Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

ПОСЛЕДНИЙ КАЛУЖСКИЙ ГУБЕРНАТОР Н. С. ЧЕНЫКАЕВ


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   ПОСЛЕДНИЙ КАЛУЖСКИЙ ГУБЕРНАТОР Н. С. ЧЕНЫКАЕВ
RSS



Последнему губернатору Калуги – статскому советнику Николаю Сергеевичу Ченыкаеву пришлось исполнять свои обязанности в предреволюционной Калуге. Годы его губернаторства (1915-1917) совпали с первой мировой войной 1914-1918 гг. и последующими революционными потрясениями. В 37 лет, будучи еще достаточно молодым чиновником, он был назначен на эту высокую должность. Казалось, не было никаких препятствия для большой чиновничьей карьеры. Но неудачи России на фронтах первой мировой, недовольства народа властями, революционная агитация и революционные настроения масс - все это привело к краху царской системы. Но, в далеком 1915 году все еще оставалось по старому – в Калуге все еще функционировала система государственной власти, заложенная Екатериной. И во главе этой системы стоял калужский губернатор. Но до ее падения уже оставались считанные годы.

Николай Сергеевич Ченыкаев происходил из мелкопоместных дворян Калужской губернии. По мужской линии он являлся прямым потомком капитана Николая Тимофеевича Ченыкаева, участника Отечественной войны 1812 года, награжденного в 1814 году дворянской медалью на Владимирской ленте. Эта медаль давала ее владельцу права потомственного дворянина.

22-х летним выпускником Императорского Петербургского университета с дипломом II степени, молодой Николай в 1900 году поступает на государственную службу.
С 1901 года он состоял на службе в хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел в чине губернского секретаря.
В июне 1903 года Николай Сергеевич исполняет обязанности секретаря при председателе Подготовительной комиссии для разработки законопроекта о местных дорогах действительном тайном советнике Салове.
А с июля 1904 года служит в Главном управлении по делам местного хозяйства, где в чине коллежского секретаря занимает должность младшего помощника делопроизводителя.
По распоряжению министра внутренних дел 18 мая 1905 года молодой чиновник "был командирован в Пензенскую губернию для собрания в земских и городских управах и в других подлежащих учреждениях сведений о распределении земельных и других недвижимых имуществ, а равно о числе выдаваемых торговых и промысловых документов, облагаемых земскими и городскими сборами".
1 января 1906 года Николай Сергеевич получил чин титулярного советника, а 16 января был назначен старшим помощником делопроизводителя главного управления по делам местного хозяйства.
С 1 мая 1907 года ему была поручена должность делопроизводителя, 10 ноября того же года он был произведен в чин коллежского асессора.
С марта 1908 по январь 1912 года Ченыкаев назначался представителем Министерства внутренних дел в ряд комиссий при Военном министерстве, при Главном штабе Военного министерства, при Министерстве торговли и промышленности.
В 1912 году в чине надворного советника был назначен минским вице-губернатором. С 1913 года - камер-юнкер двора его императорского величества. В том же 1913 году Ченыкаев произведен в коллежские советники, а в 1914 году - в статские.
За время пребывания на посту минского вице-губернатора Ченыкаев, в отсутствие начальника губернии, не раз исполнял обязанности губернатора. В 1913 году он занимался ревизией минского городского полицейского управления, сыскного отделения и воинских частей, за что ему была объявлена "глубокая признательность" минского губернатора.
В декабре 1913 года ему было пожаловано звание камер-юнкера двора е.и.в. В августе 1914 года Ченыкаев произведён в статские советники.
С началом первой мировой войны Николай Сергеевич осуществлял контроль за проведением мобилизации нижних чинов в Минской губернии. "3a труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 года награжден орденом Белого Орла. Годом позже приказом Главнокомандующего Юго-Западного фронта от 11 мая 1915 года награжден орденом Святого Станислава 2-й степени за “отличную усердную службу и труд, понесенные по Минской губернии во время военных действий”. В военное время Николай Сергеевич участвовал в работе благотворительных комитетов, находящихся под патронажем членов царской семьи, являлся председателем губернского отделения Комитета по оказанию временной помощи пострадавшим от военных действий и членом Комитета по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну.
На должность губернатора Калужской губернии Ченыкаев был назначен 9 марта 1915 года с пометкой “исправляющий дел губернатора Калужской губернии”. Официально утвержден в должности калужского губернатора он был лишь 1 января 1916 года "с оставлением в придворном звании".
24 апреля 1915 года новый губернатор прибыл в Калугу в шикарный губернаторский особняк на берегу Оки, даже не подозревая, что жить ему здесь осталось короткие два года. "Вчера, в два часа дня, в Калугу прибыл Калужский губернатор статский советник Н. С. Ченыкаев", — сообщалось в субботнем выпуске газеты "Калужский курьер" от 25 апреля 1915 года.
За два года работы на посту калужского губернатора, Ченыкаев занимался организационными и хозяйственными вопросами, а также благотворительностью. В Калуге он возглавлял губернский отдел Комитета по организации благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну, за что ему была объявлена благодарность великой княгини Елизаветы Федоровны и пожалован жетон с драгоценными камнями. При нем в Калуге расширяется военный лазарет, оборудуются больницы, создаются новые места для прибывающих с фронта раненых воинов. Ему пришлось в одно время заниматься размещением беженцев, военнопленных, раненых и больных солдат, и одновременно – бороться с политическим убеждениями, подавлять революционные выступления масс, антиправительственные выступления и митинги рабочих. Все это создавало противоречивые представления о фигуре последнего калужского губернатора.
В Калуге Николай Сергеевич также возглавлял губернское отделение Комитета по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну, за что ему была объявлена благодарность великой княгини Елизаветы Федоровны и пожалован кулон с драгоценными камнями “за развитие и оживление деятельности отделения Комитета”. Николай Сергеевич состоял председателем и почетным членом многих комитетов и комиссий, сохранял звание почетного мирового судьи Минского уезда, но в первую очередь он занимался разрешением дел, диктуемых военной обстановкой. В Калугу постоянно прибывали беженцы, здесь размещали военнопленных, в том числе больных и раненых. Для предупреждения эпидемий были построены бараки для больных тифом на территории Хлюстинской больницы, оборудованы госпиталь в здании Екатерининского училища и бани для военнопленных, карантинные помещения для беженцев у железнодорожного вокзала.
11 июня 1915 года губернатором было издано обязательное постановление по санитарной части для всех городов губернии, где подробно указывались меры предупреждения "повальных болезней" и порядок содержания улиц и торговых помещений. Кроме того, губернатор внес в Городскую Думу предложении о приглашении постоянного санитарного врача для надзора за доброкачественностью поступающих в продажу продуктов. Для контроля за соблюдением порядка и законности он издал ряд обязательных постановлений. “Личная и имущественная безопасность каждого, а равно спокойствие и порядок в Высочайше вверенной моему управлению губернии охраняются чрезвычайными мерами”, — было объявлено губернатором, — “поэтому при малейшей попытке к нарушению порядка и спокойствия, я не остановлюсь перед самыми суровыми мерами для восстановления их и перед применением к виновным взыскания со всею строгостью переживаемого нами военного времени”. Объявление было несколько раз напечатано в газете "Калужский курьер".
Губернатор требовал полного соблюдения спокойствия и порядка во всех уездах губернии, немедленного пресечения "распространения смутьянами всяких вздорных слухов". Начальникам полиции было предписано неукоснительно следить за тем, чтобы не производилась продажа крепких напитков и на улицах не появлялись пьяные. 11 июня 1915 года губернатором был подписан циркуляр, предписывающий два раза в год проводить ревизию всех типографий и лавок в губернии, торгующих произведениями печати. А постановление губернатора от 29 октября того же года запрещало "во всех населенных местах Калужской губернии, как частным лицам, так и учреждениям, без надлежащего на то разрешения содержать почтовых голубей".
С началом войны в губернии стала ощущаться явная нехватка продовольствия. Цены на продукты стремительно возросли. Для обеспечения населения продовольствием приказом Ченыкаева были введены льготные тарифы на перевозку зерна, закупленного для продажи населению, было издано постановление, по которому лицам, торгующим предметами первой необходимости и кормами для скота, воспрещалось отказывать в продаже этих продуктов.
Деятельность Калужского губернатора была щедро отмечена правительственными наградами. В августе 1912 года, Николай Сергеевич, как старший в роде из прямых потомков героя капитана Николая Тимофеевича Ченыкаева, был награжден дворянской медалью на Владимирской ленте и бронзовой медалью в память 100-летия Отечественной войны 1812 года. За свою службу в Калуге Ченыкаев получил ряд наград и медалей: золотую медаль в память 50-летия утверждения губернских и уездных земств, медаль Двинского Православного Александро-Невского Братства, медаль 1-й степени “за ревностные труды на посту Председателя Калужского отделения комитета для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий” и другие.
Ченыкаев не имел родовых поместий. В Калуге он получал жалованье 10 тыс. рублей в год. Был женат на Надежде Михайловне, урожденной Акимовой, дочери статс-секретаря, действительного тайного советника Акимова.
После февральской революции 1917 года, 3 марта 1917 года Ченыкаев был срочно вызван в городскую Думу, где ему объяснили о невозможности в дальнейшем занимать должность губернатора и необходимости сложения губернаторских полномочий. Фактически, Ченыкаева заставили подписать добровольную отставку. “...Временное Правительство признало необходимым временно устранить губернатора и вице-губернатора от исполнения обязанностей”, - гласил присланный 3 марта 1917 года в Калужскую губернию указ, - “Управление губернией временно возлагается на вас в качестве губернского комиссара Временного Правительства со всеми правами, предоставляемыми действующими узаконениями губернатору”. Сам же Николай Сергеевич был немедленно заключен под домашний арест.


Страницы: 1 2 #

Текущий рейтинг темы: 7.0000



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта