|
|
|
|
А Царственный страдалец тихо догорал, прикованный к ложу смерти. Но в его слабеющем теле все ярче сияло величие его бессмертнаго духа. Он умирал бестрепетно, без жалобы, все время думая лишь о близких сердцу и о своем царском служении. А когда останавливал он мысль на себе, это была мысль о душе своей и о Боге, пред Которым он готовился предстать. До неузнаваемости истощенный, с больными, отекшими ногами, он поднимался на молитву, он преклонял колени и молился так пламенно, как молятся пустынные подвижники, со слезами сердечного умиления, с верой, доступною лишь такому чистому сердцу. Воистину, благочестивейший Государь умирал пред нами кончиной праведника, без страха или уныния. Он сам объявил, что чувствует приближение смерти. Этот день, 20 октября, был единственным днем царствования, когда Государь уже не работал для страны своей. Еще накануне он давал свои решения на вопросы правления, и на бумагах 19 октября потомство увидит сделанные его рукой пометки: "Читал". 20-го числа Государь объявил о предстоящей кончине своей. Он успокоивал свою плачущую супругу: "Будь покойна. Я совершенно спокоен", - говорил он. Немногим посылается такая кончина. Никакие предсмертные ужасы не смущали его. Еще раз Государь приобщился Св. Таинъ. Он помолился с о. Иоанном. Со всеми простился он, никого не позабыл. Медленно надвигалась торжественная минута, и Государь, все время в ясности сознания, уже созерцал оба мира, на рубеже которых находился. Вот оживился слабеющий взор, забилось ослабевшее сердце... Что увидел он пред собой? Только вера открывает нам тайну последнего вздоха, и верует православная Русь, что светлые ангелы вознесли чистую душу к престолу Божию». «Люди умирают ежеминутно, и мы не должны были бы придавать особого значения смерти тех, кого любим, - вспоминал Александр Михайлович. – Но тем не менее его смерть окончательно решила судьбу России. Каждый в толпе присутствующих при кончине Александра III родственников, врачей, придворных и прислуги, собравшихся вокруг его бездыханного тела, сознавал, что наша страна потеряла в лице государя ту опору, которая не давала России свалиться в пропасть». «Кончина Александра Третьего была кончиной всего движения, - сокрушался Л.А. Тихомиров, - хотя ведь в сущности он ему ничем не способствовал, кроме того, что при нём всё противное чувствовало себя обескураженным, а всё православно-русское знало, что царь ему не сочувствует. Ободрение было какое-то чисто нравственное, и за 5-6 лет оно одно видимо производило целый переворот в группировке мнений». Лев Александрович посвятил почившему Императору ряд статей. В статье «Носитель Идеала» философ писал: «В царствование Александра III России и всему современному миру дано было пережить исторический момент, всю важность которого многие еще и не сознают. Император Александр III не был только выразителем идеи. Он был истинный подвижник, носитель идеала. Тяжкий крест всегда бывает уделом таких людей, являющихся лишь в минуты, когда ослабевающее человечество нуждается в особой помощи Провидения. Их миссия - не просто сказать то, чего уже не могут понять люди, но показать, воплотить в своей личности то, что люди еще способны почувствовать, и этим путем возродить их способность понять утраченную истину. Такие носители идеала редки в истории, но, появляясь в мире, они становятся путеводным маяком на целые века. Никто не понял Императора когда он явился. Теперь, по кончине его, можно лишь с грустью о ничтожестве человеческом вспоминать как его встретили, как тогда судили о нем. С тупым упорством непонимания встречают каждого носителя идеала, но он своими деяниями и обаянием своей личности принудил признать себя. Он начал свое служение с работы над самим собой и выдержал самый тяжкий искус: победил в себе все, что могло бы мешать его исторической миссии. Пришлось затем признать в нем неутомимое трудолюбие, мужество, хладнокровие, независимость. Пришлось признать в нем мудрого правителя. Все трудности, какие можно представить, становились на его царственном пути, как будто нарочно для того, чтобы со всех сторон осветить его. Смута, измена, расстройство государственной казны, голод, мор, опасности казалось неминуемой войны, - все одно за другим попеременно вставало пред ним. Все побеждал он, все умиротворил, благоустроил, нашел средства борьбы и с голодом, и с эпидемией, не допустил войны, и сделал из 13 лет своего царствования эпоху неслыханного благоденствия, тишины, довольства и славы. В последние годы своей недолгой жизни он уже победил все и всех. Весь мир признал его величайшим монархом своего времени. Все народы с доверием смотрели на гегемонию, которая столь очевидно принадлежала ему по праву, что не возбуждала ни в ком даже зависти. В этом величавом образе, который столь неожиданно вырос перед миром, Роccия почувствовала нечто идеальное и вместе родное, близкое сердцу. На него смотрели с любовью, и все, что замечали в нем, было так светло, так отрадно. Как супруг, как отец, как патриарх своего Царственного рода, во всем явился он высоким примером. Его твердость была такова, что исчезала даже мысль о сопротивлении ему. Но и доброта его стала славною по всему миру. Прощение личных обид доходило у него до такой христианской высоты, которая была бы удивительна даже у подвижника, спасающегося в пустыне. Его правдивость поражала в наш изолгавшийся век. Никогда еще, даже и при таком царе-работнике как Петр Великий, не слыхали мы о столь самоотверженном истощении всех сил Царя на государственное служение. Почти 14 лет Александр III посвящал сну не более 4 часов в сутки. Его хладнокровное пренебрежение опасностей не раз приводило в страх окружающих. "Пока я нужен России, до тех пор не умру", - говорил он с глубокою верой в Промысл Божий. Жил он - для России. Он весь был в своем долге. И среди этих великих трудов он не был ни суров, ни мрачен. В редкие минуты отдыха он любил добродушно пошутить, посмеяться добрым смехом. Не по вкусу его были шумные забавы. Он отдыхал тихими радостями семейной жизни. Его обожали дети, толпой окружавшие его во Фреденсборге, не знавшие высшей радости как веселая игра вокруг "дяди Саши". Так называла его молодая толпа разноплеменных отраслей родственных королевских домов. Все было в нем так царственно-величаво и так человечески-прекрасно, чисто и симпатично, что все сердца привязывались к нему любовью детей к отцу, никогда не теряя чувства почтительного страха. Это были счастливые годы России, но чтобы поняли люди избранника Божия, предстояло еще тяжкое испытание, подвиг смерти, раскрывающей смысл жизни… …Не стало нашего Государя. И тут как бы пелена спала с глаз, и во весь рост явился пред нами величаво-пленительный образ носителя идеала, созревший для бессмертия… …Торжественны и тяжки эти великие минуты истории. Много веков будут завидовать дням нашим, а нам самим - так тяжко, так больно. Зачем исчез он? Зачем уже не можем мы окружить его нашею любовью и преклонением? Затем, что награда ему будет дана не нами, а Тем, Кто послал его. А нам остается поучение, остаются великие заветы его. В верности заветам его должны мы искать выражения тех чувств любви и благодарности, которых уже не можем выразить ему самому».
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|