|
|
|
 |
Народные поверья и обычаи в некоторых селах Рязанской губернии (по данным "Рязанских епархиальных ведомостей")
М.Б. Оленев 2006-2007 гг.
А
С. Алпатье (Зарайского уезда) 1.
На Пасхе для принятия в дом святых икон делаются особые приготовления: стол покрывается белою скатертью и на нем кладутся хлеб и соль. Под столом - палица от сохи и сено, на лавках ставят кадушки или меры с овсом и рожью, куда ставят приносимые. По окончании молебна, святой водой окропляется весь двор и скот. В воротах домохозяин с семьей прикладывается к выносимым из дома иконам. Когда приход обойден, иконы торжественно несутся в храм и возле него совершается молебен, после которого освящаются приносимые крестьянами семена и избирается пахарь. После трех земных поклонов он получает от священника благословение, просфору и яйцо. Перед совершением брака служатся молебны в доме жениха и невесты. По совершении брака новобрачные в венцах ведутся до дома жениха, держа в руках благословения иконы; там, в воротах их встречают родители с иконою, хлебом и солью. В дом входят они вслед за священником (с крестом) при пении "Заступнице усердная". При поздравлении родитель дает новобрачной серебреную монету в руку, а мать покрывает ее шелковым платком. На другой день приезжают с дарами родственники новобрачной. Дружок кладет дар (кому рубашку, кому полотенце, кому платок) на поднос, в котором лежит ломоть белого хлеба и стоит рюмка водки, подносит гостю и приговаривает: "Просят вас князь с княгинею; сыр-каравай принимай, нам золоту гривну давай. Они люди млады, им все нужно - на спицы, на веретенца, на мыло, на белила, на румяны, козла купить, воду возить, сторожа нанять, дрова рубить, баню топить". Гость берет дар, выпивает водку и кладет на поднос монету. На следующий день гости с дарами и дуть по улице, поют песни и пляшут, При частых опустошительных пожарах в селе Алпатье, жителями его овладел какой то суеверный страх. Это породило множество суеверных снов, примет, знамений и пророчеств о новых несчастиях.
С. Апоничищи Зарайского уезда2.
После брака новобрачных встречают в доме жениха с хлебом, заранее надрезанным, и переламываюсь его над их головами; на другой день подносят новобрачные гостям каравай. Крестьяне стремятся отдавать своих дочерей замуж как можно моложе, так что девушка 20 лет считается уже засидевшейся и старой.
Г
С. Глебово Городище Зарайского уезда3
Под всякую пятницу не прядут льна, конопли, боясь "запылить пятницу", в сельце Печерниках по пятницам ни пашут, ни хлеб с поля не возят, даже в пору самой горячей полевой работы; там же не работают в день св. мучеников Бориса и Глеба (24 июля), утверждая, что это праздник хлебный, кто его чтит, у того хлеб родится, но в храм Божий не ходят. Сретение Господне (2 февраля) и Воздвижения креста (14 сентября) не чтят, как праздники, и объясняют названия этих дней по-своему: сретение - "зима с весной встретились", воздвижение - "хлеб с поля сдвинулся".
С. Городец Зарайского уезда4
При причащении больных гадают о судьбе больного по причастной частице: если она плавает, то больной выздоровеет; если упала, - умрет; поэтому к священнику нередко и обращаются с вопросом: "что, батюшка, видно по причастью?".
С. Гулынки Пронского уезда 5.
В этом селе на праздник Пасхи св. иконы принимаются прихожанами непременно до обедни, чтобы натощак приложиться к ним; каждый домохозяин встречает их с хлебом - с солью; а после обедни все население, за исключением не многих, вдет по тем домам, где были св. иконы, с поздравлением. Это называется обыкновенно - идти на рядок, который продолжается в селе три первых дня, а остальные дни недели - в деревнях тем же порядком. И идет пир на весь мир. На масленице, при крестинах и свадьбах имеются у крестьян свои прибаутки и присловья, каковы:
Хоть с себя что заложить, А масляну честно проводить. Что в людях ведется, То и у нас не минется. Что в людях, то и у нас, И у нас не хуже, чем у людей И мы не хуже людей. Что люди, то и мы. Не пасть же лицом в грязь. Небось, лицом в грязь не ударим. Красны похороны плачем, а свадьба песнями. Когда играют, тогда и пляши. Когда торг, тогда и с возом. Как мы видим под крестом, Так бы видеть под венцом.
Идет гулянье си родными и знакомыми, а при крестинах с кумовьями, и разливается вино, а распивают его не рюмками, а чарками, сопровождая песнями с плясками. При этом на свадьбах, когда родители пьют заздравный стакан, молодые в знак почтения к ним падают лицом на пол и лежат, пока стакан будет пуст, а когда гости пьют - нагибаются в пояс; при крестинах в обычае - недопитое вино из заздравного стакана бросать в потолок к верху со словами: "так бы наш новорожденный попрыгивал, был здоров и весел. Противоположным образом совершаются в приходе похороны покойников. "Красны похороны плачем", говорят крестьяне. И действительно, так они и красят их. Еще при соборовании, когда больной еще в твердой памяти, как бы прощаясь с ним на век, присутствующие прощаются с большим плачем и рыданиями. При этом держатся и верований, каковы:
Если свечи упадут комлем к порогу, то больной умрет. Если больной бредит дорогой (о дороге, о лошадях), то умрет. Если сонный отпыхивает, то умрет. Крошки изо рта валятся, - к смерти. Если хворый на бок к стене ложится - умрет.
Наконец больной помирает, и как бы из прискорбия по нем плач и рыдания не прекращаются до самого погребения его. Покойника обмывают и одевают белыми рубашками, в знак чистоты душевной; кладут под образа - в знак сопровождения в обитель святых; кладут ногами к дверям, чтобы снять в дом не приходил, не являлся. Затем, на третий день выносят из дома иного без икон, а иного со св. иконами и провожают до церкви с панихидами. В комнате, где лежал покойники, не метут до выноса его. "Сор при покойнике вымести - всех из дому выносить". Солому, на которой лежал покойник, и щепу от гроба относят до - чиста в поле. "Коли жечь солому иль щепу из гроба, то жарко бывает покойнику". Зеркала в доме, где покойник завешиваются, чтоб он не мог в их смотреться. Когда плачут по покойнику - приговаривают: "На кого, кормилец, покидаешь, кому приказываешь, оставляешь. Аль мы тебя не любили, или чем прогневали? При опускании покойника в могилу, бросают горсть земли, чтоб не бояться его. До шести недель в знак печали носят траур - черное или белое платье и платки в 9-й, 20-й и 40-й дни служат обедни и поминают покойников блинами и пирогами, при чем после обеда разносится чаша за упокой души умершего. Тем и кончается помин. Есть и еще у прихожан разного рода суеверия и приметы. Так, например, слышится в народе:
Передний угол или матица трещит, - к худу. Каша из горшка вылезет из печи - к худу, в печь - к добру. Кирпич выпал из печи - к худу. Петухи во всю ночь поют - не к добру. Курица запоет петухом - к беде. Ворон каркает над домом - к покойнику. Сыч кричит на дому - выживает хозяина. Сова не принесет добра. Воробей влетел в избу - не к добру. Собачий вой - на вечный покой. Собака валяется - к ненастью (к дурной погоде). Собака жмется к хозяину - к несчастью. Собаку видеть во сне - видеть друга, приятеля. Волки воют близ селения - к морозу или к войне. Мыши изгрызут одежду (платье) - к смерти. Большой иней во всю зиму - тяжелое лето для здоровья. Большой урожай рябины - к тяжкому году. Черный глаз - опасный. Ее добрый глаз поглядел на нас.
При гадании кладут девушки гребень в головы, втыкают зажженную лучинку в потолок, зажигают кудели; подслушивают на перекрестке, под окнами - "что услышишь под окном, того и жди". Если девушка навивает початок туго и ровно, то будет хорошо жить с мужем. Не покидать ниток к воскресному и праздничному дню на веретене, чтобы не рвались. Замораживают к новому году воду в ложке: пузыри к долговечности, ямка сверху - к смерти. В добрый час молвить, в худой помолчать. Конь ко двору пришелся, скотина не ко двору. Двужильную лошадь зарывать на дворе, не то выпадет за нею еще 12 лошадей. Лошадь вырскает в дороге - к радостной встрече, или к ненастью. Правая ладонь чешется - к прибыли, левая - к убытку. Правая ладонь зудит - получать, левая - отдавать деньги. Ногти цветут - к обнове, к гостинцу, к перемене жизни. В правом ухе звенит - к добрым вестям, в левом - к худым. Уши чешутся - к вестям. Поперхнулось за обедом - гость спешит. Ложка, забытая на столе - к гостю. Нечаянно свечу погасить - к гостям, Кошка моется - гостей замывает. Все это так старики замечали и нам наказали, говорят гулынковские поселяне.
Д
С. Дмитриево Касимовского уезда6
При выносе покойника в церковь для погребения, несущие на каждом пороге в доме и в церкви по три раза ударяют рукою по гробу. Жаль, что не объяснен смысл этой выходка,
И
С. Истье с деревнями Пронского уезда7
Свадебный обычай. В назначенный для свадьбы день отец жениха собирает поезжан к себе в дом. Крестный отец убирает жениха в отдельной комнате (хатке), при этом кладет ему в сапоги деньги и, убравши, приводит в жилую избу. Здесь отец, мать, крестный, крестная и вся родня благословляют жениха, каждый отдельно, затем сваха заводит жениха за стол по солнцу и бывает угощение поезжанам. По окончании угощения, выводит жениха из-за стола крестный отец и идет с ним к поезду в преднесении иконы дружком, который делает один круг около всего поезда с женихом и сажает его на приготовленную подводу. Потом дружко один обходит поезд два раза тоже с иконой и садится как сам, так и поезжане все на подводы - и весь поезд двигается к дому невесты. Отъехав немного, дружко возвращается назад в дом отца жениха со словами: "Батюшка с матушкой, благословите нас к венцу ехать!" Ему отвечают: "С Богом!" Дружко спешит нагнать поезд. Подъезжают к дому невесты и находят ворота запертыми. Дружко стучит кнутом по воротам, приговаривая: "Сватушка со свашенькой - отоприте, или заморозить хотите, вчера вы были добрей!?" Ему отвечают: "Мы вас боимся, ограбите!" Дружко: "Не бойтесь - не ограбим, мы не грабители, а люди честные. Что нам нужно - возьмем и поедем". Отворяются немного ворота, дружко наливает стакан водки привратнику и выезжает на двор весь поезд. Идут в избу, двери которой тоже заперты.
Страницы: 1 2 3 4 5 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|