|
|
|
|
В русский язык слово «герб» проникло из польского языка; польское «herb» происходит от чешского «erb», в основе его — немецкое слово «Erbe» — «наследство». Гербами называют графические знаки — символы, эмблемы отдельных лиц, семей, родов, корпораций, территорий и государств, составленные по определенным правилам. Подобные эмблемы известны с глубокой древности. В Египте, Персии и Греции устойчивыми эмблемами некоторых территорий были изображения животных, символизировавших богов-покровителей; например, на афинских монетах чеканилось изображение совы — спутницы богини Афины. Существовали и личные, «владельческие» знаки; они изображались на печатях, клеймах. Такие родовые знаки — тамги — известны у многих кочевых народов. Зарождение системы родовых гербов, составляемых по определенным правилам, обычно относят к эпохе крестовых походов (1096—1270). Вначале изображения на знаменах и щитах рыцарей, закованных с ног до головы в железные доспехи, были прежде всего опознавательными знаками. Они позволяли отличить врага от союзника, труса от храбреца. Довольно скоро эти изображения, избираемые произвольно, стали передаваться от отца к сыну и превратились в родовые эмблемы. Потомки гордились заслугами предков и уже не могли произвольно менять свой герб. Каждый его элемент получил определенное значение, и специальные должностные лица — герольды — следили на рыцарских турнирах, чтобы никто не мог незаконно использовать чужой герб. Изменить герб могли лишь выдающиеся отличия или, напротив, совершенные владельцем герба поступки, недостойные рыцарской чести. Так, например, за проявленную трусость в бою у рыцарского щита срезали правый угол, а за убийство военнопленного укорачивали щит снизу. За то, что рыцарь Жан д'Авен оскорбил свою мать, французский король Людовик IX Святой (1226—1270) повелел, чтобы на его гербе лев был лишен языка и когтей. За более значительные преступления рыцаря возводили на эшафот, где на его глазах ломали его доспехи, со щита снимали герб, а затем щит привязывали к хвосту кобылицы и протаскивали по городу, и при этом герольд осыпал рыцаря обвинениями и оскорблениями. После погребальной службы духовенство произносило проклятия 108-го псалма, три раза спрашивало имя разжалованного, три раза герольд отвечал, что имя обесславившего себя человека ему неизвестно. Затем выливали несчастному на голову чашу теплой воды, сводили на веревке с эшафота, клали на носилки, накрывали с головой, как покойника, и переносили в церковь, где его отпевали. Так церковь, благославляя рыцаря на подвиг чести, наказывала и кляла его за то, что он не исполнил данного им торжественного обещания, а у щита отнималось лучшее его украшение — герб, эмблема доблести. В Западной Европе долгое время герб наследовал без изменений только старший сын; младшие братья должны были внести в рисунок некоторые дополнения. Напротив, в Польше рыцари, собиравшиеся во время войны под общее знамя, составляли один «геральдический род» и имели один, общий для всех герб; польские гербы имели собственные «имена». Их названия повторяли иногда боевой клич, иногда — название родовой земли; услышав «имя» герба и зная польскую геральдику, легко представить себе его рисунок. Разработкой и учетом гербов занимается геральдика. Ее правила и законы первоначально вырабатывались на рыцарских турнирах, где судьи и герольды вели наблюдение за строгим выполнением обычаев рыцарства. Французское название герольдики «blason» происходит от немецкого «blasen» — трубить в рог и объясняется тем, что когда рыцарь подъезжал к барьеру, ограждавшему место турнира, то трубил в рог, чтобы известить о своем прибытии. Тогда являлся герольд и вслух описывал герб рыцаря в доказательство его прав на участие в турнире. Впоследствии право составления гербов взяло на себя государство, создав специальные геральдические учреждения. Геральдика в России имеет многовековую историю, и хотя дворянские гербы появляются в России только в XVII веке, возникновению русской дворянской геральдики общеевропейского типа предшествовали попытки создания собственной геральдической системы. Ещё в древней Руси правящие князья Рюриковичи использовали собственную геральдическую эмблему. При великом князе Святославе Игоревиче это был стилизованный двузубец, при Владимире Святославиче превратившийся в трезубец. Преемники Владимира усложняли эту эмблему, каждый из них вносил в нее что-то свое, дополнял новыми элементами. Значение геральдического знака Рюриковичей расшифровывают по-разному. Некоторые исследователи видят в ней стилизованное изображение сокола, другие отмечают, что трезубец был известен еще у скифских царей в качестве знака власти. Эти и другие знаки, напоминающие тамги кочевых народов, являлись не только знаками собственности. Изображенные на печатях великих князей, их монетах, перстнях, вручаемых послам в знак их полномочий, они выполняли функции государственного герба. Уже в XII—XIII вв. на Руси известны и другие геральдические символы, аналогичные символике западноевропейской геральдики. Считается, что уже в XIII в. эмблемой князей Владимирской земли становится стоящий лев. Позже возникают и другие устойчивые эмблемы отдельных княжеств. Так, в Московском княжестве на рубеже XIV—XV вв. утверждается в качестве основной эмблемы изображение всадника с копьем, поражающего змия. При Иоанне III Васильевиче, в конце XV в., второй государственной эмблемой Русского государства становится изображение двуглавого орла, привезенного из Византии (такой же орел помещался ни печатях императора Священной Римской империи). При его преемниках этот орел становится главной государственной эмблемой, а прежний московский герб — всадник, разящий змия, был помещен в щитке у него на груди. По печатям Иоанна IV Грозного и его преемников известны многие земельные гербы, ставшие впоследствии гербами городов и губерний. Государственная и земельная геральдика развивались, но родовые гербы долгое время практически не существовали. Беглый подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин, описывая для шведского короля обычаи России в царствование царя Алексея Михайловича, отмечал, что даже знатные лица не имеют гербов и используют на печатях произвольные изображения. Но именно в этот период, после присоединения к России Украины и многолетней войны с Польшей, русское дворянство испытывает заметное влияние польских обычаев, и постепенно распространяется мнение о том, что герб является необходимым атрибутом знатного рода. Как писал видный русский историк Н. П. Лихачев («Известия Русского генеалогического общества», СПб., 1909, вып. 3, стр. 367), «идея, что у всех дворян должны быть родовые гербы, утвердилась ... перед Петром Великим, и дворяне кинулись было их сочинять, но были остановлены как раз Петром, которому в то время было не до гербов». Петр I запретил дворянам присваивать себе гербы самовольно. Учреждая в 1721 г. должность герольдмейстера (на эту должность был назначен стольник Степан Андреевич Колычев), царь поручил ему прежде всего составление списков служащих дворян, «перво знать надлежит дворян всех и их детей, и когда кто к какому делу спрошен будет, то б мог несколко человек к тому достойных представить; также кто умеет или у кого дети родятся». Практическая работа по созданию гербов была возложена на помощника — «товарища» герольдмейстера графа Франциска Санти, назначенного на эту должность по личному указу Петра I 12 апреля 1722 г. Но основной его задачей стало составление гербов для городов и провинций (их изображения помещались на знаменах петровских полков, и именно это интересовало государя в первую очередь). Гербы жаловались дворянским родам от случая к случаю, но иногда, пожалования носили и массовый характер. Так, после вступления на престол дочери Петра I — императрицы Елизаветы Петровны — дворянство и гербы были пожалованы всем солдатам лейб-гренадерской роты, осуществившей переворот в 1741 г. Герольдмейстерской конторе предстояло составить более 300 индивидуальных гербов (эта работа продолжалась несколько лет и так и не была закончена). Роскошно оформленные гербовые дипломы изготовлялись для вельмож, удостоенных графского или баронского титула. Но возможности государственной геральдической службы были ограниченны, и дворяне, несмотря на петровский запрет, продолжали составлять себе гербы. Некоторые семьи, чьи предки попали в Россию из Польши, Германии, Шотландии, Франции и других стран, сохраняли старые родовые эмблемы. Польские гербы и собственные геральдические знаки, созданные по польским мотивам, использовала украинская казачья знать. Сохраняло собственную средневековую геральдику немецкое дворянство Прибалтики. После разделов Речи Посполитой (1772—1795) и присоединения к владениям Российской империи белорусских и литовских земель местная шляхта, разумеется, сохраняла свои прежние родовые гербы. Попытку окончательно упорядочить геральдическую систему Российской империи предпринял император Павел I, распорядившись начать составление «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи». В манифесте 1797 г. об издании первой части гербовника государь упоминал и о том, что «прежде сего, за неимением такового собрания, многие гербы или вовсе утратились, или же по временам переменялись» и повелевал «все гербы, в Гербовник внесенные, оставить навсегда непременными так, чтобы без особливого Нашего или преемников Наших повеления ничто ни под каким видом из оных не исключалось и вновь в оные не было ничего прибавляемо»; внесение герба рода в гербовник и сообщенные в нем сведения приказано было «принимать вернейшим доказательством» дворянства. Уже в 1798 году вышел первый том «Общего Гербовника». Всего же до 1917 года было составлено двадцать томов. Первые десять были напечатаны (в 1798—1870 г.) с гравированными изображениями гербов (цвета переданы условной штриховкой, принятой в геральдике). Начиная с XI тома было принято решение, что «...по утверждению Его Величества отдельных томов Гербовника не издавать...», а копии выдавать по требованию лица, получившего герб. Параллельно с этим Герольдией выдавались и дипломы на гербы, многие из которых не были внесены в «Гербовник». Позже эти гербы были собраны и составили в архиве Герольдии отдельные тома так называемых «дипломных гербов». Значительная часть иностранного дворянства, принимая российское подданство и получая специальное разрешение на пользование на территории Российской империи своим родовым или пожалованным титулом, в «Гербовник» не вносилась и публикация их гербов в печати практически будет впервые осуществлена в настоящих книгах в соответствующих их частях. Гербы состоят из следующих элементов: щит, шлем, намет, корона, нашлемник, щитодержатели, бурелет, девиз, мантия и сень. Щит — главная составная часть герба. По форме щиты подразделяются на следующие типы: немецкий (с выемкой в стороне), английский, испанский, итальянский, польский, косоугольный, византийский, круглый и квадратный. В гербе щит изображается всегда как бы смотрящим на наблюдателя, так что правая сторона его будет левой от последнего. Щит может быть не только цельным, но и разделенным. Главных делений щита три. Рассечение — производится перпендикуляром по линии БВ, делящим щит на две части: правую и левую. Пересечение — производится горизонтальной линией, делящей щит на две части: верхнюю и нижнюю. Скошение — производится диагональю, проведенной из верхнего угла щита в противоположный нижний. Может быть скошение справа (по линии ГИ) и слева (по линии ДЗ). Комбинируя варианты деления можно получить щит четверочастный и др. Все изображения на щитах делаются с помощью геральдических финифтей (цветов), металлов и мехов, которые могут изображаться как краской, так и графически, т. е. определенной штриховкой. Финифтей в русской геральдике пять: Червлень (красный) — символ храбрости, мужества и неустрашимости. Изображается смесью сурика и киновари или, графически, вертикальными линиями. Лазурь (голубой) — символ красоты, мягкости, величия. Изображается смесью кобальта и ультрамарина или, графически, горизонтальными линиями. Зелень (зеленый) — символ надежды, радости, изобилия. Изображается смесью хрома и растительной зелени или, графически, диагональными линиями справа. Пурпур (бордовый) — символ достоинства, силы, могущества. Изображается смесью кармина и розового лака или, графически, диагональными линиями слева. Чернь (черный)—символ печали, благоразумия, смирения. Изображается слоновой костью или, графически, взаимно пересекающимися перпендикулярными линиями. Кроме того, для изображения человеческого тела и фигур применяются финифти телесные и натурального цветов, графически изображаемые оттенениями и тушовкой. Металлов два: золото — символ богатства, справедливости, великодушия. Изображается натуральным золотом или желтой краской, а графически — точками; серебро — символ чистоты и невинности. Изображается серебряной краской, а графически не изображается. Мехов два: горностаевый — символ власти. Изображается натуральным цветом, а графически — в виде черных, уширенных к низу крестиков, усеянных по серебряному полю. Беличий — изображается в виде чередующихся серебряных и лазуревых шлемиков. Мех может быть противогорностаевым и противобеличьим. Иногда поверх финифти или металла щит покрывался узорными линиями, называющимися дамаскировкой (такой узор присутствовал на изделиях из дамасской стали — отсюда и название). Крайне редко щит бывает пустым, т. е. без изображений. Обычно на щите помещались гербовые фигуры, которые делятся на фигуры геральдические, имеющие лишь условное значение, и на фигуры негеральдические, живые существа и предметы, заимствованные из действительности (лев, орел, сокол, медведь, конь, слон, подкова, стрела, меч и т. п.) или фантастические (дракон, единорог, грифон и другие). Место, занимаемое фигурой на щите, называется ее положением. Главнейших положений семь: в центре щита (А); во главе его (Б); в оконечности (В) и в правом или левом верхних (Г, Д) или нижних (3, И) углах. Одна фигура помещается всегда в центре щита. Она может быть повышена — если занимает на щите точку Е, или понижена — если эта точка Ж. Если изображается несколько фигур и они помещаются одна над другой, то нижняя называется обремененной. Фигура может быть сопровождаема, обрамлена, окружена и т. п. другими фигурами. Очень часто в гербах изображают ангелов и херувимов с двумя, четырьмя и шестью крыльями. Человек изображается телесного цвета, нагой или одетый, вооруженный и т. п. Лев в геральдическом значении животное царственное, символ силы, мужества и великодушия, но он использовался на гербах не только королями. Льва традиционно изображали в профиль так, что видны одно ухо и один глаз, стоящим на задних лапах, а передними бросающийся вправо, окровавленный язык выходит из пасти, а поднятый вверх хвост падает на спину. Если его когти не того цвета, каким окрашено тело, лев называется вооруженным. Если на его голове корона, то лев называется коронованным, и т. д. Леопард — символ храбрости и отваги. Фигура леопарда отличается от льва тем, что видна вся его голова с двумя глазами, таким образом он представляется идущим, т. е. стоит на трех ногах, а четвертую вперед, и хвост его падает не на спину, а поднят кверху и откинут. Поэтому лев, имеющий одну из перечисленных примет, называется леопардоподобным львом, а леопард, заимствовавший какие-нибудь приметы от льва, именуется львуподобным леопардом. Орел — символ власти, господства и вместе с тем великодушия и прозорливости. Он обыкновенно изображался летящим грудью вперед, с парящими или поднятыми вверх крыльями. Мог быть с одной головой или двуглавый. Двуглавый орел черного цвета, называется императорским. Конь в гербе изображен всегда в профиль. В зависимости от позы и цвета частей тела имел дополнительное наименование: поднятый на дыбы — бешеным, если цвет глаз отличался от цвета тела — играющим. Гриф (грифон), представляющий собой льва с головой орла, символизировал могущество льва с зоркостью орла. Считалось, что он является хранителем кладов. Единорог — обычно изображался с телом и головой лошади, задними ногами антилопы, хвостом льва или лошади, иногда с бородкой козла и обязательно длинным спиральным рогом, посаженным посредине лба. Солнце, символ света, богатства и изобилия, изображалось золотом в виде человеческого лица, окруженного лучистым сиянием. Если же оно было другого цвета, то называлось тенью солнца, а если не было лучей, то называлось в затмении. Луна изображается в виде полумесяца (иногда у него человеческий профиль). Рога луны могут быть обращены вверх, вниз или в любую из сторон щита. Звезды служили символом ночи и вечности. Отличались цветом и числом углов (лучей). Шлем — традиционный (хотя и не всегда обязательный) элемент герба, помещается над щитом. В западноевропейской геральдике, в зависимости от положения на иерархической лестнице власти, занимаемого владельцем герба, шлемы различались между собой. Так, в гербах императоров и королей шлем был золотым, с открытой лицевой стороной, без решетки (забрала). У принцев крови и герцогов — шлем серебряный, открытый; у маркизов такой же, но с опущенной решеткой, у графов — серебряный, обращенный в три четверти, с девятью решетинами; у баронов — из полированного серебра, обращенный в три четверти, с семью решетинами; у нетитулованных старинных дворян — из полированной стали, обращенный в профиль, с четырьмя решетинами; у жалованных дворян — из того же металла, обращенный вправо и в профиль, с почти опущенным забралом; лица, рожденные от неосвященных браков, имели шлем, сделанный из того же металла, но обращенный влево. В случае его установки прямо — у него было опущено забрало. В России эти сложные правила практически не использовались; в гербах изображались геральдические шлемы разных типов. В «Общем гербовнике» в гербах старых дворянских родов шлем изображался в анфас, а в гербах семей, вновь пожалованных в дворянство, был повернут в правую сторону (влево от зрителя). Но позже это правило не соблюдалось. В XIX в. в русских гербах иногда изображался не западный, а древнерусский конусообразный шлем. Однако он не получил большого распространения. Намет — выходящие из шлема украшения, располагаемые по сторонам щита; цвет намета всегда соответствует цвету герба. Ведет свое происхождение от ткани, которой рыцарь покрывал свой шлем для того, чтобы предохранить его от влияния непогоды и палящих лучей солнца. Нашлемник — верхняя часть шлема, на котором устанавливались фигуры (часто — страусовые или павлиньи перья, орлиные крылья), зачастую изображенные на щите владельца. Короны — геральдические знаки, которые, так же как и шлем, в зависимости от положения владельца герба различались между собой в количестве изображаемых золотых листьев и жемчужин. В Государственном гербе Российской империи помещалась та корона, в которой государь император венчался на царство. Щитодержатели — фигуры людей, зверей или фантастических животных, которые с одной или двух сторон поддерживали щит. Эти фигуры, кроме происхождения рода, могли свидетельствовать и о заслугах лица, и о том, на каком поприще оно отличилось. Так, у князя Лопухина, бывшего министром юстиции, щитодержатель с правой стороны герба — богиня, имеющая в руках весы правосудия, а с левой — воин со знаменем; у графов Разумовских — с одной стороны скиф с колчаном, луком и стрелами, а с другой — малоросс (украинец). Мантия — укрытие над гербом, ведущая свое происхождение от палатки, которую устанавливал рыцарь в ожидании вызова на турнир и помещал в ней свое оружие. Мантия — принадлежность гербов коронованных особ, принцев крови, герцогов и князей. В русских гербах мантия была принадлежностью только княжеских фамилий, а также тех дворянских родов, которые были признаны происходящими из княжеских родов, но по каким-либо причинам утратили княжеский титул. Сень — шатер, помещаемый над мантией Государственного герба. Бурелет — жгутик из ткани, закрепленный на шлеме и окрашенный теми же цветами, что и щит. Девиз — краткое изречение, принятое дворянским родом и помещаемое на ленте, чаще всего внизу щита. Автор книги «Русская геральдика» А. Б. Лакиер писал: «Покажите мне ваш герб: я скажу, какого вы рода». Это особенно справедливо по отношению к гербам русских княжеских родов, и, зная земельную геральдику России, нетрудно определить, в каких княжествах и в каких городах правили их предки. Старинные гербы Киева, Смоленска, Чернигова, Ярославля, Ростова и других городов были включены в гербы соответствующих ветвей Рюриковичей и Гедиминовичей. Например: св. князь Михаил Всеволодович черниговский (ум. 1246 г.) был родоначальником князей Одоевских, Мосальских, Кольцовых-Мосальских, Горчаковых, Волконских, Барятинских, Тюфякиных, Репниных, Оболенских, Долгоруковых, Щербатовых и ряда других. Черниговский герб — в золотом поле одноглавый черный орел, с распростертыми крыльями, увенчанный золотой короной и держащий в левой лапе большой золотой крест, наклоненный вправо. Это эмблема вошла в гербы всех названных выше родов; иногда они совпадают полностью, порой отличаются некоторыми деталями. Например: Князья Одоевские и Горчаковы имеют в золотом поле щита изображение черниговского герба, а у Кольцов-Мосальских дополнительно орел в правой лапе держит герб города Мосальска: малый щиток красного цвета, покрытый княжеской шапкой, на щитке изображена буква М с крестом, а под ней три золотые полосы. У князей Барятинских и Волконских щит в гербе рассечен на две половины, из которых в левой изображен герб черниговский, а в правой — герб киевский: в голубом поле архангел Михаил (ведь св. князь Михаил черниговский в 1236—1239 и 1241 —1246 гг. был великим князем киевским). У князей Оболенских и Репниных один и тот же герб: щит рассечен на три части — в верхней правой части в красном поле киевский герб, в левой верхней — в золотом поле черниговский герб; в нижней части герб города Оболенска: две птицы, держащие во рту по стреле, а в лапах золотые шары. Князья Долгоруковы имеют щит четырехчастный — в правой верхней части герб черниговский, в левой верхней — герб киевский, в нижней правой в черном поле выходящая из облаков рука в латах со стрелой, а в нижней левой — серебряная крепость в голубом поле. У князей Щербатовых щит четырехчастный с малым щитком посредине, в котором черниговский герб. В верхней правой и нижней левой частях — герб киевский. В верхней левой и нижней правой частях серебряная крепость в черном поле, что по объяснению историка князя Щербатова означает переселение его предков в город Тарусу. У князей Тюфякиных в левой верхней части четырехчастного щита изображен черниговский герб, в правой верхней части — в красном поле воин в серебряных латах с поднятым мечом, в правой нижней — в серебряном поле птица серого цвета, пронзенная в шею стрелой, в левой нижней части — в голубом поле палатка, означенная серебром. Потомки великого князя владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо троюродные братья Василий Константинович, удельный князь ростовский, и Роман Михайлович, удельный князь белозерский, стали родоначальниками следующих княжеских родов: первый — Прозоровских, Дуловых, Щепин ых-Ростовских, Касаткиных-Ростовских и Лобановых-Ростовских, а второй — Белосельских, Вадбольских, Шелепшанских и Ухтомских. В связи с этим все князья ростовские, как происходящие от князя Владимира Мономаха, бывшего великим князем киевским и владевшего городом Ростовом, имеют в своих гербах киевский герб, т. е, архангела Михаила, и ростовский герб — в красном поле серебряный олень, бегущий вправо. У всех князей Белозерских в гербе помещены крест и луна, в голубом поле, а под ними — две рыбы, т. е. герб Белоозера. У потомков великого князя Литовского Гедимина князей Хованских, Трубецких, Голицыных и Куракиных есть общий элемент — литовский герб, так называемая «Погоня». Все роды, происходившие от боярина Андрея Ивановича Кобылы, имели в своих гербах общие для всех элементы: у Боборыкиных, Колычевых, Сухово-Кобылиных, Шереметевых, графов Шереметевых и Яковлевых посредине золотого щита в красном поле, окруженном лавровым венком, была изображена золотая королевская корона, а под ней перпендикулярно два серебряных креста (этот элемент герба повторяет герб приморского польского города Гданьска). Щит увенчан дворянским шлемом и короной, а в нашлемнике между двух серебряных звезд о шести лучах (отсутствующих в гербе Сухово-Кобылиных) возвышается кумиро-поклонный дуб. Щит держат два льва с золотыми зубами, во рту одного лавровая, а у другого масличная ветви, в лапах у правого — скипетр, у левого — держава. После возведения в 1706 г. в графское достоинство щит в гербе Шереметевых был покрыт графской короной. Девизы у гербов следующие: у Шереметевых — «Deus conservat omnia», т. е. «Бое хранит все»; у Колычевых и Яковлевых — «Deus honor et gloria», т. е. «Бог, честь и слава». Смысловое значение каждой части герба объяснялось так: корона, скипетр и держава символизировали легендарное происхождение основателя рода боярина Андрея Ивановича Кобылы от королей Пруссии; два креста истолкованы были как знак обращения его потомков в христианскую веру; дуб напоминает обряд кумиропоклонения, которое совершали под ним в языческое время прусские, самогитские и литовские владетели. Служба в Боярской думе, победы над врагом, особенно турками и татарами, дали право на помещение в гербах Шереметевых, Колычевых и Яковлевых боярской шапки и оружия, положенного на полумесяц, символ мусульманства, а также лавровую и масличную ветви во рту львов, символизировавшие славу и мир. Некоторое отличие от описанного герба представляют гербы Коновницыных, Неплюевых и Кобылиных, также потомков боярина Андрея Ивановича Кобылы, а именно: в гербе Коновницыных, который сохранился в гербе графов Коновницыных, добавлены атрибуты, данные роду за заслуги на поле чести и свидетельствующие о храбрости и отваге, — меч, корабль и орудия. На двуглавом орле имеется вензель императора Александра I, возведшего Коновницыных в графское достоинство. В родовом гербе поле щита вместо золотого лазуревое, под короной кресты золотые, а не серебряные; у львов нет скипетра и державы, а в нашлемнике — дуб без звезд. Девиз на графском гербе: «Est immortale quod opto», т. е. «To, чего желаю, бессмертно». в гербе Неплюевых щит рассечен на две части. В правой в красном поле изображен герб, аналогичный гербу Шереметевых, но без венка и боярской шапки, а в левой — в золотом поле кумиропоклонный дуб, который повторяется в нашлемнике, но без звезд. Щитодержатели — с правой стороны лев с лавровой ветвью во рту и державой в лапе, с левой — черный орел с масличной ветвью в клюве; в гербе Кобылиных щит рассечен на две половины, из которых в правой, в белом поле, изображен дуб, в левой, красного цвета, два серебряных креста один под другим, а под ними золотая королевская корона; в нашлемнике под шлемом и короной видна вороная лошадь, обращенная вправо. Щитодержателей и девиза нет. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. цесаревной Елизаветой Петровной при активной поддержке гренадерской роты лейб-гвардии Преображенского полка был произведен дворцовый переворот, свергший с престола малолетнего императора Иоанна VI Антоновича и его мать правительницу Анну Леопольдовну. Как мы уже говорили, став императрицей, Елизавета Петровна по-царски наградила своих помощников: рота, в количестве 364 человек, получила название «лейб-кампании» (от нем. Leib — личный и франц. compagnie — рота), все не дворяне были возведены в дворянское достоинство и в гербы всех участвовавших ввели одинаковые атрибуты — шапку-гренадерку со страусовыми перьями, получившую название «лейб-кампанская шапка», золотое стропило с тремя гранатами и три серебряные звезды о шести лучах. В гербах многих российских дворян, считающих своих предков выходцами из других стран, сохранились в неизменном виде гербы стран прародительниц. Так, например: в родовом гербе Салтыковых есть древний Прусский герб — в золотом поле черный одноглавый орел с короной на голове; с правой стороны видна выходящая рука в латах с мечом. Основное — это знамя, сохранившееся в левом щитке, помещенном в сердце гербов графов и князей Салтыковых, дополнилось несколькими атрибутами, свидетельствующими о заслугах и отличиях, а именно: двуглавым орлом, вследствие пожалования графского и княжеского достоинств, шишаком и шпагой, обвитой лавровой ветвью, и, наконец, звездой о шести лучах; в гербе Воронцовых, перенесенном в Польшу из Пруссии, помещен герб города Олива: щит, рассеченный диагонально на две части, из которых верхняя серебряная, а нижняя — красная, и в них по линии разделения изображены две розы с одной между ними линией переменных с полями цветов. За заслуги в герб Воронцовых прибавлены, в вершине, в черном поле атрибуты лейб-кампании — золотое стропило с тремя гранатами и между стенками стропила три серебряные звезды о шести лучах и лейб-кампанская шапка. У графов Воронцовых дополнительно российский двуглавый орел и шесть знамен. Девиз графов Воронцовых: «Semper immota fides», т. е. «Никогда непоколебимая верность». В гербах многих дворянских родов, считающих, что их предками были татары, включены элементы гербов татарских князей: луна, крест и сабля, в том или ином положении и сочетании друг с другом, а также и иные атрибуты, которые мог избрать для себя мусульманин по происхождению, обратившийся в христианство и добывший себе дворянство отличием в бою или на гражданской службе. Подкова в гербе служит отличительной приметой для большинства дворянских родов, ведущих свое начало из Польши и Литвы. В гербах графов Российской империи, которые первоначально возродились в графское достоинство Священной Римской империи, изображались два герба. Так, в гербе графов Разумовских щит разделен на две половины — правая золотая и левая черная — и по линии деления помещен двуглавый орел, имеющий цвета переменные с цветами частей щита, а на груди орла, в голубом щитке, помещена родовая эмблема, повторяющаяся в нашлемнике, — серебряная лата, пробитая с двух сторон красными стрелами. В 1800 г. императору Павлу I был представлен на утверждение Большой государственный герб, в котором гербы всех Царств, Великих Княжеств, Княжеств и Областей, вошедших в состав Российской империи, были размещены на одном щите. Однако указанный проект не был одобрен и заменен на другой, привычного нам вида, где малые гербы были размещены частично на Государственном орле, а частично вокруг него. Государственный орел — двуглавый орел, принятый великим князем Московским Иоанном III в качестве государственной эмблемы в 1472 г. после брака с племянницей последнего Византийского императора Константина XII Софьей Фоминичной Палеолог. Двуглавый орел был гербом Византийской империи. Появление его связано с легендой о том, что когда при императорах Константине I Великом (306—337) и Юстиниане I (527—565) обе империи — Восточная и Западная, имевшие в гербе по одноглавому орлу, — объединились под одним скипетром, то государственной эмблемой был принят двуглавый орел. Восточно-Римская империя до самого своего падения (476) имела в гербе двуглавого орла, черного с червлеными глазами и языками и золотым клювом и лапами. Затем он появляется в гербах государств, считавших себя преемниками Рима (например, Священной Римской империи Германской нации), также у фамилий, происшедших от византийских императоров или соединенных с ними брачными узами. Принятие эмблемой двуглавого орла символизировало переход власти византийских (римских) императоров к правящему дому Рюриковичей, оправдывая постулат «Москва — третий Рим». Первоначально вид орла соответствовал его изображению на троне, который привезла с собой Софья Фоминична. Этот орел с опущенными крыльями и обе главы его увенчаны коронами. На орле, помещенном на печатях 1497 и 1514 гг., приложенных к договорам с германским императором Максимилианом I, и на некоторых печатях Лжедмитрия I (1605—1606), западноевропейской работы, у орла крылья подняты. До времен царя Михаила Федоровича (1613— 1645) корон было две и между ними находился русский (осьмиконечный) крест (символ православия), но в 1625 г. повелено вместо креста помещать третью корону. Со времен царя Алексея Михайловича (1645— 1676) орел обыкновенно имел на груди щит с изображением Московского герба, в лапах — скипетр и державу и увенчан тремя коронами (символом св. Троицы или эмблемою трех царств — Казанского, Астраханского и Сибирского). С утверждением около 1699 г. ордена св. апостола Андрея Первозванного Московский герб почти всегда окружен цепью этого ордена. Кроме Московского герба на груди орла в разное время помещались и другие эмблемы: единорог (Иоанн IV Грозный), Андреевский крест (Петр I), Мальтийский крест (Павел I) и др. В 1825 г. была придана государственному орлу негеральдическая фантастическая форма. Орел этот имел широко распущенные крылья и держал перевитые лентами громовые стрелы и факел в правой лапе и лавровый венок — в левой. В 1830 г. орел принимает иную форму: на крыльях его помещают гербы, на правом — Казанский, Астраханский и Сибирский, на левом — Польский, Херсонеса Таврического и Финляндский. До половины 60-х годов XIX в. св. Георгий в Московском гербе обыкновенно был обращен в левую сторону. В предреволюционное время вид орла вновь изменился: крылья не имели мелких перьев, на груди был Московский герб, главы орла были увенчаны коронами, в правой лапе он держал скипетр, в левой — державу, на крыльях размещались основные гербы: на правом — гербы Царств Казанского, Польского, Херсонеса Таврического и соединенные гербы Великих Княжеств: Киевского, Владимирского, Новгородского, на левом — гербы Царств: Астраханского, Сибирского, Грузинского и Великого Княжества Финляндского. Государственный герб. Эмблемой дома Романовых был гриф с поднятым мечом в лапе. В таком виде он остался в родовом гербе государя императора. Появление этой эмблемы связано с дедом царя Михаила Федоровича Никитой Романовичем Захарьиным-Юрьевым, который участвовал в завоевании города Перново в Лифлян-дии в 1575 г. и заимствовал герб герцогства Лифляндского. После вступления Романовых на престол ими в качестве государственного герба был принят уже существовавший со времен Иоанна III (1462—1505) Московский герб в виде двуглавого орла (см.: Государственный орел), к которому после завоевания Астрахани, Казани и Сибири при Иоанне IV Грозном (1547—1584) были присоединены гербы этих царств. Затем уже при Романовых к гербу добавлялись гербы главнейших областей и земель, вошедших в состав государства. Государственный герб Российской империи при последних Романовых, утвержденный в 1882 г., был трех видов: Большой, Средний и Малый, соответствующий трем видам императорского титула и государственной печати. Большой государственный герб. В золотом щите был изображен черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона с двумя развевающимися концами ленты ордена св. апостола Андрея Первозванного. Орел держит в лапах скипетр и державу. На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите св. Георгий Победоносец, в серебряном вооружении и лазуревой мантии, на серебряном, покрытом багряной тканью с золотой бахромой коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями дракона золотым, с осьми-конечным крестом наверху копьем. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена святого апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых архистратига Михаила и архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червленая надпись: «С нами Бог!». Над сенью возникающая государственная хоругвь, с осьмиконечным на древке крестом. Полотно хоругви золотое; на ней изображение Среднего государственного герба, но без окружающих девяти щитов. Главный щит снизу окружают девять щитов, увенчанных принадлежащими им коронами: 1. Герб Царства Казанского — в серебряном щите черный коронованный дракон: язык, крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые. 2. Герб Царства Астраханского — в лазуревом щите золотая корона, типа королевской, с пятью дугами и зеленой подкладкой; под нею серебряный восточный меч, с золотою рукояткою, острым концом вправо. 3. Герб Царства Польского — в червленом щите серебряный коронованный орел с золотыми когтями и клювом. 4. Герб Царства Сибирского — в горностаевом щите два черных соболя, стоящие на задних лапах и поддерживающие передними: одною —золотую пятизубцевую корону, другою — червленый лежащий лук и две крестообразно, остриями вниз поставленные стрелы. 5. Герб Царства Херсонеса Таврического —в золотом щите черный византийский, увенчанный двумя золотыми коронами орел, с червлеными языками и золотыми клювами и когтями; на груди в лазуревом, с золотыми краями щите — золотой осьмиконечный крест. 6. Герб Царства Грузинского — щит четверочастный, с оконечностью и малым в середине щитом: в среднем малом щите — герб Грузии: в золотом поле святой Георгий Победоносец в лазуревом вооружении, с золотым на груди крестом, в червленой мантии, сидящий на черном коне, покрытом багряной с золотом бахромою и поражающий червленым копьем зеленого, с черными крыльями и червлеными глазами и языком дракона; в первой части — герб Иверии: в червленом щите серебряный скачущий конь; в углах, верхнем левом и нижнем правом, серебряные восьмилу-чевые звезды; во второй части — герб Карталинии: в золотом щите огнедышащая гора, пронзенная крестообразно двумя черными стрелами, остриями вверх; в третьей части — герб Кабардинских земель: в лазуревом щите, на двух серебряных крестообразно, остриями вверх положенных стрелах — малый золотой щит с червленым, обращенным вправо полумесяцем; в трех четвертях серебряные шестилучевые звезды; в четвертой части — герб Армении: в золотом поле червленый коронованный лев; в оконечности — герб Черкасских и Горских князей: скачущий на черном коне черкес, в серебряном вооружении, червленой одежде и черной из меха мантии, с черным копьем на правом плече. 7. Соединенные гербы Великих Княжеств: Киевского, Владимирского и Новгородского, в на щите, разделенном вилообразно на три части: в первой лазуревой части — герб Киевский: святой архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом; во второй червленой части — герб Владимирский: золотой львиный леопард в железной, украшенной золотом и цветными камнями короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест; в третьей серебряной части — герб Новгородский: два черных медведя, поддерживающие кресло золотое с червленою подушкою, на которое поставлены крестообразно скипетр и крест; над креслом золотой трисвечник с горящими свечами; в лазуревой окраине щита две серебряные рыбы, одна против другой. 8. Герб Великого Княжества Финляндского — в червленом щите золотой коронованный лев, держащий в правой лапе меч прямой, а в левой — меч выгнутый, на который опирается задней лапой лев, сопровождаемый восемью серебряными розами. 9. Родовой Его Императорского Величества герб. Щит рассеченный: вправо — герб рода Романовых,: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотой меч, увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные; влево — герб Шлезвиг-Голштинский: щит четверочастный с особою внизу оконечностью и малым в середине щитом. В первой червленой части — герб Норвежский: золотой коронованный лев с серебряною алебардой; во второй части — герб Шлезвигский: два лазуревых леопардоподобных льва; в третьей червленой части — герб Голштинский: пересеченный малый щит, серебряный и червленый, вокруг которого серебряный, разрезанный на три части лист крапивы и три серебряных гвоздя с концами по углам щита; в червленой части — герб Сторнмарнский: серебряный лебедь с черными лапами и золотою на шее короною; в червленой оконечности — герб Дитмарсенский: золотой с поднятым мечом всадник на серебряном коне, покрытом черной тканью. Средний малый щит тоже рассеченный: в правой половине — герб Ольденбургский: на золотом поле два червленых пояса; в левой половине — герб Дельменгорстский: в лазуревом поле золотой, с острым концом крест. Малый щит увенчан вели-когерцогской короною, а весь щит — королевскою короною. Над сенью главного щита шесть щитов: 1. Щит соединенных гербов Княжеств и Областей Великороссийских: дважды рассеченный и дважды пересеченный с оконечностью: в первой части — герб Псковский: барс, а над ним из облаков рука, стоит на земле зеленой, поле лазуревое; во второй части — герб Смоленский: пушка черная, станок желтый, на пушке птица желтая без ног, поле белое; в третьей части — герб Тверской: на серебряном стуле подушка зеленая, на подушке корона княжеская золотая, поле красное; в четвертой части — герб Югорский: две руки, держащие пересекающиеся между собой стрелы остриями вверх; в пятой части — герб Нижегородский: олень красный, рога и копыта черные, поле белое; в шестой части — герб Рязанский: князь в епанче и шапке, в правой руке меч, а в левой ножны, епанча красная, платье, сапоги и шапка зеленые, шапка же соболевая; под ним земля зеленая, поле желтое; в седьмой части — герб Ростовский: белый олень, рога и копыта желтые, под ним земля зеленая, поле красное; в восьмой части — герб Ярославский: стоящий медведь черный, на плече держит чекан красный, поле желтое; в девятой части — герб Белозерский: озеро белое, в нем две стерляди желтые, над рыбами месяц с крестом; месяц белый, поле лазуревое; в оконечности — герб Удорский — идущая серебряная лисица с червлеными глазами и языком. 2. Щит соединенных гербов Княжеств и Областей Юго-Западных, разделенный вилообразно на три части: в первой части — герб Волынский: серебряный в середине червленого поля крест; во второй части — герб Подольский: в лазуревом поле золотое солнце о 16 лучах, над ним крест золотой; в третьей части — герб Черниговский: черный орел одноглавый под короной, держащий в левой ноге крест золотой; клюв и ноги золотые. 3. Щит соединенных гербов Княжеств и Областей Белозерских и Литовских. Щит четверочастный, с оконечностью и малым щитом на середине: в малом червленом щите герб Великого Княжества Литовского: на серебряном коне, покрытом трехконечным, с золотой каймой ковром, серебряный всадник в вооружении с поднятыми мечом и щитом, на котором осьмиконечный крест; в первой части — герб Белостокский: щит пересеченный, в верхней червленой части — серебряный орел; в нижней золотой части — лазуревый вооруженный всадник с поднятыми мечом и серебряным щитом, на котором червленый осьмиконечный крест, конь черный, покрытый червленым, трехконечным, с золотою каймою ковром; во второй части, золотой — герб Самогитский: черный, стоящий на задних лапах медведь с червлеными глазами и языком; в третьей части, серебряной — герб Полотский: на черном коне с серебряной и червленой сбруей всадник в черном вооружении с поднятой саблей; рукоять золотая, червленая с серебряным осьмиконечным крестом; в четвертой части, червленой — герб Витебский: в червленом поле серебряный всадник в вооружении, с поднятым мечом с круглым щитом; седло на коне червленое, покрытое трехконечным золотым, с лазуревой попоной ковром; в серебряной оконечности — герб Мстиславский: червленый волк, голова — влево. 4. Щит соединенных гербов Областей Прибалтийских: в первой части — герб Эстляндский: три льва синие под коронами, да сверху корона; поле золотое; во второй части — герб Лифляндский: белый гриф о четырех ногах с крыльями и хвостом; поле червленое; в передних ногах меч; на груди имя Его Императорского Величества; в третьей части — гербы Курляндский и Семи-гальский: щит четверочастный: в первой и четвертой частях — герб Курляндский: в серебряном поле червленый лев, в червленой короне; во второй и третьей частях — герб Семигальский: в лазоревом поле выходящий серебряный олень, с шестью отростками на рогах, увенчанный герцогской короной; в четвертой части — герб Карельский: две противопоставленные, поднятые вверх руки в серебряных латах, с серебряными мечами; над ними золотая корона. 5. Щит соединенных гербов Северо-Восточных областей — четверочастный, с малым щитом на середине, в котором герб Пермский: белый медведь, над ним Евангелие золотое, а под ним крест серебряный, поле красное; в первой части — герб Вятский: в руке из облака лук с одной стрелой белой, перо черное; в стороне крест красный, поле золотое; во второй части — герб Болгарский: серебряный, идущий агнец с червленой хоругвью, древко золотое; поле щита зеленое, разделенное серебряным крестом; в третьей части — герб Обдорский: черная идущая лисица с червлеными глазами и языком; поле серебряное; в четвертой части — герб Кондийский: дикий человек с дубовым венком на голове и дубовым поясом, держащий правой рукой на плече серебряную булаву; поле зеленое. 6. Герб Туркестанский: в золотом щите черный идущий единорог с червлеными глазами, языком и рогом. Средний государственный герб — тот же, что и Большой, но без Государственной хоругви и шести гербов над сенью. Малый государственный герб — сходен со Средним, но не имел сени, изображения святых и родового герба Государя Императора. Иногда Малым государственным гербом или просто Государственным гербом называли Государственного орла, имеющего гербы всех Царств, входивших в состав Российской империи и Великого Княжества Финляндского. Гербы членов Императорского Дома Российской империи: Большой герб Его Императорского Величества Государя Императора — это Большой государственный герб, а Малый — состоял из Малого государственного герба, в нашлемнике которого помещался возникающий Государственный орел. Родовой герб Его Императорского Величества Государя Императора состоял из соединенного герба Романовых и Голштейн-Готторпов (см.: Государственный герб). Гербы членов Императорского Дома различались в зависимости от степени родства с тем Императором, от которого они происходили по прямой линии: Большой герб Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича —это Средний государственный герб, а М а л ы и — Малый государственный герб, но с древнею царскою короною, венчающей шлем. Большой герб Их Императорских Высочеств, младших сыновей Императора был тот же, что и Наследника Цесаревича, но щитодержатели — два варяга, а Малыи — был подобен гербу Наследника Цесаревича, но с Романовской каймой (из отрубленных львиных голов) по периметру. Большой герб Их Императорских Высочеств, внуков Императора отличался от Большого герба младших сыновей Императора щитодержателями — вместо двух варягов были два золотых единорога с червлеными глазами и языками, а Малый — возникающим в нашлемнике Государственным орлом, имевшим на груди лишь Московский герб. Большой герб Их Высочеств князей крови Императорской, правнуков Императора отличался от Большого герба младших сыновей Императора щитодержателями — вместо золотых два черных единорога с золотыми рогами и копытами, щит прямоугольной формы, а Малый герб —возникающим орлом в нашлемнике, черный без гербов на груди и крыльях и с Романовской каймой (из отрубленных львиных голов) по окружности. Большой герб Их Высочеств князей крови Императорской, старших сыновей правнуков Императора отличается от Большого герба правнуков Императора формой щита и щитодержателями (два золотых грифона с червлеными языками). Большой герб Их Светлостей князей крови Императорской, младших сыновей правнуков Императора отличается от Большого герба старших сыновей правнуков Императора формой щита, отсутствием Московского герба на груди орла и щитодержателями (два черных грифона с золотыми клювами и червлеными языками). Большой герб Ея Императорского Величества Государыни Императрицы был подобен Среднему государственному гербу (см.: Государственный герб), но с другим расположением гербов территории, входивших в состав Империи, и включением ее фамильного герба. Гербы Их Императорских Высочеств дочерей и внучек Государя Императора и Их Высочеств правнучек Государя Императора были подобны соответствующим гербам мужского пола, но форма щитов была ромбоидальной формы. Гербы членов Императорского Дома учитывали индивидуальные атрибуты, которые дополнительно характеризовали данное лицо, например: сын императора Николая I великий князь Константин Николаевич был генерал-адмиралом русского флота, и в его гербы внесены два скрещенных якоря.
Источники: Книга П. Х. Гребельского”Дворянские роды Российской империи”, СПб., 1993 Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском археологическом институте в 1907—1908 гг. М., 1908. Болсуновский К. В. Родовой знак Рюриковичей, великих князей Киевских. Киев, 1908. Винклер П. П. Русская геральдика. СПб. Вып. I—IV. Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года. СПб., 1912. Гербовые дивизы русского, польского, финляндского и прибалтийского дворянства. У. Г. Иваск и С. Н. Тройницкий. СПб., 1910. Девизы русских гербов. СПб., 1882. Девизы русских гербов. СПб., 1888. Девизы высочайше утвержденных гербов российского дворянства. Сост. В. Э. Горн. СПб., 1891. Драчук В. С. Рассказывает геральдика. М., 1972. Дурасов В. Гербовник Российского дворянства. СПб., 1906—1907, ч. I—II. Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1924. Каменце.ва Е. И. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1983. Лукомский В. К. Указатели к «Общему гербовнику дворянских родов Всероссийской империи» части I—XVIII и «Гербовнику дворянских родов Царства Польского» части I—И. СПб., 1910. Лукомский В. К. О геральдическом художестве в России. СПб., 1911. Лукомский В. К. Русская геральдика: Руководство к составлению и описанию гербов. Пг., 1915.
Страницы: 1 2 3 4 5 #
|
Текущий рейтинг темы: 7.0000 |
|