Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Сказки служилых людей г. Валуйка 1697 года


Сказки о службе, семейном составе и имущественном положении, поданныя на съезжем дворе в Валуйке стольн. Тимоф. Александр. Ляпунову валуйчанами.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Сказки служилых людей г. Валуйка 1697 года
RSS




Примечание: Путило, Путяй и Путята - древнерусские нецерковные имена, весьма распространенные в прошлые века. Возможно, что Путилой, Путяем или Путятой называли ребенка, родившегося в пути, во время переезда. Основы могут быть связаны и со словом путний - 'полезный, толковый, годный, порядочный, хороший'. В словаре Даля путна - безтолковый человек.

л. 77. Се (205/1697)г году марта в Г(3) де(нь) на Валуике на съезжем дворе перед столником Тимофеем Александровичем Ляпуновым валуичанин станичник Нестер Данилов с(ы)н Макаров сказал: «Вправду у меня два брата – Сенка да Васка возросте. У Сенки с(ы)н Калинка трех лет, да пасынок Данилка Алексеив с(ы)н Дронин возрасте. А опричь того, иных никаких своиственников, крестьян и бабылей, и пришлых гулящих людей, и оброчных статей, и промыслов, и угодей нет. Пашенной земли за мною семьдесят чети, сенных покосов - восемьдесят капен. А будет я сказал ложно, и за ту мою ложною скаску, чтоб великий государь указал пашенною землю и всякия мои пожитки отписать на себя, великого государя. То моя и скаска»

Рейтары
л. 4. Се (205/1697)г году марта в в(2) де(нь) на Валуике на съзжем дворе перед столником Тимофеем Александровичем Ляпуновым валуйченин рейтар Григорей Андреев с(ы)н Щукин сказал: «Вправду у меня три с(ы)на – Сенка, Карпушка возрасте, Пан(ь)ка двенатцети лет. А опричь того иных никаких свойственников, крестян и бабылей, и гулящих пришлых людей, и никаких оброчных статей, и промыслов, и угодей за мною нет. Пашенной земли за мною сто чет, сенных покосов сто дватцеть пят капен. А будет я сказал ложно, и за ту мою ложною скаску, чтоб великий государь указал помесною землю и пожитки отписат(ь) на себя, великого государя. То моя и скаска».
л. 4 об. К сей скаски чугуевския площеди подячей Антошка Жаков вместо Григоря Щукина по ево веленю руку приложил.


Общие замечания к сказкам.
Все сказки служилых людей г. Валуйка схожи между собой и составлены по заранее установленной форме. Они содержат сведения о службе, семейном составе и имущественном положении подающего сказку. Записывали сказки несколько Валуйских и Чугуевских площадных подьячих, неразборчивый и корявый почерк которых оставлял желать лучшего. На одном листе, как правило, помещалось две сказки. С одной стороны листа писались сами сказки, а с обратной - «помета», кто записал и с чьих слов. Сведения поступали и сортировались по «чинам» или категориям служб.
Согласно поданным сказкам в городе Валуйка в 1697г. жили и служили: рейтары – 37 ч., солдаты – 30 ч., дети боярские городовой службы – 4 ч., станичники – 235 ч., конные стрельцы – 97 ч., пешие стрельцы – 25 ч., полковые казаки – 185 ч., пушкари – 48 ч., затинщики – 40 ч., казенные кузнецы – 3 ч., люди черкаской службы – 56 ч. Всего: около 750-ти человек. С учетом членов семей и родственников население Валуйки составляло около 3-3,5 тысяч человек.
До реформ Петра Великого на Руси продолжала существовать поместная система содержания ратных людей. За несение военно-административной службы люди обеспечивались денежным и поместным жалованьем. Поместье - земельное имущество с правами условного, временного и личного владения. Поместья у низших чинов валуйчан были небольшие, 30-50 четвертей. Вести хозяйство и обрабатывать землю защитникам города приходилось своими руками и членов своей семьи. «Если что и эксплуатировали они, то только свои же руки, которыми на службе саблей махали, а в свободное время землю пахали». О денежном жалованье в сказках не упоминается. По-видимому, оно воинам не выделялось.
Все сказки заканчиваются одинаково: служилый отвечал за достоверность и правдивость поданных им сведений. В случае обмана его могли лишить поместной земли и всего хозяйства в пользу государя. Наверное, это производило больший эффект, чем простое «честное слово».

Состав валуйского гарнизона в XVII веке с годами менялся незначительно. Пополнения, обычно, проходили при записи в службу детей и «свойственников», а сокращения – после гибели воинов в боях и увольнений от служб по старости и увечьям. О социальном составе крепости можно судить по следующим данным:
1. «На Волуйке, воевода Иван Микифоров сын Давыдов, да Иев Гринев, а с ними стрельцов конных Волуйских и Царегородцких 154 ч. да козаков Волуйских и Царегородцких 270 ч. да пеших 100 ч. стрельцов, пушкарей и затинщиков 100 ч.» (Разрядная книга 7125 /1617 г./ Временник императорского Общества Истории и Древностей Российских. кн. 3. 1849) Царегородская слобода находилась на левом берегу Валуя, напротив крепости. – прим. Ч.А.
2. Полковые казаки: 1626 г. – 285 ч.; 1667 г. – 220 ч.; 1700 г. – прежних 197 ч., записаны в казаки дети и свойственники – 227 ч. (всего 424 ч.) Поместной земли по 50 чети человеку, сенных покосов на всех 9000 копен. Черкасы: 1651 г. – 56 ч.; 1687 г. – 54 ч.; 1700 г. – 59 ч., записаны вновь 70 ч. (всего 129 ч.). Поместной земли по 30 чети человеку, сенных покосов на всех 1000 копен. (2)
3. Согласно «Сметы военных сил Московского государства» в 1661-1663 гг. на Волуйке жили и служили: станичники – 144 чел.; стрельцы – 120 чел.; казаки – 194 чел.; пушкари, затинщики, казенные кузнецы - 68 чел.; черкасы – 43 чел.; ямщики, жилетцкие люди, монастырские крестьяне. Всего 649 человек. «А что каких людей порознь, тово в росписи с Волуйки Левонтья Кабякова имянно не записано».
4. В городовой службе в Валуйках в 1681 г. значилось 602 человека, в том числе стрелецкий и казачий голова – 1, подьячих, площадных дьячков и целовальников – 7, станичных атаманов и ездоков – 144, стрельцов конных и пеших – 135, казаков – 174, пушкарей – 26, затинщиков – 41, ямщиков – 20, черкас – 53, казенный кузнец – 1. (3)

Состав служилых людей г. Волуйка в XVII веке существенно отличался от других городов, расположенных по Белгородской черте и «за чертою». Более половины защитников города составляли полковые (конные) казаки и станичники. Город служилого казачества. С первых дней основания города плечом к плечу с казаками несли нелегкую службу конные и пешие стрельцы. Здесь почти не было детей боярских. Черкасы (украинцы) составляли менее 10 % населения. На Волуйке всегда жили ямщики, так как через город проходил почтовый тракт. Вооружение крепости было немалое, поэтому на службе состояли пушкари и специалисты - затинщики, кузнецы. Поначалу в городе не было рейтар, солдат и драгун, в небольшом количестве они появились только в конце века. Жили ратники в слободах, расположенных недалеко от стен крепости. О роде служб населения слобод говорили их названия: Стрелецкая, Пушкарская, Казацкая, Ямская.

А.Г. Чепухин, г. Тольятти, 2009 г.

Использованная литература:

1. РГАДА. Фонд 210. Разрядный приказ. Столбцы Белгородского стола. Ед. хр. 1528. "Документы о служилых людях городов Белгородского полка"
2. РГАДА. Фонд 210. Разрядный приказ. Столбцы Белгородского стола. Ед. хр. 1528. – 7196-98/1688-90гг. "Документы о служилых людях городов Белгородского полка".
3. Загоровский В.П. «Изюмская черта», Изд-во Воронежского госуниверситета, 1980
4. Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев «Имена» - М.: Рольф, 1999
5. А.С. Львов «Чепуха», www.ameshavkin.narod.ru/litved/grammar/ling/etym/cepuha.htm


Страницы: 1 2 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта