|
|
|
|
Много крупных ученых, деятелях науки и культуры родилось в дворянских имениях Калужской губернии, В один ряд с такими именами, как математик Чебышев, художник-передвижник Прянишников, братьи Киреевские можно поставить Льва Александровича Кавелина, известного духовного писателя и библиографа, историка Русской Православной Церкви. Родился Лев Александрович в 1822 году в своем родовом именин Гривки Козельского уезда в семье участника Отечественной войны 1812 года, штаб-ротмистра Гродненского гусарского полка Александра Александровича Кавелина. Его мать – Мария Михайловна, урожденная Нахимова, двоюродная сестра адмирала П. С. Нахимова, героя Синопа и Севастополя. Как его отец- дворянин, Лев Александрович получил военное образование в Московском кадетском корпусе, который окончил в 1840 году. Служебную карьеру начал офицером, выбрав Волынский полк. Но вдруг случилось не предвиденное. В чине капитана Кавелин, неожиданно для всех покинул полк. Что случилось с ним, никто не знал, пока он не объявился в Оптиной пустыни под именем монаха Леонида.
Несчастная ли любовь или еще что были тому причиной - сейчас сказать трудно. Бесспорно одно - история российской словесности выиграла от решения молодого офицера. В последствии архимандрит Леонид опубликовал более 300 научных работ, составил образцовые для своего времени многочисленные каталоги и описания рукописей Троице-Сергиевой лавры, Козельской Оптиной пустыни, Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, городских и сельских церквей Калужской епархии. По сей день считается классическим составленное им четырехтомное “Cиcтематическое описание славяно-русских рукописей собрания графа А. С. Уварова”. Предположение известного историка Немировского о том, что Кавелин мог уйти в монастырь по причине неразделенной любви, как поэт Апухтин, написавший в Оптиной пустыни известную автобиографическую поэму вряд ли оправдано. Еще в отрочестве Лев Кавелин испытал сильное чувство от своего паломничества в Оптину пустынь, от чтения книг, выпущенных в ее типографии. Выбор этого монастыря им был обдуман давно. Бывая в отпусках, молодой офицер Кавелин продолжает не только навещать Оптину, но и собирает материал по ее истории. Этот материал, особенно подвижничество старцев и явление в Оптиной первых скитов, укреплял его глубокое религиозное чувство. Нельзя обойти того факта, что, служа в армии, офицер в 1845 году, в возрасте 23 лет, когда самое время писать любовные послания, пишет, а через два года издает в Петербурге свой первый исследовательский труд "Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни". Введенская как бы вводила и его в новую творческую и духовную жизнь. Последующие пять лет службы в армии не изменили образ мыслей Кавелина. В 1852 году он делает свой окончательный выбор: выходит в отставку и становится послушником, а позднее - иноком Оптиной пустыни, приняв духовное имя Леонид. В октябре 1857 года епископ Калужский и Боровский Григорий посвящает его в иеромонахи. Это время совпало с расцветом самой святой обители, в том числе и ее книгоиздательской деятельности, которой до своей кончины служили верой и правдой братья Иван и Петр Киреевские со Степаном Шевыревым, передавшие теперь книжное духовное наследие Оптиной в надежные руки иеромонаха Леонида, владевшему в совершенстве древнеславянским языком. За десять лет иеромонах Леонид готовит к изданию и выпускает полтора десятка книг на русском и славянском языках. Множество его научных статей появляется в "Калужских Епархиальных Ведомостях", "Калужских Губернских Ведомостях", "Чтениях Московского Общества истории и древностей". Его труды печатались в разных изданиях: "Церковная летопись Калуги", "Летопись градокалужских церквей", “Материалы для исторического описания монастырей Калужской епархии” и десятки других. Последующие годы ученый иеромонах проводит в Калуге, в архиерейском доме, где им была собрана самая значительная в губернии библиотека духовной литературы. В 1862 году выходит знаменитое "Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря". И в том же 1862 - "Исторические описания" еще двух монастырей: Калужской Тихоновой Пустыни, Перемышльского Лютикова монастыря. Всего же в 1862 году им опубликовано 5 изданий, два из которых - исследования о древних селениях вятичей в Москве. Удивительные неповторимые жизнеописания калужских священнослужителей и старцев оставил для потомков иеромонах Леонид Кавелин - это и биография отца Макария, настоятеля Оптиной Пустыни, и жития архимандрита Моисея, старца Леонида, в схиме Льва, и Тита Молчальника. Одни из них изображены аскетами, отказавшимися от всех благ мирских, другие, например, Калужский епископ Феофилакт показаны во всей пышности и блеске времен Екатерины Великой и Павла I. В 1857 году иеромонах Леонид для расширения кругозора и познания христианской культуры на несколько лет отправляется в путешествие по Палестине, куда он был назначен членом Духовной миссии в Иерулисалиме. Его деятельность на земле обетованной была высоко оценена правительством – он награждается золотым крестом с драгоценными камнями. В 1865 году он направляется служить в Константинополе при посольской церкви, а в 1866 году – начальником Иерулисалимской Духовной миссии. По возвращении в родную обитель, он создает новые труды, связанные с христианством древней Руси и Византии. Сами названия их говорили о дальних путешествиях: "Заметки инока, уроженца Калуги, о его странствии в святой град Иерусалим", "Путешествие в Иерусалим старца Леонтия калужанина". В своих работах иеромонах Леонид не обходил и вопросов церковной и светской жизни. Вот лишь две из его известных публикаций середины XIX века: "Письмо Н. В. Гоголя к одному из старцев Оптиной Пустыни" и "Изъяснение раскола, именуемого христовщина и хлыстовщина". Самыми фундаментальными историческими и краеведческими исследованиями ученого стали труды, на которые до сих пор ссылаются исследователи - это "История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии и Калужские иерархии" и "Летопись Калужская отдаленных времен до 1841 года". 5 июля 1869 года указом Святого Синода иеромонах Леонид назначается настоятелем Воскресенского Новоиерусалимскогo монастыря Московской епархии. Через восемь лет он становится настоятелем Троице-Сергиевой Лавры и целиком отдается изучению старопечатных книг, летописей и древних актов. Ему удалось разыскать и переиздать самый полный текст "Жития Сергия Радонежского", на который теперь ссылаются ученые. В своем самообразовании иеромонах Леонид достиг тех вершин, которые он ценил в других людях. Он владел греческим, польским, французским, немецким и английским языками. Многие научные общества считали за честь называть его своим почетным членом. К нему обращались за советом и помощью историки и археологи, библиографы и лингвисты. Поистине велик вклад ученого архимандрита Леонида в историю и культуру не только Калужского края, но и России: он автор более 300 научных работ, почетный член Московской духовной академии, Археологического института в Санкт-Петербурге, член-корреспондент Императорской Академии наук, член археографической комиссии и Сербского ученого общества в Белграде, действительный член археологических обществ в Санкт-Петербурге и Москве, православного Палестинского общества, общества любителей древней письменности. За заслуги перед Отечеством в 1873 году архимандрит Леонид награжден орденом Св. Анны II степени с императорской короной, в 1877 году – орденом Св. Владимира IV степени, в 1880 году – орденом Св. Владимира III степени. Скончался архимандрит Леонид 22 октября 1891 года в Троицко-Сергиевой лавре, до последних своих дней поддерживая связь с Оптиной Пустынью. Уже нет на Калужской земле доброгo десятка монастырей, а память о них живет благодаря историко-археологическим и статистическим описаниям, которые оставил для потомков наш земляк и духовный подвижник Лев Александрович Кавелин. Олег МОСИН Светлана МОСИНА
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: КАВЕЛИНЫ — дворянский род. Происходил от Ивана Ивановича Кавелина (ум. ок. 1660 г.), бывшего в 1620 — 42 гг. подьячим, а в 1642 — 52 гг. — дьяком при патриархе Иосифе. Сын Ивана Ивановича, Пётр Иванович Кавелин, служил разрядным дьяком. Сын Петра Ивановича, Юрий Петрович Кавелин., бывший в 1678 — 82 гг. стольником, в 1692 году пожалован в вотчину поместьями отца и дяди. В XVIII и XIX вв. представители рода находияись на военной и гражданской службе. Михаил Лукич Кавелин (1710 — 1764 гг.) был гвардии капитан-пооучиком, а его сын, Александр Михайлович (1750 — 1812 гг. ),— секунд-майором. Действительный статский советник Дмитрий Александрович Кавелин (1778— 1851 гг.) начал службу в лейб-гвардии Измайловским полку, затем, перейдя на гражданскую службу, в 1812 — 16 гг. был директором Медицинского департамента Министерства внутренних дел, в 1816 году назначен директором Главного педагогического института, переименованного в 1819 году в Петербургский университет, директором которого оставался до в 1821 года, затем был чиновником особых поручений при рижском генерал-губернаторе, а в 1829 — 33 гг. состоял обер-прокурором 8-го департамента Сената в Москве; был известен как поэт. Сын Дмитрия Александровича, действительный статский советник Константин Дмитриевич Кавелин (1818 — 1885 гг.), был профессором Московского и Петербургского ун-тов, служил в Миниотерстве внутренних дел, а затем в штабе военно-учебных заведений, в 1852 — 57 гг. состоял начальником отделения канцелярии Комитета министров, преподавал законоведение наследнику престола великому князю Николаю Александровичу, служил в Министерстве финансов, в 1878 — 85 гг. был профессором гражданского права Военно-юридической академии, в 1882 — 84 гг. президентом Императорского Вольного экономического общества. Он был известным историком, юристом, философом, публицистом, общественным деятелем, одним из идеологов русского либерализма. Двоюродный брат Константина Дмитриевича, Лев Александрович Кавелин (1822 — 1891 гг.), служил в лейб-гвардии Волынском полку, в 1852 году вышел в вставку в чине капитана и стал послушником в Оптиной пустыни, в 1857 году постригся в монахи с именем Леонида, с 1863 года архимандрит, начальник русской духовной миссии в Иерусалиме, с 1865 года настоятель русской посольской церкви в Константинополе, с 1869 года - настоятель Воскресенского монастыря (Новый Иерусалим), с 1877 года наместник Троице-Сергиевой лавры. Он был известным историком, археографом-славистом, библиографом, переводчиком, автором стихов, мемуарной и очерковой прозы.
Страницы: 1 2 #
|
Текущий рейтинг темы: 7.0000 |
|