|
|
|
|
Развитие промышленности сопровождалось ростом численности рабочего класса, составившего в 1890 году более 1,5 миллионов человек. Революционные «буревестники» и большевистские историки неизменно представляли рабочих самым поражённым и нищим классом в Империи. Однако, это, мягко говоря, не соответствовало действительности. Рабочее законодательство при Александре III (равно как и при Николае II) было самым гуманным в мире. Был запрещен ночной труд женщин и детей, ограничен труд несовершеннолетних, регулировались условия найма, принимались меры для предотвращения несчастных случаев, была учреждена государственная фабричная инспекция для контроля над выполнением законов об охране труда на частных предприятиях. Сами же русские рабочие зачастую отнюдь не были теми пролетариями, которым нечего было терять, кроме своих цепей. Большинство из них имели свои дома на заводских окраинах, огороды, мелкий домашний скот, птицу. На старинных уральских заводах, подвергнувшихся впоследствии страшному террору со стороны «пролетарской власти», в домашнем хозяйстве рабочих были и коровы, и даже лошади. Для многих рабочих фабрика была своего рода отхожим промыслом и лето они проводили в своей деревне. Таким образом, из всех пролетариев Европы русские рабочие были наиболее обеспечены и сыты. В 1890 году русский бюджет превысил миллиард рублей. При этом прямые налоги, оставлявшие менее 10% доходной сметы, были самые низкие в мире. В косвенных же налогах, значительную роль играли доходы от казенных имуществ, прежде всего, от железных дорог. Средствам сообщения и связи правительство уделяло особое внимание. Уже к концу 1894 года было проложено 32.500 верст железных дорог, и по их протяженности Россия вышла на первое место в мире. В 1891 году была начата постройка самой длинной в мире железной дороги - Великого Сибирского пути от Петербурга до Владивостока. Председателем Комитета по сооружению дороги был назначен Наследник Цесаревич Николай Александрович. Строительство этого пути объяснялось и хозяйственными нуждами, и военно-стратегической необходимостью. Дороги шоссейные протянулись в ту пору на 23000 верст. Более 2 тысяч речных пароходов бороздили воды судоходных рек. Телеграфные провода опутывали Империю на протяжении 150.000 верст. Не стояло на месте и сельское хозяйство. Россия была крупнейшим поставщиком хлеба в Европу, вывозя туда пятую часть урожая. По количеству лошадей (26 млн голов к началу 90-х гг.) она стояла на первом месте в мире. В 80-е гг. быстро увеличиваются посевы сахарной свеклы и Россия становится одним из главенствующих на мировом рынке производителем сахара. Развитие деревни, однако, сильно тормозило господство поземельной общины, подавляющей всякую инициативу. Однако упразднить её в то время не представлялось возможным, так как община позволяла успешно проводить активную налоговую политику в деревне, что было наиболее важным для государства, первой целью которого было укрепление финансов России и на этой базе развитие промышленности, прежде всего оборонной. Тем не менее, власть предприняла целый ряд планомерных действий, являвшихся, по сути, подготовкой будущей столыпинской реформы. Уже в первый год царствования Александра III было издано Высочайшее повеление о повсеместном и весьма значительном сокращении выкупных платежей, составлявших важную статью государственных доходов. От начавшегося вывоза русского хлеба за границу повысились к выгоде крестьян хлебные цены. Были предприняты первые серьезные меры по переселению крестьян на свободные сибирские земли и уничтожена подушная подать, дававшая государству порядка 60 млн рублей ежегодно. В довершении всего был основан Крестьянский банк, давший крестьянам возможность приобретать на льготных условиях частновладельческие земли в полную собственность. Государь обращал особое внимание на положение крестьянства. В 1882 году им была учреждена должность земских начальников. Действуя в качестве представителей власти на местах, они призваны были упорядочить крестьянский быт, решать споры по вопросам крестьянского землевладения и землепользования, отправлять функции судей первой инстанции по маловажным делам, способствовать переселению малоземельных крестьян, содействовать развитию сельской кооперации. Земские начальники должны были стать связующим звеном между сельским миром и властью, барьером на пути революционных агитаторов. «Император Александр III с большим интересом следил за успехами своих посланников, аккредитованных при «их величествах мужиках», - писал Великий Князь Александр Михайлович. – Конечной целью задуманной реформы было увеличение площади крестьянского землевладения. К сожалению, преждевременная кончина государя помешала ему осуществить его заветную мечту: создание в России крепкого класса крестьян – мелких земельных собственников. Тем не менее введение института земских начальников имело для сельского населения России положительное значение, лучшим доказательством чему явилась та враждебность, с которой отнеслись к реформе революционные круги. Разговаривая с делегацией крестьян во время коронационных торжеств в мае 1883 г. в Москве, царь просил их высказать своё откровенное мнение об учреждении должности земских начальников. В это делегации участвовало свыше десяти тысяч крестьян со всех концов необъятной России. И старые, и молодые – все высказались единогласно в пользу новых царских чиновников, которые относились к сельскому населению с большой заботой и дружелюбием, причём крестьяне даже просили, чтобы судебные функции земских начальников были по возможности расширены». Либеральная общественность обвиняла правительство в подавлении свободомыслия. Но это обвинение столь же легко опровергается цифрами, как и все прочие. В 1894 году (год смерти Александра III) в России выходило 804 периодических издания печати на русском и других языках. Примерно 15% из них составляли государственные (казенные), а остальные принадлежали различным обществам и частным лицам. Существовали общественно-политические, литературные, богословские, справочные, сатирические, научные, учебные, спортивные газеты и журналы. Неуклонно росло число типографий, ежегодно увеличивалась номенклатура выпускаемой книжной продукции. В 1894 году перечень наименований изданных книг достиг почти 11 тыс. (в 1890 году – 8638). Многие тысячи книг ввозились из-за границы. Всего при Александре III не были допущены к обращению в России менее 200 заграничных книг (в частности, «Капитал» Карла Маркса). Большинство книг подвергалось запрету не по политическим, а по духовно-нравственным соображениям: оскорбление чувств верующих, распространение непристойностей и т. д. Например, первоначально была запрещена к публикации повесть Толстого «Крейцерова соната», которую император справедливо назвал циничной. Однако через два года, в 1891-м, она все-таки появилась в печати. Нелепым представляется утверждение о мнимом духовном застое в ту благословенную эпоху, когда жили и творили такие выдающиеся писатели, как. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, И. А. Гончаров, Д. Н. Мамин-Сибиряк и др. В стране работали десятки театров и свободных антреприз, в столичных городах регулярно проходили художественные выставки. Государь Александр Александрович был тонким ценителем искусства, очень хорошо разбирался в живописи и имел хорошую собственную коллекцию произведений русского и зарубежного искусства. Для ее экспозиции во дворце по проекту архитектора И. Монигетти был создан личный музей. Постепенно увеличивалась коллекция художественных произведений в музее. В период его Царствования коллекция Дворца пополнилась произведениями Л. Жерома, А. Мельби, Л. Кнауса и других. К 1894 году коллекция состояла из 130 произведений западноевропейских мастеров. Довольно много предметов украшавших дворец было привезено из Дании. Ещё в бытность Великим Князем у Александра Александровича сложились дружеские отношения с художником А.П. Боголюбовым. Укреплению этой дружбы способствовала супруга Великого Князя Александра Великая Княгиня Мария Федоровна, пожелавшая, чтобы А.П.Боголюбов руководил ее занятием искусством. При Государе возрождается интерес к русской старине, русской иконе, русским обычаям, песням, обрядам. Это нашло отражение в творчестве величайших русских художников В.М. Васнецова и М.В. Нестерова, преданного поклонника Императора. Обратились к сюжетам русской истории и художники старшего поколения: В.В. Суриков и И.Е. Репин. По инициативе Государя в Петербурге открылся Русский музей. Официально он назывался «Русский музей Императора Александра III». Государь передал свою коллекцию, а также собрание русской живописи Императорского Эрмитажа новому музею. В честь Государя Александра III был также назван Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве). Ближайшим помощником Александра III в этом деле был его брат - Августейший Президент Академии Художеств Великий Князь Владимир Александрович. На время царствования Александра III пришёлся расцвет музыкального творчества великих композиторов Чайковского, Римского-Корсакова, Рубинштейна. С новой силой зазвенели лиры поэтов, на небывалую высоту поднялся русский классический балет. Так начинался Серебряный век русского искусства. Век этот был противоречив и неоднороден. Но самое светлое, что было в нём, всё национальное и духовное, расцвело именно в период правления Александра III, при его поддержке. Император любил и театр. Ещё в 1869 году архитектор И. Монигетти устроил театр для домашних спектаклей. Из театральных представлений Александр Александрович любил веселую, французскую комедию и от души громко и добродушно смеялся в комических местах. Довольно часто актерами были представители петербургской придворной знати и члены Императорской Семьи, в том числе молодые Великие Князья Владимир и Алексей Александровичи. Программу к этим спектаклям рисовал художник А. Шарлемань. Академиком М.А.З ичи был выполнен проект театральной занавеси для дворца, который изображал легкие, фантастические, смеющиеся, женственные сюжеты. Будучи Наследником, Александр Александрович с женой часто устраивал новогодние елки, для бедных детей города. Проходили эти елки в манеже и в Аничковом дворце. Приглашенных детей сажали за стол, затем зажигали елку и одаривали подарками. Великая Княгиня Мария Феодоровна раздавала игрушки, чай, сахар, теплые одеяла, платья, сорочки, салопчики, полушубки, тулупы, валенки, перчатки, теплые чулки и многое другое, а цесаревич надевал на головы мальчиков теплые шапки. После елку валили и разрешали ее обирать. После этой церемонии приглашенные расходились по домам.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|