Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

СИБИРСКИЕ ПРЕДКИ ИННОКЕНТИЯ МИХАЙЛОВИЧА СМОКТУНОВСКОГО


Рассказ о сибирских предках великого актера

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   СИБИРСКИЕ ПРЕДКИ ИННОКЕНТИЯ МИХАЙЛОВИЧА СМОКТУНОВСКОГО
RSS

Автор статьи: Ярослав Шамсутдинов
Первоисточник: Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника
Страницы: 1 2 3 #


В 2005 году исполнилось 80 лет со дня рождения великого актера – Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Событие это широко отмечалось культурной общественностью не только в столице: памятный вечер состоялся 28 марта в Томске на сцене местного драматического театра, на которой 20 лет назад во время гастролей МХАТа в роли Иванова в одноименной пьесе Чехова выступал Иннокентий Михайлович. В тот же день в Санкт-Петербурге состоялось открытие памятной доски на доме № 75 по Московскому проспекту, где с 1958 по 1971 г.г. жил И. М. Смоктуновский.
К сожалению, малозамеченным осталось событие, произошедшее на полгода раньше этих официальных событий в деревне Татьяновка Томской области. Стараниями земляков память об Иннокентии Михайловиче была увековечена и на его малой родине: в районном центре с. Мельниково состоялась презентация музея И. М. Смоктуновского, а в деревне Татьяновка на месте, где некогда стоял крестьянский дом Смоктуновичей, установлен памятный камень, заложена рябиновая аллея, прошли народные гуляния.
Под открытым небом был накрыт большой стол с обильным крестьянским угощением, за которым уместилась почти вся деревня и многочисленные гости. Выпивали и знаменитую медовуху, которой когда-то потчевал своего именитого шурина Михаил Григорьевич Бондаренко (муж двоюродной сестры Иннокентия Михайловича) на своей пасеке. Давно в Татьяновке не было такого праздника, праздника великого в своей человеческой простоте и сердечности!
В сегодняшней Татьяновке нет никого, кто бы еще мог помнить маленького Кешу Смоктуновича, но приезд народного артиста СССР Иннокентия Михайловича Смоктуновского в родную деревню в 1985 году здесь вспоминают часто. Актриса Алла Демидова записала рассказ Смоктуновского о той поездке, упомянув при этом, как многочисленные двоюродные внучатые племянники обрадовались приезду «дедушки» Смоктуновского и как Иннокентий Михайлович «возненавидел их за этого «дедушку», не всерьез конечно. Свидетельница тех событий Любовь Михайловна Игнатова рассказывала, как на встрече с актером в деревенском клубе люди настойчиво допытывались: «куда же все-таки Кеша дел деньги от проданных машин?» Как видно вопрос этот всерьез волновал селян, с момента выхода на экраны фильма «Берегись автомобиля» прошло к тому времени уже более 20 лет.
Мне посчастливилось быть в эту пору в Татьяновке. Находясь на родине Иннокентия Михайловича, захотелось больше узнать о его предках, которые поселились в этих местах более ста лет назад.
До сих пор доподлинно неизвестно, как именно появились в Сибири предки Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Сначала писали, что его предки – поляки – участники польского восстания января 1863 года , потом, когда выяснилось, что настоящая фамилия Иннокентия Михайловича – Смоктунович – не такая уж и «польская», появилась другая легенда: предок Смоктуновского – польский еврей, сосланный за какие-то грехи в Сибирь, где женился на дочери своего надзирателя – полицейского пристава .
«Польская» версия сегодня не находит своего подтверждения. За прошедшие полтора века усилиями польских, советских, а позднее российских исследователей произведена гигантская работа по скрупулезному выяснению различных обстоятельств польской ссылки. Составлен словарь польских ссыльных первой половины XIX века, а также компьютерная база данных о польских ссыльных – участниках восстания 1863 года. По свидетельству руководителя томского польского общества «Белый орел» Василия Антоновича Ханевича, за все время работ в архивах Томской области по поискам сведений обо всех лицах, так или иначе связанных с польской ссылкой (всего около пяти тысяч фамилий) сведений о поляках Смоктуновичах ими найдено не было.
Сам Иннокентий Михайлович в своих газетных и телевизионных интервью 80-90-х годов многократно излагал семейную историю своей родословной. В 1986 году актриса Алла Демидова публикует в журнале «Театр» записи своих бесед с И. М. Смоктуновским. Позднее, в 1988 г. в издательстве ВТПО «Киноцентр» выйдет её книга «А скажите, Иннокентий Михайлович…», в которую войдут также ранее, в 1985 году, опубликованные журналом «Искусство кино» материалы статьи А. Демидовой «Костер на поляне».
Алла Сергеевна пишет: «Иннокентий Михайлович Смоктуновский родился 25 марта 1925 года в деревне Татьяновка, затерявшейся в таёжных болотах Томской области… в Татьяновке остались и до сих пор живут потомки высланных в Сибирь в 1863 году белорусов и поляков: в год январского Варшавского восстания, хотя к революционерам не принадлежали. Прадед Иннокентия Михайловича служил тогда егерем в Беловежской Пуще, убил без разрешения предмет царской охоты – зубра и за это самоуправство поплатился (был сослан вместе с восставшими в ту пору поляками в Сибирь). В семье говорили на польском языке. Дед Иннокентия Михайловича, женившись в Сибири на русской, после женитьбы стал учить русский язык, а его сын – отец Иннокентия Михайловича – уже не знал по-польски…» .
Эти факты заслуживают пристального внимания, хотя бы потому, что записаны со слов самого Иннокентия Михайловича. И, пусть образ Татьяновки, «затерявшейся в таежных болотах», не совсем согласуется с действительностью, появляется правдоподобная версия событий 150-летней давности. Упоминаются белорусы, уточняется род занятий и место проживания Смоктуновичей до ссылки в Сибирь.
26 июня 1993 года в беседе с корреспондентом газеты «Труд» Алексеем Филипповым Иннокентий Михайлович еще раз поведал эту историю: «Мой прадед не был дворянином и в январском восстании 1861 года участия не принимал. Он служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра. Кто-то настучал, и его сослали в Сибирь - вместе со всей семьей. По крови я не поляк, а белорус» .
При сравнении этих описаний в первую очередь обращает на себя внимание несоответствие дат: годом ссылки в 1986 году называется 1863, а в 1993 – 1861 год. Как известно январское восстание в Польше произошло в 1863 году, в этом Иннокентий Михайлович ошибся. Возникает вопрос: «егерь» Смоктунович был сослан в Сибирь в 1863 году, то есть в год январского восстания, или же это произошло раньше, в 1861 году? Далее: в интервью Алле Демидовой в 1986 году при описании событий, предшествующих ссылке, звучит мотив справедливого возмездия за совершенное правонарушение: «…убил без разрешения… и за это самоуправство поплатился». В 1993 году это скорее описание жертвы чьей-то недоброжелательности, доноса: «…убил зубра. Кто-то настучал, и его сослали в Сибирь…».
Переселенческое движение в Сибири имеет давнюю историю. Помимо добровольных переселенцев из западных областей Российской Империи, оказывавшихся здесь во поисках лучшей доли, большую часть составляли и недобровольные, ссыльные переселенцы. Государство тем самым решало две важных задачи: исполнение наказаний и заселение необжитых территорий. Вопросу обустройства и жизни переселенцев на новом месте государство также уделяло большое внимание, в министерстве внутренних дел был создан специальный департамент, в задачи которого входило изучение всех проблем, возникавших в процессе переселения.
«В середине XIX в. многие выходцы из Польши, став невольными переселенцами в Сибирь, начали обустройство в Томской губернии. Они понимали, что им придется задержаться здесь надолго, поэтому стремились поселиться совместно с родственниками и хотели быстрее обзавестись хорошим хозяйством. Приехав в уже населенную местность, они были вынуждены уживаться со старожилами, нередко защищать свои права, что, впрочем, им неплохо удавалось, поскольку закон часто был на их стороне» .
К сожалению, история не донесла до нас ни имени того легендарного «егеря», ни подробностей истории его появления в Сибири, на Томской земле. Между тем, на исторической родине Смоктуновичей в Беловежской пуще эта фамилия и сегодня распространена довольно широко. До недавнего времени там трудился лесничим 80-летний старожил тех мест Анатолий Смоктунович , а история с увольнением в 2002 году главного лесничего Беловежской Пущи Евгений Анатольевича Смоктуновича наделала много шума в кругах защитников природы.
К сожалению, ни Евгений, ни его отец Анатолий Смоктуновичи не смогли подтвердить нам факта из своей родословной о ссылке 150-летней давности их возможного пращура в Сибирскую землю, однако фамилия и род занятий этих людей косвенно свидетельствует в пользу вышеизложенной версии.
На деревенском кладбище в Татьяновке есть огороженная могила без креста и без холмика, как говорят, там похоронен сын беловежского «егеря», дедушка Иннокентия Михайловича – Петр Смоктунович. Узнав его имя и отчество можно было бы восстановить для истории и имя ссыльного «егеря».
Упоминания о ссыльном «егере» могли сохраниться в официальных документах в архивах каких-то ведомств. «Железной метлой» прошлись по российской земле страшные репрессии 30-х, 40-х годов. Известно, что не обошли они стороной и эти отдаленные места. В семье Петра Смоктуновича был репрессирован один из его сыновей, дядя Иннокентия Михайловича – Григорий Петрович Смоктунович. В книге памяти о репрессированных Томичах записано: «Смоктунович Григорий Петрович, 1887 г. р., Ур. и жителя с. Татьяновка Шегарского р-на, единоличник. Арестован в 1937 г. Расстрелян».
В архиве УФСБ России по Томской области хранится уголовное дело № П-3085 в отношении Смоктуновича Григория Петровича. В анкете арестованного от 02.08.1937 года при перечислении своих родственников Григорий Петрович назвал следующих:
- жена – Екатерина Прокопьевна (49 лет);
- сыновья – Николай (1919 г. р.), Федор (1921 г. р.), Иван (1923 г. р.), Александр (1925 г.р.);
- дочери – Подрезова Надежда (1914 г. р.), Мария (1930 г. р.);
- братья – Александр (68 лет), Михаил (37 лет);
- сестры – Александра (62 года), Парасковья (49 лет).
Данные о родственниках более старшего поколения отсутствуют.
Григорий Петрович не указал данные о своих родителях, очевидно потому, что к тому времени их уже не было в живых. Однако, учитывая возраст самого старшего брата – Александра (68 лет), предположив, что именно он – первый ребенок в семье Петра Смоктуновича, можно сделать вывод, что ко времени рождения Александра в1869 году его отцу Петру было около 18-20 лет – обычный возраст для женитьбы крестьянина. Если Петру Смоктуновичу в 1869 году было около 20 лет, то год его рождения приходится, скорее всего, на конец 40-х – начало 50-х годов XIX века. То есть, Петр Смоктунович вместе с сосланным отцом, приехал в Сибирь в начале 60-х годов XIX века подростком, в возрасте 13 – 15 лет.
Был ли он Петром до переселения, или же это имя было дано сыну «егеря» в Сибири при принятии православия перед бракосочетанием («женился на русской», т.е. православной, следовательно, и сам принял православие)? Так обычно происходило «обрусение» переселенцев в Сибири . Видимо так же произошло и в семье Смоктуновичей, о чем свидетельствует Алла Демидова в вышеприведенном интервью.
Деревня Татьяновка могла появиться на карте Томской губернии в конце XIX, начале XX веков, как и соседняя Анастасьевка, и, вероятнее всего, обязана своим названием одной из дочерей последнего русского императора. Такая практика тогда была довольно широко распространена в Сибири. Имена православных святых заступников, которыми в свою очередь нарекали членов царской семьи – хозяев этих земель до февраля 1917 г., и сейчас можно угадать в названиях многих населенных пунктов: Александровское, Алексеевка, Мариинск, Николаевка, Константиновка, Михайловка, Романовка и т.д. Основанный в 1893 году поселок строителей железнодорожного моста через Обь Новониколаевск, ныне Новосибирск, носит имя святителя Николая чудотворца и в то же время императора Николая II, на чье царствование пришлось строительство Транссибирской железной дороги.
В списке населенных мест 1859 года на участке Томской губернии, где находится современная Татьяновка, значатся только Федоряевская (Федораева) заимка – 48 дворов, 249 жителей (сегодня деревня Федораевка), казенная деревня Маркелова – 52 двора, 146 жителей (сегодня деревня Маркелово) и казенная деревня Муринская– 32 двора, число жителей 221 житель (ныне не существует) . На специальной карте Западной Сибири, составленной по данным съемки 1870-х годов для нужд российского Генерального Штаба, деревня Татьяновка также отсутствует .
Таким образом, в те времена, когда «егерь» Смоктунович был сослан в Сибирь, деревни Татьяновки еще не существовало. Она появилась позднее. Возможно, что Смоктуновичи были среди тех, кто основал это поселение, до сих пор, между прочим, считающееся белорусской деревней.
На карте Томской губернии 1908 года в Бабарыкинской волости на 60-м переселенческом участке значится деревня Татьянова, а на 61-м участке – деревня Анастасьева . В списке населенных мест Томской губернии 1923 г. (за два года до рождения Иннокентия Михайловича) в деревне Татьяновке насчитывается уже 119 дворов и 676 жителей, в соседнем селе Анастасьевке – 132 двора и 754 жителя.
Если предположить, что первоначально Смоктуновичи поселились где-то в этих местах, информацию следовало искать в сохранившихся церковных метрических книгах о рождении, бракосочетании, смерти. Наиболее старая церковь в этих местах была построена в 1709 году во имя чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии в селе Богородское (ныне Мельниково), которое долгое время было и административным центром Богородской волости, ныне - Шегарского района. Село находится примерно в 50 километрах к востоку от Татьяновки. Еще ближе, примерно в 20 километрах на Север, в селе Монастырское (Монастырка) с 1857 года действовала церковь Пророка Божия Илии. И совсем рядом, в селе Анастасьевка, заложенная в 1910 и построенная в 1913 году церковь во имя Архистратига Михаила, ее приход включал и деревню Татьяновку .
Работа в государственном архиве Томской области помогла уточнить год возникновения Татьяновки – это 1895 год, соседняя Анастасьевка возникла двумя годами позже, в 1897 году, оба поселения значатся как «переселенческие поселки». Как видно, развитие обоих деревень было столь бурным, что в 1910 году, томской епархией был организован новый приход и, как было сказано выше, в Анастасьевке была заложена новая церковь.
В государственном архиве Томской области имеется коллекция метрических книг о рождении, браке и смерти, которые велись в церквях Томской губернии вплоть до 20-х годов прошлого века.
Изучение метрических книг анастасьевской церкви во имя Архистратига Михаила дало много интересной информации.
Впервые фамилия Смоктунович встречается в книге за 1912 г. Правда тогда и вплоть до 1916 года она пишется как «Смактунович», т.е. в ее белорусском написании. 15 июля 1912 восприемницей или крестной матерью младенца Владимира, родившегося в семье Тита Иваненко, вписана «деревни Татьяновой крестьянская девица Александра Петровна Смактунович». 29 декабря того же года Александра Петровна – крестная новорожденной Нины, дочери Михаила Степановича и Акулины Алексеевны Махневых .
Родившаяся в 1887 году, по всей видимости, не выходившая замуж и не имевшая своих детей Александра Петровна Смоктунович стала крестной или духовной матерью многих крестьянских детей в Татьяновке. С 1912 по 1917 годы она крестила тринадцать детей в семьях Беловых, Ильиных, Махневых, Афонасьевых, Глазкиных, Латановых, Иваненко! Если знать, что родство духовное считается в православии более ответственным и важным, чем родство кровное, видно каким уважением пользовалась Александра Петровна Смоктунович среди местных жителей.
Упоминания Григория Петровича Смоктуновича встречаются в книгах за 1913 год (восприемник Ивана, сына Григория Афонасьева, поручитель по невесте Евдокии Михайловне Махневой) , 1914 год (брак с Екатериной Прокопьевной Кулешовой, восприемник близнецов Петра и Павла Ильиных, рождение дочери Надежды) , 1917 год (восприемник Григория, сына Тита Иваненко, рождение первого сына Николая, умершего в раннем возрасте) и 1919 год (рождение второго сына Николая) .
В книге за 1913 год упоминается Надежда Петровна Смоктунович, 28 сентября она крестит сына Григория Афонасьева – Ивана.
Несколько раз фамилия Махневых встречается рядом с фамилией Смоктуновичей, кроме уже приведенного примера в 1914 году 29 ноября Дмитрий Михайлович Махнев – восприемник новорожденной Надежды, первого ребенка в семье молодоженов: Григория Петровича и Екатерины Прокопьевны Смоктуновичей. Девять месяцев назад, 7 февраля 1914 года, они сыграли свадьбу, свидетелем со стороны жениха на которой был тот же Дмитрий Михайлович Махнев. Крестной матерью маленькой Надежды стала сестра Григория Петровича – Параскева Петровна Смоктунович.
А за год до того, 13 октября 1913 года Григорий Петрович Смоктунович – поручитель (свидетель) по невесте Евдокии Михайловне Махневой, по всей видимости, сестре Дмитрия Михайловича Махнева.
Можно предположить, что семьи тесно общались и даже дружили между собой. В 1921 году оба семейства породнятся: дочь Акима Степановича и Татьяны Павловной Махневых – Анна выйдет замуж за брата Григория Смоктуновича Михаила Петровича (книга за 1921 год не сохранилась). Через год у них родится дочь Валентина , а еще через четыре года сын Иннокентий.
В метрической книге за 1919 год в разделе «умершие» читаем запись о смерти Петра Николаевича Смоктуновича, который скончался от воспаления легких 11 августа 1919 года в возрасте 67 лет и похоронен на кладбище в деревне Татьяновка .
Если в 1919 году Петру Николаевичу было 67 лет, значит, родился он около 1852 года, в Сибирь приехал в возрасте около 10 лет. В Татьяновке поселился уже с семьей, видимо переехав из другой деревни, где первоначально жил с семьей отца. Ответ на вопрос о том, где жили Смоктуновичи до переселения в Татьяновку пока открыт, ответ на него, возможно, помогли бы открыть метрические книги церкви с. Монастырского, к приходу которой относилась Татьяновка до открытия церкви в Анастасьевке.
Таким образом, удалось установить, что егеря из Беловежской Пущи, сосланного в Сибирь в 1861 – 1863 г.г. звали Николай Смоктунович. Однако было ли это имя, данное ему родителями при рождении, или же это имя, взято при принятии православия, а настоящим именем было какой-то другое: Миколаш или Милуш, например, однозначно сказать трудно.
Как сложилась судьба родственников, перечисленных в анкете арестованного Григория Петровича Смоктуновича?
Жена Екатерина Прокопьевна проводила на войну сыновей: Николая, Федора, Ивана, Александра. В Томске, в мемориале павшим в боях за Родину в великой Отечественной войне выбиты имена погибших Николая Григорьевича и Федора Григорьевича Смоктуновичей.
Екатерина Прокопьевна умерла в Татьяновке в 1952 году.
Младший сын Александр, вернувшись с войны, женился на деревенской девушке Нюре.
Воспоминания Иннокентия Михайловича после его приезда в Татьяновку в 1985 году сохранили для нас портрет его двоюродного брата Александра: «Изумительный человек. Если его одеть в тогу – Юлий Цезарь! При этом – полная детскость. Но когда слушает – мыслитель. Весь в своих внутренних оценках… Он – хлебопашец. Был на войне… Пришел без руки. Уникально знает свои места: где какие луга, какие пашни…».
Сейчас вдова Александра Григорьевича Анна Романовна Смоктунович живет в Татьяновке только летом. Их дети, внуки, а сейчас уже и правнуки живут в Томске и в Новосибирске.
Младший брат Михаил Петрович – отец Иннокентия Михайловича пропал без вести на войне в 1942 году.
Судьба старшего брата Александра Петровича Смоктуновича доподлинно неизвестна, рассказывают, что начало войны он встретил под Ленинградом, в Гатчине. Там 70-летнего старика фашисты до смерти забили плетьми за якобы найденную на чердаке рацию. Дети Александра Петровича разъехались по всей стране и жили кто в Ленинграде, кто на Украине, кто вернулся обратно в Сибирь. В Новосибирске и сегодня живет и Аполинария Васильевна Смоктунович – вдова Владимира Александровича Смоктуновича (12.01.1922 – 09.04.1995), сына Александра Петровича. Аполинария Васильевна воспитывает двух внуков и правнука.
Как сложилась судьба сестер Григория Петровича Александры и Параскевы (Прасковьи) неизвестно, возможно, что они так и прожили свою жизнь в Татьяновке, похоронены здесь, но могилы их на местном погосте сегодня не сохранились.
Из перечисленных Григорием Петровичем родных сегодня жива только его младшая дочь Мария. Мария Григорьевна Бондаренко живет деревне Маркелово, неподалеку от Татьяновки. На празднике в прошлом году именно она открывала памятный камень на месте дома, где жили ее отец и дед.
Автор выражает глубокую признательность всем людям и организациям, оказывавшим содействие в исследовательской работе при подготовке данной публикации. Особая благодарность Любови Михайловне Игнатовой за поддержку, Елене Иосифовне Горфункель за напутствие, Суламифь Михайловне и Марии Иннокентьевне Смоктуновским за доверие.

10 ноября 2005 г.

Ярослав Шамсутдинов


Страницы: 1 2 3 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта