|
|
|
|
Сказки служилых людей г. Валуйка 1697 года.
Арх. источник: РГАДА. Фонд 210. Разрядный приказ. Столбцы Белгородского стола 1621-1701 гг. Ед.хр. 1599. – 7205/1697 г. «Сказки о службе, семейном составе и имущественном положении, поданныя на съезжем дворе в Валуйке стольн. Тимоф. Александр. Ляпунову валуйчанами».
Сказка станичника Акима Чепухина
Л.76. Се (205/1697) г году марта в Г(3) де(нь) на Валуике на с(ъ)езжем дворе перед стол(ь)ником Тимофеем Александровичем Ляпуновым валуиченин станичьник Аким Василиев с(ы)н Чепухин сказал: «Вправду у меня шесть сынов - Петрущка да Сен(ь)ка, Иващка возросте, Гришка девяти лет, Терещка шти лет, Прон(ь)ка дву лет. А опричь того, иных никаких свойственников, крестьян и бабылей, и пришлых гулящих людей, и оброчных статей, и промыслов, и угодей нет. Помесной земли за мною сорок чети, сенных покосов двесте капен. А будет, я сказал ложно, и за ту мою ложною скаску, чтоб великий г(о)с(у)д(а)рь указал помесною землю и всякия мои пожитки отписать на себя, великого г(о)с(у)д(а)ря. То моя и скаска»
Л.76 об. К сей скаски волуйския площеди подячей Петрушка Брянцев вместо Акима Чепухина по ево веленю руку приложил.
Правила передачи текста: Текст скорописи XVII в. выполнен современным русским алфавитом, все устаревшие буквы заменены. Буквенные цифры переведены на арабские, года пересчитаны на современное летоисчисление (см. в скобках). Аббревиатуры раскрыты, отсутствующие в словах буквы дописаны в круглых скобках. Надстрочные знаки не воспроизведены. Вместо верхнего штриха записана современная буква «й». Твердый знак «еръ» опущен. Текст разделен на слова и предложения с пунктуацией. Концы строк не отмечены. Орфографические ошибки писца не исправлены. Перевод А.Г. Чепухин, 2008 г.
Комментарии к сказке. Из текста сказки стало известно, что Аким Васильев сын Чепухин в 1697 г. жил в городе Валуйка (совр. Валуйки) и служил станичником. Для обозначения личных сведений подающего сказку использовано трехчленное именование: личное имя, отчество по отцу, прозвищное отчество деда или другого представителя старших поколений (фамилия). Аким – народный вариант от календарного имени Иоаким. В старину имена обычно выбирались из святцев по дате рождения ребенка. Именины Акима: 23 (10) февраля или 22 (9) сентября. Значение имени Аким – Божий ставленник (др.-евр.). Аким – человек очень решительный, привыкший добиваться своего. Ему не составляет труда преуспевать в работе, в любви и в бою. Это имя счастливчиков! Именем Аким, Иоаким звали отца Пречистой Девы Марии, впоследствии родившей самого Иисуса. На Богоотца Акима обновляют в избах огонь: старый гасят, а новый возжигают. Отчество с суффиксом “-вич” было привилегией представителей высших социальных слоев: князей, бояр окольничих, казначеев и др. С таким отчеством в сказке указан стольник Тимофей Александрович Ляпунов, лицо официальное, государственное, которого правительство направило для сбора сведений о служилых людях г. Валуйка. Для выделения отчества у Акима Чепухина служит слово “сын”, обычно оно ставилось после самого отчества. Из написания следует, что отца Акима звали христианским именем Василий. Является ли отчество Чепухин (внук человека по имени Чепуха) фамилией? Фамилия может считаться фамилией, если она представлена в именованиях представителей четырех поколений: у деда - прозвище, у сына – отчество отца, у внука - дедичество, у правнука – фамилия. Более древние представители рода Чепухиных нам неизвестны. По однотипности именований у большинства служилых людей г. Валуйка и записи родовых прозваний с суффиксами -ов/ев, -ин в именительном падеже можно судить о том, что перед нами все же фамилия, а не прозвищное отчество. Объяснить происхождение фамилии Чепухин непросто, так как образующее слово имеет несколько значений. Прозвище Чепуха в старину мог получить взрослый человек: 1. чепкий, по корню чеп от «чепать» цеплять, значит, цепкий, хваткий, держкий, ловкий (Подходящее прозвище для удалого казака!) 2. грязный, испачканный, чумазый, от чепуха «сопуха – трубная сажа» (Может быть, основатель фамилии был печником или трубочистом?) 3. небольшой или худой как чепа «щепа», «щепуха». Если имя Чепуха «колючий кустарник» или «сажа» было дано человеку вскоре после рождения, то в соответствии со старославянской мифологией оно могло быть «защитным» и выполнять функции оберега. Происхождение фамилии от чепуха «вздор, нелепость, бред» невозможно, так как сама фамилия старше этого современного толкования слова, как минимум, на сто лет. (5) У Акима было шесть сыновей (лиц женского пола в сказки не записывали): Петр, Семен, Иван – взрослые, Григорий – 9 лет, Терентий – 6 лет, Прокофий – 2 года. Все имена у детей христианские, канонические. Своих детей он называет не официальными полными именами, а использует народные формы с уменьшительным суффиксом «ка». Тем самым Аким выражает свое близкое и нежное родительское отношение. Своих любимых детей он именует по старорусскому обычаю: Петрушка, Сенька, Ивашка, Гришка, Терешка, Пронька. Такое количество детей (только мужского пола!) в семьях валуйчан было редкостью, чаще один или два сына. Старшие сыновья своих детей не имели, наверное, Петр, Семен и Иван были еще не женаты. В доме у Акима родственники по мужу или жене не проживали. Крестьян и иную наемную рабочую силу для работы в хозяйстве Аким не привлекал, налогооблагаемой трудовой деятельностью (пчеловодство, мельница, рыбные промыслы, охотничьи угодья, торговля) не занимался. За свою службу он имел жалованье: поместной земли - 40 чети (1 четь=1/2 десятина=1200 кв.сажень, 1 сажень=2,132 м, 1 четь=0,545 Га) и сенных покосов - 200 копен (площадь сенных покосов в старину на Руси определялась количеством скошенного сена и измерялась копнами). Сказка Акима стоит третьей по счету в общем списке 235-ти валуйских станичников, после станичного атамана Семена Корякина (л.74) и станичника Ивана Путилина (л.75). Списки составлялись, это видно сразу, не по алфавиту. Место в общине станичников, вероятно, определялось от звания и заслуженного авторитета, от которых, в свою очередь, зависели размеры жалования. Возможно, Аким был заместителем настоящего атамана, стольником, пятидесятником или «знатным» казаком. К сожалению, информация о должностях и заслугах служилых людей в сказках не содержится.
Сказки из разных служб.
Дети боярские городовой службы. л. 71. Се (205/1697) году марта в Г(3) де(нь) на Валуике на съезжем дворе перед столником Тимофеем Александровичем Ляпуновым валуиченин городовыя службы сын боярской Архип Фатеив с(ы)н Смолев сказал: «Вправду у меня два с(ы)на - Сенка трех лет, Фатюшка полгодив. А опричь того, иных никаких свойственников и крестьян, и бабылей, и задворных деловых, и пришлых гулящих людей за мною нет. Помесной земли за мною пятдесят чети, сенных покосов - сто капен. А будет, я сказал ложно, и за ту мою ложною скаску, чтоб великий государь указал помесную землю и всякия мои пожитки отьписать на себя, великого государя. То моя и скаска».
л. 72. Се (205/1697) году марта в Г(3) де(нь) на Валуике на съезжем дворе перед столником Тимофеем Александровичем Ляпуновым валуиченин городовыя службы сын боярской Тит Понъкратьив с(ы)н Савостьянов сказал: «Вправду у меня два с(ы)на - Петрушка возросте, Антошка дву лет, да два брата – Грищка да Ивашка возросте. А опричь того, иных никаких свойственников и крестьян, и бабылей, и задворных деловых, и пришлых гулящих людей нет. Да у меня ж мелница на реке Осколе сопча с Афонасем Тороповым. И с той мелницы оброку плачу я на год по десяти алтын. Помесной земли за мною пятдесят чети, сенных покосов - сто капен. А будет я сказал ложно, и за ту мою ложною скаску, чтоб великий государь указал помесною землю и всякие мои пожитки отьписат(ь) на себя, великого государя. То моя и скаска»
л. 73. Се (205/1697)г году марта в Г(3) де(нь) на Валуике на съезжем дворе перед столником Тимофеем Александровичем Ляпуновым валуиской пушкар Афанасей Аврамов с(ы)н Торопов сказал: «Вправду брат мой Гаврила Аврамов с(ы)н Торопов служит городовую службу детях боярских и живет со мною в одном доме. Не в розделе у него с(ы)н Васка четырех лет. И ныне брата моево в доме нет, поехал к Москве для торгового промыслу генваря в О (9) де(нь) нынешнего Сг(203/1695)г году. Помесной земли за братом моим пятдесят чети, сенных покосов триста капен. А чта у меня з братом моим мелниц, и оброчных статей, и промыслов вопче, и то писано в моей скаске в пушкарском чину имянно. А будет я сказал ложно, и за ту мою ложною скаску, чтоб великий государь указал помесною землю и всякия наши пожитки отписат(ь) на себя, великого государя. То моя и скаска»
Примечание: Topoп - древнерусское нецерковное имя. Его нарицательное значение: расторопный, торопливый, быстрый.
Станичники. л. 74. Се (205/1697)г году марта в В(2) де(нь) на Валуике на съезжем дворе перед столником Тимофеем Александровичем Ляпуновым валученин станичный атаман Семен Терентьив с(ы)н Корякин сказал: «Вправду у меня сын Адвакумка полгоди, да брат Афонка возрасте. А опричь того, иных никаких своиственников, крестьян, и бабылей, и пришлых гулящих людей, и оброчных статей, и промыслов, и угодей за мною нет. Пашенной земли за мною сто дватцать чети, сенных покосов - сто сорок капен. А будет я сказал ложно, и за ту мою ложною скаску, чтоб великий государь указал пашенною землю и всякия мои пожитки отписать на себя, великого государя. То моя и скаска»
Примечание: 1. Коряка - тот, кто корячится; так родители могли ласково назвать младенца по его манере растопыривать ножки, корячиться. 2. В некоторых говорах коряка - упрямый, несговорчивый; от глагола 'корячиться' в значении 'упрямиться, упорствовать'.
л. 75. Се (205/1697) году марта в Д(4) де(нь) на Валуике на съезжем дворе перед столником Тимофеем Александровичем Ляпуновым валуиской станичник Иван Тимофеев с(ы)н Путилин сказал: «Вправду у меня сын Васька возрасте. А опричь того, иных никаких своиственников, крестьян и бабылей, и пришлых гулящих людей, и оброчных статей, и промыслов, и угодей нет. Пашенной земли за мною петдесят чети, сенных покосов – сорок чатыре капны. А будет я сказал ложно, и за ту мою ложною скаску, чтоб великий государь указал пашенною землю и всякия мои пожитки отписать на себя, великого государя. То моя и скаска»
Примечание: Путило, Путяй и Путята - древнерусские нецерковные имена, весьма распространенные в прошлые века. Возможно, что Путилой, Путяем или Путятой называли ребенка, родившегося в пути, во время переезда. Основы могут быть связаны и со словом путний - 'полезный, толковый, годный, порядочный, хороший'. В словаре Даля путна - безтолковый человек.
л. 77. Се (205/1697)г году марта в Г(3) де(нь) на Валуике на съезжем дворе перед столником Тимофеем Александровичем Ляпуновым валуичанин станичник Нестер Данилов с(ы)н Макаров сказал: «Вправду у меня два брата – Сенка да Васка возросте. У Сенки с(ы)н Калинка трех лет, да пасынок Данилка Алексеив с(ы)н Дронин возрасте. А опричь того, иных никаких своиственников, крестьян и бабылей, и пришлых гулящих людей, и оброчных статей, и промыслов, и угодей нет. Пашенной земли за мною семьдесят чети, сенных покосов - восемьдесят капен. А будет я сказал ложно, и за ту мою ложною скаску, чтоб великий государь указал пашенною землю и всякия мои пожитки отписать на себя, великого государя. То моя и скаска»
Рейтары л. 4. Се (205/1697)г году марта в в(2) де(нь) на Валуике на съзжем дворе перед столником Тимофеем Александровичем Ляпуновым валуйченин рейтар Григорей Андреев с(ы)н Щукин сказал: «Вправду у меня три с(ы)на – Сенка, Карпушка возрасте, Пан(ь)ка двенатцети лет. А опричь того иных никаких свойственников, крестян и бабылей, и гулящих пришлых людей, и никаких оброчных статей, и промыслов, и угодей за мною нет. Пашенной земли за мною сто чет, сенных покосов сто дватцеть пят капен. А будет я сказал ложно, и за ту мою ложною скаску, чтоб великий государь указал помесною землю и пожитки отписат(ь) на себя, великого государя. То моя и скаска». л. 4 об. К сей скаски чугуевския площеди подячей Антошка Жаков вместо Григоря Щукина по ево веленю руку приложил.
Общие замечания к сказкам. Все сказки служилых людей г. Валуйка схожи между собой и составлены по заранее установленной форме. Они содержат сведения о службе, семейном составе и имущественном положении подающего сказку. Записывали сказки несколько Валуйских и Чугуевских площадных подьячих, неразборчивый и корявый почерк которых оставлял желать лучшего. На одном листе, как правило, помещалось две сказки. С одной стороны листа писались сами сказки, а с обратной - «помета», кто записал и с чьих слов. Сведения поступали и сортировались по «чинам» или категориям служб. Согласно поданным сказкам в городе Валуйка в 1697г. жили и служили: рейтары – 37 ч., солдаты – 30 ч., дети боярские городовой службы – 4 ч., станичники – 235 ч., конные стрельцы – 97 ч., пешие стрельцы – 25 ч., полковые казаки – 185 ч., пушкари – 48 ч., затинщики – 40 ч., казенные кузнецы – 3 ч., люди черкаской службы – 56 ч. Всего: около 750-ти человек. С учетом членов семей и родственников население Валуйки составляло около 3-3,5 тысяч человек. До реформ Петра Великого на Руси продолжала существовать поместная система содержания ратных людей. За несение военно-административной службы люди обеспечивались денежным и поместным жалованьем. Поместье - земельное имущество с правами условного, временного и личного владения. Поместья у низших чинов валуйчан были небольшие, 30-50 четвертей. Вести хозяйство и обрабатывать землю защитникам города приходилось своими руками и членов своей семьи. «Если что и эксплуатировали они, то только свои же руки, которыми на службе саблей махали, а в свободное время землю пахали». О денежном жалованье в сказках не упоминается. По-видимому, оно воинам не выделялось. Все сказки заканчиваются одинаково: служилый отвечал за достоверность и правдивость поданных им сведений. В случае обмана его могли лишить поместной земли и всего хозяйства в пользу государя. Наверное, это производило больший эффект, чем простое «честное слово».
Состав валуйского гарнизона в XVII веке с годами менялся незначительно. Пополнения, обычно, проходили при записи в службу детей и «свойственников», а сокращения – после гибели воинов в боях и увольнений от служб по старости и увечьям. О социальном составе крепости можно судить по следующим данным: 1. «На Волуйке, воевода Иван Микифоров сын Давыдов, да Иев Гринев, а с ними стрельцов конных Волуйских и Царегородцких 154 ч. да козаков Волуйских и Царегородцких 270 ч. да пеших 100 ч. стрельцов, пушкарей и затинщиков 100 ч.» (Разрядная книга 7125 /1617 г./ Временник императорского Общества Истории и Древностей Российских. кн. 3. 1849) Царегородская слобода находилась на левом берегу Валуя, напротив крепости. – прим. Ч.А. 2. Полковые казаки: 1626 г. – 285 ч.; 1667 г. – 220 ч.; 1700 г. – прежних 197 ч., записаны в казаки дети и свойственники – 227 ч. (всего 424 ч.) Поместной земли по 50 чети человеку, сенных покосов на всех 9000 копен. Черкасы: 1651 г. – 56 ч.; 1687 г. – 54 ч.; 1700 г. – 59 ч., записаны вновь 70 ч. (всего 129 ч.). Поместной земли по 30 чети человеку, сенных покосов на всех 1000 копен. (2) 3. Согласно «Сметы военных сил Московского государства» в 1661-1663 гг. на Волуйке жили и служили: станичники – 144 чел.; стрельцы – 120 чел.; казаки – 194 чел.; пушкари, затинщики, казенные кузнецы - 68 чел.; черкасы – 43 чел.; ямщики, жилетцкие люди, монастырские крестьяне. Всего 649 человек. «А что каких людей порознь, тово в росписи с Волуйки Левонтья Кабякова имянно не записано». 4. В городовой службе в Валуйках в 1681 г. значилось 602 человека, в том числе стрелецкий и казачий голова – 1, подьячих, площадных дьячков и целовальников – 7, станичных атаманов и ездоков – 144, стрельцов конных и пеших – 135, казаков – 174, пушкарей – 26, затинщиков – 41, ямщиков – 20, черкас – 53, казенный кузнец – 1. (3)
Состав служилых людей г. Волуйка в XVII веке существенно отличался от других городов, расположенных по Белгородской черте и «за чертою». Более половины защитников города составляли полковые (конные) казаки и станичники. Город служилого казачества. С первых дней основания города плечом к плечу с казаками несли нелегкую службу конные и пешие стрельцы. Здесь почти не было детей боярских. Черкасы (украинцы) составляли менее 10 % населения. На Волуйке всегда жили ямщики, так как через город проходил почтовый тракт. Вооружение крепости было немалое, поэтому на службе состояли пушкари и специалисты - затинщики, кузнецы. Поначалу в городе не было рейтар, солдат и драгун, в небольшом количестве они появились только в конце века. Жили ратники в слободах, расположенных недалеко от стен крепости. О роде служб населения слобод говорили их названия: Стрелецкая, Пушкарская, Казацкая, Ямская.
А.Г. Чепухин, г. Тольятти, 2009 г.
Использованная литература:
1. РГАДА. Фонд 210. Разрядный приказ. Столбцы Белгородского стола. Ед. хр. 1528. "Документы о служилых людях городов Белгородского полка" 2. РГАДА. Фонд 210. Разрядный приказ. Столбцы Белгородского стола. Ед. хр. 1528. – 7196-98/1688-90гг. "Документы о служилых людях городов Белгородского полка". 3. Загоровский В.П. «Изюмская черта», Изд-во Воронежского госуниверситета, 1980 4. Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев «Имена» - М.: Рольф, 1999 5. А.С. Львов «Чепуха», www.ameshavkin.narod.ru/litved/grammar/ling/etym/cepuha.htm
Страницы: 1 2 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|