Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

ЭТО Я, ГОСПОДИ!


Трудная, но интересная жизнь графини Александры Николаевны Доррер. Мытарства и жизненные тяготы русского дворянства во времена революции, военного коммунизма, сталинских репрессий и во время Великой отечественной войны.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   ЭТО Я, ГОСПОДИ!
RSS

Автор статьи: Александра Николаевна Доррер (Рагозина)
Первоисточник: Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 #


Начинался НЭП. Поменялись деньги, исчезли миллионы и миллиарды, появился червонец и рубли. Открылись частные лавочки, магазины...
По дворам стали ходить татары - «старые вэщи покупаэм», появились шарманщики, приходили и с «Петрушкой». Старик с бандурой пел про Морозенка. Выкинули из комнат печки-буржуйки. Загорелись электрические лампочки...
Бабушка Граменька - самая разумная из всех - первая нашла себе работу: стала вязать для магазина детские капоры и вошедшие в моду вязаные бюстгальтеры. Вслед за ней нашли применение своим знаниям и другие - вышивали, рисовали, делала кукол для разных предпринимателей.
Тетя Шура стала брать заказы на пошивку женских туфель. Наш очень умный и предусмотрительный дедушка Озеров, видимо, понимал, что в России должны произойти социальные перемены (он умер в 1905 году). Своих незамужних дочерей он уговорил учиться какому-то ремеслу. Тетя Катя научалась делать дамские шляпы (но у нее это дело как-то не пошло), а тетя Шура - башмаки. У нее был набор вещей, необходимых для производства: колодки, сапожный нож, молоток, доска и другое. Туфли она делала на веревочной подошве - недорогие, легкие, удобные они имели спрос. Тогда распространились «деревяшки», а ее были лучше.
Заказчицы шли одна за другой.
В Пассаже открылся магазин мод. Его хозяин выписывал из-за границы журнал. В устаревших номерах нужно было подделывать год выпуска, стоявший на обложке. С этим хорошо справлялась мама. В магазине журнал смотрели новые дамы - «нэпманши», желавшие одеваться модно. Они выбирали образцы платьев, заказывали выкопировку для портнихи. Копировать нужно было срочно. Тетки и мама получили заработок. Кроме того, рисовали узоры детских ковриков для вышивки аппликацией. Иногда и вышивали их. Узоры часто придумывали сами. Прославилась Кука, придумавшая узор «Кошкина школа», ставший необыкновенно популярным.
Старшие сестры и тетя Катя работали еще и на магазин игрушек.
Школа для нас была закрыта (из-за происхождения). Наши родители - не верили в установившуюся власть. Им все казалось, что вернется прошлая жизнь. А мы росли безалаберно и бездумно. Нас научили правильно сидеть за столом, держать нож и вилку, спрашивать позволения встать из-за стола в конце обеда...
Граменька очень хотела научить нас французскому языку, который был как бы вторым после русского в доме. Все взрослые и сестра Катя говорили по-французски свободно. А мы отлынивали, удирали от Грамы, ленились. Умения преподавать Грама была лишена. Мы со скукой повторяли французские глаголы «быть» и «иметь» - не знали, как их применить в разговоре. Да и ленивы мы были.
Когда позже я стала с Граминой помощью читать Историю Франции для детей - мне стало интересно. До сих пор помню я и друидов и Шарлемань, и Жанну д'Арк, и «рыцарей без страха и упрека». Потом я уже без Грамы пыталась читать какие-то французские повести, но без словаря ничего не понимала и это занятие оставила.
Хотя семья и уменьшилась (уехали к родным Сорокины), но все же оставалась большой (12 человек). Кухней командовала тетя Шура. У нее была кули¬нарная книга Молоховец, она была хорошей хозяйкой. На базар вместе с ней ходили и мы с Кукой, несли кошелку, получали поощрение в виде леденцов на палочке. Покупали чаще всего «кости для собак» - так значилось в прейскуранте. Из них варили борщ или суп в огромной кастрюле «Матрене» (посторонние прини¬мали ее за выварку). На второе - макароны или каша.
Все менялось на Рождество, Новый год и, конечно, на Пасху. Еще на Страстной неделе в переулке хозяйки устанавливали строгую очередь к единственной русской печке - печь куличи. Когда подходил наш срок, священнодействовали тетя Шура и Даша. Ставили опару, ночью вставали - месить тесто, волновались, совещались, готовили формы. Очень важно было, какова мука - крупчатка ли!
Конечно, и мы трое были вовлечены в эти дела. Растирали с сахаром желтки, перебирали изюм, были у тетки под рукой - сбегать, принести. Нарушали пост, упрекали за это друг друга. Вылизывали освободившуюся посуду. Дел у нас тоже было много.
Ночью вернувшихся от заутрени ждал накрытый стол: куличи, сырная пасха, крашеные яйца, ветчина, жареная курица или утка. Много всего. В этот день обед не варили. Ели, кто когда хочет. Приходили гости на второй день.
На Новый год стол был другой. Считалось: что
будет на столе в 12 часов ночи, то такая же еда
появится и в году. Хлеб ставили белый и черный,
украшали его искусственными (еще
дореволюционными) цветами. Мясо, рыба, овощи, фрукты, каши, обязательно мёд, всего и не вспомню.
А под Рождество варили кутью, взвар из сухих фруктов, сыту (мед, разведенный водой). В пшеничной кутье - растертый мак и орехи, могла быть и рыба - все постное. Граменька в этот день постилась, не ела ничего до первой звезды. В сочельник у детей тоже хватало дел. Наряжали елку («съедобную») с конфетами, золочеными орехами, пряниками, елочными игрушками. Разбирали ее на третий день Рождества.
Долгое время мы верили, что вернется отец. По вечерам мама садилась в, кресло, а мы с Кукой у нее «под крылышками» - под теплым пледом. Мама рассказывала нам сказки своего сочинения, потом историю про каких-то итальянских детей - тоже ею придуманных. Главная тема была всюду одна - возвращение издалека в семью...
И вот маме передали, что кто-то из добровольцев вернулся и что-то знает о нашем отце. Мама пошла туда в тот же день.
-Да, да - подтвердила жена вернувшегося (его не было дома), - муж видел, как его хоронили, и записал номер могилы.
Жизнь потеряла для мамы смысл. Она помнила, что он ушел, послушавшись ее. По утрам она долго лежала в кровати, укрывшись с головой. Думая о чем-то своем.
В нашу жизнь мама не вмешивалась, считая, что дети во время ссоры сами во всем разберутся. Нас, девочек, не приучали к домашним делам. Подмести пол? Вытереть пыль? Застелить утром кровать? Даже просто умыться утром, причесаться? - все это было не обязательно.
Единственный, кто журил нас за неаккуратность, была Баба-Няня, но ее мы не слушались. Домашние дела старались свалить друг на друга. Ссорились, дрались, высмеивали наружность. Катя была еще добрее, а Лида с самого раннего детства не любила меня. Перед моим рождением умер наш брат. Пока он болел, мама все внимание отдавала ему. А когда родилась я, мамины заботы перешли на младшую. Трехлетняя Лида снова осталась в стороне. Она не упускала случая, чтобы выместить на мне свою обиду, вероятно, даже не понимая причины своей ненависти. Лида старалась уязвить меня самым обидным образом - вспоминала и записку к Васе, выдумывала всякие небылицы. Я взрывалась, лезла в драку и, конечно, получала затрещины одну за другой. Начитавшись книг, я жаждала справедливости и благородства, но сама проявить их не могла, не умела... Это я гораздо позже поняла, а тогда заводилась сразу...
Нам нужен был умный и добрый наставник. Его не было, мы остались безотцовщиной.
Взрослые - мама, тетки, бабушка - не ссорились никогда. Никаких «шпилек», обид и в помине не было... Ссорились Баба-Няня и Тусенька - ее сестра. Ссорились весьма шумно, с криками, упреками, враньем... Я была уверена, что виной этому их недворянское происхождение. Но нам происхождение ничуть не мешало безобразно вести себя.
В нашей общей семье большое место занимала Церковь. Именно церковь, а не вера. Верила искренне Граменька. Тетки и мама несли свой житейский крест безропотно, а для нас, детей важнее были обряды, внешние правила, красота православной службы.
Религия тогда упорно преследовалась. Закрывали, взрывали, разрушали церкви, даже самые красивые, старинные. Преследовали духовенство. Произошел раскол внутри православной церкви.
Появились так называемые «обновленцы» - противники репрессированного патриарха Тихона.
«Обновление» состояло в том, что священники этой ветви прославляли советскую власть, вне службы носили гражданскую одежду, им разрешалось разводиться с женой, брить бороду и т.д.
Городские власти отдавали им лучшие церкви, из еще не разрушенных. Они должны были изображать отделение церкви от государства, провозглашенное еще в феврале 1917 года.
Нечего и говорить, что наша семья, как и многие, была за тихоновцев. Мы ходили очень далеко (за рыбный базар) в единственную маленькую старинную церковь, где служили четыре архиерея - тихоновца.
По воскресеньям - к обедне, на Страстной неделе - говели. Постились Великим постом, но не строго, знали молитвы и в лицо священнослужителей.
Читая все подряд, я в те дни, когда говела, брала "Жития святых", читала о мучениках, об их несгибаемой вере. Один случай сильно смутил меня. В комнате был киот со многими иконами в блестящих ризах. Ожидали какую-то комиссию. Боясь, что комиссии не понравится открытая религиозность семьи, мама иконы убрала, а в киот поставила книги с золотыми корешками - будто так и было. (Кто-то из комиссии приходил раньше).
Что-то надорвалось у меня в душе. Как? Так просто отказаться от Бога? Вместо страшных пыток и мучений, ради какой-то мелочи? Я плакала, злилась, но маме не сказала, как ранила меня эта хитрость. Конечно, мамина вера была глубже и умней, но я этого не понимала, видела другое - измену.
Среди Кукиных подруг ближе всех к нам оказалась девочка Ира Роэр. Мы часто играли втроем. Осенью Ира поступила учиться к учительнице (школа для Иры также как и для нас, была недоступна по соц. происхождению). Нас мама старалась учить сама (чему-нибудь и как-нибудь) - грамоте, арифметике, географии... Это были случайные уроки. Всерьез я к ним не относилась.
Учительнице надо было платить, и все же решили, чтобы я к ней поступила. Вероятно, это был самый значительный период в моей жизни, когда я училась у Веры Евгеньевны.
Приняла она меня условно - если смогу догнать тех, кто поступил раньше. Жила Вера Евгеньевна в небольшом особняке, недалеко. Мы занимались в светлой комнате с дверью на балкон и в маленький сад. Учеников было человек семь или восемь. Сидели вокруг круглого стола. Я пришла в середине учебного года, все ученики были знакомы между собой, а я новая и чужая.
Первый мой урок - русский язык, переложение рассказа «Самум в пустыне».
Прослушав текст, я начала писать переложение сразу, без заглавия. Ира глянула мне через плечо и сделала гримасу - мол, очень плохо. С перепугу я криво написала вверху текста заглавие я поняла, что «горю»...


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта