|
|
|
|
Автор статьи: Зибиров М.Р., Зибиров Р.К.
Первоисточник:
автор
Страницы: 1 2 3 4 #
шывыды-------------------------------------юк булды-----------------------------------спрятался, исчез юнды--------------------------------------- урлады---------------------------------------своровал ялкау---------------------------------------(лень-ялкау)---------------------------------Ленин улән-------------------------------------------чәй------------------------------------------чай урдәк сёте----------------------------------су--------------------------------------------вода урдәк-----------------------------------------чәйнек---------------------------------------чайник урта бармак--------------------------------кукиш----------------------------------------кукиш джюке келәте------------------------куш (кушил - Дракино)------------------------плетеный из лыка короб
В советское время с появлением ветврачей и веттехников потребность в услугах коновалов отпала и это ремесло постепенно сошло на нет. В последние годы мужчины села Дракино кроме работы в колхозе делали срубы для бань и домов, строили конюшни, ремонтировали дома в соседних областях, а молодежь, как правило, уезжала в промышленные города. Это впоследствии стало одной из причин вымирания села.
#3. Прозвища.
Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н.Ушакова даёт определение прозвища: «Прозвище – название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь заметную черту характера, наружности, деятельности данного лица». Как в русских так и в нерусских селах России трудно найти человека, а зачастую и семью, не имеющих прозвища. Татарские села в общем и, Дракино в частности, не стали исключением. У каждого прозвища своя история возникновения. Некоторые были даны в усмешку, другие, наоборот, в знак уважения к человеку. Какие-то характеризовали поведение носителя прозвища. Некоторые достались от родителей и дедов. Иногда прозвищем становилось сказанное родителями имя в уменьшительно-ласкательной форме (Рамазан-Рамук), но потом так стали звать детей и внуков носителя, например, Рамук Сафасы. Хочется отметить, что, несмотря на большое количество людей, проживавших когда то в селе, большое количество имен, прозвище всегда оставалось визитной карточкой человека и его потомков, назвав которое ты полностью идентифицировал себя в окружающем обществе. Когда-то будучи ребенком, я почти все каникулы проводил в селе. Естественно, Нянюк часто отправляла меня в магазин. Стоя в очереди, окруженный бабушками, отвечая на вопрос «Ты чей?», всегда называл прозвище с добавлением имени отца, и снимал все вопросы. И это, кстати, очень нравилось и мне и любопытным бабушкам. Все, приведенные ниже прозвища, собраны нами из разговоров со старожилами, все принадлежат реальным сельчанам с известными нам именами. Однако по ряду соображений, мы не будем указывать имена людей или их потомков, чьи прозвища были нами написаны. Вероятно, это будет не полный список. К читателям остается та же просьба о добавлении и корректировании. Аблай Абликай Аеп Ак куян Аллюк Ападюк Аптю Апу Апуль-шимала Апыр Ачам Бавыр Бальшак Брын Гардун Гельдер Глава Горбун Грудь Гугай Гыльди Еклый Жытьы Ибай Ибытай Йондыр Кабу Какак Камай Камбала Капас Капли Капук Карагай Кезе карак Кролик Кукук Купса Курта Кынгыр бунь Кырсак Кыска аяк Маймак Максака Мальти Менюк Милай Мутя апуль Мытяш Мэдюк Мэлек Нагалар Немец Очки Палач Пата Пипать Питэрлер Полещик Полоум Пты Пугачев Пусный Пэнэч Рамук Садя Сакалсыз Сатак Сибыкай Сипай Сыка Алявы Сэпсим Тарзан Типтэр Тлиш Туман Тырна Тычкан Тышек тубе Тэтеш Тюкай Тякась Фахруш Худжа Худя Хулиган Чаглай Чадра Чардак Чыбар Шамшук (тямтюк) Шарт-шарт Шылдыр Шыркын Шэмрэй Эмей Эрмук Эсият Эттель Этяч Ялкау Янгалчык Яхья
#4. Мечети.
Центральным органом управления мусульманской общины в дореволюционной России был сельский сход. На нем принимались и решались важнейшие вопросы, связанные с организацией религиозного быта верующих: строительство новой мечети, открытие школы, избрание духовных лиц (мулл, муэдзинов), ремонт и перестройка мечети и школы, их отопление, освещение, устранение текущих неисправностей, обеспечение духовных лиц всем необходимым. Участниками сельского схода по законам Российской империи являлись верующие, имевшие право голоса: совершеннолетние прихожане, домохозяева и без судимости(1). Но, на практике эти условия не всегда соблюдались. Как пишет А.Кобзев в «Управление мусульманской общины Среднего Поволжья во второй пол.19-нач.20вв.», в некоторых мусульманских общинах Симбирской губернии на содержание соборной мечети собирался специальный мирской сбор. Такая система самофинансирования существовала в ряде селений губернии, в том числе и в с.Дракино. Например, по приговору мусульман д. Мочалеи Буинского уезда было решено собирать по 2 рубля с каждой души мужского пола. А в д. Дракино Карсунского уезда "мечети содержались всем обществом, а не в отдельности каждым приходом…". Выборы и назначение муллы не всегда проходили с соблюдением правил и законов. Так например, по архивным свидетельствам некоторых верующих в приговор об избрании крестьянина Ш.М. Невмятуллова муллой нового прихода, открытого в 1909 г., многие домохозяева записались под давлением сельского старосты, угрожавшего отказом на посторонние заработки тем, кто не запишется. Кроме того, для достижения кворума в две трети голосов староста якобы внес в приговор лиц, не являвшихся прихожанами этой мечети (2). В 1859 году в Дракино по данным «Списка населенных мест Симбирской губернии по сведениям 1859г», числилась 1 мечеть. В1884 году в Дракино, по данным «Списка населенных мест Симбирской губернии за 1884г», действовало 2 мечети.
Первая мечеть. На данном этапе исследования трудно назвать точное время открытия этой мечети. Возможно, при изучении новых материалов мы сможем указать дату позже. Однако известно, что метрические книги в этой мечети велись с 1830. Расположена эта мечеть на улице Зур урам. Согласно метрических книг, в 1855 году приход делился на две махалля. Имамом первой был хатыб муаллим Мухаммад Абдусалям улы, имамом второй - имам муаллим Хожиахмад Абдужамиль улы. В 1875, 1876 году служителем был - имам хатыб Хожиахмад Абдужамиль улы. В сентябре 1877 года его сменил имам Миннибай Муслим улы Берхеев В 1898, 1899 году служителями были: 1) имам Миннибай Муслим улы Берхеев (1856 г.р.), утвержден имамом хатыбом и муаллимом указом 1200 от 21 мая 1877 года. Его наставником был Задур Фатхулла хазрат (из аула Иски) 2) имам Абдулла бин мулла Салих Тахиров (1854г.р.), утвержден имам хатыбом и мударрисом указом 1270 от 27 мая 1880 года. Его наставник - казанский домла Салахиддин хазрат. 3) муэдзин Салахиддин Садриддин улы Абдурахманов (1846г.р.), утвержден муэдзином указом 1438 от 3 марта 1866 года. Минарет этой мечети был разрушен под нажимом властей Абдуллой (фамилию мы не назовем по определенным соображениям), отец которого мулла Хасян погиб в тюрьме в годы репрессий на священнослужителей. По воспоминаниям Берхеева Сибятуллы, работавшего в сельсовете сборщиком налогов, во время ареста красноармеец скинул все религиозные книги с полки на пол, за что получил пощечину от муллы. На разрушение минарета собралось все село. Люди плакали, проклиная Абдуллу. Но прошли годы и его простили, понимая, что сделано это было им под давлением, под страхом повтора судьбы отца. В послевоенные годы Абдулла абзый исполнял обязанности муллы в селе. Вторая мечеть. Эта мечеть была открыта не позднее 1868 года. На этот год указывает тот факт, что уже в 1869 году метрические книги села начинают делиться на первую и вторую мечети. Согласно метрических книг, служителем мечети был имам хатыб и муаллим аула Драки Мухаммадшариф Хожиахмед улы. В 1895 году его сменил сын - имам Абдулла Мухаммадшариф улы Ахмедов (1872г.р.). Назначен имамом в 1895 году указом № 2923. Эта мечеть находилась на улице Яна урам. Здание этой мечети в послевоенное время было передано в колхоз и разрушено по указанию председателя колхоза. Кирпич с этой мечети использовался для строительства ферм и силосной ямы Третья мечеть. Строительство мечети было заложено в 1903году, открыта в 1909году. Служителем был Мухаметшариф Невмятуллов. Мечеть находилась на улице Талабуе в районе дома Байгузиных. Мечеть сгорела в 1934 году. В этот год в селе был большой пожар, начавшийся с улицы Талабуе, и уничтоживший часть села.
Необходимо отметить, что незадолго до революции была заложена еще одна мечеть. Остатки ее фундамента можно обнаружить в районе моста через Альку на пригорке между домами Камаевых и Девяткиных. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ (1) Ислам в Российской империи./ Сост.Д.Ю.Арапов.- М.,2001.-Стр.123-124, 207-208 (2) ГАУО, ф.88, оп.1, д.1431, лл. 53, 59, 69, 73, 77; д.1359, лл.26,27,55,59,66,69.
#5. Топонимы и гидронимы с.Дракино
Село Дракино расположено между рекой Тала и речкой Елшанкой, известной в селе как Алька. На территории села много родников: Мойка (Мишка) кизләве, Хаберләр кизләве (кизләү очта), Сатак кизләве, Мышкы кизләве, Ак кизләв на конце улицы Яңа урам, Сәлим кизләве, Пахун кизләве (расположен примерно в 1,5км от села у истоков речки Алька), Бавыр кизләве и Абдрахман кизләве в лесу, Мениб кизләве, Аракы кизләве на границе с селом Чалдаево. Территориально село делится на части пересечениями нескольких улиц. В восточной части села расположена улица Табашный (Тау башы урамы), южнее – Алька буе и Яңа урам. Самая старая и главная улица – центральная – Зур урам, параллельно ей расположена Урта Юл. Вдоль реки Талы – Тала буе урамы, на конце которой Кизләв оч. На новосурском конце села расположены Мойка урамы и Тубәнге оч. На конце улицы Тала буе была водяная мельница, вода на которую шла из пруда. Этот пруд был расположен за огородами Долматова Шамшетдина. Плотина пруда была сооружена исключительно силами дракинцев. Был еще один пруд – Иске буа, запруженного сельчанами колхоза «Кзыл Юлдуз» с помощью деревянных свай. Водяное колесо на его плотине вращало молотилку на гумне – йондыр, который находился на берегу реки Тала у переправы «Шылдырдавык». Следы этого пруда можно обнаружить и сейчас. Со стороны Новосурска был расположен пруд и мельница, названная кем-то «Немецлар буасы» или «Инвалидлар буасы». В сторону села Чалдаево у реки Талы находился дом с садом и мельницей чалдаевского Николая Горохова. В период коллективизации и раскулачивания Николай с семьей уехал, дом был сожжен, а сад еще долго напоминал о прежнем хозяине. Местечко это среди дракинцев до сих пор носит его имя – «Николай сады». В Чалдаево же этот сад зовут Гороховским.
Страницы: 1 2 3 4 #
Текущий рейтинг темы: Нет | |
|