|
|
|
|
"Я верю, что в России будет племенной поворот к православию..."
Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891), русский писатель, публицист, литературный критик, философ, инок Оптиной пустыни. Его перу принадлежат выдающиеся религиозно-философские произведения, литературно-критическая публицистика, проза. Автор стремится в них соединить строгую религиозность с философской концепцией, где проблемы жизни и смерти, восхищение красотой мира переплетаются с надеждами на создание Россией новой цивилизации. Свою доктрину он назвал "методом действительной жизни" и полагал, что философские идеи должны соответствовать религиозным представлениям о мире, обыденному здравому смыслу, требованиям непредвзятой науки, а также художественному видению мира. Политическое мировоззрение Леонтьева представляет своеобразное сочетание русской самобытности, патриархальности, религиозности и эстетизма. Он определил свою позицию как "философскую ненависть к формам и духу новейшей европейской жизни". Еще задолго до нашумевшей книги О. Шпенглера "Закат Европы" русский философ наш земляк установил диагноз болезни. Главная беда - обезличенность европейской жизни при всех разговорах о личности, свободе, демократии, прогрессе. Всматриваясь в гибельные для России идеи, он то и дело срывался почти на мольбу, уговаривая соотечественников остановиться, одуматься и противодействовать гниению, исходящему с Запада. Во многом путь русского народа к православию - это и путь Леонтьева, и от того, что этот путь был тернистый, каждый шаг его жизни таил немыслимое напряжение. Он ждал от жизни чего-то несбыточного, верил в свой литературный гений, в свои провидения. Бывало, что ждал признания своих талантов, страдал от бесчувственности и недомыслия современников, но бывало, что успех у женщин радовал его больше, чем успех литературный. Однако, наступало время, когда писатель становился безразличен и к тому, и к другому. Его импульсивность, непостоянство, замешанные на романтизме, соединенные со скепсисом, как бы предвосхищают умонастроения сегодняшней молодежи.
Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 года в сельце Кудинове Мещовского уезда Калужской губернии. Отец - мещовский исправник Николай Борисович Леонтьев не занимался воспитанием Константина, и между ними никогда не было близости, скорее отчужденность и даже антипатия. В старости Константин Николаевич занесет в свои автобиографические записи такую фразу: "Вообще сказать, отец был и не умен, и не серьезен". Это в частности, выразилось в том, что когда мальчик впервые пошел исповедоваться в храм, отец, выразил язвительную шутку о попе, который "за свои грехи верхом на людях кругом комнаты ездит". Неприятный осадок от этих воспоминаний остался в Леонтьеве на всю жизнь. Совсем иные чувства питал философ к своей матери, Феодосии Петровне, обаяние, ум, культура которой светили ему до последних дней жизни. Чувственное отношение к миру, литературный вкус, привязанность к изящным предметам и эстетизм оценок, первые религиозные впечатления - все это связано с влиянием матери. О ней он не однажды писал с благоговением и потрудился, чтобы издать ее сочинение - рассказ об императрице Марии Федоровне: его маты в юности воспитывалась в Петербурге, в Екатерининском институте, и была любимицей императрицы. Родословной по матери Леонтьев гордился: то был старинный дворянский род Карабановых, известный еще с XV столетия, оттенок гордости сохранился в ощущаемом им сходстве с дедом, Петром Матвеевичем Карабановым. Дед имел облик барина и красавца, любил стихи и все прекрасное, но вместе с тем был развратен до преступности, жесток до бессмысленности и зверства, за обиду бросился как-то с обнаженной шпагой на губернатора. Духовный мир Леонтьева с самого раннего детства был наполнен религиозными переживаниями, но они хотя и затрагивали глубину души, все же преимущественно были обращены к "внешним формам" церковной жизни, как признавался сам Константин Николаевич в письме к В.В. Розанову. Еще мальчиком Константин полюбил богослужения, эстетически жил ими - эстетическое восприятие церковности станет выражением внутренней цельности будущего философа. В его воспоминаниях навсегда воссоединились мать и красота дома с чистыми, щеголеватыми покоями, тишиной, книгами, комнатой матери (которую украшали портреты семерых детей) с видом на пруд и великолепный сад. Образ России всегда поддерживался в нем этими воспоминаниями. Сочинения К. Н. Леонтьева, в которых немало описаний великолепной калужской природы, питались детскими впечатлениями о Кудинове, куда он не раз возвращался после заграничной и столичной работы. Гибель культуры, о которой так много напишет философ позднее, переживалась им в немалой степени как гибель благословенного уголка детства, вынужденная продажа впоследствии родовой усадьбы напоминает драму, позднее запечатленную А. П. Чеховым в "Вишневом саде". После окончания Калужской гимназии в 1849 году и кратковременного пребывания в ярославском Демидовском лицее Леонтьев стал студентом медицинского факультета Московского университета. Одним из учителей Леонтьева был известный врач хирург, профессор Ф. И. Иноземцев. В 1851 году Константин Николаевич познакомился с И. С. Тургеневым, который повлиял на жизнь и творчество писателя. Полного курса медицинского факультета Леонтьев не закончил, не дослушав 5 курса. Началась Крымская война, и в мае 1854 года он подал прошение о поступлении на военно-медицинскую службу. 20 июня 1854 года он был определен батальонным пекарем в Белевский егерский полк. Не только патриотические чувства, связанные с Крымской кампанией, но и желание поправить южным климатом свое здоровье привели его в Крым младшим ординатором Керчь-Еникальского военного госпиталя. В Феодосии Леонтьев познакомился со своей будущей женой Елизаветой Павловной, дочерью торговца Политова. Постепенно он начал тяготиться неустроенностью военной службы, невозможностью продолжать литературные занятия, на которые его благословлял И. С. Тургенев. Наброски, этюды, замыслы переполняли его военный ранец, но ему никак не удавалось ничего законченного, цельного. Его все чаще и чаще тянуло домой, о чем он постоянно писал матери. Однако не так просто оказалось освободиться от воинских обязанностей, и лишь осенью 1856 года он получил отпуск на полгода, а еще через год и вовсе распрощался со службой и отправился в Москву подыскивать себе подходящее место, позволяющее заниматься литературой. По увольнении в 1857 году, он становится домашним врачом в нижегородском имении барона Д. Г. Розена. В декабре 1860 года, переехал в Петербург, решившись оставить медицину ради литературы. В 1863 году Леонтьев - к этому времени автор повестей и романов "Подлипки" и "В своем краю" - назначается секретарем консульства на остров Крит и на протяжении почти десятилетия находится на дипломатической службе. В этот период оформляются его философские взгляды и политические симпатии, склонность к консерватизму и эстетическому восприятию мира. Десять лет Леонтьев занимал место консула в разных городах Турции, хорошо изучил Ближний Восток, - и здесь окончательно сформировалась егo философская и политическая концепция. В 1866 году Леонтьев опубликовал "Очерки Крита", а в 1868 - рассказ "Хризо" и ряд других произведений, снискавших ему известность и славу. В это время Леонтьев задумал цикл больших романов, объединенных символическим названием "Река времени". Но этим замыслам не суждено было сбыться. В 1871 году пережив глубокий нравственный кризис и тяжелую болезнь (которая едва не привела его к смерти), Леонтьев оставляет дипломатическую карьеру и принимает решение постричься в монахи: с этой целью подолгу бывает на Афоне, в Оптиной пустыне, в Николо-Угрежскоя монастыре, однако ему "не советуют" отречься от мира, ибо он "не готов" еще оставить без сожаления литературу и публицистику. После выздоровления Константин Николаевич совершил паломничество на Афон в русский монастырь Св. Пантелеймона. В 1873 Леонтьев ушел в отставку и переехал на остров Халки недалеко от Константинополя. 1 января 1873 он навсегда оставил дипломатическую службу и остался жить в Константинополе. Здесь опубликовал ст. "Панславизм и греки" и "Панславизм на Афоне", написал программную работу "Византизм и славянство", опубликованную впоследствии знаменитым славистом О. М. Бодянским в "Чтениях в Императорском Обществе истории и древностей Российских". В Россию возвратился весной 1874 года, поселившись в Оптиной пустыни, где жил "полумонашескою, полупомещичьей жизнью" в снятом у ограды монастыря отдельном доме со слугами и женой Елизаветой Павловной. При этом Леонтьев постоянно общался со старцем Амвросием как своим духовным руководителем и занимался литературой, благословение на которую получал у старца. Значительную часть поздних работ писателя составила мемуарная проза, а также обширная переписка. Но философские мотивы прослеживаются с оптинскими духовными впечатлениями в очерке 1879 года: "Отец Климент Зедергольм, Иеромонах Оптиной Пустыни". В январе - апреле 1880 года Леонтьев работал помощником редактора "Варшавского дневника", где напечатал ряд статей. В одной из них у него прозвучала известная фраза: "Надо подморозить Россию, чтобы она не "гнила" ...". Окружение Леонтьева в поздние годы составляют консервативно настроенные литераторы - выпускники так называемого Катковского лицея - А. А. Александров, И.И. Фудель, Ю.Н. Говорухо-Отрок, Л А. Тихомиров. В Оптину пустынь Константин Николаевич постоянно приезжал и жил здесь месяцами. Весной 1886 совершенно больного Леонтьева привез сюда Т. Ф. Филиппов. В связи с болезнью Константину Николаевичу пришлось навсегда обосноваться в Оптиной пустыни, для чего осенью 1887 года он снял возле монастырской ограды дом, перевез в него старую кудиновскую мебель, книги и провел здесь самые плодотворные в интеллектуальном и литературном отношении годы жизни. В Оптиной пустыни он написал цикл статей "Записки отшельника", "Владимир Соловьев против Данилевского", воспоминания "Мои дела с Тургеневым", автобиографию "Моя литературная судьба". В феврале 1890 года в Оптиной произошла знаменательная встреча Константина Николаевича с Л. Н. Толстым, вылившаяся в лучшее литературное произведение "О романах графа Л. Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние". Последние месяцы жизни К.Н. Леонтьева отмечены бурной перепиской с В. В. Розановым. В нем он увидел последователя своих идей. Так, в письме от 13 августа 1891 года содержатся "безумные афоризмы", в которых философ недвусмысленно формулировал основной внутренний конфликт своего миросозерцания - непримиренный антагонизм эстетического и религиозного: "...и христианская проповедь, и прогресс европейский совокупными усилиями стремятся убить эстетику жизни на земле, т.е. самую жизнь. Что же делать? Христианству мы должны помогать, даже и в ущерб любимой нами эстетике...". Монахом он стал лишь незадолго до своей смерти, 23 августа 1891 года, под именем Климент, исполнив обет, данный им еще 20 лет назад (после исцеления в Салониках). Пo указанию преподобного Амвросия ему надлежало сразу же после пострижения перейти в Троице-Сергиеву Лавру для прохождения там монашеского пути. В Сергиевом Посаде, куда Леонтьев переехал в конце августа, он узнал о кончине старца и успел на нее откликнуться памятной статьей "Оптинский старец Амвросий". Здесь, в лаврской гостинице, на пороге монастыря, не вступив в число его братии, он умер от воспаления легких. Монах Климент был похоронен в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры, около храма Черниговской Божьей Матери. Разоренное кладбище восстановили в лишь в 1991 году после передачи скита монастырю. Заброшенная могила Леонтьева найдена и восстановлена в ноябре 1991 года благодаря описанию, сделанному в 1927 году М. М. Пришвиным. Впоследствии православное общество "Радонеж" установило каменное надгробие и дубовый крест на могиле земляка-философа. Светлана МОСИНА, Олег МОСИН
Литература: Зеньковский В. В. История русской философии. М., 2000; Иваск Ю. Константин Леонтьев. Жизнь и творчество. Франкфурт-на- Майне, 1974; Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб., 1991; Леонтьев К. Н. Собрание сочинений. М., 1912- 1913; Левиикий С .А. Очерки по истории русской философии. М., 1996; Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991; Невлева И.М. Русская философия. М., 2000; Русская философия. Словарь / Под ред. М.А. Маслина. М., 1995.
Страницы: 1 2 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|