|
|
|
|
Для всех концепций социал-дарвинизма характерна связь биологических и социальных процессов на фоне противоречивости общественного развития, социальных, групповых и других противоречий и конфликтов. Положительной характеристикой социал-дарвинизма при всей концептуальной многоплановости является, что в работах некоторых социал-дарвинистов исследовались определенные стороны жизни первобытных обществ, роль социальных норм и обычаев в регулировании поведения человека (работы Беджгота, Самнера). Грань между биологическим и социальным размыта. Социальное вызвано биологическим, зародилось внутри биологического, как новая форма. Биологическое связано с социальным диалектическим единством и в то же время борьбой противоположностей: -Высшие (социальные) формы движения материи возникают из низших (биологических). -Высшие формы движения материи включают в себя низшие. -Высшие формы движения материи подчиняют себе низшие и преобразуют их. Вопрос о правомерности отождествления биологических процессов с социальными будоражит умы многих представителей современной науки - биологии, психологии, социологии, медицины и т. п. Конечно, полное отождествление биологического с социальным не является правильным, согласно современной науке, человек является существом двойственной природы - биосоциальным, т. е., наделенное как биологическими инстинктами выживания и сохранения рода, так и огромным биологическим и психологическим потенциалом к социальному общению и сплочению в коллективы в целях выживания в окружающей среде и обществе. Еще Аристотель отмечал, что человек является по природе существом общественным. Сейчас мы можем утверждать, что человек - существо биосоциальное, а это значит, что к его исследованию применимы как биологические как и социальные процессы. Человек возник как биологический вид, новая биологическая форма материи (биологическое доминирование). Затем, по мере его развития на второй план выступает новая социальная форма материи, перерастающая в правовую действительность. Рассмотрим эти процессы на конкретных примерах.
ОБЩЕСТВО КАК ВЫСОКОРАЗВИТАЯ САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯ ФОРМА БИОСОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУУМОВ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВЫХ ПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВ ЛЮДЕЙ
Регуляция и Контроль внутри человеческого общества Понятие об обществе как о самоконтролируемой и саморегулируемой группе индивидуумов, принадлежащих к одному и тому же роду (семье, племени, союзу племен), живущих на определенной территории и обладающей определенной структурой и функциями возникло сравнительно недавно в результате изучения сообществ высокоорганизованных общественных животных - человекообразных обезьян шимпанзе 25. Несмотря на это, термин "общество" существует давно. Так, древнегреческий философ Платон (приблизительно 428-328 гг. до н. э) изложил в сочинении "Государство" первоначальные представления о том, как должно организовываться и развиваться общество (город-государство) 26. Он приписывал ему многие черты, свойственные обществу, напоминающие функции социальной иерархии, роста, развития и поддержания своего существования благодаря процессу прибавления и убавления индивидуумов в изменяющихся условиях среды. Взгляды Платона являлись лишь смелым предположением, а не научной истиной, поскольку в них отсутствует необходимое для науки подтверждение идеи наблюдениями и экспериментом. Платон не считал количества индивидуумов в обществе, не ставил экспериментов, чтобы убедиться может ли общество поддерживаться на постоянном уровне в состоянии равновесия с помощью того контроля и регуляции, который он предлагал. Тем не менее его взгляды являлись прогрессивными для того времени, поскольку они способствовали дальнейшим представлениям о развитии общества. С тех пор были высказаны множество интересных научных теорий (Мальтус, Дарвин) позволяющих значительно продвинуться в решении проблемы происхождения человеческого общества и самого человека как биосоциального существа. Как охарактеризовать самоорганизацию? Самоорганизация - процесс, в ходе которого воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы, состоящей из совокупности индивидуальных элементов (частей). Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не физический, а вероятностный характер. Свойства самоорганизации могут проявлять объекты самой различной природы: живая клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив, общество. Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительной особенностью процессов самоорганизации - их целенаправленный, но вместе с тем и спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, достаточно автономны, относительно независимы от Среды. Различают три типа процессов самоорганизации. -Первый - это возникновение организации, т. е. возникновение из некоторой совокупности целостных объектов определенного уровня новой целостной системы со своими специфическими закономерностями (например, генезис государства из родовой общины). -Второй тип - процессы, благодаря которым система поддерживает определенный уровень организации при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования и регулирования, в частности, процессы действующие по механизму обратной связи (рост численности населения и продуктов питания). -Третий тип процессов самоорганизации связан с совершенствованием и развитием таких систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт (социальные процессы).
Общество и пищевые ресурсы. Т. Мальтус предложил не менее интересный подход к проблеме развития общества, заключающийся в объяснении процессов, регулирующих размеры человеческой популяции27. Он сделал два основных допущения: что пища необходима для существования человека и человек продолжает размножаться. Мальтус считал, что способность общества к размножению гораздо больше, чем природная способность почв производить необходимые пищевые ресурсы, что приводит к увеличению населения в геометрической прогрессии, а средств к существованию и пищевых ресурсов увеличиваются в арифметической прогрессии. По закону Мальтуса, пищевые ресурсы необходимы человеку для жизни, равнодействующий вектор этих двух прогрессий должен сохраняться в обществе постоянным. Следовательно, по Мальтусу, если предпосылки верны, этот аргумент является доказательством невозможности процветания всего человечества. Выводы любой теории должны быть испытаны и подтверждены доказательствами. Ведет ли себя человеческое общество так, как это предсказывал Мальтус? Имеются ли какие-либо доказательства, подтверждающие его постулаты и выводы? Cогласно Мальтусу, численность населения, если ее не регулировать, увеличивается в геометрической прогрессии, а количество пищевых ресурсов возрастает лишь в арифметической прогрессии. Мальтус смог показать, что популяция английских колонистов в США увеличилась с 1643 до 1760 гг с 21 200 до 500 000, причем в течение этого времени популяция удваивалась каждые 25 лет, что в целом соответствовало теории геометрической прогрессии 28. За тот же самый период популяция людей в Англии не увеличилась в той же степени, что предписывалось недостатку продовольствия, пищевых ресурсов и эмиграции в США. Мальтус полагал, что эти данные были убедительным доказательством борьбы за существование: численность населения зависит от количества пищевых ресурсов, и его рост контролируется социальными явлениями - болезнями, эпидемиями и др. Дальнейшие исследования привели к тому, что теория населения стала более математической.
Общество как высокоразвитая саморегулирующаяся система, основанная на разделении труда. В 1951 г. У. С. Элли предложил теорию для объяснения эволюции организованных групп высокоразвитых животных 29. Согласно его теории, первобытные общества образовались в процессе эволюции из небольших неорганизованных групп. Последовательность событий, приведшая к образованию обществ в процессе эволюции, была, по его мнению следующей. Сначала индивидуумы образовали неорганизованные группы для удовлетворения основных жизненных потребностей. Если последние выживали лучше, чем индивидуумы-одиночки, появлялась общая тенденция к закреплению таких групп. Затем любые приспособления к общественной жизни, развивающиеся в процессе эволюции у членов этих групп, становились частью общественного поведения и начинали играть роль регулирующего механизма в жизни группы. Согласно теории Элли, отношения кооперации между индивидуумами благодаря процессу естественного отбора привели постепенно к образованию специализированных типов индивидуумов в группе и их последующей специализации для выполнения определенной работы. Таким образом, из неорганизованных групп и популяций могло развиться первобытное общество с высоким уровнем объединения и регуляции. Общество распределяет выполняемую работу между его членами, которое может быть связано с их половыми различиями и индивидуальными особенностями индивида. Например, в семье человека обязанности разделены между полами: мать вскармливает малышей, нянчит детей и готовит пищу, в то время как отец обеспечивает пропитание и жилище. Таким образом их роль в жизни семьи различна, и это различие анатомически определяется полом и особенностями цикла размножения у человека. Следует подчеркнуть, однако, что разделение труда в семье основано на половых различиях, поэтому его не следует смешивать с разделением труда в обществе. Например, у людей имеется общественное разделение труда, помимо разделения труда в семье. Разделение труда в первобытном обществе могло определяться и общественным поведением индивидуумов. Так, поведение и способности определяют руководителей, вожаков, часовых и опекунов в группе шимпанзе, которые представляют собой некие единицы, между которыми возникают отношения сотрудничества, и таким образом формируется общество как единое целое 30.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|