|
|
|
|
Коллекция Сергея Александровича регулярно пополнялась. Кроме полотен русских и зарубежных мастеров, в ней было немало скульптур и много старинных монет и икон, иные из которых имели огромную историческую ценность. Знатоки искусства очень высоко оценивали великокняжескую коллекцию. Когда в 1900 году С.П. Дягилев решил организовать в столице Историко-художественную выставку русских портретов, то собрание Великого Князя тотчас попало в поле его зрения. Приобретая новые экспонаты для него, Сергей Александрович часто прибегал к советам специалистов: И.Е. Забелина и И.В. Цветаева. Великий Князь мечтал, чтобы коллекция, собираемая им всю жизнь, стала по его кончине достоянием музея. Но, увы, всё сложилось иначе. В революцию бесценное собрание Великого Князя исчезло без следа… Сохранилась лишь некоторая часть его, подаренная Елизаветой Фёдоровной создаваемому И.В. Цветаевым музею. «С этим материалом наш музей будет вполне музеем изящных искусств», - восхищённо говорил учёный. Мало кто знает, что одна из сокровищниц Москвы и всей России, Пушкинский музей (до революции – музей Александра III) во многом обязана своим появлением Сергею Александровичу. Именно Иван Владимирович обратился со своим проектом и встретил самую горячую поддержку. В течение 10 лет Великий Князь принимал самое активное участие в работе по созданию музея. Он лично избрал место для будущей экспозиции, он же утвердил архитектурный проект Р.И. Клейна, предпочтя его, несмотря на дружбу, проекту Васнецова. Добился Сергей Александрович и достойного финансирование, сумев сломить сопротивление Витте. Для работы по созданию музея был создан специальный Комитет, который возглавил сам августейший покровитель. На первом заседании, узнав, что один из членов комитета приготовил ему приветственную речь, Великий Князь решительно воспротивился: - Что вы тут у меня парламент хотите устроить! Какие тут ответные речи? Мы соберёмся, выслушаем, в каком положении находится дело, какие у нас материальные средства… Вы мне речи не говорите! Будем работать и так. Сергей Александрович стал подлинной душой, двигателем начатого дела. И.В. Цветаев вспоминал: «Великий князь стоек и силён сознанием престижа, свойственного его положению. К тому же, когда захочет, он может осиливать собеседника любезностью речи и обращения, чрезвычайно искреннего». Многие экспонаты были добыты для музея, благодаря его августейшему покровителю. По мысли Цветаева, в т.н. «зале славы», кроме статуи Александра III и бюста Николая II, должно было находиться и скульптурное изображение Сергея Александровича. Однако, до сих пор в Пушкинском музее нельзя встретить никакого напоминания о том, чьими стараниями он был создан. Не было, кажется, такой отрасли в сфере искусства, которая не была бы близка Великому Князю. Он тонко чувствовал музыку. Среди любимых его произведений были «Фауст» Гуно, «Евгений Онегин» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Алеко» Рахманинова. Будучи театралом, Сергей Александрович оказывал поддержку Московскому Художественному театру. Вместе с своим адъютантом Стаховичем, ставшим затем актёром МХТ, он бывал на спектаклях, ставимых Станиславским в Обществе любителей искусства и литературы, и даже приглашал Константина Сергеевича и В.И. Немировича-Данченко режиссировать домашние спектакли. Домашний театр с юности был увлечением Сергея Александровича. Ещё в 1889 году в Эрмитажном театре Зимнего дворца в спектакле «Царь Борис» он сыграл роль Царевича Фёдора. Видевшие постановку замечали, что Великий Князь был единственным, кто относился к делу с полной серьёзностью, его исполнение ничем не отличалось от профессионального. Более того, сцена раскрепощала его, и на ней он казался гораздо более свободным и естественным, чем в жизни. Сергей Александрович, вне всякого сомнения, мог стать талантливым исследователем, как его кузен Николай Михайлович, или покровителем искусств, как брат Владимир Александрович, но для Великого Князя на первом месте всегда стоял Долг. И свой долг он видел в том, чтобы верой и правдой служить Царю и Отечеству там, где это потребуется. Его служба России началась на полях сражения Балканской войны, где молодой цесаревич сражался с турками в составе Ращукского отряда, которым командовал его брат, будущий Император Александр Третий. Сергей Александрович был полон жажды подвигов и демонстрировал большую отвагу. Он настолько хорошо зарекомендовал себя в боях, что Александр Александрович решил доверить ему важное задание. В ту пору русская армия приступила к окружению Плевны с целью установить блокаду. Во время рекогносцировки Сергей Александрович во главе небольшого отряда должен был выяснить, верна ли информация об оставлении турками позиций на двух участках фронта. Сведения оказались ложными, и разведчики попали под сильный огонь неприятельских батарей. Проявив большую выдержку и расторопность, Великий Князь сумел вывести отряд из-под обстрела и возвратился в лагерь с ценной информацией о расположении противника. За это Сергей Александрович был удостоен Георгиевского креста 4-й степени. Доверие к младшему брату Александр III проявлял и в дальнейшем. Этим доверием было обусловлено назначение Сергея Александровича московским генерал-губернатором. Узнав о нём, Великий Князь Константин Константинович посвятил другу следующее стихотворение: Но ты, не помня горькой доли, Как знаменосец в ратном поле, Иди с хоругвею своей, Идя вперёд, иди смелей, К высокой цели твёрдой волей Стремится пылкою душой, Стремись до сени гробовой И в этой жизненной юдоли Среди порока, зла и лжи Борьбою счастье заслужи! Борьбой была вся служба Великого Князя. Его деятельность на посту градоначальника Москвы до сих пор не получила должной оценки из-за многочисленных клевет, которые повторяются поныне. К таким относится, например, история о «выселении евреев из Москвы». Несмотря на существующую черту оседлости, лица иудейского вероисповедания, пользуясь попустительством прежнего генерал-губернатора, заселяли древнюю столицу, обзаводились доходным делом, обходя многочисленные законы. Всему этому способствовал крупнейший банкир Л.С. Поляков, пользовавшийся протекцией генерал-губернатора В.А. Долгорукого. В пору правления последнего прямо по соседству с собором Василия Блаженного выросли две синагоги, еврейские кварталы расположились возле кремля, ближайшая набережная в дни иудейских праздников чернела от скопления молящихся. Что же сделал новый генерал-губернатор? Всего-навсего потребовал соблюдения закона и, следуя закону, в полугодовалый срок выселил из Москвы незаконно проживающих на её территории лиц иудейского исповедания, коих насчитывалось порядка двадцати тысяч, и резко ограничил запись евреев-купцов в первую купеческую гильдию, куда из-за высоких налогов не стремились русские купцы, зато стремились иудеи, для коим членство в первой гильдии давало право на жизнь в Москве. С особой трогательностью рассказывается о том, что жертвой гонений стал художник Левитан, до конца жизни якобы не оправившийся от потрясения. Между тем, Исаак Левитан умер в Москве, находясь на должности преподавателя Московского училища живописи и ваяния, а картины его, как уже было сказано, выставлялись в Историческом музее с благословения Великого Князя. Само собой, что соблюдение закона в данном вопросе вызвало всемирный гвалт. Москву тайно посетили американские инспекторы и на весь мир прокричали о «чудовищных гонениях», Ротшильды пригрозили прекратить кредитование России, прогрессивная общественность клеймила генерал-губернатора тавром «антисемитизма». Но ничто не заставило его отступиться от решённого, и дело было доведено до конца. В ту пору писатель С.А. Нилус, близкий к великокняжеской чете, передал Сергею Александровичу «Протоколы Сионских мудрецов». Прочитав их, Великий Князь велел передать Нилусу одно лишь слово: «Поздно!» Сергей Александрович прилагал много усилий для укрепления нравственных начал в народе. Им была создана Комиссия по устройству чтений для рабочих, возглавляемая архимандритом Анастасием (Грибановским). Ею было за два года выпущено около пятидесяти изданий по богословию, истории, литературе, географии, биологии, искусству. Владыка Анастасий вспоминал: «Великий князь в своём сердечном попечении об успешной просветительской деятельности по устройству чтений горячо заботился о том, чтобы свет общественных знаний согрет был для вас тёплою любовью к Царю, Церкви и Отечеству. Он особенно чтил Москву, как скрижаль нашей отечественной истории… В период управления Москвою Великий князь всемерно старался поднять нашу древнепрославленную столицу в различных отношениях, особенно в смысле хранения в ней, как исконно русском центре, её национально-исторических преданий. Поникшее было в прежнее время под воздействием чуждых нам влияний, значение святынь Москвы, исторических достопримечательностей, самого уклада жизни московской при Великом князе поднялось, возвысилось и стало виднее во всех концах России…» Коренным убеждением Сергея Александровича было то, что в решении любого вопроса необходимо опираться на собственный русский опыт, на национальные начала. Между тем, шла активная расшатка этих начал, страну захлёстывали революционные брожения, плодом которых стал террор. После убийства в 1901 году министра просвещения Боголепова Великий Князь писал брату Павлу: «Нет сильной направляющей воли, как была у Саши (Александра Третьего – авт.), и теперь мы шатаемся, как в 70-х годах. Зачем? И даже ответ на вопрос не получишь!» Всё происходящее угнетало и ужасало его. А более всего видимое неумение Государя бороться с надвигающейся катастрофой, как умел его отец. «Один в поле не воин, - писал Сергей Александрович. – При Саше было другое дело; я чувствовал, что мог быть полезен, а теперь кому и чему?? Один вздор выходит, да и устал я, и нервы расшатались». Великий Князь не был одинок в своих терзаниях, эти чувства владели тогда многими русскими патриотами. Дневники выдающегося мыслителя Л.А. Тихомирова в ту пору были полны ужасом от происходящего, от ощущения приближающейся катастрофы. Лев Александрович отмечал, что за какие-то несколько лет, прошедшие с кончина Александра Третьего, развал проник буквально всюду, и дух, губивший Россию в последние годы царствования Императора-Освободителя, подавленный его сыном, теперь торжествовал вновь, и не находилось силы, способной противостоять ему. «Иногда думается, что все мы с ума сошли…», - записывал в дневнике Сергей Александрович в 1904 году.
Страницы: 1 2 3 4 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|