-Федоровичев-Федорухин; Чепычин – Чепучин – Чепухин. Удивительно, но фамилии на «-ычин», «-учин» в Волуйке и ряде украинных городов в XVII в. кроме Акима ни у кого не встречаются. Фамилии служилых волуйских черкас не имеют выраженного украинского происхождения: Антонов, Андреев, Белая Рукавка, Богдашенков, Бушунской, Васильев, Волошенин, Данилов, Гаврилов, Жердев, Иванов, Иваницкой, Кортавой, Красноягодкин, Лисовской, Ляхов, Масленок, Пашинской, Теребунской, Хохлов, Тишаков, Чаплин, Шеховцов и др. Не исключено, что некоторые из них появились после суффиксальных правок, то есть в результате русификации. Порой у человека было две фамилии – одна, которую сам использовал, другая, которую знала власть. «Звались» одной, а «писались» другой. Со временем, однако, эти последние написанные «правильно» фамилии взяли вверх. Владельцы их, для своих же интересов, решили эти письменные фамилии помнить.
2.1.3. Топонимы с корнем «чеп». Множество фамилий произошло от названий географических объектов. В то же время, немало сёл и деревень, оврагов, лесов, полян было названо по имени/фамилии основателя населенного пункта и владельца земли.
Чепич – название леса, который затерялся где-то в районе села Лески (Лiски: укр., район Львова). В раннем средневековье это места проживания Белых Хорватов. Белые хорваты с издревле известны на Руси. Они аналогичны другим группам славян, упоминаемых в «Повести временных лет»: полянам, древлянам, уличам, словенам, радимичам и т.д. Правитель Византии Константин Багрянородный, живший в Х ст., сообщал, что крещёные хорваты происходят от некрещёных хорватов, называвшихся «белыми». Они обитали за Венгерскими горами, то есть в северном Прикарпатье и граничили со славянами – некрещёными сербами. После распада в X веке единого хорватского объединения в Прикарпатье одни хорваты переселились на Балканский полуостров и осели в Далмации, где проживают до наших дней. Другая группировка хорватов продвинулась на северо-запад и осела в Чехии, Польше и Германии, где постепенно растворилась в западнославянских народах. Последняя часть хорватов осталась в Прикарпатье и вошла в состав Киевской Руси, став в дальнейшем основой для населения Галицкой земли. Происхождение Львовского топонима, возможно, связано с названием общины, некогда там жившей, или с фамилией землевладельца.
В Хорватии на юго-востоке полуострова Истрия недалеко от Лабина расположена деревня Чепич (Stepaći- хорв.), находящаяся у края одноименного поля. Поле возникло на дне высохшего некогда красивого озера. Происхождение деревни Чепич, расположенной на травянистом склоне глинистого горного хребта, кажется, потеряно во времени. Согласно старым легендам Čepić, или Ceppici, или Ceplia, или Cepliano относится к доримскому периоду (177 г. до н.э.): тогда это была территория кельтов Secussi. Историки Хорватии полагают, что имя Чепич перепутали с Фелисией Felicia, старым римским названием деревни. С 1278 г. у озера действовал монастырь Paolini. На протяжении веков землями Чепич владели: монахи, местные князья, бароны, знать из Венеции и Австро-Венгрии. Деревня неоднократно разорялась и меняла свои названия. Подлинных доказательств, когда возникло и что означает название Чепич не найдено. Многовековое проживание бок о бок романских и славянских народов, их взаимное влияние на язык и культуру друг друга, а также многочисленные миграции народностей привели к появлению здесь уникальной неповторимой лингвистической композиции. Ещё около ста лет назад люди в этой местности говорили на хорватском, итальянском, словенском, немецком, истророманском и истрорумынском языках. В деревне Чепич в 1910 г. было много фамилий, оканчивающихся на «–ич»: Бабич, Белич, Милетич, Прусич, Влачич и др. (Из материалов сайтов по истории Истрии. Carlo De Franceschi «L'Istria, note storiche», стр. 47-48.)
Чепа Czepa – село на берегу Тиссы в Закарпатье, Виноградовский район. Первое упоминание о селе относится к 1320 году. Недалеко от этого села на границе Украины, Венгрии и Словакии есть городок Чоп (Чёп), 1281 год. В Мукачевском районе Закарпатской области Украины – село Чоповцы Чопiвцi (мадьярск. Czapoczka, Угрия, жители русские). Угорская Русь – часть Угрии или Угорской державы (Венгрии). Расположена в Закарпатье между Галичиной и Буковиной. Жители – Верховинцы (жители гор и верховьев) и Долиняне (жители долин). Входила в состав Червонной Руси. В 1526 г. в Угрию вошли турки, после чего она попала под власть Австрии. Народности Угорской державы: мадьяры, румыны, немцы, словаки, сербы, русские, хорваты, словенцы, евреи, цыгане. Вероисповедание: римско-католики, лютеране, православные, униаты, иудеи и др. Соседи называют угорцев: русские, русняки, русины, бойки, гуцулы, словены, словяки, угро-руссы, лемки, лишаки. Угорско-русские наречия понятны жителям южной России.
В Малинском районе Житомирской области есть село Чоповичи Czopowiczi (ж.д. станция Чеповичи). Село находится как бы на островке трёх речек – Перегорш, Чопiвка и Славута. Название села происходит от казака «окольничей русской шляхты» Великого княжества Литовского (далее ВКЛ) Игната Чопа, получившего здесь земли за военные заслуги на рубеже XV-XVI столетий. Дворяне Чоповские (потомки Игната стали именоваться Чоповские) имели грамоты на земли, пожалованные им от князей русских, литовских и от королей польских. Во времена смут эти документы были истреблены. В 1682 г. соседи подтвердили аттестацию о праве владения Чоповскими землей. С этой аттестацией Самуил, Андрей и Тимофей Чоповские отправились отыскивать копии своих документов в метрике коронной. Поиски оказались успешными. В 1683 г. король Иоанн III выдал подтвердительную грамоту Чоповским. Король подтвердил все выданные ранее документы, и возобновил их право на владения принадлежавшими им землями. В 1685 г. на сеймике Киевского воеводства Чоповские предоставили доказательства о дворянском происхождении своего рода. Но сейм не состоялся.
В Житомирской области (Украина) находится село Чеповице. В Смоленской области в Рославльском районе есть деревня Чепице. Окончание –ice(-«ице», «-иц», «-ис») балтского происхождения, встречается у поляков, чехов, лужицких сербов. В один лингвистический ряд вместе с фамилиями на «–ич» выстраиваются фамилии, оканчивающиеся на «-ис» (Чепис), «-иц» (Чепиц). Фамильные образования формировались под влиянием национальных традиций и социальных норм. В Брянской области есть пограничный сторожевой город Почеп. В Курском крае - село Почепец. В переписи 1710 г. Сибирской губернии Вятского уезда Каринской волости записано: «Починок Чепыч. Во дворе Байсар Куйшев сын Юлышев, 40 лет» . Население волости иноверческие дворы: «тотары», «бесермяне», «отяки». Название починка - небольшого населенного пункта, вероятно, связано с рекой Чепца (Чепец), на которой он расположен. Другого объяснения происхождению этому необычному топониму просто не находится. В той же волости: Чепецкоя доля, Чепцы, Чепецкой стан. В Удмуртии существует схожее название - деревня Сепыч на реке Сепыч.
2.1.4. Чепич – разновидность обуви. Все гагаузы в холодную погоду носят ботинки, так называемые «чепич». Это одно из самых популярных названий обуви. Слово в данном значении активно употребляется в гагаузском языке. В болгарском языке слово «чупицы» означает башмаки. Слово в различных фонетических вариантах бытует во многих славянских языках. В значении ботинок слово в форме «чупичь» функционирует в молдавском языке (МРС, 596), и в форме «кепич» в турецком языке (БТС, 627). Возможно, молдаване заимствовали этот славянизм у гагаузов. «Ич» – внутренняя часть, нутро. Гагаузы – тюркоязычная народность, исповедующая христианство, живущая на юге Молдавии, в Одесской и Запорожской областях Украины, в Болгарии, Румынии, Турции, Греции; общая численность до 0,5 млн. человек. (Гюллю Каранфил, «Лексика гагаузского языка»)
2.1.5. Историческая этимология имени Чепа. Павел Чучка в книге «Прозвища закарпатских украинцев: историко-этимологический словник» (Львов: Свет, 2005. С.XXXII, 601) приводит распространенность антропонима Чепа в Закарпатье: на Иршавщине (Иршава), Свалявщине (Свалява), Виноградовщине (Виноградов). Встречается в Будапештских летописях 1213 г. - Chepa, 1574 г. – Czyp, 1575 г. – крипак Nic. Chepa (Thepey); во Львовских поземельных кадастрах 1787 г. и 1819 г. – Czepa. Автор объясняет происхождении Чепа от сербского или хорватского личного имени Ћeпa Чепа (в сербской кириллице Ћ – мягкое ч), походит на Ctjeban, Стефан, укр. Степан, Степа или угорский эквивлент - Csepa. У сербов есть имя Šćepan Шчепан Степан, сокращенно Šćepa Шчепа Степа. Этимология прозвища, полагает П.П. Чучка, может также восходить к чепа – «предмет, за який може щось зачепитися»; или к румынскому cep – «затичка», «чiп». О популярности имени Чепа в Закарпатье можно судить по множеству вариантных фамилий: Чепак (Чепа+ак), Чепан (Чепа+ан), Чепей (Чепа+ей), Чепка (Чепа+ка), Чепканич, Чепакун (Чепа+кун), Чепинец (Чепа+инец), Чепченят (Чепа+енят), Чепчан, Чепчинич. Не менее распространены там родственные имена Чоп и Чопа: 1. «чiп», «затычка для бочки», «клин»; «розява»; 2. от сербско-хорватского hoпа - «кульгава людина». Фамилии: Чопак, Чопей, Чопенок, Чопик, Чопий, Чопко, Чопов, Чопович, Чоповский, Чопюк. В описании патронимических суффиксов автор книги добавляет, что закарпатские фамилии на «–ич» имеют преимущественно сербско-хорватское происхождение.
В Испании есть личные имена: Чепа (Chepa) – форма имени ж. Josefa/Josefita (Хосефа), Чепе (Chepe) – форма имени м. Josef (Хосе). Оба имени являются вариантами древнееврейского имени Йосеф (Иосиф, Осип, Йозеф, Жозефина), означающего «Яхве воздаст». В христианстве почитается несколько святых с этим именем. Наиболее известный из них – Иосиф Обручник, муж девы Марии. Во времена турецкого владычества на Чёрном море в Крыму процветал рынок торговли рабами. Пленников свозили туда из многих стран Европы. Кто-то из них оставался в неволе надолго, менял веру, создавал семью. Кого-то выкупали родственники или обменивали на пленных татар. Чапичев Яков Иудович (Иегудович) – 1909-1945 гг., крымчак, Джанкой, Герой Советского Союза, писатель. Крымчаки – еврейская этнолингвистическая группа (община) на Крымском полуострове. Старое название – срэл балалары, бени Исраэл - сыны Израиля. Полагают, что фамилии крымчаков указывают на их связь с тюркоязычными
Страницы: 1 2 3 4 5 6 #
|