с соблюдением правил и законов. Так например, по архивным свидетельствам некоторых верующих в приговор об избрании крестьянина Ш.М. Невмятуллова муллой нового прихода, открытого в 1909 г., многие домохозяева записались под давлением сельского старосты, угрожавшего отказом на посторонние заработки тем, кто не запишется. Кроме того, для достижения кворума в две трети голосов староста якобы внес в приговор лиц, не являвшихся прихожанами этой мечети (2). В 1859 году в Дракино по данным «Списка населенных мест Симбирской губернии по сведениям 1859г», числилась 1 мечеть. В1884 году в Дракино, по данным «Списка населенных мест Симбирской губернии за 1884г», действовало 2 мечети.
Первая мечеть. На данном этапе исследования трудно назвать точное время открытия этой мечети. Возможно, при изучении новых материалов мы сможем указать дату позже. Однако известно, что метрические книги в этой мечети велись с 1830. Расположена эта мечеть на улице Зур урам. Согласно метрических книг, в 1855 году приход делился на две махалля. Имамом первой был хатыб муаллим Мухаммад Абдусалям улы, имамом второй - имам муаллим Хожиахмад Абдужамиль улы. В 1875, 1876 году служителем был - имам хатыб Хожиахмад Абдужамиль улы. В сентябре 1877 года его сменил имам Миннибай Муслим улы Берхеев В 1898, 1899 году служителями были: 1) имам Миннибай Муслим улы Берхеев (1856 г.р.), утвержден имамом хатыбом и муаллимом указом 1200 от 21 мая 1877 года. Его наставником был Задур Фатхулла хазрат (из аула Иски) 2) имам Абдулла бин мулла Салих Тахиров (1854г.р.), утвержден имам хатыбом и мударрисом указом 1270 от 27 мая 1880 года. Его наставник - казанский домла Салахиддин хазрат. 3) муэдзин Салахиддин Садриддин улы Абдурахманов (1846г.р.), утвержден муэдзином указом 1438 от 3 марта 1866 года. Минарет этой мечети был разрушен под нажимом властей Абдуллой (фамилию мы не назовем по определенным соображениям), отец которого мулла Хасян погиб в тюрьме в годы репрессий на священнослужителей. По воспоминаниям Берхеева Сибятуллы, работавшего в сельсовете сборщиком налогов, во время ареста красноармеец скинул все религиозные книги с полки на пол, за что получил пощечину от муллы. На разрушение минарета собралось все село. Люди плакали, проклиная Абдуллу. Но прошли годы и его простили, понимая, что сделано это было им под давлением, под страхом повтора судьбы отца. В послевоенные годы Абдулла абзый исполнял обязанности муллы в селе. Вторая мечеть. Эта мечеть была открыта не позднее 1868 года. На этот год указывает тот факт, что уже в 1869 году метрические книги села начинают делиться на первую и вторую мечети. Согласно метрических книг, служителем мечети был имам хатыб и муаллим аула Драки Мухаммадшариф Хожиахмед улы. В 1895 году его сменил сын - имам Абдулла Мухаммадшариф улы Ахмедов (1872г.р.). Назначен имамом в 1895 году указом № 2923. Эта мечеть находилась на улице Яна урам. Здание этой мечети в послевоенное время было передано в колхоз и разрушено по указанию председателя колхоза. Кирпич с этой мечети использовался для строительства ферм и силосной ямы Третья мечеть. Строительство мечети было заложено в 1903году, открыта в 1909году. Служителем был Мухаметшариф Невмятуллов. Мечеть находилась на улице Талабуе в районе дома Байгузиных. Мечеть сгорела в 1934 году. В этот год в селе был большой пожар, начавшийся с улицы Талабуе, и уничтоживший часть села.
Необходимо отметить, что незадолго до революции была заложена еще одна мечеть. Остатки ее фундамента можно обнаружить в районе моста через Альку на пригорке между домами Камаевых и Девяткиных. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ (1) Ислам в Российской империи./ Сост.Д.Ю.Арапов.- М.,2001.-Стр.123-124, 207-208 (2) ГАУО, ф.88, оп.1, д.1431, лл. 53, 59, 69, 73, 77; д.1359, лл.26,27,55,59,66,69.
#5. Топонимы и гидронимы с.Дракино
Село Дракино расположено между рекой Тала и речкой Елшанкой, известной в селе как Алька. На территории села много родников: Мойка (Мишка) кизләве, Хаберләр кизләве (кизләү очта), Сатак кизләве, Мышкы кизләве, Ак кизләв на конце улицы Яңа урам, Сәлим кизләве, Пахун кизләве (расположен примерно в 1,5км от села у истоков речки Алька), Бавыр кизләве и Абдрахман кизләве в лесу, Мениб кизләве, Аракы кизләве на границе с селом Чалдаево. Территориально село делится на части пересечениями нескольких улиц. В восточной части села расположена улица Табашный (Тау башы урамы), южнее – Алька буе и Яңа урам. Самая старая и главная улица – центральная – Зур урам, параллельно ей расположена Урта Юл. Вдоль реки Талы – Тала буе урамы, на конце которой Кизләв оч. На новосурском конце села расположены Мойка урамы и Тубәнге оч. На конце улицы Тала буе была водяная мельница, вода на которую шла из пруда. Этот пруд был расположен за огородами Долматова Шамшетдина. Плотина пруда была сооружена исключительно силами дракинцев. Был еще один пруд – Иске буа, запруженного сельчанами колхоза «Кзыл Юлдуз» с помощью деревянных свай. Водяное колесо на его плотине вращало молотилку на гумне – йондыр, который находился на берегу реки Тала у переправы «Шылдырдавык». Следы этого пруда можно обнаружить и сейчас. Со стороны Новосурска был расположен пруд и мельница, названная кем-то «Немецлар буасы» или «Инвалидлар буасы». В сторону села Чалдаево у реки Талы находился дом с садом и мельницей чалдаевского Николая Горохова. В период коллективизации и раскулачивания Николай с семьей уехал, дом был сожжен, а сад еще долго напоминал о прежнем хозяине. Местечко это среди дракинцев до сих пор носит его имя – «Николай сады». В Чалдаево же этот сад зовут Гороховским. Сельчане тесно общались с соседними селами, чем объясняется наличие дорог в направлении всех соседних сел: Новосурск - Кениле юлы (Кениле – Кунево); Коржевка - Куржатка юлы, Болын юлы, Хайдәр юлы; Шлемасс, Челдаево - Шламасс юлы; Сухой Карсун, Сосновка - Зур юл. Все основные улицы пересечены переулками (тыгырыклар): Татар или Фәхри тыгырыгы, Яфуняй тыгырыгы, Курта тыгырыгы, Сатак тыгырыгы, Чәркә или Большак тыгырыгы, Кәзә карак тыгырыгы, Пипыть тыгырыгы, Махир тыгырыгы, Рәвеш тыгырыгы (он продолжает улицу Урта юл и выходит на почту, медпункт). Если посмотреть список топонимов и гидронимов, можно заметить, что ряд названий происходит от имен людей, так или иначе территориально связанных с ними. Например названия мест, где когда то располагались пчельники. Или названия родников, оборудованных сельчанами: Абдрахман кизләве, Бавыр кизләве, Мениб кизләве, Сатак кизләве, Сәлим кизләве. Многие названия принадлежат местам, расположенным в лесах: Калпак, Ике урман арасы, Туры прасик, Чыршылар, Чишчоб, Уриска. Причем некоторые из них уникальны, например, Кечкенә чишчоб – небольшая поляна в лесу, на которой растут ели, редкие для этих мест. Надо заметить, что никто эти ели не рубил, несмотря на отдаленность от села. Некоторые названия связаны с особенностью местности. Например, Лом уе. Говорят, дорога здесь была настолько трудной своими изгибами и переломами, что часто телеги опрокидывались или ломались при пересечении этого оврага. А в местечке Бүре җирләре, расположенной около леса, часто встречали волков.
Юллар - Баганалы юл
Болын юлы Зур юл Кениле юлы Кулчалы юл (Урта юлдан чыга) Куржатка юлы Сосновка юлы Төбек юлы Туры прасик (в лесу) Уй юлы Хайдәр юлы Чишчоб юлы Шламасс юлы
Кизләвләр
- Абдрахман кизләве (в лесу)
Ак кизләв Аракы кизләве Бавыр кизләве (в лесу) Мениб кизләве Мойка (Мишка) кизләве Мышкы кизләве Пахун кизләве (на поле) Сатак кизләве Сәлим кизләве Хаберләр кизләве
Названия местностей
- Ак яр
Алька башы (около леса) Аргыяк Биш балта (между Шлемасом и Чалдаево) Бүре җирләре (около леса) Дүртле пич Ике урман арасы Иске буа Иске Тала Калпак Кечкенә чишчоб Киң полоса Лом башы Немецлар буасы, тирмәне Николай сады Песоклар урманы Сары яр Төбек Уриска Чишчоб (поляна в лесу) Чыршылар (в лесу) Шылдырдавык Шилу
Пчельниклар
- Абдрахман пчельниге
Тәйпук пчельниге Шабай пчельниге
Овраги
- Ата уе
Крутись уе Лом уе Тимерче оврагы Шыма оврагы
Таулар
- Акджегет тавы
Гардон тавы Гран тавы Комлык тау Ташлык тау Тимерче тавы Шабан тавы Шәкерт тавы
Урамнар
- Алька буе
Зур урам Кизләв оч Мойка Табашный (Тав башы урамы) Тала буй Тубәнге оч Урта юл Яңа урам
Тыгырыклар
- Кәзә карак тыгырыгы
Курта тыгырыгы Махир тыгырыгы Пипыть тыгырыгы Рәвеш тыгырыгы Сатак тыгырыгы Татар или Фәхри тыгырыгы Чәркә или Большак тыгырыгы Яфуняй тыгырыгы
Куперлер
- Алька купере
Иске купер (через Альку) Тала купере Чәркә купере
#6. Дела судебные
Жизнь шла своим чередом. Люди работали, отдыхали, женились, растили детей, в общем – жили. Как и в любой общине возникали разногласия как между собой, так и с соседями. Некоторые решались сразу, некоторые требовали вмешательства властей. Рассмотрим несколько дел, документы по которым сохранились в Ульяновском областном архиве.
1. Дело о запасном канонире. 11.02.1898г. в Карсунское Уездное полицейское управление поступило заявление: «…запасной канонир Варшавской крепостной артиллерии Садретдин Зайнетдинов (33 лет) срока службы 1888г на сбор 05.12.1897г. в с.Коржевку не явился…» . Далее прикладываются повестки, согласно которым Зайнетдинов был ознакомлен с вызовом на сборы. 27.03.1898. Рапорт полицейского урядника Смирнова. «Имею честь донести…, что запасной канонир из крестьян с.Дракино Садретдин Зайнетдинов в настоящее время находится в неизвестной отлучке, из которой явиться не ранее 15.04.1898г…» 24.04.1898. Протокол пристава. Зайнетдинов пояснил, что не смог явиться, т.к. после «посторонних заработков сильно разбился ногами, так что не в состоянии был дойти до с.Коржевки». 12.09.1898. Рапорт сельского старосты д. Дракино Биккузина: «…Запасной канонир… Садретдин Зайнетдинов…находиться в неизвестной отлучке и неизвестно где…» 17.06.1899. Состоялось судебное заседание, на котором вынесено наказание по ст.519 Уложения о наказаниях – сутки ареста. 04.05.1900. Рапорт смотрителя Карсунского арестного помещения: «…крестьянин с.Дракино Садретдин Зайнетдинов выдержан под арестом при Карсунском арестном помещении в течении одних суток…»
2. Дело о мельнице. 01.10.1901г. крестьянами с.Дракино был подан иск против крестьян с.Чалдаево В.И.Каштанова и Н.Я.Лукьянова по поводу строительства ими плотины и мельницы на берегу р.Талы. Иск подписали 203 человека. Уполномоченными от жителей с.Дракино выступали Неъман Аббасов (Аббас улы) и Хаким Камаев (Камай улы). Заседание состоялось 12.06.1902г. Было заключено мировое соглашение. Чалдаевские крестьяне получили разрешение использования берега р.Талы на 12 лет с 01.07.01 по 01.07.1913г. с ежегодной уплатой 45 рублей общине с.Дракино .
3. Дело о плотине на мельнице Н.Горохова В июле 1906 г. жители села Дракино подали иск против Николая Захаровича Горохова, крестьянина с.Коржевка. Представителями села, подписавшимися под заявлением, были Хайретдин Мустафа улы Салеев, Менибай Хайдулла улы Нагин, Феткулла Абдулхаким улы Сяпкаев и Уздин Сэйфулла улы Далматов. В заявлении было сказано, что «… в ночь с 15 на 16 июля 1906 г. на р.Тале образовался напор воды. Владельцем мельницы по нижнему течению реки Талы не приняты меры по спуску воды..» . Владелец – крестьянин с.Коржевки Николай Захарович Горохов, проживавший на мельнице близ с.Чалдаево. В результате образовалось новое русло по землям крестьян села Дракино, овраг шириной более 4-х сажень, глубиной около 3-х сажень и по течению реки затопило «…1 десятину конопляников, 5 десятин сенокоса…». Оценку ущерба в 450 рублей составили понятые: Коржевский волостной старшина Овсянников и крестьяне сел Коржевки, Чалдаево, Кунево. Под прошением подписались 219 человек домохозяев из 398 имеющих право голоса на сходах. 19 грамотных крестьян поставили свои подписи, остальные доверили «приложить руку» Неъману Аббасову. Подпись также поставил и сельский староста Кадермет Бельхеев. Здесь необходимо отметить, что это был не первый случай размыва плотины. Последний раз подобное произошло в 1893г., после чего между крестьянами с.Дракино и Н.Гороховым был составлен новый договор, по которому Горохов разрешает использовать принадлежащую ему часть левого берега р.Талы взамен разрешения при необходимости в случае затопления использовать прилежащий к плотине правый берег р.Талы, права на который были закреплены за дракинскими сельчанами. Кроме того, были пересмотрены условия оплаты. 21.07.1906г. Николай Горохов подает встречный иск, в котором он, ссылаясь на договор от 17.10.1893г., заявляет, что после разрушения плотины, плотников отправленных им на восстановление и ремонт пруда и русла, сельчане прогнали с правого берега, не дав тем самым восстановить плотину после затопления. Этим они нарушили условия последнего договора. Состоялось два заседания суда: 29.07.1906 и 05.08.1906г. Решением суда правым был признан Н.З.Горохов.
Материалы, публикуемые здесь, носят ознакомительный характер. Любое копирование, цитирование возможно только с разрешения авторов.
Страницы: 1 2 3 4 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|