Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

ЭТО Я, ГОСПОДИ!


Трудная, но интересная жизнь графини Александры Николаевны Доррер. Мытарства и жизненные тяготы русского дворянства во времена революции, военного коммунизма, сталинских репрессий и во время Великой отечественной войны.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   ЭТО Я, ГОСПОДИ!
RSS

Автор статьи: Александра Николаевна Доррер (Рагозина)
Первоисточник: Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 #


Но на другой день Вера Евгеньевна принесла наши тетради и, к моему восторгу, объявила, что лучше всех написала новая девочка и по содержанию и по грамотности.
Начался мой взлет, я училась только на «отлично» («превосходно» ставила В.Е.). Мне легко давалось все - арифметика, грамматика, история, география. Впрочем, школьная программа тех лет была весьма убогая.
По-прежнему не прекращалась связь с покинутой нами деревней. Приезжали мужики, у нас во дворе выпрягали лошадей, ставили телеги. Ночевали в доме. Привозили гостинцы - подсолнухи (семечки), сала. Разговаривали уважительно, особенно с Граменькой.
Помню такой случай. Приехал наш хуторянский мужик Иван Зиновеевич (когда-то еще у дедушки он был дворником).
Со своей постоянной присказкой «так что» говорил вокруг да около, пока выяснилось, что он просит дать ему документ на якобы давно проданную землю, которую он уже освоил и засеял после революции. Как видно, в селе еще полагали, что старое время может вернуться. Граменька ему такой документ написала, и он уехал довольный.
Может быть, через него или как-то иначе мама договорилась о том, чтобы взять у хуторян в аренду на лето наш сад, который теперь оказался на территории хуторян. Кажется, для этого были проданы мамины серьги из немногих оставшихся у нее ценностей.
Тогда сельсовета в нашей деревне не было, все вопросы решал сход, т.е. общее собрание хозяев-хуторян. Сход охотно пошел маме навстречу. Среди крестьян, давно когда-то крепостных, к своим бывшим барам осталось доброе, уважительное отношение. Мы были не какие-то чужие горожане, а свои, кровно связанные старинными связями.
Дом, в котором мы когда-то жили, в революцию сожгли, хозяйственные постройки во дворе разрушили.
Сад (кажется, 10 десятин земли) расположенный в полутора верстах от села, был дедушкой дан маме в приданое (вернее была дана земля - много ее). Мама сама планировала сад, руководила посадками. Это было любимое мамино детище. Природу она всегда любила, растения, выращенные своими руками - тем более. С садом связано было много воспоминаний и счастливых ее дней. За прошедшие годы - молодой сад окреп, вырос, стал хорошо плодоносить. Заранее мама договорилась с бывшей горничной Фросей, что мы будем жить у нее.
И вот мы отправились. Ехали на телегах, везли с собой козу Зоську, которою мама недавно купила, а мы пасли ее в Техноложке по очереди.
Путешествие, хоть и не далекое (от Харькова до Бессоновки около 70 верст), всех утомило. Мы - дети -большую часть пути бежали пешком, рвали полевые цветы, играли в догонялки, и к вечеру, когда приехали, очень устали. Когда вошли в простую Фросину хату - Кука подняла рев. Она ни за что не хотела ложиться спать, ей не понравился низкий потолок в хате. Кое-как ее мама уговорила.
А утром отправились в сад. Все было, как у Бунина - и шмели, и трава и колосья... и счастье.
В саду я сразу, одна, побежала к пруду. Солнце, еще невысокое, освещало тихую, заросшую ряской воду. Тишина, покой, красота оглушили меня. Счастье видеть, чувствовать свою какую-то причастность к этой гармонии. Трудно описать, но я знаю, что это было счастье, настоящее, неповторимое...
Много позже на вопрос - была ли я счастлива когда-нибудь - я внутри себя знала, что ДА. И вспоминала это утро...
В саду мы проводили весь день до вечера, ночевать возвращались к Фросе. На костре мама варила какую-то еду, доили козу, лазили по деревьям, а, главным образом, купались в пруду. На глубоком месте - у плотины - Катя и Лида, а мы с Кукой ближе к камышам, где мелко.
Пруд делил сад на две части - верхний с липовой аллеей, яблонями, и другими деревьями, окружавшими его, и нижний с пирамидальными тополями, молодыми березами, грецкими орехами и развалинами дома. Вокруг развалин, на некотором расстоянии полукругом стеной стоял непроходимый шиповник, в который превратились когда-то посаженные мамой розы. Газон с маргаритками, кое-где еще живые флоксы и другие цветы, все одичалое, неухоженное... Множество птиц и на пруду и на деревьях - горлинки, иволги, болотные курочки, кобчики, скворцы - кого там только не было! Щебет, свист - весь день.
У нас с Кукой было свое любимое дерево, по которому мы вечно лазили, Кука ловко, а я неуклюже...
Потом пришло нам в головы построить себе (нам с Кукой) домик. Там, где были когда-то дворовые постройки, лежали развалины - кучи кирпича и разных обломков. Мы натаскали их на ровную площадку, окруженную колючим терновником. (Раньше там был птичий двор). Домик вышел маленький, мы только по одной могли в него залезать. Я тогда начиталась рассказов Сэтон-Томпсона, сделала песчаную площадку перед домиком, чтобы узнать по следам - какие звери и птицы станут приходить, клала приманку. Кука рисовала следы тайно от меня. Потом ее хитрость выяснилась, и мы обе дружно хохотали.
Бывали мы и в Бессоновке. Там дом остался, но в нем были выломаны окна и двери. В зале, где мы с Кукой под Граменькину музыку танцевали «вальс-кружиться» и Катя пугала меня волком, - выломаны полы... Грустно... Больше в усадьбе не были, ходили только в церковь по праздникам святить яблоки, на Маковея - мак.
Было две церкви - большая, общая, в ней служили, как и всюду. И маленькая над склепом, где похоронены Озеровы и их родня.
Однажды мама заказала панихиду, мы стояли в маленькой церкви со свечами в руках, и я читала на стенах имена и фамилии тех, кто жил когда-то и был здесь похоронен. Имен много было: и дедушка наш, и его братья - Озеровы и Батюшковы, и еще не помню кто, а последняя самая свежая надпись - Алексей Рагозин - мой умерший брат.
В свое время все разорили - снесли обе церкви.
Осенью возвращались в Харьков, и всю зиму считали дни до весны, чтобы снова вернуться в сад.
Митя с нами мало ездил. Он ходил в школу, потом увлекся Зоопарком. Там его признали, появилась друзья, он работал со зверьем и даже однажды ездил в Асканию-Нова за какими-то птицами, Конечно, не один, а с сотрудниками Зоопарка. Гордился тем, что в Аскании проехался на верблюде.
Из зоопарка он приносил домой разных зверей и птиц. То волченка, то лисенка, то белку, ... Но в нашем дворе они плохо приживались. Волк стал душить тети Шуриных породистых кур, его пришлось привязать, и по ночам он устраивал душераздирающие концерты. Потом заболел чумкой и умер. Лисенок подкопался под стену сарая, где Митя его держал, и удрал. Белка жила дольше, но глубоко прокусила кому-то из девочек руку, просунутую в клетку. А пес Майкл народил щенков, оказавшись Майкой. Она жила долго, принося Митиной маме немало огорчений.
С нами Митя продолжал дружить, особенно с Лидой. Изображал восточные танцы с припевом «Для кого я создана - для этого кинжала. Аштили-даштили» - очень смешно.
Митя свободное время проводил у нас.
Муся уже начала интересоваться кавалерами и кокетничала с друзьями Коли Рубашкина.
Три года ездили мы на Хутор, и наш сад постепенно менялся. Если в первый год сами, с помощью друзей, собрали урожай, и Лида с кем-то из деревни ездила на возу по степным селам с призывом «Яблук, яблук!» и меняли ведро яблок на ведро пшеницы, то на второй год, хуторяне весь сад в аренду не дали. Вырубили аллеи и другие большие деревья, яблоки осенью делили. Появились сторожа. А мы стали больше общаться со своими деревенскими сверстницами.
Деревенские подружки наши знали множество игр. Играли, и в «Коршуна», и в «Черта с рогами, с горячими пирогами», и в «Пояс» и в «Кольцо», и в хитрого кота, который отвлекает хозяйку от крынки с вершками. Пели игровые песни - «Ходит кума по бору» и другие. Конечно, играли в прятки и догонялки.
На Ивана-Купала наряжали «Маринку» молодую березку, украшенную бусами и лентами, с куклой, привязанной к стволу. Носили ее по дворам, пели - «Маринка, де ты була?» и т.д., получали гостинцы. Вечером «Маринку» следовало утопить.
Старшие ночью прыгали через костер, днем обливали друг друга водой...
Изуродованный сад превратился в заросли кустов, выросших на порубках, но все равно мы любили его и не ленились ежедневно ходить почти две
версты туда и столько же обратно.
Шли широким шляхом через хлебное поле. Ветер наклонял еще бледные колосья, волнами уходя вдаль. Потом издали появлялись два темных пятна на горизонте - верхушки деревьев сада. Тогда сворачивали на боковую тропинку, и колосья на ходу щекотали босые ноги.
Ходить вообще приходилось много. Из Харькова поездом доезжали до разъезда «Толоконное», а оттуда шесть верст пешком. Всякое бывало на этом пути.
Население Хутора по-прежнему относилось очень доброжелательно. Нас всей семьей зазывали в гости, особенно в праздники. Угощали, кормили до отвала, давали гостинцы с собой. И не только наши бывшие работники, но и другие крестьяне. Надо сказать, что и мама была с ними тактична. Войдя в хату и узнав там свои вещи (зеркало-трельяж, занавески, посуду и другие), уволоченные из нашего дама во время «грабижки», она и виду не подавала, что узнает их. И нам не позволяла «узнавать».
Её деликатность на баб действовала сильнее, чем попреки или негодование. Ведь мы стали очень бедными по сравнению с селянами. «Знали кошки, чье сало съели».
В этой черноземной местности население было зажиточным. Во всех дворах скот - лошади, коровы, овцы, свиньи, птица. Был только один бедняк - цыган Брында - то ли придурковатый, то ли чудак. Над ним потешались. У каждого в своей усадьбе огород, конопля и другое. Пашня - общая. Ежегодно осенью, перед севом озимых, земля делилась. Кому, где и сколько - решал сход. Конечно, в эти дни было много шума, крика, обид. Были и более богатые мужики, имевшие свою землю (как Иван Зиновеевич).
Село быстро росло. Появились новые дома. Для них и вырубали наш сад, тащили с развалин нашей усадьбы кирпичи и камень.
Старшие сестры - Катя и Лида стали помогать в поле Фросе и другим знакомым.
Сход предложил маме дать участок под усадьбу в селе, чтобы вообще тут поселиться. Мама колебалась. Катя с Лидой - тоже. Но все-таки от этой затеи отказались. Поняли, что без мужчин в семье строить жизнь в деревне - невозможно. Да и детям следует дать образование.
Времена опять менялись. Что-то происходило в стране и в мире, чего мы не понимали. Катя хотела было записаться в Комсомол, к неудовольствию мамы, но ее не приняли... Недоброжелательное отношение к интеллигенции (к спецам) усиливалось, завершившись кровавым Шахтинским делом. Наш Хутор отходил в прошлое.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта