Как схожи между собой слова! Чепуха и дерябник (дереза) – названия колючего кустарника. В обоих словах просматриваются описательные признаки, по которым они получили свои названия: чепуха от чепать, чеплять, цеплять; дерябник от дерябать, дерябить – драть, чесать, царапать. Чепуха и дребедень могут означать мелочь, что-то незначительное, ненужная, бесполезная вещь. Оба слова, кроме того, могут употребляться в значении вздор, галиматья, чушь, нелепость и т.д. Можно предположить, что они имеют одинаковый путь развития семантики (значение, смысл). От группы слов, относящихся к «дерибать», произошло множество фамилий: Деряба, Дерябин, Дербан, Дербенёв, Дербенин, Дерябник, Дерезин, Дерезов и др.
Происхождение «колючковых» фамилий. По одной из версий фамилия Чепухин образована от названия колючего кустарника. А есть ли другие фамилии, произошедшие от колючих растений? Назовем условно эти фамилии «колючковыми», которые, в свою очередь, отнесем к общей группе фамилий, образованных от названий растительного мира. В списке 500 самых распространенных фамилий России (А.Ф. Журавлёв, «К статистике Русских фамилий. I» ) «растительные» занимают далеко не лидирующие позиции: Виноградов (45 место), Цветков (143 место), Березин (260), Колосов (268), Орехов (338), Горохов (402), Чесноков (407), Малинин (415), Капустин (426), Рябинин (495).
По какому принципу подбирались и давались «растительные» или «ботанические» имена, была ли какая-то смысловая связь между человеком и названным в его имени растением, кустарником, деревом, плодом? Подключив воображение, можно представить, что некоторые имена (прозвища) были даны за какие-то сходства, ассоциации во внешности, в поведении, характере, или чтобы был таким, человека и названного объекта. Например, о ком-то можно сказать: высокий, стройный, грациозный как сосна, или кедр, или тополь; крепкий, здоровый, выносливый, сильный, мощный, рослый, твердо стоящий как дуб; стройная, гибкая и грациозная, как берёза; кудрявый, или, может быть, рябой, как рябина; назойливый, приставучий как колючка, репей (острый, язвительный ответ, колючий взгляд, колкая насмешка); злой как крапива; чистый, простой как репа (глаза репой: о выпуклых, больших глазах); крепкий и здоровый как орех. Человека с оттопыренными или свисающими большими ушами могли прозвать Лопухом, с крупным, мясистым носом – Картошкой, а с сизым носом – Сливой. Человека с красным или покрасневшим лицом могли звать Морковью, Свеклой или Помидором; рябого – Горохом; с большими черными блестящими глазами - Смородиной. Нетрудно догадаться, за какую внешность некоторых юношей называли Липок (цветок). Не надо сильно напрягаться, чтобы вообразить, каким цветущим, процветающим был или должен быть человек с именем Цветок (ст. слав. Цветан, Цветана). Девушки с именами Ягода и Вишня представляются красивыми, дышащими свежестью, аппетитными и привлекательными с большими пухлыми красными губами. Назвали ребенка Малиной, чтобы жизнь его была как в малине, - привольной, беззаботной и обеспеченной. Подобные сравнения также просто и наглядно представляются в «звериных» и «птичьих» фамилиях, которые во многом схожи с «растительными» по происхождению. Объясняется это легко: животные, так же как и растения, играли большую роль в жизни наших предков, как в крестьянском хозяйстве, так и в славянской мифологии. Из истории славянской мифологии известно, что многие растения, цветы, кустарники, деревья и плоды имеют какие-либо явные или скрытые свойства: символизируются с сытостью, достатком в доме, применяются как лекарственные, используются в качестве оберегов от всяких бед, сглаза, порчи и нечистой силы. Магические функции оберега, к примеру, многие из них приобретают благодаря своим природным свойствам: сильному запаху (полынь, базилик), жгучести (крапива), наличию колючек (шиповник, терн, боярышник), вкусу (лук, чеснок). Свойства оберега могут быть также обусловлены мифологическими и религиозными сюжетами, относящимися к данным растениям. Например, терновый венок на голове Христа; осина – проклята Богом, потому что на ней повесился Иуда; вербные ветки освещены в Вербное воскресенье и т.д.
Продолжая рассказ о КОЛЮЧКАХ, рассмотрим их живописания в славянской мифологии. Оказывается, колким травам и кустарникам отводилась большая и очень важная «защитная» роль в жизни древних славян.
В старину колючие растения применяли в качестве оберегов людей и скота от нечистой силы и болезней. С этой целью использовали основной признак данных растений, их колючесть (колючий, колкий, снабженный колючками, остриями, иглами, спицами, шипами). «Чтобы защитить дом от нечистой силы, ворота, двери, окна дома и хлева обвязывали ветками колючих растений, у южных славян — преимущественно боярышником и терновником, у западных — шиповником и диким крыжовником, у восточных — репейником и можжевельником. У южных славян дверь запирали колышком из боярышника, а в замочную скважину втыкали шипы колючих растений, чтобы нечистая сила не проникла в дом». (Е.Е. Левкиевская, «Колючие растения»)
«МИСТИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАЩИТЫ ПРИПИСЫВАЛАСЬ РАСТЕНИЯМ – ОБЕРЕГАМ, КОТОРЫЕ ИМЕЛИ КОЛЮЧКИ (ЧЕРТОПОЛОХ)». <Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян»>
Чертополох (равно как и любая колючая трава) – ненавистен всей нечистой силе. <С.В. Максимов «Нечистая, неведомая и крестная сила», Смоленск, «Русич», 1995г.>
Чертополох защищает дом от ведьм, а людей - от порчи. Отпугивающие свойства приписываются ей из-за колючек. Считается, что все колющее (иголки, булавки), направленное острием на злого человека, лишает его способности наводить порчу, поскольку взгляд натыкается на острое. Название свое трава получила из-за уверенности людей в том, что именно ею лучше всего чертей гонять. Почтительное отношение к чертополоху как к оберегу зафиксировано не только у славян, а и у других европейских народов. <«Язычество славян. – Приметы»
«Боярышник как колючее растение наделяется свойствами оберега еще и потому, что, согласно сербским поверьям, это дерево ВИЛЫ, а репейник, по русским поверьям, - место обитания ЧЕРТА. Оба эти растения считаются действенным средством в борьбе с нечистой силой. Боярышник, в частности, может спасти человека от вампира: его ветки и шипы помещают в воротах и над окнами домов на ночь, шип от боярышника втыкают в покойника, если подозревают в нем вампира; чтобы умерший некрещеным ребенок не стал вампиром, его хоронят под кустом боярышника. (Т.А. Агапкина, «Растения – обереги»)
«Прут, крапива, колючие и цепкие травы принимались за символы Перуновых молний. Перунов цвет разит демонов, побеждает их и заставляет в страхе и трепете разбегаться в разные стороны; ради этого ему могли присваиваться названия: чер¬тополох, одолень- и прострел-трава. Имя чертополох (= трава, которою можно всполошить чертей) дается разным видам цепкого репейника (carduus, cirsium); сверх того, растение это называют: дедовник (т. е. трава, посвященная Деду-Перу¬ну), бодяк (может быть, от глагола бодать — колоть), волчец, иголчатка, колючка. По народным рассказам, чертополох прогоняет колдунов и чертей, оберегает до¬машний скот, врачует болезни и унимает девичью зазнобу; ружье, окуренное тра¬вой колюкою, стреляет так метко, что ни одна птица не ускользнет от его удара и ни один кудесник не в состоянии заговорить его. Чтобы вылечить скотину от червей, знахарь идет в поле, отыскивает куст чертополоха, осторожно наклоняет его к земле (стараясь не изломить) и прищемливает деревянными вилочками; при этом про¬износится заклятие: «Ты, трава, Богом создана! Выведи червей из кобылы или коро¬вы раба такого-то; коли выведешь — отпущу, а не выведешь — с корнем изжену!» Когда черви вывалятся из скотины — надо немедленно освободить траву, пригова¬ривая: «Ты мне послужила, и я тебе отслужу!» Если этого не сделать, чертополох в другой раз не послушается. Широколистный, красноцветный чертополох обладает великою силою. Чтобы избавиться от преследующего черта, советуют бросать в него цепкими шишками этого растения». (3)
Оказывается, приведенные описания о растениях относятся не к очень отдаленному историческому прошлому. Процессы о вынутых травах, кореньях, заговорных письмах и других волшебных снадобьях составляли в XVII веке весьма обыкновенное явление. Знахарей – «зелейщиков» - боялись, их всегда старались задобрить подарками, щедрой платой, угощением, а подчас с ними жестоко расправлялись. «При царе Михаиле Федоровиче в 1632 г. была отправлена в Литву грамота с запрещением под смертною казнию покупать у литовцев хмель; потому что посланные за рубеж лазутчики объявили, что есть в Литве баба-ведунья и наговаривает она на хмель, ввозимый в русские города, с целью навести чрез то на Русь моровое поветрие». (3) Во времена царствования его (Михаила) сына Алексея Михайловича, хоть он и был культурней и просвещенней своего отца, отношение к травам (растениям) было тоже далеко не простое. Где-то их даже боялись, потому что с ними соединяли разные суеверия. Иногда найденной в доме травы было достаточно, чтобы подвергнуть хозяина пыткам. <Костомаров Н.И. «Русская история»> Вот вам и языческие предрассудки! А ведь после принятия христианства на Руси прошло уже более шестисот лет.
С одной неприятной особенностью колючих растений сталкивались многие дачники. Избавиться от этих сорняков на участке настоящая проблема, они чрезвычайно живучи. Есть даже такое выражение: «Переть чертополохом [из земли]. О необычайно интенсивном, мощном, стихийно диком проявлении жизненных сил природы». (31)
В славянском именослове встречаются «растительные» имена: Репех – приставучий, надоедливый. Репей - сербохорв. репух, род. п. репуґха. <М. Фармер> Рагоза– сварливый, ссорщик, бранливый. Рагоза, рогоза, рагоз, рогоз – болотное растение палочник. Бодин (Бодило, Бодень) – колючий. Бодень, бодец – колючка терновника, сливы и др. (18)
К уже названным в тексте фамилиям, которые произошли от названий колючих растений, добавим следующие: Чепыжев, Чепыженко (чепыж, ряз., чепыжа), Чепыжников (чепыжник, калуж.); Чепыгин (чепыга); Крижанец – нерусская фамилия от слова крыжовник, Берсенев (берсень, др. рус. крыжовник); Репейников, Репей, Репьёв, Репухов (репей, репейник, репух); Лапуха, Лопуха, Лопухин, Лапухин, Лопухов, Лапухов (лапуха, лопуха, лопух, лапух); Боярышников (боярышник); Муратов (чертополох, он же мурат); Чертополохов/рус. = Унбегаун/литовская = Шардон/французская); Дурнишников (дурнишник); Осокин, Пырей (осока – резучая трава, пырей); Шипшин (донск. шипшина, то же, что и шиповник), Шиповников, Татарников (татарник); Мордвинов (мордвин, мордвинник), Дерябник (дерябник), Пустоселов (пустосель), Чилигин (чилига), Бобровников (бобровник), Зольников (зольник), Осотов (осот). К этому списку приплюсуем фамилии Шипов (шип), Колюка и Колючкин (колючка). Еще хотелось бы упомянуть фамилии, в которых видны описательные признаки многих колючек: Цепляка (цеплять), Цепляков, Цепляев, Цеплягин, Зацепин, Коряба (корябать), Корябкин, Корябов, Царапкин (царапать), Царапин, Царапов.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 #
|