Подводя итог, констатируем, что «КОЛЮЧКОВЫЕ» фамилии СУЩЕСТВУЮТ. Это факт. Правда, они немногочисленны. Носителям «колючковых» фамилий хочется сказать, чтобы они не стыдились их и не обижались на свои «гадкие» и «противные» растения. Если разобраться, они не такие уж невзрачные и неприглядные, как кажется на первый взгляд. К тому же, как оказалось, в них заложен определенный магический смысл. О чем думали любящие родители, давая своему ребенку имена: Боярышник, Колючка, Лопух, Репей, Чертополох или Шиповник? Выяснив, что колючие растения – это чудесные обереги, можно предположить, что большинство «колючковых» имен служили для «защиты» своего носителя. Достоверно можно считать эти фамилии древними по происхождению. Наши мудрые предки знали, что делали, когда придумывали и давали такие имена и фамилии. С гордостью их носите и почитайте.
2 ЧЕПУХА – сопуха, трубная сажа. Сопуха – сажа, копоть из трубы, и на стенах черной избы. К празднику надо сопуху обмести. ряз. | Сопуха, нвг. печной отдушник (заслонка). (Даль В.И., Толковый словарь, 1866 г.) ЧЕПУХА – Пол. cepuch, czopuch, Чех. sopauch, стар. sopuch, прост. сopauch, capauch, пространное отверстие в печи, через которое дым выходит; (Чех.), тряпье, которым затыкается это отверстие; Укр. сопуха, ЛРус. сапуха = сажа. (Шимкевич Ф., Корнеслов русского языка, 1842 г.)
Фамилия Сопухин (от сопуха) относится к редким и уникальным. « ...изба харчевная, Ивашка Васильев Сопухин», Устюг, 1623-1626 гг. Алексей Сопухин - пономарь, Белополье, 1800 г. СОПУХИН Борис Алексеевич, красноармеец, 20.07.1942 г. умер от ран. Других представителей фамилии выявить в Интернете не удалось.
На нескольких листах архивного документа XVII века (32) присутствует подмена фамилии Чепухин на Чюпахин («чу», «щу» в древних письменах часто писалось с буквой «ю». Чюксин, Чюраков, Балчюха, В Устюг, 1623 г.). Это совершенно непонятно и вызывает полнейшее недоумение. То, что речь идет об одном и тот же человеке, вне всяких сомнений, Аким Чепухин и Аким Чюпахин -одно лицо. Обе фамилии в тексте написаны разборчиво, о какой-то орфографической ошибке не может быть и речи. Чем объяснить такое несоответствие в написаниях, трудно представить. На лицо явное, умышленное искажение фамилии. С какой целью, зачем? Пока это остается загадкой. Чупаха – грязнуха, чумичка, неряха, замарашка. Чупаха - образно грязный. Еще чупаха – обруселая мордовка из-за р. Пьяны. Чупахать – грязниться, мараться. <Даль В.И.> Примеры фамилии: Богдан Иванов сын Чупахин, г. Обоянь, 1650г. (А.А. Танков, «Историческая летопись Курского дворянства»). Чупехин Проня, помещик, 1595 г., Орловский уезд. (1) Чупаха, Чупахин, Чупахов, Чупашкин. Сравнив чупаха с чепуха «сажа», близкое к «неряха», «чумичка», «замарашка» можно хоть как-то объяснить подмену фамилии в древней грамоте.
Аким Васильев сын Чепухин (станичник, г.Валуйка, 1697 г.) Аким – народный вариант от календарного имени Иоаким. Его ребенок получил, очевидно, при крещении в церкви. Как известно, календарные имена преимущественно выбирались из святцев по дате рождения ребенка. Именины Акима: 23 февраля (10 февраля ст. ст.), 22 сентября. Значение имени Аким – Божий ставленник (др.-евр.). «Аким – человек очень решительный, привыкший добиваться своего. Ему не составляет труда преуспевать в работе, в любви и в бою. Это имя счастливчиков! Именем Аким, Иоаким звали отца Пречистой Девы Марии, впоследствии родившей самого Иисуса. Согласно древним обычаям, на Акима обновляют в избах огонь: старый гасят, а новый возжигают». [Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев «Имена» - М.: Рольф, 1999] В этот день чистят от сажи трубы и печи, чтобы лучше горел огонь; очищают, сметают со стен избы сажу (сопуху). Знали ли родители в XVII века подобное описание имени Аким, давая его своему ребенку и согласовывая его по значению с фамилией? Тогда косвенно по Акиму можно было бы установить происхождение фамилии Чепухин от «сопуха, трубная сажа».
Несомненно, толкования слова чепуха (сопуха, сажа) можно связать с одним из главных символов дома древних славян – печью. На Руси дом без печи считался нежилым. Домашний очаг был священным. Огонь, который горит в печи, воспринимался как живое существо. В нем видели силу, не только дававшую человеку тепло и пищу, но и отгоняющую всю нечисть, всякую болесть лютую. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, зато огонь был способен очистить что-либо оскверненное. Изначально в древних избах печной свод был сплошным, дым выходил наружу, прямо в жилое помещение, через устье печи. Далее дым выходил через отверстие в крыше или через дверь. Жилища с такими печами назывались «курными» или «черными» (топить по-черному), потому что на внутренней стороне крыши и на верхних венцах стен оседал толстый слой сажи (сопухи). На полки, находящиеся под крышей, сыпалась сверху сажа: их так и называли «сыпухи». Курные избы очень редко отсыревали, к тому же прокопченное дерево не гнило. Трубы, выводящие дым наружу, появились при строительстве печей гораздо позже. В сознании народа сформировалось: печь - это место, через которое дом связан с внешним миром. Граница между потусторонним миром и жилищем - печная труба. Через трубу вылетают ведьмы, нечистая сила, души умерших, болезни, насланные порчи и т.д., а влетают огненный змей или черт. Через трубу появляется на свет душа новорожденного. Реальная защита от «потусторонних» - печная заслонка. Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается, и всякая нечисть в дом уже попасть не может. В те времена к подобным граничным рубежам относились необыкновенно серьезно. Заслонкой также закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу - чтобы домашние разговоры о нем не вылетели в трубу и не были услышаны «чужими». Через печную трубу окликали пропавший в лесу скот в надежде, что он воротится домой. Говорили, если так же окликнуть человека, ушедшего в чужие края, то он воротится домой. С печной заслонкой был связан следующий обряд. Приведя купленную корову в дом, ее кормили в первый раз на печной заслонке, чтобы подружить ее с домом, «подомлить». К строителям печей – печникам (Печников) на Руси всегда относились с уважением и опаской. Считалось, что они обладают особыми способностями и тайными знаниями. Поговаривали даже, что они знаются с чертом. Может быть, родоначальник нашей фамилии был печником, и его прозвище связано с профессией? С печной золой и сажей (сопухой) также было связано множество обрядов и преданий. Зола, взятая с домашнего очага в праздничные дни, служила целебным средством: ею пользовались от самых разнородных болезней. Отправляясь в далекий путь, древний славянин брал с собою не только горсть родной земли, но и щепоть золы с домашнего очага. Пепел от купальского (обрядового) костра использовался в качестве оберега. Если дитя в семье заболевало или кричало криком, для начала его просто сбрызгивали с уголька или с серебра (может быть, его просто сглазили). Вода, настоянная на печной золе и углях, так же использовалась от сглаза. Сажей мазали лица и тело, когда нужно было приобщиться к новому домашнему очагу, мазали входящую в дом молодую жену и гостей. Мазались сажей, чтобы обмануть и отвадить злых духов, отвернуть недобрых людей. В этом случае, имя Чепуха в значении «сопу¬ха, сажа из трубы или копоть» могло быть дано как защитное. Для защиты от всяких бед и сглазов человека измазали сажей не в буквальном смысле, а дали ему соответствующее имя-оберег. Данная версия появления имени кажется вполне убедительной и реальной. Аналогично существовали «чумазые» защитные личные имена Грязной, Грязнуха, которые были распространены и популярны в старину. Сажин, Золин.
3 В.В. Виноградов («История слов») полагает, что слово чепуха родственно словам: чепец, областным причепиться, чепь.
В некоторых наречиях на Руси буквы «ч» и «ц» взаимозаменяемы, объяснение - местное «чоканье» или «цоканье». Вместо буквы «ц» произносится «ч» или наоборот. Чепь «цепь», чеп «цеп», чепать «цепать», чеплять «цеплять». Например, в Новгороде ч вместо ц. (Чепухин – Цепухин)
«Древне-русский язык и современные русские говоры имеют ч в чепь (=цепь) и родственных: причепиться, чепец, очепок (малор. очiпок), чепуха. Эти слова, несмотря на тожество значения, или совсем не родственны с цепь и производными, или цепь вошло в наш литературный язык из тех великорусских говоров, которые заменяют ч через ц (цокают). Наше цапля (при южно-великор. и белор. чапля и при фамилии Чаплин), несомненно, заимствовано литературным языком из цокающих говоров, точно также как фамилия Чевкин (от цевка)». (34, с.151)
Чепь, цепь. «Более распространенной исстари формой, засвидетельствованной древнерусскими памятниками письменности, можно считать ЧЕПЬ...» Др.-рус. чепь, чепечка засвидетельствовано в значении «цепь (золотая) как украшение». (XII в. и позже) Предположительно форма с ц северорусского происхождения (из говоров с цоканьем). Характерный признак цепи, что она состоит из звеньев, из колец, ЗАЦЕПЛЕННЫХ одно за другое. Ср. цеплять(ся) при др.-рус. книжн. цепити – «щепить», «раскалывать», цепитися – «отделяться». Старшее знач. – «щепить», «раскалывать». Знач. «задевать», «захватывать» - более позднее. Глагол цеплять(ся) вообще засвидетельствован лишь с конца XVIII в. (П.Я. Черных) Др.-русск. чепь «цепь» начиная с XIV в., часто в моск. текстах XVI-XVII вв., укр. чiпати «цеплять», чiпiти «сидеть у к.-л. на шее», чiпкий «цепкий», блр. зачепа «навязчивый человек», зачепка «крюк на стене, на который подвешивают люльку», польск. czepiać, czepić sie «цепляться, приставать», czepić «хватать». (польск. «cz» – ч, хорват. «ć» - ч) В русск. трудно провести грань между этими двумя группами ввиду цоканья. (М. Фасмер «Этимологический словарь») Чепь ж. чепочка, стар. церк. и ныне, местно, цепь, цепочка. Чепь м. ряз.-скопинск. бадья, от очеп. | Чеп и чоп кур. гвоздь в бочке, затычка; | железный шип мельничного вала. (Даль)
Страницы: 1 2 3 4 5 6 #
|