Чепухин и «родственные» фамилии. (сокращенный вариант)
«Часть слов литературного языка этимологически затемнилась вследствие утраты первоначальных наглядных значений. Последние открываются нам путем изучения истории и диалектов языка»... В. И. Чернышев
Слово «чепуха» необычно и имеет несколько значений. С каким конкретным толкованием слова связано происхождение фамилии Чепухин, узнать не так просто. Иногда, чтобы раскрыть тайну фамилии исследователю ничего не остается, как делать предположения, выдвигать различные версии и заниматься построением логических цепочек и умозаключений, т.е. в полной мере ощутить себя мастером дедуктивного метода. 1 Существуют фамилии Чепухин и Чепухов. Как видно, корень и в фамилии Чепухин, и в фамилии Чепухов один и тот же – чепух. Отличие в словообразовательных формантах –ов и -ин. По такому же принципу образованы пары фамилий: Данилин-Данилов, Михайлин-Михайлов; Березин-Березов, Ракитин – Ракитов, Осинин – Осинов, Осокин - Осоков и другие. Обычно формант –ин формировал русские фамилии, когда отцовское имя/прозвище оканчивалось на гласную (в основном -о-, -а-): Роща=Рощин, Рагоза=Рагозин, Чепуха=Чепухин. Форманты –ов , -ев, как правило, формировали фамилии от слов, оканчивающихся на согласную или мягкий знак: Огурец=Огурцов, Ясень=Ясенев, Чепух=Чепухов. Существуют и нередки в России фамилии Лопухин (лопуха, ж.) и Лопухов (лопух, м.). Они образованы, безусловно, не от слов лопуха и лопух, а от отчеств Лопухин, Лопухов, образованных из личных имен Лопуха и Лопух, отвечающих на вопрос «чей сын». Лопух, лапух (м.) и лопуха (ж.) - это народные названия одного и того же растения. Присутствие двух названий у этого и других растений находит свое объяснение в славянской мифологии. Дерево, как и растение вообще соотносится с человеком по внешним признакам: корни – ноги, ствол – туловище, ветки – руки, соки – кровь, лист – ноготь на пальце, древесная кора – кожа и т.п. Соответственно, существовали «мужские» и «женские» деревья/растения: береза – березун, дубица – дуб, лопуха – лопух. По аналогии (лопуха – чепуха, лопух – чепух) в фамилиях Чепухин и Чепухов выделяются образующие слова - чепуха (ж.) и чепух (м.). Что здесь настораживает? Слово чепух в наше время ни в разговорной речи, ни в письменном виде не встречается, в справочниках и словарях оно не зафиксировано.
Из специальных источников известно употребление слов ЧЕПУХА (?), ЧИПУГА, ЧЕПЫГА, ЧЕПИЖНИК (ЧАПЫЖНИК, ЧЕПЫЖ), ЧЕПУШНИК (ЧЕПУШНЯК), ЧЕПУРНИК, ЧЕПУШОК (уменьшительная форма от ЧЕПУХ), в значении ДЕРЕЗА, ТЕРНОВНИК, КОЛЮЧИЙ И КОРЯВЫЙ КУСТАРНИК, ЦЕПКАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. (А.С. Львов «Чепуха», Н. Анненков «Ботанический словарь» СПб., 1878, стр. 83; «Этимологический словарь русского языка» Макс Фармер, Москва, «Прогресс», 1985 г. Том IV)
Данный ряд растений можно дополнить созвучными: чапуга, чепига, чимыжник, чилижник, чемышь, чепучинник, чапутинский корень. Часть этих слов относится к «темным», происхождение их неясно. Необъяснима этимология и некоторых других слов: 1. челига, челуха, чипега «холодный, мелкий дождь с туманом», арханг.; 2. чипига «деревянная часть плуга». Различные подмены букв в словах связаны с говорами. Малорусские наречия имеют «и» (пiчь, кiнь, шмiль) там, где великорусское и белорусское наречия имеют «е» и «о» (печь, конь, шмель). К числу древнейших обще-русских изменений в области согласных принадлежит изменение «г» в «х», бох (московский говор), друх (курский говор). Северно-великорусские говоры, знающие мену «ц» и «ч», почти все употребляют «е» из «а» в слогах, как ударяемых, так и неударяемых. Акающие южно-великорусские говоры и близкие к ним белорусские знают однородное употребление «е» из «а». (34)
Слово ЧЕПУХА образовано от корня чеп- и суффикса -уха. «От того же корня образовано русское чепать «зацеплять», укр. чепляти, -ся, «прицеплять», «цепляться», бел. чепляць, чепляцца — то же значение, польск. czepać — то же значение, словенск. čep, čapa «виноградный сук», болг. чеп «сук», чепка «ветвь», др.-русск. чепь «цепь». Эти данные свидетельствуют, что значение корня чеп- «закорючка», «крюк», словом, «что-то цепляющееся». Суффикс –уха придает значению, выраженному основой, предметный характер (объекта или субъекта. По такому же принципу образованы - голодуха от голод-, краюха от край-, веснуха от весн-(а), стряпуха от стряп-(ать), требуха, шелуха (от шелушить, «чистить») и т. д. Такие образования произносятся с ударением на суффиксе –уха». (А.С. Львов «Чепуха»)
Простонародные названия растений с суффиксами –уха (-юха) и –ух не так уж редки: ж., горуха, вертуха, вымянуха, восконуха, гречуха, жаруха, жеруха, жижуха, зайкуха, заруха, золотуха, кислуха, колдуха, колуха, колюха, красуха, лапуха, лопуха, лепуха, лечуха, мокруха, овсянуха, отваруха, оструха, подбируха, полетуха, режуха, резуха, серпуха, синюха, скрипуха, частуха, черевуха, чернуха, чещуха, чилибуха, чистуха, целибуха, черёмуха; м., кивух, лопух, подсолнух, репух. («Ботанический словарь», Н. Анненков)
Названия растений, принятые в науке, не всегда совпадают с народными. Их лексика нередко тесно связана с реальной действительностью. В названиях, которые придумал и дал народ, как правило, раскрыто что-то необычное, существенное и отличительное для этих растений. Они экспрессивны и эмоциональны, так как основаны на чувственных ощущениях и связаны с живой разговорной речью. В названиях растений отражаются их свойства: форма, цвет, вкус, характер цветения, употребления и т.д. По-видимому, когда-то давно на Руси существовали народные названия колючих растений ЧЕПУХ и ЧЕПУХА, которые со временем забылись и вышли из употребления. Вероятно, так именовали их по обозначенному в названии признаку ЧЕПАТЬ «ЦЕПЛЯТЬ», т.е. якобы «ЦЕПЛЯЮЩИЙСЯ». Известно народное выражение: «ЦЕПЛЯТЬСЯ за что КАК ТЕРНОВНИК». О чем-либо устойчивом, крепко цепляющемся за что-либо. (В.М. Мокиенко «Словарь сравнений русского языка», С-Пет., «Норинт», 2003) Таким образом, наличие мужского (чепух) и женского (чепуха) слова, по факту существования фамилий Чепухов и Чепухин, является косвенным признаком их происхождения от названий растительного мира. Если слово чепуха с течением времени утратило свое первоначальное значение, изменило смысл, но продолжает жить сегодня, то слово чепух в наше время можно считать потерянным и неупотребляемым, и только фамилия Чепухов говорит о том, что оно когда-то было. Так как у древних славян были распространены и популярны имена от названий растительного мира, то появление мирских имен Чепух и Чепуха вполне объяснимо и не случайно. Подробнее о происхождении имен и свойствах колючих растений в старину будет описано ниже.
Сказание о терновнике. Прямые свидетельства того, что чепуха – «терновник или колючий кустарник» в древних источниках я пока не встретил. Что тут поделаешь, если все современные справочники и энциклопедии были составлены относительно недавно. «Толковый словарь» В.И. Даля был выпущен в 1866 г., «Ботанический словарь» Н. Анненкова в 1878 г. Как оказалось (по факту существования фамилии в 17-ом веке), слово чепуха очень древнее. В каких областных словарях следует его поискать, в каких стародавних документах оно затерялось?
Терние, терновник, терновый куст - то же, что терн. Терн – колючка, шип. «ТЕРН – в еврейском тексте употребляется несколько слов для обозначения сорных растений и кустарников и поэтому теперь их невозможно с точностью определить. Из них из-за их жесткости делали непроходимые изгороди и жестокие орудия наказания. Терн, терние и волчцы являются в Библии символом испытаний, страданий, скудости, суеты. Божий огонь для Моисея возгорелся из тернового куста, и из терновника же люди сделали венец для Иисуса». (В.П. Вихлянцев, «Библейский словарь»)
Названия тёрна Prunus spinosa: терен, тирн, терновник, терник, торон, тернистая слива, бодлак, караич, дернич, драча, дреник и др. (Анненков Н.); жидовник, жидовинник, чемша, чемыш, свиной терн, дедовник, вахлачка, терновник песочный, таловый терн, дереза, дерябник, тарновник, облепиха, ракитник, шец, плоховник, мыший терн (Даль В.И.).
Большинство мифических представлений о терновнике связаны с историей христианства, он прочно закрепился как символ страданий Иисуса Христа (венок на его голове во время распятия) и вечной жизни в природе. Вероятно, отсюда происходит одно из названий терна – жидовник. Жид - еврей. Другое название - дедовник, связывают с колючей бородой деда, Деда-Перуна. Действительно, густой сухой корявый кустарник тёрна с многочисленными острыми шипами на ветвях похож на чью-то бороду. Известно табуистическое название «лесных чертей» – жиди, жид - «черт», которого также называют дид=дед. <М. Фармер> Может быть, происхождение местных названий жидовник, жидовинник и дедовник связано с местом обитания чёрта? Вахлачка: вахляк – волдырь, шишка, опухоль. Вероятно, это название обязано появлением «неприятностей» на теле человека от острых колючек. Тот кто пробирался через колючие кусты тёрна знает что это такое. Плоховником прозвали терн, очевидно, за плохие его качества: колоться и царапаться. Происхождение чемша, чемыш не ясно. Даль В.И. объясняет их как тоже, что и жидовник. (Чемшин, Чемышинов, Чемышев) Вызывает интерес название дерябник. «Дерябник м. терние, кустарник с шипами, как напр. терновник, шиповник и пр. Дерь, дерник м. кур. куст и ягода терн, терновник, Prunus spinosa» <Даль В.И.> Этимология слова дерябник восходит к «деряба» (от дерибать - драть, чесать, царапать). <М. Фармер> От «дерибать» образовано очень много слов, в том числе: деркач, дергач, дергун – птица; деркун – растение; дерунья – метель, вьюга; дерюга – грубый холст; дербина – заросль, чаща; дерябка – лесная малина; дербенник, дереза – колючие растения; дербень твер. пск. , дербедень, дребедень – ВЗДОР, ЧЕПУХА, ГАЛИМАТЬЯ. <Даль В.И.> В областных народных говорах дребедень означает: дрянь, мелочь, рухлядь. (В.В. Виноградов, «История слов»)
Страницы: 1 2 3 4 5 6 #
|