Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Дракино, Карсунский уезд


ряд статей, посвященных с.Дракино, его истории

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Дракино, Карсунский уезд
RSS

Автор статьи: Зибиров М.Р., Зибиров Р.К.
Первоисточник: автор
Страницы: 1 2 3 4 #


Вот что пишет М Скрябин: «Коновальство, в том виде как оно существует в губернии, представляет особенного рода промысел, где прямые занятия коновала (лечение лошадей, ковка и пр.) отходят иногда на второй план. При ловкости, сметливости, а часто и плутовстве, коновал, выйдя на промысел с одними коновальными инструментами, обращается вскоре в барышника; если же дела пойдут плохо, то он из барышника опять обращается в работника при кузнице или просто в батрака. Нередко коновал обращается и в торговца: у него является повозка, нагруженными разными товарами. Промышляя различным образом, коновалы заходят нередко в Сибирь и на Кавказ, и при своей предприимчивости и способности к торговым сделкам, скоро наживают деньги, которые впрочем большею частью прогуливаются на чужой стороне, ибо коновалы вообще отличаются разгулом и домашняя их обстановка невыгодна.
Коновальство развито более в западной части губернии и преимущественно в следующих селениях: Ардатовского уезда в Скрыпине, Ростиславке, Меленках, Шамарулине и Ломаты; Алатырского в Княжухе и Гулюшеве, Карсуского в Дракине, Курмышского в Медяне и Буинского уезда в деревне Михайловке…»
Хотелось отметить, что не всем коновалам был свойственен разгульный образ жизни, о котором говорит М.Скрябин. В большей своей части коновалы приносили домой доход, на который их семьи жили. А иногда, особенно в голодные или засушливые годы это был единственный способ прокормить семью. Например, Фазледдин Зибиров из с.Дракино в год голода в Поволжье (1921-1922гг.) привез домой на своей подводе зерно, выменянное им на соль, заработанную коновальством в соледобывающих районах. Этим он спас семью от голода.
Чаще всего искусство лечения домашних животных традиционно передавалось из поколения в поколение или же от коновала его помощникам.
Коновалы отправлялись в путь, как правило, в сопровождении одного или двух помощников, подбиравшихся из числа молодых людей, и находились в пути обычно в течение осени, зимы и весны. Основным видом транспорта были повозки, запряженные лошадьми. Для ухода за лошадьми с собой брали часто помощников из жителей села в возрасте 15-16 лет. Они не только помогали коновалам в работе, но и обучались основным премудростям этого промысла. Стать помощником коновала мог не каждый, приходилось проходить своего рода отбор. Например, Шабай Фаизханов из с.Дракино брал в помощники юношей, умеющих не только запрягать и управлять лошадью, но и хорошо, во всех отношениях, показавших себя за столом.
В большинстве сел, в которых было развито коновальство многие выходили на промысел в ближние и дальние окрестности своего родного селения. Лесков в “Очарованном страннике” писал: “Обвешался весь бляхами и коновальскою сбруею и начал ходить с ярмарки на ярмарку, и везде бедных людей руководствую и собираю себе достаток и все магарычи пью”.
Их знали в лицо местные жители. Например, в с.Валгуссы Инзенского района старожилы до сих пор помнят дракинского коновала Савельку, так они его звали, приезжавшего каждый год и лечившего домашних животных в этом селе. Однако характерной чертой дракинских коновалов было то, что они уходили далеко за пределы своих губерний, находясь в пути многие месяцы. Если дела шли удачно, возвращались раньше, но весной после посевных работ уезжали на пару месяцев на так называемый «ящ уленгә». Многие из дракинских коновалов доходили до Средней Азии. Табуны лошадей и отсутствие специалистов делали их незаменимыми специалистами в своем ремесле. Кроме того, схожесть языков одной тюркской группы и общая религия помогали обеим сторонам быстро найти общий язык, а коновалам получить аванс доверия. После завершения операций, коновалы жили в аулах несколько дней, следя за состояние своих «пациентов». После их полного выздоровления производился расчет и хозяева вручали доверительные письма – рекомендации для предоставления в других местах.
О географии странствий коновалов можно найти у Г.Н.Ахмерова в одной из его работ: «…Мишарских коновалов можно видеть по всей России, кроме степей киргизских… Летом 1898 г. в Казань приезжали на учительские курсы три мишарских учителя из Карсунского уезда Симбирской губернии, из которых один привез кусок японской материи, чтобы сшить в Казани халат. Материя эта была куплена у коновалов, посещающих Японию и Китай.
Оказывается, что мишарские коновалы, отправляясь в глубь Азии, попадают в Китай и Японию, откуда привозят различного рода азиатских материй и ковров, которые здесь продают как редкость за дорогие цены.
Летом 1899 г. мишари Карсунского уезда Симбирской губернии, посещающие Приамурский край, просили себе у правительства доступа на остров Сахалин, но это разрешено им не было...»
Кроме кастрации животных коновалы лечили и людей лекарствами, изготовленными из местных трав, цветов, плодов растений. Это параллельное ремесло давало неплохой доход. Не имея понятия о клятве Гиппократа, практически все коновалы лечили людей по принципу «не навреди», зная, что посещая годами одни и те же населенные пункты они не будут остановлены и обруганы кем-то ранее обманутым. Были случаи, когда в Дракино приезжали люди с Урала, с Донбасса специально за травами и инструкциями к знакомым коновалам. Известны случаи когда присылались посылки с гостинцами в знак благодарности за лекарственные травы.
Коновалы имели свой собственный жаргон. Этот коновальский язык состоял из переделанных татарских слов и искаженного татарского счета. Сейчас трудно восстановить полностью все термины, используемые коновалами, но некоторые их них мы можем сейчас привести:

[u]Коновализм------------Смысловое значение на тат.языке---- Смысловое значение на русском языке
ачы---------------------------------------армия----------------------------------------армия
аткыры----------------------------------аткыры---------------------------------------христианин
багана-----------------------------------мең--------------------------------------------тысяча
балта йозе-----------------------------балта йөзе----------------------------------Сталин
бырды-----------------------------------урлады---------------------------------------своровал
бырдымзо------------------------------урлау------------------------------------------воровство
вәргәз------------------------------------бүре-------------------------------------------волк
зати---------------------------------------ләкше-----------------------------------------лапша
елан--------------------------------------сулема----------------------------------------сулема
елкы--------------------------------------ат, алаша------------------------------------лошадь
исле---------------------------------------исле-------------------------------------------врач
йотарга----------------------------------эчәрге-----------------------------------------пить, выпить
кунак ой---------------------------------фатир-----------------------------------------квартира
кәлт---------------------------------------акча--------------------------------------------деньги
кёзге--------------------------------------документ-------------------------------------документ
кют чапкыч-----------------------------мунча себеркесе--------------------------веник
кырган-----------------------------------татар кешесе-------------------------------татарин
каты бырын----------------------------дуңгыз----------------------------------------свинья
кылышчы-------------------------------милиционер--------------------------------милиционер
кәллә------------------------------------баш---------------------------------------------голова
кәркеш----------------------------------мукшы-----------------------------------------мордвин
мышкы келәте------------------------капчык----------------------------------------мешок
муэдзин---------------------------------кучат, әтәч------------------------------------петух
нәзек-------------------------------------аракы-----------------------------------------водка
сакал биетә----------------------------ашый------------------------------------------кушает
сыптыра---------------------------------урлый------------------------------------------ворует
солы сывыру---------------------------джил джибәру------------------------------портить воздух
сыпырта---------------------------------ашый, әчү------------------------------------ест, пьет
сары тай--------------------------самавыр (бул), самовар (миш)---------------самовар
суынган-----------------------------------улгән-------------------------------------------умер
сугым--------------------------------------ат, алаша-------------------------------------махан
таза йорт---------------------------------төрмә------------------------------------------тюрьма
турайган----------------------------------улгән-------------------------------------------умер
таш-----------------------------------------акча---------------------------------------------деньги
тайды--------------------------------------качып китте----------------------------------удрал
таякчы-------------------------------------председатель, мөдир--------------------председатель
теш тамыр--------------------------------азык, икмәк---------------------------------еда, хлеб
урман тавычи---------------------------урман сакчасы------------------------------лесник
умыра ашыгып -------------------------ашый, күп ашый--------------------------ест
ут арбасы---------------------------------машина---------------------------------------машина
чепрәк баш-------------------------------хатын-кыз------------------------------------женщина
чырапчакчы--------------------------------милиционер-------------------------------милиционер
чече-----------------------------------------шикәр-----------------------------------------сахар
чәнәргә------------------------------------ашарга----------------------------------------кушать
чәкте----------------------------------------урлады---------------------------------------своровал


Страницы: 1 2 3 4 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта