Значительная часть иностранного дворянства, принимая российское подданство и получая специальное разрешение на пользование на территории Российской империи своим родовым или пожалованным титулом, в «Гербовник» не вносилась и публикация их гербов в печати практически будет впервые осуществлена в настоящих книгах в соответствующих их частях. Гербы состоят из следующих элементов: щит, шлем, намет, корона, нашлемник, щитодержатели, бурелет, девиз, мантия и сень. Щит — главная составная часть герба. По форме щиты подразделяются на следующие типы: немецкий (с выемкой в стороне), английский, испанский, итальянский, польский, косоугольный, византийский, круглый и квадратный. В гербе щит изображается всегда как бы смотрящим на наблюдателя, так что правая сторона его будет левой от последнего. Щит может быть не только цельным, но и разделенным. Главных делений щита три. Рассечение — производится перпендикуляром по линии БВ, делящим щит на две части: правую и левую. Пересечение — производится горизонтальной линией, делящей щит на две части: верхнюю и нижнюю. Скошение — производится диагональю, проведенной из верхнего угла щита в противоположный нижний. Может быть скошение справа (по линии ГИ) и слева (по линии ДЗ). Комбинируя варианты деления можно получить щит четверочастный и др. Все изображения на щитах делаются с помощью геральдических финифтей (цветов), металлов и мехов, которые могут изображаться как краской, так и графически, т. е. определенной штриховкой. Финифтей в русской геральдике пять: Червлень (красный) — символ храбрости, мужества и неустрашимости. Изображается смесью сурика и киновари или, графически, вертикальными линиями. Лазурь (голубой) — символ красоты, мягкости, величия. Изображается смесью кобальта и ультрамарина или, графически, горизонтальными линиями. Зелень (зеленый) — символ надежды, радости, изобилия. Изображается смесью хрома и растительной зелени или, графически, диагональными линиями справа. Пурпур (бордовый) — символ достоинства, силы, могущества. Изображается смесью кармина и розового лака или, графически, диагональными линиями слева. Чернь (черный)—символ печали, благоразумия, смирения. Изображается слоновой костью или, графически, взаимно пересекающимися перпендикулярными линиями. Кроме того, для изображения человеческого тела и фигур применяются финифти телесные и натурального цветов, графически изображаемые оттенениями и тушовкой. Металлов два: золото — символ богатства, справедливости, великодушия. Изображается натуральным золотом или желтой краской, а графически — точками; серебро — символ чистоты и невинности. Изображается серебряной краской, а графически не изображается. Мехов два: горностаевый — символ власти. Изображается натуральным цветом, а графически — в виде черных, уширенных к низу крестиков, усеянных по серебряному полю. Беличий — изображается в виде чередующихся серебряных и лазуревых шлемиков. Мех может быть противогорностаевым и противобеличьим. Иногда поверх финифти или металла щит покрывался узорными линиями, называющимися дамаскировкой (такой узор присутствовал на изделиях из дамасской стали — отсюда и название). Крайне редко щит бывает пустым, т. е. без изображений. Обычно на щите помещались гербовые фигуры, которые делятся на фигуры геральдические, имеющие лишь условное значение, и на фигуры негеральдические, живые существа и предметы, заимствованные из действительности (лев, орел, сокол, медведь, конь, слон, подкова, стрела, меч и т. п.) или фантастические (дракон, единорог, грифон и другие). Место, занимаемое фигурой на щите, называется ее положением. Главнейших положений семь: в центре щита (А); во главе его (Б); в оконечности (В) и в правом или левом верхних (Г, Д) или нижних (3, И) углах. Одна фигура помещается всегда в центре щита. Она может быть повышена — если занимает на щите точку Е, или понижена — если эта точка Ж. Если изображается несколько фигур и они помещаются одна над другой, то нижняя называется обремененной. Фигура может быть сопровождаема, обрамлена, окружена и т. п. другими фигурами. Очень часто в гербах изображают ангелов и херувимов с двумя, четырьмя и шестью крыльями. Человек изображается телесного цвета, нагой или одетый, вооруженный и т. п. Лев в геральдическом значении животное царственное, символ силы, мужества и великодушия, но он использовался на гербах не только королями. Льва традиционно изображали в профиль так, что видны одно ухо и один глаз, стоящим на задних лапах, а передними бросающийся вправо, окровавленный язык выходит из пасти, а поднятый вверх хвост падает на спину. Если его когти не того цвета, каким окрашено тело, лев называется вооруженным. Если на его голове корона, то лев называется коронованным, и т. д. Леопард — символ храбрости и отваги. Фигура леопарда отличается от льва тем, что видна вся его голова с двумя глазами, таким образом он представляется идущим, т. е. стоит на трех ногах, а четвертую вперед, и хвост его падает не на спину, а поднят кверху и откинут. Поэтому лев, имеющий одну из перечисленных примет, называется леопардоподобным львом, а леопард, заимствовавший какие-нибудь приметы от льва, именуется львуподобным леопардом. Орел — символ власти, господства и вместе с тем великодушия и прозорливости. Он обыкновенно изображался летящим грудью вперед, с парящими или поднятыми вверх крыльями. Мог быть с одной головой или двуглавый. Двуглавый орел черного цвета, называется императорским. Конь в гербе изображен всегда в профиль. В зависимости от позы и цвета частей тела имел дополнительное наименование: поднятый на дыбы — бешеным, если цвет глаз отличался от цвета тела — играющим. Гриф (грифон), представляющий собой льва с головой орла, символизировал могущество льва с зоркостью орла. Считалось, что он является хранителем кладов. Единорог — обычно изображался с телом и головой лошади, задними ногами антилопы, хвостом льва или лошади, иногда с бородкой козла и обязательно длинным спиральным рогом, посаженным посредине лба. Солнце, символ света, богатства и изобилия, изображалось золотом в виде человеческого лица, окруженного лучистым сиянием. Если же оно было другого цвета, то называлось тенью солнца, а если не было лучей, то называлось в затмении. Луна изображается в виде полумесяца (иногда у него человеческий профиль). Рога луны могут быть обращены вверх, вниз или в любую из сторон щита. Звезды служили символом ночи и вечности. Отличались цветом и числом углов (лучей). Шлем — традиционный (хотя и не всегда обязательный) элемент герба, помещается над щитом. В западноевропейской геральдике, в зависимости от положения на иерархической лестнице власти, занимаемого владельцем герба, шлемы различались между собой. Так, в гербах императоров и королей шлем был золотым, с открытой лицевой стороной, без решетки (забрала). У принцев крови и герцогов — шлем серебряный, открытый; у маркизов такой же, но с опущенной решеткой, у графов — серебряный, обращенный в три четверти, с девятью решетинами; у баронов — из полированного серебра, обращенный в три четверти, с семью решетинами; у нетитулованных старинных дворян — из полированной стали, обращенный в профиль, с четырьмя решетинами; у жалованных дворян — из того же металла, обращенный вправо и в профиль, с почти опущенным забралом; лица, рожденные от неосвященных браков, имели шлем, сделанный из того же металла, но обращенный влево. В случае его установки прямо — у него было опущено забрало. В России эти сложные правила практически не использовались; в гербах изображались геральдические шлемы разных типов. В «Общем гербовнике» в гербах старых дворянских родов шлем изображался в анфас, а в гербах семей, вновь пожалованных в дворянство, был повернут в правую сторону (влево от зрителя). Но позже это правило не соблюдалось. В XIX в. в русских гербах иногда изображался не западный, а древнерусский конусообразный шлем. Однако он не получил большого распространения. Намет — выходящие из шлема украшения, располагаемые по сторонам щита; цвет намета всегда соответствует цвету герба. Ведет свое происхождение от ткани, которой рыцарь покрывал свой шлем для того, чтобы предохранить его от влияния непогоды и палящих лучей солнца. Нашлемник — верхняя часть шлема, на котором устанавливались фигуры (часто — страусовые или павлиньи перья, орлиные крылья), зачастую изображенные на щите владельца. Короны — геральдические знаки, которые, так же как и шлем, в зависимости от положения владельца герба различались между собой в количестве изображаемых золотых листьев и жемчужин. В Государственном гербе Российской империи помещалась та корона, в которой государь император венчался на царство. Щитодержатели — фигуры людей, зверей или фантастических животных, которые с одной или двух сторон поддерживали щит. Эти фигуры, кроме происхождения рода, могли свидетельствовать и о заслугах лица, и о том, на каком поприще оно отличилось. Так, у князя Лопухина, бывшего министром юстиции, щитодержатель с правой стороны герба — богиня, имеющая в руках весы правосудия, а с левой — воин со знаменем; у графов Разумовских — с одной стороны скиф с колчаном, луком и стрелами, а с другой — малоросс (украинец). Мантия — укрытие над гербом, ведущая свое происхождение от палатки, которую устанавливал рыцарь в ожидании вызова на турнир и помещал в ней свое оружие. Мантия — принадлежность гербов коронованных особ, принцев крови, герцогов и князей. В русских гербах мантия была принадлежностью только княжеских фамилий, а также тех дворянских родов, которые были признаны происходящими из княжеских родов, но по каким-либо причинам утратили княжеский титул. Сень — шатер, помещаемый над мантией Государственного герба. Бурелет — жгутик из ткани, закрепленный на шлеме и окрашенный теми же цветами, что и щит. Девиз — краткое изречение, принятое дворянским родом и помещаемое на ленте, чаще всего внизу щита. Автор книги «Русская геральдика» А. Б. Лакиер писал: «Покажите мне ваш герб: я скажу, какого вы рода». Это особенно справедливо по отношению к гербам русских княжеских родов, и, зная земельную геральдику России, нетрудно определить, в каких княжествах и в каких городах правили их предки. Старинные гербы Киева, Смоленска, Чернигова, Ярославля, Ростова и других городов были включены в гербы соответствующих ветвей Рюриковичей и Гедиминовичей.
Страницы: 1 2 3 4 5 #
|