|
|
|
|
Киевская Русь известна благодаря киевским и новгородским летописям, написанным монахами в 10-12 веках. Авторы летописей были близки к княжьему двору, к правящей аристократии. Этим и объясняется, почему в летописях в основном описывается жизнь древнерусских правителей и их приближенных. По данным начальной летописи первым князем Киевской Руси был легендарный Кий, который основал Киев. Благодаря некоторым косвенным данным можно определить, что он жил в 6 веке. Первые датированные сообщения летописи начинаются с 852 года. Середина 9 века рассматривается в летописи в контексте истории западных и южных славян. Позднее в летопись была добавлена легенда о варягах (862), которые пришли на Русь во главе с Рюриком. У Рюрика были Бояре Аскольд и Дир, которые в 882 году захватили Киев. После смерти Рюрика власть перешла варяжскому конунгу Олегу. Он расправился с Аскольдом и Диром и в 882 году захватил Киев. В 883-885 годах он подчинил себе восточнославянские племена: древлян, северян, радимичей. В 907 и 911 годах совершил военные походы на Византию. Сын Рюрика – Игорь - продолжил активную внешнюю политику Олега. В 1913 году он огнем и мечем прошел по всему западному побережью Каспия, разорил Итиль, впоследствии дважды нападал на Византию. В 945 году Игорь был убит древлянами, не хотевшими платить ему чрезмерную дань. После Игоря Русью правила его жена Ольга. Она упорядочила управление на местах и строго установила нормы дани. Сын Игоря и Ольги – Святослав - очистил от кочевников торговые пути на востоке – в землях волжских булгар и хазар. При Ярославе Русь получила выход к Черному морю и к Дунаю (Тмутаракань, Белгород, Переяславец-на-Дунае). После неудачной войны с Византией, Святослав был вынужден отказаться от завоевания Балкан. При возвращении на Русь он был убит в бою с печенегами. Наследником Святослава стал его сын Ярополк, убивший в 977 году своего брата-конкурента Олега Древлянского. Младший брат Ярополка Владимир Святославич во главе варяжской дружины двинулся на Киев. Ярополк был убит, а Владимир стал великим князем. Необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией феодальных отношений – христианством и аристократизмом побудила Владимира ввести на Руси византийское православие и активизировать формирование служилого класса чиновников, способных стать опорой молодой древнерусской монархии. Первыми перешли в христианство социальные верхи, простой же люд еще долго исповедовал древние языческие верования. Княжение Владимира – вершина Расцвета Киевской Руси, границы которой в это время неимоверно расширились: от Прибалтики и Карпат до Северного Причерноморья. После смерти Владимира в 1015 году между его сыновьями возникла усобица, в которой погибли двое из них: Борис и Глеб. Эти князья позднее были причислены к лику святых. Их убийца – Святополк – бежал после войны с братом Ярославом, который стал великим князем Киевским (1019-1054 годы). В 1021 году против Ярослава выступил Брячислав Полоцкий. Через три года против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. После битвы у Листвена (1024 год) Киевская Русь была поделена по Днепру: Правобережье с Киевом досталось Ярославу, Левобережье - Мстиславу. Так в 20 годы 11 века начало расшатываться ранее прочное государство. После смерти Мстислава (1036 год) единство Киевской Руси было восстановлено. Ярослав Мудрый вел энергичную деятельность по укреплению государства и устранению церковной зависимости от Византии. При Ярославе Мудром значительно расширились и укрепились связи Киевской Руси с Западной Европой. Помимо Византии, Польши и Норвегии, Киевская Русь имела династические, экономические и политические связи с Германией, Францией и Венгрией, а так же с другими странами. Трое сыновей-наследников Ярослава поделили Русь между собой на три части: Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль. Пытаясь первое время сохранить единство киевской Руси, Ярославичи в последствии всё же не смогли преодолеть феодального распада. Положение осложнилось нападением на Русь половцев (1068 год). После поражение Ярославичей на Альте в 1068 году, народное ополчение потребовало выдать ему оружие для оказания сопротивления врагу. После смерти Святослава и Изяслава, Киевский престол занял Всеволод. Всеволоду не удалось предотвратить распад государства и подчинить себе других князей. Только под угрозой уничтожения государства половцами, нападавшими в 1093-1096 и 1101-1103 годах. После смерти Святополка (1113 год) в городе вспыхнуло городское восстание. Владимир Всеволодович Мономах, приглашенный на киевское княжение, издал компромиссный закон, облегчающий положение должников, после этого укрепил свои позиции, усмирив новгородцев и посадил на княжение своих сыновей в Переяславе, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми военными силами киевской Руси, направляя их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате половецкая угроза была временно ликвидирована. Несмотря на усилия Владимира Мономаха, направленные на объединение Киевской Руси, объективные центробежные силы заставляли обосабливаться от Киева и друг от друга отдельные русские княжества. Необычайно выросли и окрепли Чернигов, Галич Волынский, Смоленск. После смерти Мстислава в 1132 году, Киевская Русь распалась навсегда.
Истоки культуры киевской Руси уходят в древнюю народную культуру славянских племён. Древнерусская культура достигла очень высокого уровня, в том числе и по сравнению с западноевропейской культурой. Она ощутила на себе влияние Византии. Средоточием наук и искусств были города. В те времена на Руси широчайшее распространение получила грамотность. Если в Западной Европе грамотными были в основном только священники и монахи (единственной дамой, принадлежащей к французской аристократии и умеющей читать и писать, была королева Франции Анна Ярославна – по происхождению русская великая княжна, дочь Ярослава Мудрого), то в Киевской Руси большинство жителей умело читать и писать. Владели грамотой ни только князья, священнослужители, бояре и дворяне, но и многие купцы, ремесленники и землепашцы. До наших дней дошли берестяные грамоты и пергаментные книги, написанные в эпоху Киевской Руси. Не мало сохранилось переводной литературы, церковных книг, различных изборников. Самой ценной книгой, из числа дошедших до нас, является «Остромирово Евангелие». По указу Ярослава Мудрого в Киевской Софии была организована первая на Руси библиотека. Самыми образованными людьми были монахи. Выдающимися деятелями культуры того времени были: киевский митрополит Илларион, новгородский епископ Лука Жидята, Феодисий Печерский, летописцы: Никон, Нестр, Сильвестр. В Киевской Руси широкое распространение получили школы, причем среди них были и женские. Некоторые лица обучались индивидуально (например, Феодосий Печерский). В Киевской Руси государственным языком был язык, являющийся родным для подавляющего большинства жителей, - русский, в то время, как в Западноевропейских монархиях в качестве государственного языка использовался «чужеземный», а к тому же мёртвый, латинский, на востоке не менее «чужеземный» для многих – арабский. Одним из крупнейших достижений мировой культуры является русский эпос.
Древнерусская архитектура стояла на высоком уровне развития. Если первые русские храмы строились византийскими мастерами (Десятинная церковь в Киеве (989 год), Спасский собор в Черниговне (1036 год), Софийские соборы в Киеве (1037 год), в Новгороде (1045 год), в Полоцке (1044-1066 годы), то в более поздние времена православные храмы создавались русскими зодчими. Переняв опыт Византии и сохранив многовековые традиции возведения национальных языческих деревянных храмов и просто светских зданий, русские строители внесли свежие идеи в византийскую статичную схему каменного церковного зодчества.
Живопись киевской Руси представлена монументальной и станковой (фрески, мозаика, иконы) разновидностями, а также книжной миниатюрой. Для монументальной и станковой живописи характерны простота и лаконизм, подчинение изображения архитектонике здания. Книжной миниатюре присущи утонченность, яркое, орнаментальное окружение фигур, обилие золота, что сближает древнерусскую книжную миниатюру с ювелирным искусством. Особенно выразительно прикладное искусство Киевской Руси. Его деревенская разновидность сохраняет в себе немало языческих черт, городская – отличается высокой художественностью. В своё время Киевская Русь была одним из самых могущественных государств мира. Она играла заметную роль в политике, экономике и культуре Европы. Мы – русские, украинцы и белорусы – наследники древних русичей, можем только гордиться своими великими и достойными предками.
22.11.2008. Павел Иванов-Остославский
Страницы: 1 2 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|