Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Чепухин и "родственные" фамилии.


«Колючковые», «сажевые», «ЧЕПовые», «разговорно-речевые» фамилии: происхождение, описания, сравнения.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Чепухин и "родственные" фамилии.
RSS



Чепухин и «родственные» фамилии. (сокращенный вариант)

«Часть слов литературного языка этимологически затемнилась вследствие утраты первоначальных наглядных значений. Последние открываются нам путем изучения истории и диалектов языка»...
В. И. Чернышев

Слово «чепуха» необычно и имеет несколько значений. С каким конкретным толкованием слова связано происхождение фамилии Чепухин, узнать не так просто. Иногда, чтобы раскрыть тайну фамилии исследователю ничего не остается, как делать предположения, выдвигать различные версии и заниматься построением логических цепочек и умозаключений, т.е. в полной мере ощутить себя мастером дедуктивного метода.

1
Существуют фамилии Чепухин и Чепухов. Как видно, корень и в фамилии Чепухин, и в фамилии Чепухов один и тот же – чепух. Отличие в словообразовательных формантах –ов и -ин. По такому же принципу образованы пары фамилий: Данилин-Данилов, Михайлин-Михайлов; Березин-Березов, Ракитин – Ракитов, Осинин – Осинов, Осокин - Осоков и другие. Обычно формант –ин формировал русские фамилии, когда отцовское имя/прозвище оканчивалось на гласную (в основном -о-, -а-): Роща=Рощин, Рагоза=Рагозин, Чепуха=Чепухин. Форманты –ов , -ев, как правило, формировали фамилии от слов, оканчивающихся на согласную или мягкий знак: Огурец=Огурцов, Ясень=Ясенев, Чепух=Чепухов.
Существуют и нередки в России фамилии Лопухин (лопуха, ж.) и Лопухов (лопух, м.). Они образованы, безусловно, не от слов лопуха и лопух, а от отчеств Лопухин, Лопухов, образованных из личных имен Лопуха и Лопух, отвечающих на вопрос «чей сын».
Лопух, лапух (м.) и лопуха (ж.) - это народные названия одного и того же растения.
Присутствие двух названий у этого и других растений находит свое объяснение в славянской мифологии. Дерево, как и растение вообще соотносится с человеком по внешним признакам: корни – ноги, ствол – туловище, ветки – руки, соки – кровь, лист – ноготь на пальце, древесная кора – кожа и т.п. Соответственно, существовали «мужские» и «женские» деревья/растения: береза – березун, дубица – дуб, лопуха – лопух.
По аналогии (лопуха – чепуха, лопух – чепух) в фамилиях Чепухин и Чепухов выделяются образующие слова - чепуха (ж.) и чепух (м.). Что здесь настораживает? Слово чепух в наше время ни в разговорной речи, ни в письменном виде не встречается, в справочниках и словарях оно не зафиксировано.

Из специальных источников известно употребление слов ЧЕПУХА (?), ЧИПУГА, ЧЕПЫГА, ЧЕПИЖНИК (ЧАПЫЖНИК, ЧЕПЫЖ), ЧЕПУШНИК (ЧЕПУШНЯК), ЧЕПУРНИК, ЧЕПУШОК (уменьшительная форма от ЧЕПУХ), в значении ДЕРЕЗА, ТЕРНОВНИК, КОЛЮЧИЙ И КОРЯВЫЙ КУСТАРНИК, ЦЕПКАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. (А.С. Львов «Чепуха», Н. Анненков «Ботанический словарь» СПб., 1878, стр. 83; «Этимологический словарь русского языка» Макс Фармер, Москва, «Прогресс», 1985 г. Том IV)

Данный ряд растений можно дополнить созвучными: чапуга, чепига, чимыжник, чилижник, чемышь, чепучинник, чапутинский корень. Часть этих слов относится к «темным», происхождение их неясно. Необъяснима этимология и некоторых других слов: 1. челига, челуха, чипега «холодный, мелкий дождь с туманом», арханг.; 2. чипига «деревянная часть плуга».
Различные подмены букв в словах связаны с говорами. Малорусские наречия имеют «и» (пiчь, кiнь, шмiль) там, где великорусское и белорусское наречия имеют «е» и «о» (печь, конь, шмель). К числу древнейших обще-русских изменений в области согласных принадлежит изменение «г» в «х», бох (московский говор), друх (курский говор). Северно-великорусские говоры, знающие мену «ц» и «ч», почти все употребляют «е» из «а» в слогах, как ударяемых, так и неударяемых. Акающие южно-великорусские говоры и близкие к ним белорусские знают однородное употребление «е» из «а». (34)

Слово ЧЕПУХА образовано от корня чеп- и суффикса -уха. «От того же корня образовано русское чепать «зацеплять», укр. чепляти, -ся, «прицеплять», «цепляться», бел. чепляць, чепляцца — то же значение, польск. czepać — то же значение, словенск. čep, čapa «виноградный сук», болг. чеп «сук», чепка «ветвь», др.-русск. чепь «цепь». Эти данные свидетельствуют, что значение корня чеп- «закорючка», «крюк», словом, «что-то цепляющееся».
Суффикс –уха придает значению, выраженному основой, предметный характер (объекта или субъекта. По такому же принципу образованы - голодуха от голод-, краюха от край-, веснуха от весн-(а), стряпуха от стряп-(ать), требуха, шелуха (от шелушить, «чистить») и т. д. Такие образования произносятся с ударением на суффиксе –уха». (А.С. Львов «Чепуха»)

Простонародные названия растений с суффиксами –уха (-юха) и –ух не так уж редки: ж., горуха, вертуха, вымянуха, восконуха, гречуха, жаруха, жеруха, жижуха, зайкуха, заруха, золотуха, кислуха, колдуха, колуха, колюха, красуха, лапуха, лопуха, лепуха, лечуха, мокруха, овсянуха, отваруха, оструха, подбируха, полетуха, режуха, резуха, серпуха, синюха, скрипуха, частуха, черевуха, чернуха, чещуха, чилибуха, чистуха, целибуха, черёмуха; м., кивух, лопух, подсолнух, репух. («Ботанический словарь», Н. Анненков)

Названия растений, принятые в науке, не всегда совпадают с народными. Их лексика нередко тесно связана с реальной действительностью. В названиях, которые придумал и дал народ, как правило, раскрыто что-то необычное, существенное и отличительное для этих растений. Они экспрессивны и эмоциональны, так как основаны на чувственных ощущениях и связаны с живой разговорной речью. В названиях растений отражаются их свойства: форма, цвет, вкус, характер цветения, употребления и т.д.
По-видимому, когда-то давно на Руси существовали народные названия колючих растений ЧЕПУХ и ЧЕПУХА, которые со временем забылись и вышли из употребления. Вероятно, так именовали их по обозначенному в названии признаку ЧЕПАТЬ «ЦЕПЛЯТЬ», т.е. якобы «ЦЕПЛЯЮЩИЙСЯ». Известно народное выражение: «ЦЕПЛЯТЬСЯ за что КАК ТЕРНОВНИК». О чем-либо устойчивом, крепко цепляющемся за что-либо. (В.М. Мокиенко «Словарь сравнений русского языка», С-Пет., «Норинт», 2003)
Таким образом, наличие мужского (чепух) и женского (чепуха) слова, по факту существования фамилий Чепухов и Чепухин, является косвенным признаком их происхождения от названий растительного мира. Если слово чепуха с течением времени утратило свое первоначальное значение, изменило смысл, но продолжает жить сегодня, то слово чепух в наше время можно считать потерянным и неупотребляемым, и только фамилия Чепухов говорит о том, что оно когда-то было.
Так как у древних славян были распространены и популярны имена от названий растительного мира, то появление мирских имен Чепух и Чепуха вполне объяснимо и не случайно. Подробнее о происхождении имен и свойствах колючих растений в старину будет описано ниже.

Сказание о терновнике.
Прямые свидетельства того, что чепуха – «терновник или колючий кустарник» в древних источниках я пока не встретил. Что тут поделаешь, если все современные справочники и энциклопедии были составлены относительно недавно. «Толковый словарь» В.И. Даля был выпущен в 1866 г., «Ботанический словарь» Н. Анненкова в 1878 г.
Как оказалось (по факту существования фамилии в 17-ом веке), слово чепуха очень древнее. В каких областных словарях следует его поискать, в каких стародавних документах оно затерялось?

Терние, терновник, терновый куст - то же, что терн. Терн – колючка, шип.
«ТЕРН – в еврейском тексте употребляется несколько слов для обозначения сорных растений и кустарников и поэтому теперь их невозможно с точностью определить. Из них из-за их жесткости делали непроходимые изгороди и жестокие орудия наказания. Терн, терние и волчцы являются в Библии символом испытаний, страданий, скудости, суеты. Божий огонь для Моисея возгорелся из тернового куста, и из терновника же люди сделали венец для Иисуса». (В.П. Вихлянцев, «Библейский словарь»)

Названия тёрна Prunus spinosa: терен, тирн, терновник, терник, торон, тернистая слива, бодлак, караич, дернич, драча, дреник и др. (Анненков Н.); жидовник, жидовинник, чемша, чемыш, свиной терн, дедовник, вахлачка, терновник песочный, таловый терн, дереза, дерябник, тарновник, облепиха, ракитник, шец, плоховник, мыший терн (Даль В.И.).

Большинство мифических представлений о терновнике связаны с историей христианства, он прочно закрепился как символ страданий Иисуса Христа (венок на его голове во время распятия) и вечной жизни в природе. Вероятно, отсюда происходит одно из названий терна – жидовник. Жид - еврей.
Другое название - дедовник, связывают с колючей бородой деда, Деда-Перуна. Действительно, густой сухой корявый кустарник тёрна с многочисленными острыми шипами на ветвях похож на чью-то бороду.
Известно табуистическое название «лесных чертей» – жиди, жид - «черт», которого также называют дид=дед. <М. Фармер> Может быть, происхождение местных названий жидовник, жидовинник и дедовник связано с местом обитания чёрта?
Вахлачка: вахляк – волдырь, шишка, опухоль. Вероятно, это название обязано появлением «неприятностей» на теле человека от острых колючек. Тот кто пробирался через колючие кусты тёрна знает что это такое.
Плоховником прозвали терн, очевидно, за плохие его качества: колоться и царапаться.
Происхождение чемша, чемыш не ясно. Даль В.И. объясняет их как тоже, что и жидовник. (Чемшин, Чемышинов, Чемышев)
Вызывает интерес название дерябник. «Дерябник м. терние, кустарник с шипами, как напр. терновник, шиповник и пр. Дерь, дерник м. кур. куст и ягода терн, терновник, Prunus spinosa» <Даль В.И.>
Этимология слова дерябник восходит к «деряба» (от дерибать - драть, чесать, царапать).
<М. Фармер>
От «дерибать» образовано очень много слов, в том числе: деркач, дергач, дергун – птица; деркун – растение; дерунья – метель, вьюга; дерюга – грубый холст; дербина – заросль, чаща; дерябка – лесная малина; дербенник, дереза – колючие растения; дербень твер. пск. , дербедень, дребедень – ВЗДОР, ЧЕПУХА, ГАЛИМАТЬЯ. <Даль В.И.>
В областных народных говорах дребедень означает: дрянь, мелочь, рухлядь. (В.В. Виноградов, «История слов»)
Как схожи между собой слова!
Чепуха и дерябник (дереза) – названия колючего кустарника. В обоих словах просматриваются описательные признаки, по которым они получили свои названия: чепуха от чепать, чеплять, цеплять; дерябник от дерябать, дерябить – драть, чесать, царапать. Чепуха и дребедень могут означать мелочь, что-то незначительное, ненужная, бесполезная вещь. Оба слова, кроме того, могут употребляться в значении вздор, галиматья, чушь, нелепость и т.д. Можно предположить, что они имеют одинаковый путь развития семантики (значение, смысл).
От группы слов, относящихся к «дерибать», произошло множество фамилий: Деряба, Дерябин, Дербан, Дербенёв, Дербенин, Дерябник, Дерезин, Дерезов и др.

Происхождение «колючковых» фамилий.
По одной из версий фамилия Чепухин образована от названия колючего кустарника. А есть ли другие фамилии, произошедшие от колючих растений?
Назовем условно эти фамилии «колючковыми», которые, в свою очередь, отнесем к общей группе фамилий, образованных от названий растительного мира.
В списке 500 самых распространенных фамилий России (А.Ф. Журавлёв, «К статистике Русских фамилий. I» ) «растительные» занимают далеко не лидирующие позиции: Виноградов (45 место), Цветков (143 место), Березин (260), Колосов (268), Орехов (338), Горохов (402), Чесноков (407), Малинин (415), Капустин (426), Рябинин (495).

По какому принципу подбирались и давались «растительные» или «ботанические» имена, была ли какая-то смысловая связь между человеком и названным в его имени растением, кустарником, деревом, плодом?
Подключив воображение, можно представить, что некоторые имена (прозвища) были даны за какие-то сходства, ассоциации во внешности, в поведении, характере, или чтобы был таким, человека и названного объекта. Например, о ком-то можно сказать: высокий, стройный, грациозный как сосна, или кедр, или тополь; крепкий, здоровый, выносливый, сильный, мощный, рослый, твердо стоящий как дуб; стройная, гибкая и грациозная, как берёза; кудрявый, или, может быть, рябой, как рябина; назойливый, приставучий как колючка, репей (острый, язвительный ответ, колючий взгляд, колкая насмешка); злой как крапива; чистый, простой как репа (глаза репой: о выпуклых, больших глазах); крепкий и здоровый как орех. Человека с оттопыренными или свисающими большими ушами могли прозвать Лопухом, с крупным, мясистым носом – Картошкой, а с сизым носом – Сливой. Человека с красным или покрасневшим лицом могли звать Морковью, Свеклой или Помидором; рябого – Горохом; с большими черными блестящими глазами - Смородиной. Нетрудно догадаться, за какую внешность некоторых юношей называли Липок (цветок). Не надо сильно напрягаться, чтобы вообразить, каким цветущим, процветающим был или должен быть человек с именем Цветок (ст. слав. Цветан, Цветана). Девушки с именами Ягода и Вишня представляются красивыми, дышащими свежестью, аппетитными и привлекательными с большими пухлыми красными губами. Назвали ребенка Малиной, чтобы жизнь его была как в малине, - привольной, беззаботной и обеспеченной.
Подобные сравнения также просто и наглядно представляются в «звериных» и «птичьих» фамилиях, которые во многом схожи с «растительными» по происхождению. Объясняется это легко: животные, так же как и растения, играли большую роль в жизни наших предков, как в крестьянском хозяйстве, так и в славянской мифологии.
Из истории славянской мифологии известно, что многие растения, цветы, кустарники, деревья и плоды имеют какие-либо явные или скрытые свойства: символизируются с сытостью, достатком в доме, применяются как лекарственные, используются в качестве оберегов от всяких бед, сглаза, порчи и нечистой силы. Магические функции оберега, к примеру, многие из них приобретают благодаря своим природным свойствам: сильному запаху (полынь, базилик), жгучести (крапива), наличию колючек (шиповник, терн, боярышник), вкусу (лук, чеснок).
Свойства оберега могут быть также обусловлены мифологическими и религиозными сюжетами, относящимися к данным растениям. Например, терновый венок на голове Христа; осина – проклята Богом, потому что на ней повесился Иуда; вербные ветки освещены в Вербное воскресенье и т.д.

Продолжая рассказ о КОЛЮЧКАХ, рассмотрим их живописания в славянской мифологии. Оказывается, колким травам и кустарникам отводилась большая и очень важная «защитная» роль в жизни древних славян.

В старину колючие растения применяли в качестве оберегов людей и скота от нечистой силы и болезней. С этой целью использовали основной признак данных растений, их колючесть (колючий, колкий, снабженный колючками, остриями, иглами, спицами, шипами).
«Чтобы защитить дом от нечистой силы, ворота, двери, окна дома и хлева обвязывали ветками колючих растений, у южных славян — преимущественно боярышником и терновником, у западных — шиповником и диким крыжовником, у восточных — репейником и можжевельником. У южных славян дверь запирали колышком из боярышника, а в замочную скважину втыкали шипы колючих растений, чтобы нечистая сила не проникла в дом». (Е.Е. Левкиевская, «Колючие растения»)

«МИСТИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАЩИТЫ ПРИПИСЫВАЛАСЬ РАСТЕНИЯМ – ОБЕРЕГАМ, КОТОРЫЕ ИМЕЛИ КОЛЮЧКИ (ЧЕРТОПОЛОХ)». <Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян»>

Чертополох (равно как и любая колючая трава) – ненавистен всей нечистой силе. <С.В. Максимов «Нечистая, неведомая и крестная сила», Смоленск, «Русич», 1995г.>

Чертополох защищает дом от ведьм, а людей - от порчи. Отпугивающие свойства приписываются ей из-за колючек. Считается, что все колющее (иголки, булавки), направленное острием на злого человека, лишает его способности наводить порчу, поскольку взгляд натыкается на острое. Название свое трава получила из-за уверенности людей в том, что именно ею лучше всего чертей гонять. Почтительное отношение к чертополоху как к оберегу зафиксировано не только у славян, а и у других европейских народов. <«Язычество славян. – Приметы»

«Боярышник как колючее растение наделяется свойствами оберега еще и потому, что, согласно сербским поверьям, это дерево ВИЛЫ, а репейник, по русским поверьям, - место обитания ЧЕРТА.
Оба эти растения считаются действенным средством в борьбе с нечистой силой. Боярышник, в частности, может спасти человека от вампира: его ветки и шипы помещают в воротах и над окнами домов на ночь, шип от боярышника втыкают в покойника, если подозревают в нем вампира; чтобы умерший некрещеным ребенок не стал вампиром, его хоронят под кустом боярышника. (Т.А. Агапкина, «Растения – обереги»)

«Прут, крапива, колючие и цепкие травы принимались за символы Перуновых молний.
Перунов цвет разит демонов, побеждает их и заставляет в страхе и трепете разбегаться в разные стороны; ради этого ему могли присваиваться названия: чер¬тополох, одолень- и прострел-трава. Имя чертополох (= трава, которою можно всполошить чертей) дается разным видам цепкого репейника (carduus, cirsium); сверх того, растение это называют: дедовник (т. е. трава, посвященная Деду-Перу¬ну), бодяк (может быть, от глагола бодать — колоть), волчец, иголчатка, колючка. По народным рассказам, чертополох прогоняет колдунов и чертей, оберегает до¬машний скот, врачует болезни и унимает девичью зазнобу; ружье, окуренное тра¬вой колюкою, стреляет так метко, что ни одна птица не ускользнет от его удара и ни один кудесник не в состоянии заговорить его. Чтобы вылечить скотину от червей, знахарь идет в поле, отыскивает куст чертополоха, осторожно наклоняет его к земле (стараясь не изломить) и прищемливает деревянными вилочками; при этом про¬износится заклятие: «Ты, трава, Богом создана! Выведи червей из кобылы или коро¬вы раба такого-то; коли выведешь — отпущу, а не выведешь — с корнем изжену!» Когда черви вывалятся из скотины — надо немедленно освободить траву, пригова¬ривая: «Ты мне послужила, и я тебе отслужу!» Если этого не сделать, чертополох в другой раз не послушается.
Широколистный, красноцветный чертополох обладает великою силою. Чтобы избавиться от преследующего черта, советуют бросать в него цепкими шишками этого растения». (3)

Оказывается, приведенные описания о растениях относятся не к очень отдаленному историческому прошлому. Процессы о вынутых травах, кореньях, заговорных письмах и других волшебных снадобьях составляли в XVII веке весьма обыкновенное явление. Знахарей – «зелейщиков» - боялись, их всегда старались задобрить подарками, щедрой платой, угощением, а подчас с ними жестоко расправлялись.
«При царе Михаиле Федоровиче в 1632 г. была отправлена в Литву грамота с запрещением под смертною казнию покупать у литовцев хмель; потому что посланные за рубеж лазутчики объявили, что есть в Литве баба-ведунья и наговаривает она на хмель, ввозимый в русские города, с целью навести чрез то на Русь моровое поветрие». (3)
Во времена царствования его (Михаила) сына Алексея Михайловича, хоть он и был культурней и просвещенней своего отца, отношение к травам (растениям) было тоже далеко не простое. Где-то их даже боялись, потому что с ними соединяли разные суеверия. Иногда найденной в доме травы было достаточно, чтобы подвергнуть хозяина пыткам. <Костомаров Н.И. «Русская история»>
Вот вам и языческие предрассудки! А ведь после принятия христианства на Руси прошло уже более шестисот лет.

С одной неприятной особенностью колючих растений сталкивались многие дачники. Избавиться от этих сорняков на участке настоящая проблема, они чрезвычайно живучи. Есть даже такое выражение: «Переть чертополохом [из земли]. О необычайно интенсивном, мощном, стихийно диком проявлении жизненных сил природы». (31)

В славянском именослове встречаются «растительные» имена:
Репех – приставучий, надоедливый. Репей - сербохорв. репух, род. п. репуґха. <М. Фармер>
Рагоза– сварливый, ссорщик, бранливый. Рагоза, рогоза, рагоз, рогоз – болотное растение палочник.
Бодин (Бодило, Бодень) – колючий. Бодень, бодец – колючка терновника, сливы и др. (18)

К уже названным в тексте фамилиям, которые произошли от названий колючих растений, добавим следующие: Чепыжев, Чепыженко (чепыж, ряз., чепыжа), Чепыжников (чепыжник, калуж.); Чепыгин (чепыга); Крижанец – нерусская фамилия от слова крыжовник, Берсенев (берсень, др. рус. крыжовник); Репейников, Репей, Репьёв, Репухов (репей, репейник, репух); Лапуха, Лопуха, Лопухин, Лапухин, Лопухов, Лапухов (лапуха, лопуха, лопух, лапух); Боярышников (боярышник); Муратов (чертополох, он же мурат); Чертополохов/рус. = Унбегаун/литовская = Шардон/французская); Дурнишников (дурнишник); Осокин, Пырей (осока – резучая трава, пырей); Шипшин (донск. шипшина, то же, что и шиповник), Шиповников, Татарников (татарник); Мордвинов (мордвин, мордвинник), Дерябник (дерябник), Пустоселов (пустосель), Чилигин (чилига), Бобровников (бобровник), Зольников (зольник), Осотов (осот). К этому списку приплюсуем фамилии Шипов (шип), Колюка и Колючкин (колючка). Еще хотелось бы упомянуть фамилии, в которых видны описательные признаки многих колючек: Цепляка (цеплять), Цепляков, Цепляев, Цеплягин, Зацепин, Коряба (корябать), Корябкин, Корябов, Царапкин (царапать), Царапин, Царапов.

Подводя итог, констатируем, что «КОЛЮЧКОВЫЕ» фамилии СУЩЕСТВУЮТ. Это факт. Правда, они немногочисленны. Носителям «колючковых» фамилий хочется сказать, чтобы они не стыдились их и не обижались на свои «гадкие» и «противные» растения. Если разобраться, они не такие уж невзрачные и неприглядные, как кажется на первый взгляд. К тому же, как оказалось, в них заложен определенный магический смысл. О чем думали любящие родители, давая своему ребенку имена: Боярышник, Колючка, Лопух, Репей, Чертополох или Шиповник? Выяснив, что колючие растения – это чудесные обереги, можно предположить, что большинство «колючковых» имен служили для «защиты» своего носителя. Достоверно можно считать эти фамилии древними по происхождению. Наши мудрые предки знали, что делали, когда придумывали и давали такие имена и фамилии. С гордостью их носите и почитайте.

2
ЧЕПУХА – сопуха, трубная сажа. Сопуха – сажа, копоть из трубы, и на стенах черной избы. К празднику надо сопуху обмести. ряз. | Сопуха, нвг. печной отдушник (заслонка). (Даль В.И., Толковый словарь, 1866 г.)
ЧЕПУХА – Пол. cepuch, czopuch, Чех. sopauch, стар. sopuch, прост. сopauch, capauch, пространное отверстие в печи, через которое дым выходит; (Чех.), тряпье, которым затыкается это отверстие; Укр. сопуха, ЛРус. сапуха = сажа. (Шимкевич Ф., Корнеслов русского языка, 1842 г.)

Фамилия Сопухин (от сопуха) относится к редким и уникальным.
« ...изба харчевная, Ивашка Васильев Сопухин», Устюг, 1623-1626 гг.
Алексей Сопухин - пономарь, Белополье, 1800 г.
СОПУХИН Борис Алексеевич, красноармеец, 20.07.1942 г. умер от ран.
Других представителей фамилии выявить в Интернете не удалось.

На нескольких листах архивного документа XVII века (32) присутствует подмена фамилии Чепухин на Чюпахин («чу», «щу» в древних письменах часто писалось с буквой «ю». Чюксин, Чюраков, Балчюха, В Устюг, 1623 г.). Это совершенно непонятно и вызывает полнейшее недоумение. То, что речь идет об одном и тот же человеке, вне всяких сомнений, Аким Чепухин и Аким Чюпахин -одно лицо. Обе фамилии в тексте написаны разборчиво, о какой-то орфографической ошибке не может быть и речи. Чем объяснить такое несоответствие в написаниях, трудно представить. На лицо явное, умышленное искажение фамилии. С какой целью, зачем? Пока это остается загадкой.
Чупаха – грязнуха, чумичка, неряха, замарашка. Чупаха - образно грязный. Еще чупаха – обруселая мордовка из-за р. Пьяны. Чупахать – грязниться, мараться. <Даль В.И.>
Примеры фамилии: Богдан Иванов сын Чупахин, г. Обоянь, 1650г. (А.А. Танков, «Историческая летопись Курского дворянства»).
Чупехин Проня, помещик, 1595 г., Орловский уезд. (1)
Чупаха, Чупахин, Чупахов, Чупашкин.
Сравнив чупаха с чепуха «сажа», близкое к «неряха», «чумичка», «замарашка» можно хоть как-то объяснить подмену фамилии в древней грамоте.

Аким Васильев сын Чепухин (станичник, г.Валуйка, 1697 г.)
Аким – народный вариант от календарного имени Иоаким. Его ребенок получил, очевидно, при крещении в церкви. Как известно, календарные имена преимущественно выбирались из святцев по дате рождения ребенка.
Именины Акима: 23 февраля (10 февраля ст. ст.), 22 сентября. Значение имени Аким – Божий ставленник (др.-евр.). «Аким – человек очень решительный, привыкший добиваться своего. Ему не составляет труда преуспевать в работе, в любви и в бою. Это имя счастливчиков! Именем Аким, Иоаким звали отца Пречистой Девы Марии, впоследствии родившей самого Иисуса. Согласно древним обычаям, на Акима обновляют в избах огонь: старый гасят, а новый возжигают». [Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев «Имена» - М.: Рольф, 1999]
В этот день чистят от сажи трубы и печи, чтобы лучше горел огонь; очищают, сметают со стен избы сажу (сопуху).
Знали ли родители в XVII века подобное описание имени Аким, давая его своему ребенку и согласовывая его по значению с фамилией? Тогда косвенно по Акиму можно было бы установить происхождение фамилии Чепухин от «сопуха, трубная сажа».

Несомненно, толкования слова чепуха (сопуха, сажа) можно связать с одним из главных символов дома древних славян – печью. На Руси дом без печи считался нежилым. Домашний очаг был священным. Огонь, который горит в печи, воспринимался как живое существо. В нем видели силу, не только дававшую человеку тепло и пищу, но и отгоняющую всю нечисть, всякую болесть лютую. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, зато огонь был способен очистить что-либо оскверненное.
Изначально в древних избах печной свод был сплошным, дым выходил наружу, прямо в жилое помещение, через устье печи. Далее дым выходил через отверстие в крыше или через дверь. Жилища с такими печами назывались «курными» или «черными» (топить по-черному), потому что на внутренней стороне крыши и на верхних венцах стен оседал толстый слой сажи (сопухи). На полки, находящиеся под крышей, сыпалась сверху сажа: их так и называли «сыпухи». Курные избы очень редко отсыревали, к тому же прокопченное дерево не гнило. Трубы, выводящие дым наружу, появились при строительстве печей гораздо позже.
В сознании народа сформировалось: печь - это место, через которое дом связан с внешним миром. Граница между потусторонним миром и жилищем - печная труба. Через трубу вылетают ведьмы, нечистая сила, души умерших, болезни, насланные порчи и т.д., а влетают огненный змей или черт. Через трубу появляется на свет душа новорожденного. Реальная защита от «потусторонних» - печная заслонка. Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается, и всякая нечисть в дом уже попасть не может. В те времена к подобным граничным рубежам относились необыкновенно серьезно. Заслонкой также закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу - чтобы домашние разговоры о нем не вылетели в трубу и не были услышаны «чужими». Через печную трубу окликали пропавший в лесу скот в надежде, что он воротится домой. Говорили, если так же окликнуть человека, ушедшего в чужие края, то он воротится домой.
С печной заслонкой был связан следующий обряд. Приведя купленную корову в дом, ее кормили в первый раз на печной заслонке, чтобы подружить ее с домом, «подомлить».
К строителям печей – печникам (Печников) на Руси всегда относились с уважением и опаской. Считалось, что они обладают особыми способностями и тайными знаниями. Поговаривали даже, что они знаются с чертом. Может быть, родоначальник нашей фамилии был печником, и его прозвище связано с профессией?
С печной золой и сажей (сопухой) также было связано множество обрядов и преданий.
Зола, взятая с домашнего очага в праздничные дни, служила целебным средством: ею пользовались от самых разнородных болезней. Отправляясь в далекий путь, древний славянин брал с собою не только горсть родной земли, но и щепоть золы с домашнего очага. Пепел от купальского (обрядового) костра использовался в качестве оберега.
Если дитя в семье заболевало или кричало криком, для начала его просто сбрызгивали с уголька или с серебра (может быть, его просто сглазили). Вода, настоянная на печной золе и углях, так же использовалась от сглаза.
Сажей мазали лица и тело, когда нужно было приобщиться к новому домашнему очагу, мазали входящую в дом молодую жену и гостей.
Мазались сажей, чтобы обмануть и отвадить злых духов, отвернуть недобрых людей. В этом случае, имя Чепуха в значении «сопу¬ха, сажа из трубы или копоть» могло быть дано как защитное. Для защиты от всяких бед и сглазов человека измазали сажей не в буквальном смысле, а дали ему соответствующее имя-оберег. Данная версия появления имени кажется вполне убедительной и реальной. Аналогично существовали «чумазые» защитные личные имена Грязной, Грязнуха, которые были распространены и популярны в старину. Сажин, Золин.

3
В.В. Виноградов («История слов») полагает, что слово чепуха родственно словам: чепец, областным причепиться, чепь.

В некоторых наречиях на Руси буквы «ч» и «ц» взаимозаменяемы, объяснение - местное «чоканье» или «цоканье». Вместо буквы «ц» произносится «ч» или наоборот. Чепь «цепь», чеп «цеп», чепать «цепать», чеплять «цеплять». Например, в Новгороде ч вместо ц. (Чепухин – Цепухин)

«Древне-русский язык и современные русские говоры имеют ч в чепь (=цепь) и родственных: причепиться, чепец, очепок (малор. очiпок), чепуха. Эти слова, несмотря на тожество значения, или совсем не родственны с цепь и производными, или цепь вошло в наш литературный язык из тех великорусских говоров, которые заменяют ч через ц (цокают). Наше цапля (при южно-великор. и белор. чапля и при фамилии Чаплин), несомненно, заимствовано литературным языком из цокающих говоров, точно также как фамилия Чевкин (от цевка)». (34, с.151)

Чепь, цепь. «Более распространенной исстари формой, засвидетельствованной древнерусскими памятниками письменности, можно считать ЧЕПЬ...» Др.-рус. чепь, чепечка засвидетельствовано в значении «цепь (золотая) как украшение». (XII в. и позже) Предположительно форма с ц северорусского происхождения (из говоров с цоканьем). Характерный признак цепи, что она состоит из звеньев, из колец, ЗАЦЕПЛЕННЫХ одно за другое. Ср. цеплять(ся) при др.-рус. книжн. цепити – «щепить», «раскалывать», цепитися – «отделяться». Старшее знач. – «щепить», «раскалывать». Знач. «задевать», «захватывать» - более позднее. Глагол цеплять(ся) вообще засвидетельствован лишь с конца XVIII в. (П.Я. Черных)
Др.-русск. чепь «цепь» начиная с XIV в., часто в моск. текстах XVI-XVII вв., укр. чiпати «цеплять», чiпiти «сидеть у к.-л. на шее», чiпкий «цепкий», блр. зачепа «навязчивый человек», зачепка «крюк на стене, на который подвешивают люльку», польск. czepiać, czepić sie «цепляться, приставать», czepić «хватать». (польск. «cz» – ч, хорват. «ć» - ч) В русск. трудно провести грань между этими двумя группами ввиду цоканья. (М. Фасмер «Этимологический словарь»)
Чепь ж. чепочка, стар. церк. и ныне, местно, цепь, цепочка. Чепь м. ряз.-скопинск. бадья, от очеп. | Чеп и чоп кур. гвоздь в бочке, затычка; | железный шип мельничного вала. (Даль)
Чеп, цеп, а. 1. орудие молотьбы, чем вымолачивают зерно. Мужика не шуба греет, а цеп. Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах. («МОЛОТЬ ЧЕПУХУ» – Ч.А.) ; 2. в артиллерии: орудие, которым прибивают заряд в пушке. Пол. *cep, старинное военное орудие, похожее на цеп. (Ф. Шимкевич «Корнеслов русского языка)
Чепать, чипать "зацеплять; задевать", южн., зап., псковск. (Даль), укр. чiпати "цеплять, хватать, задевать", причiпити, причепити, польск. сzерiаć, сzерić sie "цепляться", сzерić "хватать", сzеру мн. "дерево, которое цепляется в воде за сеть". Вероятно, связано чередованием гласных с чапать. Чепаться, "ходить, переваливаясь, качаться". (М. Фасмер)
Чеповый сбор, стар. зап. пошлина с питей, с меду. (В.И. Даль)

Чепа, Чепин, Чепка. Происхождение не совсем ясно. Вероятно, образованы от глагола чепать - зацеплять, трогать, придираться: чепа - тот, кто ко всему цепляется. Чепкий, значит, цепкий, цапкий, хваткий, держкий или ловкий в лазанье. По другой версии фамилии образованы от чепа «щепа», чепка «щепка» – стружка, сор, мелочь.
От сущ. *чепа с суф. –ур-а (как кожура) образовано утрач. *чепура, давшее с суф. –ух-а укр. чепуруха <опрятная, аккуратная женщина> (Чепурихин), с суф. –н- прил. чепурний <опрятный, чистый>. (Г.П. Цыганенко «Этимологический словарь русского языка»)
Чепурин, Чапурин. Чапура, чепура – птица цапля. ЧЕПУРИТЬСЯ — прихорашиваться, чиститься, наряжаться. Чапуриться кур. вор. тул. надыматься, важничать, чваниться и расхаживать как чапура; одеваться щеголевато, чапураться то же. | Чапура – цапля. | Цепура ж. зап. кий, батог, посох, палка. (Даль)
Чепурник – колючий кустарник. (М. Фасмер)

Чепыгин, Чапыгин. Чапыга, чепыга, чапига, цепига, чепиго - деревянный состав плуга – ручка плуга. Чепыга - в лесу или в болоте заросшее кустами место.
ЧЕПЕГА - КУЛИШ Захарий Алексеевич — род. в 1726 г., атаман Черноморских (запорожских) казаков. Участвовал в штурме Измаила. С Кутузовым воевал в Турецкой компании. Бригадир армии. Имеет множество высоких наград за боевые действия.
Чипугин, Чипугов, Чепугов, Чепуг. Чипуга - раст. Дереза (Анненков Н. «Ботанический словарь» стр. 83).
Чапугин. Чапуга – деревянная чашка, миска, арх.
Чаплин. Чапля - птица цапля. Чапля — багор, длинный шест со стальным острием той же формы, как конец рыболовного крючка. (КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК)
Чещюхин Милован, 1652 г., полковой казак, г. Переяславль-Рязанский. РГАДА, Поместный приказ, ф. 1209, оп. 1, ч.1, ед. хр. № 43, стр. 642(об) .Происхождение фамилии неясно. Возможно, чещуха (Гродн.) искаж. от чистуха, частуха (Моск. и др.) – болотная трава, пупошник, укусильник. (Анненков Н. «Ботанический словарь», стр. 21) В настоящее время фамилия не встречается.

В списках крестьян 16-17 вв. Рязанского уезда есть фамилия Чепунов. Цапа, цапила или цапун (хапун) каз.– взяточник <Даль. Т.IV. с.570> Кто и зачем на селе мог брать взятки? (М.Б. Оленев, «Старославянские имена и прозвища Рязанской земли» )
Цепакин и Цепляев. [Рязань, Киструсская волость, деревня Ужалье. Ужалить – жалить, колоть, ранить жалом, тонким остриём. Употр. о насекомых, о жгучих растениях, крапиве.]
Даль приводит глагол цапать (цапить, цепить, цеплять), что означает хватать, задевать <Даль В.И., Т.с. IV. С. 870>. Возможно, такие прозвища - «наоборот» были даны людям неуклюжим, неумелым, у которых все валится из рук. ( Версия М.Б. Оленева в статье «Тем, кто прячет свой камень за пазухой, ох и трудно в деревне у нас…».)

Фамилии и имена из «Ономастикона» Веселовского С.Б. :
(курсив – пояснения и добавления Ч.А.)

Чепай Кудашев, кн., 1645 г., Шацк. Чепай, то есть зацепляй. Кудаш – сын того же отца и другой матери.
Чепель Федорович Селивачев, 1564 г. Чепель – железная лопатка для очистки пеньки от кострыки (Даль).
Чепец: кн. Иван Васильевич Чепец Хованский, сер.XV в.; Иван Михайлович Чепец Кушелев, 1495 г.
Чепец, чепчик м. головной женский убор высших сословий; чепец олон. повойник; перм. шамшура, шитая золотом; чепик м. черниг. зап. чепец, очипок, повойник. (Даль)
Чепечка, Чепечкин: Иван Чепечка, воевода вел. Кн. Дмитрия Донского; Михаил Чепечкин, воевода вел. Кн. Василия Темного, 1435г. Чепечка – цепочка.
Чепзюзины Савва и Афанасий Васильевичи, сер. XVI в., дворовые.
Зюзя – 1) промокший человек; 2) плакса; 3) пьяный; 4) разиня. (Даль)
Каким образом приЧепилось чеп- к -зюзе и что все вместе означает? Приставучий пьяница?
Чепислин Иван, 1565 г., Казань.
Чепурнов Никита, крестьянин, 1495 г., Новгород.
Чепчуг, Чепчук – перв. Половина XVI в. [ср. Репчук]
Чепыжников Степан, 1630-1640 гг., Белоозеро.
Чапыжник, чепыжник - частый кустарник, непроходимая чаща. Чапыжные заросли. Чапыжиться тамб. надмеваться, чваниться, важничать собою; рядиться, щегольски одеваться. Расчапыжилась в пух. (Даль)
Пыжить – надувать, трепать, вздымать. Пыж – затычка. Рагоза. Пыжник – мелкий и частый лес, кустарник.
Чертополохов Гаврило, крестьянин, 1606 г., Важская область.
Чертополох - колючая, сорная трава.
Чешихин - отчество от нецерковного мужского имени (или прозвища: человек, который постоянно чешется) Чешиха: Василий Иванович Чешиха Замыцкий, наместник кн. Дмитрия Шемяки, 1447 г., Москва; Чешиха Семенович Толызин (Толыза), 1564 г.; Федор Андреевич Чешиха Плещеев [Плещей – широкоплечий], первая половина XIV в.; Осип Чешиха, послух, сер. XV в., Москва.
Чирухин Поспел, крестьянин, 1604 г., Болоозеро.
Чекотуха Михаил, холоп, 1603 г., Новгород. Ср. чекот – чека, засовка, затычка, гвоздь. (Даль). Чекун – плотник.

На Дону произносят «чапуха» вместо «чепуха. Ча- из че- появилось в результате южнорусского говора. (Ср. Шелуха, Шалуха, Шолуха) В результате поисков выявлена фамилия Чапухин.
Надо же, и такая фамилия есть!
Подобных документально зафиксированных диалектных искажений фамилий встречается не так уж мало. Но проводить полные аналогии в созвучных фамилиях получается не всегда, иногда исходные слова отличаются по смыслу.
Примеры схожих фамилий: Чепаев – Чапаев – Цепаев – Цапаев, Чепин – Чапин – Цепин – Цапин, Чепель – Чапель – Цепелев, Чепуль – Чапулин – Цапулин, Чеплыгин – Чаплыгин – Цаплыгин, Чепцов – Чипцов – Чапцев – Цепцов, Чепакин – Чапайкин – Цепакин – Цапакин, Чепурин – Чапурин – Цапурин - Цепурин и др.
Даже хочется где-то назвать таких людей однофамильцами, хотя бы условно. Откуда и почему появились подобные варианты фамилий?
Оказывается все очень просто и легко объяснимо. Как в старину происходили переписи населения? Приходил в село переписчик и делал запись фамилии со слов носителя. Не вдаваясь в подробности правописания фамилеобразующего слова, как слышал, так и записывал. Как занесли человека в грамоту, так и стал он дальше именоваться и передавать фамилию по наследству.
Когда я впервые увидел рукописный документ XVII века в архиве, написанного скорописью, своеобразными, испещренными буквами, то был просто ошеломлен. Ощущение тупика, страх за кажущуюся невозможность изучить древнюю рукопись овладел мною. Как такое, вообще, можно разобрать и прочитать, чтобы потом еще перевести на современный язык и понять? Буквы скорописи, частично связанные меж собой, отличаются от букв других видов письма, они снабжены множеством всевозможных значков, крючков и прибавок - титлов. Слова часто соединены между собой и написаны с сокращениями. Ни точек, ни запятых. Ко всему этому можно еще прибавить своеобразный, «корявый» почерк переписчика, выводящего буквы гусиным пером и расплывающимися чернилами. Неразборчивые «каракули» древнего писарчука со своими специфичными приемами письма, конечно же, могли сыграть «злую» шутку в последующем появлении искаженных фамилий.

Чеплухин, Чеплухов, Цеплухин, Цеплухов. Очевидно, что фамилеобразующие слова чеплуха (ж.), чеплух (м.), цеплуха (ж.), цеплух (м.) происходят от глаголов чеплять, цеплять. Что и кто назывались в старину этими словами неизвестно. В справочниках и словарях они не встречаются. Тем не менее, они когда-то были, раз есть от них фамилии.
Вот вам свидетельство, что фамилия – это не скупая строка в паспорте, а живая история!
Нестандартные (без формантов-суффиксов) фамилии Чеплуха и Цеплуха встречаются не только в России, но и в Польше.
Есть фамилии, которые условно можно назвать «иностранными» - Чепухалин, Чепуштанов и Чепушканов. Они приобрели национальный колорит с помощью местных суффиксов.
В процессе поисков однофамильцев, встретилась интересная фамилию, которую не могу не упомянуть - Чепуховский Станислав Петрович, 1921, узник Сталиногорска. (www.memo.ru). К сожалению, никто из современников с такой фамилией не выявлен.

[ЧЕПУШКА] (ударение на у) ж. чепушек м. вят. силька, цыпля, цыпленок. <Даль В.И.>
Есть вымышленная, литературная фамилия Чепушкин. Реальных людей с такой фамилией и схожих с ней не обнаружено.
Примеры «цыплячьих» фамилий: Силка, Силкин, Сильков; Цыплёнков, Цыплятов.
Григорей Семенов сын Цыплятев. (РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Боярские книги. № 1. Л. 85. «1556/57 г. - Книга раздачи жалованья служилым людям государева полка»)

4
[ЧЕПУХА] (ударение на а), чепушина ж. чужь, дичь, гиль, хинь, ахинея, вздор, нелепость, бессмыслица, несообразность, несвязные речи, бред, галиматья, или враки. Такую чепуху несет, что уши вянут! Чепушинник, чепушинница, кто врет чепуху, кто чепушит. <Даль В.И.>

Слово чепуха в значении «вздор», «нелепость», «небылица» является на сегодняшний день основным и наиболее употребляемым.
НО ОНО НЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНО!
По происхождению слово чепуха «вздор», «нелепость», «небылица» молодое и известно в русском языке лишь с середины XVIII в. Впервые оно отмечено у И. Нордстета, «Российский с немецким и французским переводами словарь», ч. 2. СПб., 1782, стр. 861.; в Словаре Академии Российской, ч. VI. СПб., 1794, стр. 693. В памятниках письменности, по данным картотеки словаря древнерусского языка, оно отсутствует. По версии А.С. Львова, само современное русское слово чепуха «вздор», «нелепость», «небылица» изначально происходит от более древнего существительного ЧЕПУХА – КОЛЮЧИЙ КУСТАРНИК. «Имеются основания для того, чтобы наме¬тить такой путь развития семантики анализируемого слова чепуха: «терновник, или «корявый, негодный кустарник»> «ненужная бесполезная вещь» > «нелепость». (А.С. Львов, «Чепуха»)
По версии В.И. Чернышева («Темные слова в русском языке»), первоначальным значением слова чепуха было: «мелкие части чего-нибудь разбитого» (ср. молотить чепами и молоть чепуху). Как пример такого словоупотребления: «Льды от ветру в чепуху разбиваются» (М. Ломоносов, «Краткое описание путешествий по северным морям», 1754, с. 55).
П.Я. Черных делает предположение, что слово чепуха произошло из щепуха, от глагола щепать – «колоть мелко дерево, драть его по слоям». Появление новой формы чепуха связано с исчезновением из общерусского языка слова чуха с тем же значением. Чуха - «чепуха», «чушь». (Даль, IV, 563) Возможно, имела место контаминация слов чуха и щепать, откуда щепуха>чепуха. (П.Я. Черных «Историко-этимологический словарь современного русского языка»)
Щепать, щапить, щипать, щепить, расщеплять, щепериться, скепать; колоть, крошить; прививать. Щепка, щепа, щепочка, щепушка, скепа; стружка, осколок. (Даль В.И., Фасмер М.)
«Щепать – раздроблять вдоль полено или бревно на тонкие дранки. (Дрань, дранка – тоненькая дощечка) В древних памятниках нашей письменности вместо щепать употреблялось скепать». (Ф. Шимкевич «Корнеслов русского языка»)
Поскепати – (XIV в.) расколоть, расщепить. Поскепать – пощепать (Даль). Поскепаць – расколоть на мелкие части. Поскепаны от глагола скепать, то же, что щепать. В некоторых местах и ныне вместо щепать лучину говорят скепать лучину, и вместо расщеп – раскеп.

Прозвище Щепа, Щепка мог получить человек «худой, тощий, сухой, высохший», «с худыми, высохшими руками или ногами». Известны выражения: «унести как щепку», «бросать, швырять как щепку», «разбивать, крушить, разламывать на щепки, на мелкие части, вдребезги».
Щап (1647 г.), Щапов (Тупиков, с.452, 849): щап – ср.-рус. диал. (сев.) «засечка», «зарубка топором».
Щепа, Щепин: кн. Александр Федорович Щепа Ростовский, 1410-1434 гг.; от него – князья Щепины-Ростовские; Яков Васильевич Щепа Волынский, перв. Половина XVI в.
Тимошка и Сенка Ивановы Щапихины, серебряники, В. Устюг, 1623 г.
Щепиха Иван, посадский человек, 1585 г., Псков.
Ивашка Семенов Щипок, слушка (слуга) Арх. Монастыря, В. Устюг, 1623 г.
Щепов, Щепка, Щепкин, Щепиков.

Одна из легенд гласит, что слово чепуха «вздор», «нелепость», «небылица» обязано своим появлением императрице Екатерине Второй. На одном из документов императрица начертала краткую резолюцию: «Чепуха!». В результате новое словечко отправилось гулять сначала по канцелярии, а потом перешло в книжный язык и дальше в народ.

Слово ЧЕПУХА является одним из примеров выражения понятие, обозначающего вздор. Слово чепуха экспрессивнее, острее выражает нелепость, бессмыслицу, чем слово вздор. Есть даже такая поговорка: «Вздор вздором помножить, так выйдет чепуха». («Собрание пословиц и поговорок русского народа», СПб., 1862, с. 18)
«Ни в одном европейском языке нет даже половины тех слов, которые в русском обозначают это понятие; ср. вздор, бессмыслица, небылица, дичь, чепуха, чуха, чушь, ахинея, гирунда, бред, гиль, ералаш, бестолочь, бестолковщина, нелепица, нескладица, ерунда, галиматья, бредня, фанаберия, хинь; к этому следует прибавить диалектические слова: нисенитница, пермск. нетунáвина, олон. пучуха, пск. тверск. тарорусы, турусы, тамб. пенз. алалá, алалýя, барабошь, тверск. коледа, ряз. тамб. мемеля, арх. харутья, оренб. шурдабурда, волог. белиберда, влад. яросл. калыбалы, балы, балясы» (Шерцль В. «О конкретности в языках» // Фил. зап., 1884, вып. 4—5, с. 25—26)
Добавим сюда: лухта (смол.), дребедень, каварда, тума (орл.), сумбур (вологод.), блажь.
Вместо или наравне со словом чепуха также можно употребить: абсурд, бадяга, безделица, ересь, лабуда, мура, фигня, пустяк, фуфло.

Какой огромный выбор и какая фантазия у нашего народа!

Слова вздор и чепуха имеют схожее развитие своего современного значения (см. также дребедень – чепуха, гл.1 – Ч.А.). В современном русском языке слово вздор обозначает «пустяки, пустые слова, нелепость, бессмыслица». Старинное значение слова вздор – «сор, стружка», то что взодрано, надрано, разорвано, отодрано. Первоначальное значение слова задор объясняется из выражения плотников: строгать в задор – строгать дерево по направлению от вершины к комлю, причем дерево задирается. Как пример употребления глагола вздирать в значении «драть, подымать с поверхности»: «Ветер вздирает снег». (В.В. Виноградов «История слов», В.И. Чернышев «Темные слова в русском языке»)
Драть – рвать, разрывать на части; отрывая, отделять, снимать.
Г.П. Цыганенко отмечает, что в XVIII веке слово чепуха означало «щепки», «крошево». Образовано от несохранившегося чепа «щепа», «очистки». Путь развития значения от конкретного к абстрактному выглядит следующее: «очистки, отходы» > «что либо незначительное» > «сущий пустяк» > «вздор, глупость (Г.П. Цыганенко «Этимологический словарь русского языка»)


Происхождение фамилии Чепухин отчепуха «вздор», «нелепость», «небылица» маловероятно. Фамилия существовала уже во второй половине XVII в., за сто лет до появления этой новой формы слова. Тем не менее, рассмотрим «родственные» фамилии по современному толкованию. Назовем условно эту интересную и необычную группу фамилий и прозвищ, связанную с речевыми особенностями человека, «разговорно-речевые». Свои болтуны, брехуны, вруны, вякалы (вякуны), лгуны, пустословы, пустозвоны, пустомели, пустобрехи, пустобаи и пустоплюи, клеветники и обманщики были во все времена почти в каждой русской деревне. Людей опрометчивых на язык и не следящих за своей речью как раньше было предостаточно, так и сегодня хватает. Скажем, чей-то далекий предок врал, нес ахинею, белеберду, ерунду, вздор, был болтуном и пустомелей и, возможно, за эти неприятные качества получил в шутку или в насмешку свое прозвище, превратившееся потом в фамилию. Гораздо меньше встречается на свете Правдиных, Молчалиных, Красноречьевых и Краснобаевых (краснобай – говорящий красно, широко, самоуверенно). В этой группе встречаются и «нейтральные» фамилии: Говоров, Разговоров, Речинский, Рассказов, Слово, Словеснов.

В «Славянском именослове» (авт. Трехлебов А.В.) есть имена, которые можно отнести к «разговорно-речевым»:
Байко (Бодило, Бодень) – говорун
Бакуня, Вавула – краснобай
Белорев - зычный
Гам – шумный, крикливый
Вавула - краснобай
Вакей - многословный
Валуй – крикун
Верещага – болтушка
Звенец - звонкий
Ольстин (Олята) – льстец, говорун
Рекун - сказитель
Свир – врун, лгун, говорящий вздор, сваливающий вину на других
Хлын – обманщик (Хлынить сар. мошенничать, плутовать. Хлыновец вост. Хлынь ниж.вят. тунеяд, вор, обманщик в купле и продаже, барышник. Хлынец симб. бродяга. <Даль>)
Талалай – болтливый, пустослов
Чух – пустослов (чуха – чужь, нелепица)
Шумило – крикун, шумливый.

Примеры из «Ономастикона» С.Б. Веселовского:
Балака, Балакины: Иван Балака, крестьянин, нач. XVI в., г. Владимир (балака – болтун; балакать – пустословить, говорить вздор).
Болтунов Степан, посадский человек, 1612 г., Н. Новгород (болтун, врун, пустобай, пустомеля, утомительный говорун).
Лопот, Лопотовы: Нестер Лопот, крестянин, кон.XV в. Новгород (лопот – лепет, невнятный говор; лопотать – говорить невнятно).
Окул, Окуловы: Окул - очень распространенное прозвище (окул - плут, хвастун, обманщик).
Повирало Иван Васильевич Волконский, кн., 1627-58 гг. (повирало – враль).
Фефеловы: помещики, 1568 г., Ярославль (фефела – простофиля).
Тарабора, Тараборин: Назарий Мишуков Тарабора, холоп, 1533 г. (тарабары, тары-бары – пустая болтовня; тара-бор – болтун).
Таруса: новгородский иноземец XV в. (таруса – вздор, пустяки).

Фамилии «разговорно-речевой» группы из разных источников:
Ахинеев, Вздоров, Белебердин, Ерандин, Лухтин, Харутьин, Чухин, Чухов, Врунов (врун, так и обманщик; обманщик, так и плут; плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор. – Даль).

Алалыкин (об. лалыка твер. ряз. картавый, нечисто произносящий буквы,
особенно л вместо р. Алала, алалуя ж. тамб. пенз. вздор, бред, грезы, чепуха, бессмыслица. Несет такую алала с маслом, что уши вянут).
Бакулин, Бакунин (бакулить – говорить, бакуня – краснослов, рассказчик).
Балабанов (балабан – пустомеля и болтун или балобан – татарск. жеребец, сиб. вид большого сокола).
Балаболкин (балабон – твер. пустомеля, болтун, у кого язык ходит балаболкой, мелет балаболу, пустяки; балобонить - промышлять воровством).
Бармин (барма – об. моск. бормотун, невнятно говорящий, картавый).
Бормотин, Бормотов (бормота вологодск. бормотало об. бормотун, бормотать, бормолить, говорить невнятно, скоро и себе под нос).
Бутурлин (бутурла – тамбовск. пустомеля, болтун, враль).
Верещагин (верещага об. резкий болтун, говорун, таранта, трещетка).
Зыков. Фамилия образована от древнерусского имени Зык, образованного от слова зык "крик, шум, гул, стук, отголосок", сравните выражение зычный голос - "гулкий, звонкий, звучный, раскатистый". Такое имя или прозвище могли впервые дать человеку с особо громким, выделяющимся голосом или бесконечно ревущему малышу. Со временем такое имя стало привычным, и его давали по семейным традициям. (Суперанская А.В., «Российская газета», рубрика «Происхождение фамилий»).
Крикунов, Кричалин, Кричунов (кричать – гласно взывать, подавать громкий голос, орать, шуметь; крикша – об. о ребенке, плакса, рева, крикуша).
Кубякин (кубякать – мямлить, чавкать, говорить невнятно).
Лепетов, Лепетунов, Лепетухин (лепетун м. лепетунья, лепетуша - болтун, говорливый пустобай; мямля, косноязычный говорун).
Лотохин (лотоха – об. таранта, болтун, торопыга, суетливый).
Молвин, Молвеев (молвить – баить, говорить, сказывать; молва – говор, беседа; молвщик – говорун, выбранный из толпы вести речь).
Плищ - м. церк. голосной шум, крик. Плищевати, кричать.
Ропшин (ропот, роптать – ворчать, брюзжать, корить).
Рыкун, Рыков (рыкать – рычать, реветь; громко звать, кликать, кричать кого).
Словоохотов – охочий до слов, иначе говорун.
Тараторин, Тараторкин, Таратин, Тарантин (таранта, таратора - болтун, говорящий быстро, бойко, резко). Тараторкин Геннадий – известный актер кино и театра.
Таратухин – дети боярские, г. Новосиль, 1647 г. (таратуха, от гл. тараторить).
Тарарыкин (тарарыка – говорящий много и без умолку).
Трындин (трындить – твердить, говорить все свое, одно и то же).
Чавкин (чавкать – говорить вяло и чмокая, невнятно; жевать вслух).
Челюкин (челюкать – болтать вздор, пустословить).
Шамонин, Шамшев (шамать – говорить невнятно, шамша – пустобай, враль).
Щелкач – резкий, дерзкий на словах, нахал, наглец, грубиян, забияка.
Щелкунов (щелкун –сев. бойкий говорун, щелкуша – болтливая бабенка).

При изучении фамилий иногда важно искать не причину возникновения прозвища, а вначале узнать значение слова, которое легло в основу прозвища. Многие старинные слова имеют не одно толкование, а несколько. С одним из таких слов мы познакомились в данной работе подробно: «ЧЕПУХА – КОЛЮЧИЙ КУСТАРНИК», «ЧЕПУХА – СОПУХА, ТРУБНАЯ САЖА», «ЧЕПУХА – ЩЕПА, ПУСТЯК, НЕЧТО НИЧТОЖНО МАЛОЕ, НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ», «ЧЕПУХА – ВЗДОР, НЕЛЕПОСТЬ, БРЕД».

Заглянем в древнерусский словарь, удивительные сочетания встречаются там часто (старинное слово – его современное значение): гость = купец; беседа = скамья, лавка; непраздная = беременная; нужный = плохой; орать = пахать; хитрость = мудрость; тварь = изделие, творение, создание; укроп = горячая вода; промышленник = заступник; прелесть = обман, заблуждение; честный = уважаемый, достойный, ценный; волокита = работник, ведущий борону; дворник = арендатор хозяйства, двора; заказчик = надзиратель, надсмотрщик; черепан = гончар; жулик=чернорабочий, вор=бунтовщик и др. Охинеть (ахинея) – разбогатеть; вздор – сор, то, что разорвано, оторвано. (Виноградов В.В.)

Как, все-таки, необычен и многообразен наш русский язык!

Никто не вправе отвечать за фамилию, полученную его далеким предком. Носители неблагозвучных фамилий, задумайтесь о том, почему ваши предки носили ее и в свое время не сменили. Как говорится: «Не фамилия красит или портит человека, а он ее!» Не надо искать какого-либо соответствия между человеком и его именем, значение фамилии отнюдь не характеристика именуемого лица. К тому же, как выяснилось, некоторые имена, кажущиеся сегодня оскорбительными, в прошлом таковыми не являлись. Многие отрицательные имена были профилактическими и служили в качестве противоядия, заклятия против названных негативных свойств носителя, то есть выполняли функции оберега.
Так, вполне может оказаться, что имена Врун и Лгун родная матушка дала своим детям, чтобы они не стали в жизни обманщиками, а Ахиней, Ляпун, Тарабор, Чуха (имена из списков XVI в.), чтобы не несли бредни, чужь, нелепицу и не выросли болтунами.
Что делать, куда деваться? Приходится людям жить и мириться со своими «необычными» фамилиями. Все это непростое наследие прошлого, многое из которого утеряно и забыто. Прошлое, в котором нужно еще разобраться и многое понять.


Выводы.

Рассмотрев различные варианты происхождения фамилии Чепухин, приходим к следующим заключениям. Теоретически фамилия Чепухин могла произойти от любого из толкований фамилеобразующего слова чепуха. Совсем исключить какую-то версию происхождения фамилии и оставить только одну единственную не получается. Каждая имеет право на существование. Кроме того, существует вероятность, что один человек мог получить своё ИМЯ по одному толкованию слова, а другой (однофамилец), своё ПРОЗВИЩЕ – по иному. Это могло произойти в разных областях и в разное историческое время. Однако, учитывая специфичность слова, возраст фамилии и ее редкость в наше время, думаю, что это маловероятно. Хотя, в принципе, возможно. Более подробно об однофамильцах рассказано в статье «Однофамильцы» Чепухины» (www.baza.vgd.ru/11/76174/?pg=4 ).


Заключение.

Данная работа посвящена, прежде всего, происхождению фамилии Чепухин и исследованию слова «чепуха», но не только. Цель статьи - привлечь внимание людей, хотя бы тех, кто упомянут в тексте, к своим фамилиям, задуматься об их происхождении, что они означают и почему были даны. Фамилия – это не только наш отличительный признак в обществе и не только строка в паспорте. Это еще история и культура наших предков. А их надо знать и уважать, потому что это наши корни, наша жизнь и судьба.


Чепухин А.Г. (сокр. в тексте Ч.А.)
г. Тольятти, 2007-09 гг.



Использованная литература, сайты Internet и архивные источники :

1.С.Б. Веселовский «Ономастикон», М., 1974
2.Л.М. Щетинин «Имена и названия» Изд. Ростовского университета, 1968
3.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. – М.: Современный писатель, 1995.
4.Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».
5.Макс Фармер «Этимологический словарь русского языка», Москва, «Прогресс», 1985 г.
6.С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь Русского языка».
7. «Язычество славян». - Приметы, связанные с растениями. Приметы о жилище www.paganism.msk.ru
8. Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян»
9. С.В. Максимов «Нечистая, неведомая и крестная сила», Смоленск, «Русич», 1995г.
10. Н.И. Костомаров «Русская история», Москва, «ЭКСМО», 2006
11. Н. Анненков «Ботанический словарь» СПб., 1878
12. А.С. Львов «Чепуха» , www.ameshavkin.narod.ru/litved/grammar/ling/etym/cepuha.htm
13. М. Семенова «Мы-славяне», изд. «Азбука», С-Птб., 1997г.
14. Бай-книга. Русские сказания, обычаи, обряды, предания. www.peterlife.ru/download%20free%20online/index.htm
15. «История русских фамилий: Приглашаем в путешествие», авт. В. Максимов, Е. Кулигина, консультант - М. Горбаневский, «Мир имен и названий», 1998г.
16. Т.А. Агапкина, «Обереги», www.pagan.ru
17. А.Ф. Журавлёв, «К статистике Русских фамилий. I»
18. А.В. Трехлебов «Славянский именослов», г. Пермь, 2002
19. «Мифологический словарь» под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1991
20. И.В. Якунин, «Коллекция исторических и генеалогических материалов по изучению истории населенных пунктов Верхососенского уезда или истоки населения верховий рек Тихой Сосны и Усерда северо-запада Красногвардейского района Белгородской области», Москва, 2002
21. В.В. Виноградов «История слов», Изд-во: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 1999г.
22. Е.Е. Левкиевская «Колючие растения» ( www.pagan.ru «Словарь Славянской мифологии» )
23. «Язычество славян. – Приметы»,
24. В.П. Вихлянцев «Библейский словарь»
25. Доброслав, «Наш храм – Природа», www.slav.olegern.net/index.php
26. А.В. Азовцев, «Личные имена Рязанского уезда конца XVI в. (по материалам писцовых книг)», статья из «Рязанская старина», N1, 2002. ЭПИцентр, Интеграл-Информ, Москва, 2003.
27. Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон.
28. Работы М.Б. Оленева: «Кто искоренил славянскую старину? (Или когда и почему пропали нехристианские имена/прозвища?)», 2001г.;
«Рязанский ономастикон XIV-XVII вв.», 2004г.;
«Каков ты, Орловский мужик? (о чем еще могут рассказать фамилии?)», 2002г.;
«Старославянские имена и прозвища Рязанской земли», 2001г.;
«Тем, кто прячет свой камень за пазухой, Ох и трудно в деревне у нас...», 2004-2005г.;
«Мы-зверье (фауна в наших фамилиях)», 2002г.;
«Однофамильцы ли? (или знаем ли мы о том, кто наши родственники)», 2001г.
29. Щетинин Л.М. «Русская ономастика и ономастика России», М.: «Москва-пресс», 1994.
30. Л. Успенский «Ты и твое имя», Лениздат, 1962г.
31. «Словарь сравнений русского языка». Сост. В.М. Мокиенко. СПб, Норинт, 2003
32. РГАДА. Фонд 210. Разрядный приказ. Столбцы Белгородского стола. Ед. 1528. – 7196-98/1688-90гг. Документы о служилых людях городов Белгородского полка: 1-53 (спор о сенокосах и четвертных землях атамана валуйских черкас с полковым казаком Акимом Чепухиным стоварищи)...
33. Танков А.А. «Историческая летопись Курского дворянства», Гл.15.
34. А.И. Соболевский «Лекции по истории русского языка», Изд. 6-е. –М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 328с.
35. РГАДА. Поместный приказ, ф.1209, опись №163, ед. хр. №12292, документ №86, л. 346-366.
36. РГАДА. Фонд 350, опись 2, ед.хр. 487 (листы 692-694) /ок. 1723 гг.



Страницы: 1 2 3 4 5 6 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта