В оригинале документ ''обыскные речи служилых казаков Красной Слободы'' читаются следующим образом : '' В обыску Темниковского уезду дворцовые Красные Слободы служилые казаки : пятидесятник Посник Федоров, десятники : Григорий Тимофеев сын Шутихин, Максим Овдакимов, Степан Семенов сын Беспутин, Невер Ондреев сын Бурков, Дмитрей Селиванов сын Корякин, Невер Ондреев сын Бурков, Дмитрей Федоров сын Кузовников, Яков Юрьев Сын Шачеников,Юрья Лаврентьев, Иван Иванов сын Колачников, федор Степанов сын Горячев, Гаврило Степанов сын Елатомец, Осип Микифоров, Иван Павлов,Денис Васильев, Овдакимов зять Прокофей Петров Голубчиков, Григорей Васильев сын Сырохватов, Влас Моркеев, Кит Яковлев, Афонасей Богданов, Алексей Горшков, Василей Яготкин, Яков Шахворостов, Амельян Юдин, Степан Тресопузов, Ермак Иванов Калесник, Кузьма Шаченников, Иван Яковлев Тельной, Илья Селиванов Сальников, Сидор Кондратьев, Иван Тиханов, Илья Иванов сын Резанцов, Иван Приблагин, Понтелей Мальцов, Лаврентий Захаров, Иван Микитин Кваков, Любим Дружинин, Федор Петров сын Плетнев, Кондратей Наумов, Семен Григорьев сын Боронин, Прокофей Обрамов сын Сапожников, Еким Олексеев сын Мокроусов, Степан Костентинов, Наум Русинов, Артемий Иванов – сказали : по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси и крестному целованью Темникова города подъячему Науму Истомину да пушкарю Степану Амельянову то мы ведаем : тот Левка Титов да Агапка да Костька родились и поросли в селе Девечьем Рукове и жили во крестьянех за князем Иваном Михайловичем Катыревым – Ростовского. А в которых летах тот Левка, да Агапка да Костька породились и порозли, - того не упомним. А которого году тот Левка да Огапка да Костька з женами и з детьми из-за князя Ивана Михайловича ис села Девичья – Рукова выбежали было и сколько лет за кем бегая где жили, - и того мы не ведаем. А то мы ведаем : тот Левка с тем Огапком да с Костьком з женами и з детьми бегаючи за князя Ивана Михайловича Катырева во крестьяне в село Девичей Рукав опять на старину пришли жить во 137-м году, как был в Красной Слободе Григорей Борняков для свозу беглых государевых дворцовых крестьян. А как те крестьяне Левка да Огапка да Костька з женами и з детьми пришли жить на Старину за князя Ивана Михайловича Катырева в село Девичей Рукав, и приказной человек Иван Забродин в Красной Слободе на торгу евлял словесно на орзамасца на сына боярского на Прохора Сонина, что он их тех крестьян Левку да Огапку да Костьку з женами и з детьми из-за себя выбили и их ограбили. А то мы ведаем жа, что тот Костька Иванов сын Долгова, а не Кирилов. А им, Левке да Огапке, тот Костька племянник родной. А отец ево Костькин, Иван Долгой, тому Левке да Огапке был брат родной большой. Да то мы ведаем жа, как они, Левка, да Огапка, да Костька, да сын Левкин Панка, бегали и до того побегу за князя Иваном Михайловичем Катыревым в селе Девичьем Рукове во крестьянах они жили все вместе в одном Левкине дворе. А бегаючи они опять на старину все пришли жить за него ж за князя Ивана Михайловича Катырева в село Девичей Рукав в тот жа свой старой двор. Да и по се место ани живут на том жа своем старом дворовом... То наши и речи. А речи писал Красные Слободы служилой козак Ивашка Павлов. На обороте написано : '' К сем обыскным речам Красные Слободы троицкой поп Иван вместо детей своих духовных руку приложил. К сем обыскным речам Красные Слободы Троицкий поп Богдан Максимов вместо детей своих духовных по их велению руку приложил. К сем обыскным речам Куземка Шаченинов руку приложил. К сем обыскным речам, вместо отца своего Гаврила Степанова сына Елатомцова, я, Ивашка Гаврилов, по ево веленью и руку приложил ''. Число не указано.(Документы и материалы...1951.тТ.1,ч.2.С.248). Казаки служили на добровольных началах. Для описания своих заслуг перед государством казаки, с присущим им остроумием и прямотой, нашли поэтическую форму : они писали в челобитных русским государям, что служат им '' с травы и с воды ''. По мнению профессора В.А.Юрченкова - их появление в Красной Слободе не случайно. Дело в том, что для службы в пограничных районах требовались люди особого рода – неприхотливые, предприимчивые, привыкшие смотреть в лицо опасности. Принятые на государеву службу казаки образовывали вместе с пушкарями и стрельцами своеобразный промежуточный слой русского общества, занимая среднее положение между дворянами, с одной стороны, и посадскими людьми и крестьянами – с другой. Краснослободские казаки , судя по документу 1645 г., даже находясь на правительственной службе, сохранили станичную организацию и выборных командиров – пятидесятника и десятников. Случай достаточно редкий, поскольку подавляющее большинство служилых казаков утрачивало прежние вольности и поступало под начало дворян и детей боярских. В данной ситуации стоит разобраться. Краснослободское казачество оформилось в начале ХVII в., фактически сразу же после Смутного времени, в событиях которого казаки играли не последнюю роль. В условиях завершения ''смуты'' правительство было заинтересованно в скорейшей ликвидации недовольства казаков и расформировании крупных казачьих полков. Среди последних был полк запорожских казаков Ждана Конши, причем его устройство рассматривалось как особо срочное и важное дело, которое должно было продемонстрировать и другим украинским казакам все преимущества службы царю Михаилу а не польскому королевичу. В январе 1619 г. было решено направить казаков Конши на службу в 18 городов, среди которых Темников – 30, Арзамас – 50, Шацк – 50, Касимов – 20, Алатырь – 50 человек. Казакам было назначено стрелецкое жалование : сотникам – жалование стрелецких сотников, десятникам – стрелецких пятидесятников, остальным – рядовых стрельцов. Запорожцы сочли подобное обеспечение недостаточным. В апреле 1619 г. под их давлением в соответствии с боярским приговором казакам было установлено новое жалование : по 5 – 6 руб. (десятникам - по 6 руб. с полтиной ) и по 8 – 10 четвертей ржи и овса человеку в год. Сохранили казаки и самоуправление. Если учитывать льготы краснослободских казаков, а также их южное ( судя по некоторым фамилиям ) происхождение, можно утверждать, что часть из них была запорожцами. Оклады служилых казаков существенно отличались от окладов дворян и детей боярских : если у последних они могли увеличиваться за службу или уменьшаться за неявку на службу в индивидуальном порядке, то оклады казаков были строго фиксированы. В пределах одного уезда казаки наделялись и равными земельными наделами. Были у них и привилегии. Дворы в городах и поместья казаков были освобождены ( ''обелены'' ) от посадского и крестьянского тягла. Отсюда, кстати говоря, и встречающиеся в документах термены для обозначения казаков Красной Слободы – ''беломестные'' и ''белопоместные'' казаки. Наконец, некоторые казаки, в том числе, вероятно, отличившееся на службе, подобно дворянам, верстались индивидуальными поместьями и денежными окладами ( таких казаков называли верстанными ), а иногда получали поместья, намного превосходившие обычные земельные наделы. Именно казачьи дворы были зафиксированы в 1653 г. в Красной Слободе по категории служилых людей – их было 74 ( 10,4% от общего количества дворов в крепости ). К 1685 г. численность казаков в городе сократилась до 40 дворов ( 6%). (Лезина Е.П.Указ.соч.С.61).Это было связано с тем, что по мере передвижения границы на юг казаки направлялись государством на новые места службы. Так, на строительство крепости Пенза в 1663 г. из Красной Слободы был отправлен 21 чел. Белопоместных казаков, а при них 40 чел. Родственников. В Пензе они были верстаны в конные казаки. (Хвощев А.''Очерки по истори Пензенского края''.Пенза,1922.С.63). Дворцовые крестьяне составляли наибольшую часть населения Красной Слободы – в 1653 г. их насчитывалось 507 дворов (71,1%). К 1685 г. произошло увеличение как числа, так и удельного веса крестьянских дворов до 546 (80,7%). Среди опрошенных в 1645 г. жителей слободы документы зафиксировали крестьян, имена которых : крестьяне Дружина Харитонович Болдырев, Федор Сазонов, Тарас Яковлевич Шакировский, Селиван Гаврилович Жилин, Бессон Елисеев, Григорий Обросимов, Игнатий Михайлович Жорновский, Третьяк, Трофим и Прокопий Киреевы, Степан Иванович Горячев, Алексей Иванович Хромой, Девятой Иванов, Афанасий Иванович Трус, Борис Иванович Санкин, Гаврила Афанасьев, Афанасий Иевлев, Божен Филипьев, Богдан Тихонов, Никифор Маскин, Ермолай и Кондратий Савельевы, Григорий Авчинкин, Дмитрий Филатович Кожевнин, Андрей Никитович Косой, Тимофей Филатов, Иван Проса, Филипей Шакаровский, Василий Сисоев, Иван Трапезников, Кузьма Назарьев, Емельян Овдосимов, Василий Федосеев, Лукьян Масленник, Никита Котельник, Никифор Рязанцев, Афанасий Мышляев, Мартын Васильев, Невер Иванов, Клементий Осипов, Трофим Семенов, Тарас Ярыгин, Савва Латышов, Никита Фефилов, Корней Григорьев, Анисим Митякин, Григорий Щербаков, Федосей Степанов, Гаврила Колесник, Кирей Никитин, Воин Киреев, Михайло Бальнов, Гаврила Бабин, Иван Иванович Бездонков, Никита Мастюгин, Иван Нечаев, Евдоким Манин, Родион Потехин, Юда Недошивкин, Иван Клюшин, Лаврентий Тресочалов, Семен Михаилов, Иван Федорович Жила , Аврем Фомич Недошивкин, Осип Иванович Дворников, Кузьма Васильевич Долгов, Федор Родионович Заварза, Илья Кизнец, Никита Малькин, Иван Криволап, Игнатий Пехтин, Трофим Плетень, Ананий Григорьев, Емельян Горнов, Ананий Аксенов, Божен Сидельник, Федор Киварда, Яков Мелехин, Михаил Сазонович Горшок.(Документы и материалы...1951.тТ.1,ч.2.С.246-247). В Красной Слободе проживала и достаточно многочисленная категория бобылей, хотя с 1653 по 1685 г. количество их дворов сократилось в 1,8 раза - со 117 (16,4%) до 64 (9,5%).(Лезина Е.П.Указ.соч.С.61) Среди населения Красной Слободы встречались личности и совершенно неожиданные. Так, в крепости жил фальшивомонетчик, которого позднее отправили на строительство Пензы и там верстали в пушкари. ( Хвощев А.Указ.соч.С.64). А так же, в Пензе, к ''Троицким переведенцам'', из белопоместных казаков Троицкого острога, причислены и поверстаны в конные казаки еще два фальшивомонетчика из Красной Слободы.
Страницы: 1 2 3 4 #
|